Напоминание

"Слоговой анализ и синтез"


Автор: Викулина Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Слоговой анализ и синтез"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема. Слоговой анализ и синтез. (2 класс)

Цели: - Коррекционно-образовательные:
 закрепить понятие слог  учить различать речевые единицы слог-слово  учить слоговому анализу и синтезу
- Коррекционно-развивающие:
 развивать общую и артикуляционную моторику;  развивать речевой слух,слуховое внимание, зрительное восприятие;  расширять и активизировать словарный запас;  формировать чёткие глазодвигательные операции.
- Коррекционно-воспитывающие:
 воспитывать коммуникативные навыки детей;  воспитывать культуру речи.
Оборудование:
индивидуальные карточки-задания, макеты деревьев, листья со словами, схема пословицы, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Приготовьтесь выполнять сопряженную гимнастику! Но вначале давайте скажем, для чего нам нужно ее выполнять? (чтобы красиво и четко говорить, правильно произносить звуки)
2.Корреционная работа по развитию общей и артикуляционной моторики.

1.

Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со
звуком А,
руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2.

« Улыбка »
— согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно
звук И.

3.

«Трубочка»
— одновременно с длительным и протяжным произнесением
звука У
(вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
4.

Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук -
И, У

5.

" Ч а с и к и "

-
руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
7.

«Лошадка»
— прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
8. «Ножницы» - "Дощечка" - "Кулачок"

«Ножницы -
пальцы силой разведены
"Дощечка"
- плотно прижаты друг к другу
"Кулачок " -
пальцы с силой сжимаются в кулаки по команде логопеда, которые подаются в быстром темпе.
9. Проговаривание звуковых рядов
, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом
звук

О
- пальцы обеих рук образуют "колечки" из большого и указательного пальца;
звук А
- ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;

звук У
- руки пред грудью, ладони потно прижаты друг к другу;
звук И
- руки медленно разводятся в стороны.
10. "Ухо-нос"
Сядет тот, кто скажет какое время года сейчас? (поздняя осень) - Назовите первый месяц осени?(сентябрь) - Второй месяц осени называется..?(октябрь) - Какой сейчас месяц? ( ноябрь) - Ребята, назовите приметы осени (похолодание, листья желтеют и опадают, часто идут дожди, поздней осенью уже идет снег, на дорогах гололедица, и т.д..) - Прочитайтепословицу об одном из осенних месяцев по схеме: Т К Р Ь В Д Н Ы А П Б М О Ю А М Н О Я С Р А О И Х И Г Ц О Т Э З
Ноябрь - ворота зимы.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему так говорят?( ноябрь - это последний месяц осени, потом наступит зима)
3.Объявление темы занятия.
- Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) - Из чего состоят предложения? (из слов) - Из чего состоят слова? (из слогов) - Что такое слог? (слог - это часть слова) - Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны слогов, будем учиться делить слова на слоги, и наоборот - из слогов составлять новые слова, а еще мы будем думать, слушать, правильно и красиво говорить. Тема нашего занятия: Деление слов на слоги. - Ребята, скажите а зачем нам надо уметь делить слова на слоги (чтобы грамотно писать, правильно переносить слова)
4. Основная часть
Вы уже знаете секрет правильного деления слов на слоги. Вспомните его.(Сколько в слове гласных, столько и слогов) - Значит, чтобы правильно разделить слово на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их. (а, о, у, ы, э, я, ё, е, ю, и) (домик с гласными на доске) Сколько их? (10)
5. Запись числа в тетради.
-А сейчас откроем тетради и запишем число.
6. Упражнение на развитие слухового восприятия и внимания.
- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы запишите в тетрадь только слоги.

Словарь: груша, со, тыква, виноград, стру, перец, ец, жи, апельсин, ан, ста, капуста.

Проверка.
- Прочитайте слоги, которые вы записали. (читает один ученик, остальные проверяют) - Молодцы. Как вы определили слоги? (у слова есть значение, смысл, а слог - это часть слова, и поэтому смысл нам не понятен).
Задание№1 .

Слоговой анализ.

-
Достаньте из конверта разноцветные кленовые листочки. Они напоминают нам об осенней поре, когда мы любовались яркими деревьями и гуляли по пестрому ковру из опавших листьев. А сегодня на уроке мы определим с какого грамматического дерева осыпались ваши листочки. - Итак, на доске макеты деревьев, ваша задача, прикрепить листок на нужное дерево, для этого нужно правильно разделить слово на слоги и обосновать свой ответ. (дети по цепочке выходят к доске)
СЛОВА : лист, дуб, клён, ель. (лист)

груша, лимон, слива, горох (горох)

василёк, ромашка, гвоздика, крапива (крапива)
Молодцы, вы правильно определили с какого дерева упали эти листочки. Деревья снова стали яркими и нарядными. А теперь назовите лишнее слово на каждом дереве и объясните почему оно лишнее?
7.Физкультминутка.
(Проговаривается 2 раза, с ускорением темпа) У оленя дом большой. (Дети показывают рога оленя) Он глядит в свое окно. (Дети на уровне головы показывают “оконце”) Зайка по лесу бежит, и ушами шевелит (Ладошки приставляют к голове – “заячьи ушки”). Тук, тук, дверь открой. (Имитируют стук в дверь) Там в лесу охотник злой. (Изображают злого охотника с ружьем) Зайка, зайка, забегай! (Машут ладошкой, приглашая войти) Лапку подавай. (Протягивают руки вперед, кладут ладошки одну на другую)
8. Слоговой синтез.
- Ребята, тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог находится на своем месте. Если мы изменим порядок слогов, то слово разрушится. Перед вами такие разрушенные слова. ( на карточках.) Давайте поставим слоги в нужном порядке и прочитаем слово. Выполнение задания коллективно. ло- яб -ко = яблоко ковь - мор = морковь га- кни = книга рас-ка-чёс = расчёска ка-ши-ран-да = карандаши. Запишите слова в тетрадь. Подчеркните гласные. Подберите к каждому слову слово-признак. Запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните все гласные. Ученики делают запись. Проверка проходит индивидуально.
9. Зрительная гимнастика

Минута отдыха - релаксация
Ребята, пора отдохнуть. Приглашаю вас в осенний лес. Сядьте удобно, наклонитесь на спинку стула и расслабьтесь. Закройте глаза. (звучит музыка) Представьте, что вы сейчас в осеннем лесу. Тихо шелестит ветерок желтыми листьями, где-нибудь недалеко журчит ручеек. Вам легко и свободно дышится. ласково припекает осеннее солнышко и вы ощущаете тепло его лучей у себя на лице. вы довольны и вам
хорошо и спокойно. Подул ветер и принес какой-то запас. сейчас возьмите бутыльки и вдохните аромат. (дети вдыхают аромат пихтового масла) Ребята, кому-нибудь он показался знакомым? (это запах хвоинок пихты). он полезен тем, что помогает бороться с простудой. Помажьте себе крылья носа. - Ребята, что вы представляли себе, когда звучала музыка ( я представлял, как греет солнышко, как я иду по лесу и шелестят листочки под ногами, как журчит ручеек вдалеке.)
10. Составление новых слов по первым слогам записанных слов (работа по

карточкам)

-
Одинаковые слоги повторяются в разных словах, поскольку количество слогов не бесконечно. И поэтому из слогов одного слова можно составить другое слово. Как это сделать? Попробуем сыграть
в игру «Новые слова».

Задание:
Надо разделить слово на слоги, выделить нужный слог (1,2,3) в каждом из них и соединить их между собой. Записать полученные слова в тетрадь по слогам. Подчеркните гласные в каждом слове. Для примера одно слово составляем все вместе. Остальные слова дети составляют самостоятельно. Пенал + роза =перо 1 1 флаги + конфета =флакон 1 1 дома+роща+газета =дорога 1 1 1 берег+ рёва+ замок = берёза 1 1 1 листья+ лето+ снегопад =листопад 1 2 3 самовар + воробей + розы =морозы 2 2 2 Самопроверка. Проверьте себя. У кого все слова составлены правильно- поднимите руку - на полях поставьте себе 5, у кого 1-2 ошибки - 4.
11. Составление предложения со словом ЛИСТОПАД.
- Какое слово связано с осенью? (листопад) - Как вы понимаете слово
листопад
? (опадание листьев осенью) (А вы знаете почему начинается листопад? С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают, поэтому листья опадают) - Со словом ЛИСТОПАД составить предложение и записать его в тетрадь по слогам. (если мало времени, устно разделить на слоги.) Ученики устно составляют предложения, после одобрения логопеда записывают их в тетрадь.
Осенью на деревьях начинается листопад.

12. Итог занятия.
- Чему учились на уроке? Из чего состоят слова? - Как определить количество слогов в слове? - Вы сегодня хорошо поработали. Выделив первый звук в каждом из слов, вы прочтете оценку на уроке.(М-О-Л-О-Д-Е-Ц) - Занятие окончено, до свидания!
Приложение


Слоговой анализ и синтез.

1. Составьте из рассыпанных слогов слова
ЛО - ЯБ - КО КОВЬ - МОР ГА - КНИ РАС - КА - ЧЁС КА - ШИ - РАН - ДА ЦА - РУ - КА - ВИ
2. Составьте новые слова.
ПЕНАЛ + РОЗА = 1 1 КАМЫШ + ЛОДКА= 2 2 БЕЛКА+ РАКЕТА + ДИВАН = 2 1 2 БЕРЕГ+ РЁВА+ ЗАМОК = 1 1 1 ЛИСТЬЯ+ ЛЕТО+ СНЕГОПАД = 1 2 3 САМОВАР + ВОРОБЕЙ + РОЗЫ = 2 2 2 * КРАСКИ + БУРАТИНО + ЕЛИ = 1 4 1 * КУЗНЕЦ + ПЛАНЕТА + МЯЧИК = 1 2 2
Т Ь Р К В Д Н Ы А П Б М О Ю А М Н О Я С Р А О И Х И Г Ц О Т Э З


В раздел образования