Автор: Викулина Людмила Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: конспект логопедического занятия Тема: "Слоговой анализ и синтез" Раздел: начальное образование
Цели: - Коррекционно-образовательные:
закрепить понятие слог
учить различать речевые единицы слог-слово
учить слоговому анализу и синтезу
- Коррекционно-развивающие:
развивать общую и артикуляционную моторику;
развивать речевой слух,слуховое внимание, зрительное восприятие;
расширять и активизировать словарный запас;
формировать чёткие глазодвигательные операции.
- Коррекционно-воспитывающие:
воспитывать коммуникативные навыки детей;
воспитывать культуру речи.
Оборудование: индивидуальные карточки-задания, макеты деревьев, листья со словами,
схема пословицы, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Приготовьтесь выполнять сопряженную
гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять? (чтобы
красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)
2.Корреционная работа по развитию общей и артикуляционной моторики.
1.
Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести
вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав
дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через
стороны.
2.
« Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и
зубы сомкнуты.
Растянуть
разомкнутые
губы,
одновременно
развести руки в стороны и произнести
длительно, протяжно звук И.
3.
«Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У
(вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в
стороны.
4.
Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих
гласных звуков и движений рук - И, У
5.
" Ч а с и к и "
- руки
перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к
другу. движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
7.
«Лошадка» — прямые руки подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала
кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
8. «Ножницы» - "Дощечка" - "Кулачок"
«Ножницы - пальцы силой разведены
"Дощечка" - плотно прижаты друг к другу
"Кулачок " - пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые
подаются в быстром темпе.
9. Проговаривание звуковых рядов , произнесение каждого звука сопровождается
определенным жестом
звук
О -
пальцы обеих рук образуют "колечки" из большого и указательного
пальца;
звук А - ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;
звук У - руки пред грудью, ладони потно прижаты друг к другу;
звук И - руки медленно разводятся в стороны.
10. "Ухо-нос"
Сядет тот, кто скажет какое время года сейчас? (поздняя осень)
- Назовите первый месяц осени?(сентябрь)
- Второй месяц осени называется..?(октябрь)
- Какой сейчас месяц? ( ноябрь)
- Ребята, назовите приметы осени (похолодание, листья желтеют и опадают, часто идут
дожди, поздней осенью уже идет снег, на дорогах гололедица, и т.д..)
- Прочитайтепословицу об одном из осенних месяцев по схеме:
Т
К
Р
Ь
В
Д
Н
Ы
А
П
Б
М О
Ю А
М
Н
О
Я
С
Р
А
О
И
Х
И
Г
Ц
О
Т
Э
З
Ноябрь - ворота зимы.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему так говорят?( ноябрь - это последний
месяц осени, потом наступит зима)
3.Объявление темы занятия.
- Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Из чего состоят слова? (из слогов)
- Что такое слог? (слог - это часть слова)
- Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны слогов, будем учиться делить слова
на слоги, и наоборот - из слогов составлять новые слова, а еще мы будем думать, слушать,
правильно и красиво говорить.
Тема нашего занятия: Деление слов на слоги.
- Ребята, скажите а зачем нам надо уметь делить слова на слоги (чтобы грамотно писать,
правильно переносить слова)
4. Основная часть
Вы уже знаете секрет правильного деления слов на слоги.
Вспомните его.(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Значит, чтобы правильно разделить слово на слоги, надо хорошо знать гласные.
Назовите их. (а, о, у, ы, э, я, ё, е, ю, и) (домик с гласными на доске)
Сколько их? (10)
5. Запись числа в тетради.
-А сейчас откроем тетради и запишем число.
6. Упражнение на развитие слухового восприятия и внимания.
- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и
слоги, а вы запишите в тетрадь только слоги.
Проверка.
- Прочитайте слоги, которые вы записали. (читает один ученик, остальные проверяют)
- Молодцы. Как вы определили слоги? (у слова есть значение, смысл, а слог - это
часть слова, и поэтому смысл нам не понятен).
Задание№1 .
Слоговой анализ.
- Достаньте из конверта разноцветные кленовые листочки. Они напоминают нам об
осенней поре, когда мы любовались яркими деревьями и гуляли по пестрому ковру из
опавших листьев. А сегодня на уроке мы определим с какого грамматического дерева
осыпались ваши листочки.
- Итак, на доске макеты деревьев, ваша задача, прикрепить листок на нужное дерево, для
этого нужно правильно разделить слово на слоги и обосновать свой ответ. (дети по
цепочке выходят к доске)
СЛОВА : лист, дуб, клён, ель. (лист)
груша, лимон, слива, горох (горох)
василёк, ромашка, гвоздика, крапива (крапива)
Молодцы, вы правильно определили с какого дерева упали эти листочки. Деревья снова
стали яркими и нарядными.
А теперь назовите лишнее слово на каждом дереве и объясните почему оно лишнее?
7.Физкультминутка.
(Проговаривается 2 раза, с ускорением темпа)
У оленя дом большой. (Дети показывают рога оленя)
Он глядит в свое окно. (Дети на уровне головы показывают “оконце”)
Зайка по лесу бежит, и ушами шевелит (Ладошки приставляют к голове – “заячьи
ушки”).
Тук, тук, дверь открой. (Имитируют стук в дверь)
Там в лесу охотник злой. (Изображают злого охотника с ружьем)
Зайка, зайка, забегай! (Машут ладошкой, приглашая войти)
Лапку подавай. (Протягивают руки вперед, кладут ладошки одну на другую)
8. Слоговой синтез.
- Ребята, тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог находится на
своем месте. Если мы изменим порядок слогов, то слово разрушится.
Перед вами такие разрушенные слова. ( на карточках.)
Давайте поставим слоги в нужном порядке и прочитаем слово.
Выполнение задания коллективно.
ло- яб -ко = яблоко
ковь - мор = морковь
га- кни = книга
рас-ка-чёс = расчёска
ка-ши-ран-да = карандаши.
Запишите слова в тетрадь. Подчеркните гласные.
Подберите к каждому слову слово-признак.
Запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните все гласные.
Ученики делают запись.
Проверка проходит индивидуально.
9. Зрительная гимнастика
Минута отдыха - релаксация
Ребята, пора отдохнуть. Приглашаю вас в осенний лес. Сядьте удобно, наклонитесь на
спинку стула и расслабьтесь. Закройте глаза. (звучит музыка)
Представьте, что вы сейчас в осеннем лесу. Тихо шелестит ветерок желтыми листьями,
где-нибудь недалеко журчит ручеек. Вам легко и свободно дышится. ласково припекает
осеннее солнышко и вы ощущаете тепло его лучей у себя на лице. вы довольны и вам
хорошо и спокойно. Подул ветер и принес какой-то запас. сейчас возьмите бутыльки и
вдохните аромат. (дети вдыхают аромат пихтового масла)
Ребята, кому-нибудь он показался знакомым? (это запах хвоинок пихты). он полезен тем,
что помогает бороться с простудой. Помажьте себе крылья носа.
- Ребята, что вы представляли себе, когда звучала музыка ( я представлял, как греет
солнышко, как я иду по лесу и шелестят листочки под ногами, как журчит ручеек вдалеке.)
10. Составление новых слов по первым слогам записанных слов (работа по
карточкам)
- Одинаковые слоги повторяются в разных словах, поскольку количество слогов не
бесконечно. И поэтому из слогов одного слова можно составить другое слово.
Как это сделать? Попробуем сыграть в игру «Новые слова».
Задание: Надо разделить слово на слоги, выделить нужный слог (1,2,3) в каждом из них и
соединить их между собой. Записать полученные слова в тетрадь по слогам. Подчеркните
гласные в каждом слове.
Для примера одно слово составляем все вместе. Остальные слова дети составляют
самостоятельно.
Пенал + роза =перо
1 1
флаги + конфета =флакон
1 1
дома+роща+газета =дорога
1 1 1
берег+ рёва+ замок = берёза
1 1 1
листья+ лето+ снегопад =листопад
1 2 3
самовар + воробей + розы =морозы
2 2 2
Самопроверка. Проверьте себя. У кого все слова составлены правильно- поднимите руку
- на полях поставьте себе 5, у кого 1-2 ошибки - 4.
11. Составление предложения со словом ЛИСТОПАД.
- Какое слово связано с осенью? (листопад)
- Как вы понимаете слово листопад ? (опадание листьев осенью)
(А вы знаете почему начинается листопад? С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней
и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают, поэтому листья опадают)
- Со словом ЛИСТОПАД составить предложение и записать его в тетрадь по
слогам. (если мало времени, устно разделить на слоги.)
Ученики устно составляют предложения, после одобрения логопеда записывают
их в тетрадь.
Осенью на деревьях начинается листопад.
12. Итог занятия.
- Чему учились на уроке? Из чего состоят слова?
- Как определить количество слогов в слове?
- Вы сегодня хорошо поработали. Выделив первый звук в каждом из слов, вы прочтете
оценку на уроке.(М-О-Л-О-Д-Е-Ц)
- Занятие окончено, до свидания!
Приложение
Слоговой анализ и синтез.
1. Составьте из рассыпанных слогов слова
ЛО - ЯБ - КО
КОВЬ - МОР
ГА - КНИ
РАС - КА - ЧЁС
КА - ШИ - РАН - ДА
ЦА - РУ - КА - ВИ
2. Составьте новые слова.
ПЕНАЛ + РОЗА =
1 1
КАМЫШ + ЛОДКА=
2 2
БЕЛКА+ РАКЕТА + ДИВАН =
2 1 2
БЕРЕГ+ РЁВА+ ЗАМОК =
1 1 1
ЛИСТЬЯ+ ЛЕТО+ СНЕГОПАД =
1 2 3
САМОВАР + ВОРОБЕЙ + РОЗЫ =
2 2 2
* КРАСКИ + БУРАТИНО + ЕЛИ =
1 4 1
* КУЗНЕЦ + ПЛАНЕТА + МЯЧИК =
1 2 2
Т Ь Р К В Д Н Ы
А П Б М О Ю А М
Н О Я С Р А О И
Х И Г Ц О Т Э З