Автор: Иванютина Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Школа № 131
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников
Раздел: начальное образование
Тема: «Учебная мотивация, как показатель качества обучения младших
школьников»
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может
быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу
для умения, желания учиться.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного
процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие
мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации
личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к
правонарушениям.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности,
которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека
к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без
мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо
оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в
определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей
учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка
интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному
умственному труду.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их
деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы
у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо»,
надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Как развивать у школьника интерес к предмету?
Интересный урок можно создать за счет следующих условий:
• личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый
любимым учителем, хорошо усваивается);
• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится
содержание данного предмета);
• методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для
творческой деятельности любого преподавателя.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он
включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития,
если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое
взаимодействие участников образовательного процесса будет
доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда
начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная
направленность.
Приёмы работы:
в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю
пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом
по парте);
предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на
уроке; дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
Огромное внимание уделяю делению класса на группы. Психологический
комфорт в группе мотивирует учащихся на активную и качественную работу
на уроке.
Чаще всего применяю способ деления на группы, связанный с темой урока.
На уроке «Русская народная сказка «Сивка-бурка» учащиеся делились на
группы с помощью сказок. Учащимся раздаются карточки с изображением
предметов или героев из сказок на выбор. На парты ложатся иллюстрации к
сказкам (по необходимому количеству групп). Ученики ходят по классу и
ищут иллюстрацию к сказке, герой или предмет которой изображён на их
карточке.
На уроке русского языка по теме «Части слова» раздаю каждому ученику
карточку с группой слов. Ученик выполняет разбор своих слов по составу.
Затем задаётся вопрос:
- Что общего у слов вашей группы?
Каждый ученик определяет общее в своей группе слов. У кого-то это корень,
у кого-то приставка и т.п. После чего учащиеся находят в классе стол с
нужным обозначением части слова и садятся в группу.
Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому
на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Да-нет», «Дерево
предсказаний» и большое количество других приёмов и методов.
ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и
находить
связи
с
уже
изученной
посредством
работы
с
текстом.
В итоге у школьников:
повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования
самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий
характер;
запускается
механизм
самообразования
и
самоорганизации,
что
повышает образовательную мотивацию в целом;
формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть
воспитывается культура письма;
развивается
информационная
грамотность,
способность
к
аналитической и оценочной работе с текстами.
Кроме того, дети учатся:
ориентироваться
в
источниках
информации
—
в
частности,
в
учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их
последующего обучения;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления.
Учителю, поставленному образовательными программами в рамки
постоянной
нехватки
времени
для
изложения
нового
материала,
ИНСЕРТ позволяет:
существенно сэкономить время на уроке;
индивидуально
подойти
к
вопросу
разъяснения
непонятной
информации;
научить ребят работать с учебником самостоятельно;
выявить то информационное поле, которое требует дополнительной
работы;
увидеть
творческий
и
организаторский
потенциал
малышей.
Например,
на
уроке
литературного
чтения,
при
изучении
литературного
понятия
«эпитет»
для
мотивации
учащихся
на
определение темы и цели урока я применила приём «Инсерт». Дети
получили таблички с определениями, среди которых они должны были
отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны,
что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными
понятиями.
Перед изучением раздела дети читали вводную статью.
Затем слушали стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает». Перед этим им
дано было задание нарисовать словесно картины, которые нарисовал в
стихотворении поэт. И после работаем над содержанием: прочитали первую
строфу – нашли олицитворение и т.д.
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для
более яркого его описания.
Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений,
животных как живых, с человеческими качествами – даром речи,
способностью мыслить и чувствовать.
Эпитет – образное, художественное определение.
Пример применения приёма «Да-нет» на уроке при определении видов
сказок.
Задание: Определи вид сказки «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая
Коса».
Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или
«нет» и определяют вид сказки.
Бытовая
Да/нет
волшебная
Да/
нет
О животных
Да/
нет
Герои – простые
люди
Волшебство
Веселое настроение
Веселое
настроение
Герои-злодеи
Герои-животные
Смешные
ситуации
Герои-
помощники
Волшебное условие
(животные
разговаривают)
Высмеиваются
плохие черты
характера
Необычные
испытания
Сильный защищает
слабого
Восторг умом,
находчивостью
Таинственное
настроение
Волшебные
предметы
Троекратные
повторы
Для мотивации своих учащихся я использую девиз «Удивляй!»
Нахожу такой угол зрения, при котором даже обыденное становится
удивительным. Использую неожиданные предметы для наглядного
представления информации.
Примеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно"
Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Австралия".
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке
пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то *...
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.)
Таким образом, проблемные ситуации, созданные с учётом типичных
ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными, но и
помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные
представления, учат мыслить делать выводы, обобщения.
Я стараюсь побуждать учащихся высказать свои предположения, делать
обобщения, давать объяснения фактам, явлениям при создании проблемных
ситуаций, старались не исправлять ошибку учащегося немедленно, да ещё
применяя нравоучения (во многих случаях по этой причине учащиеся
проявляют интеллектуальную пассивность, которая, закрепляясь, в
дальнейшем приводит к школьной неуспеваемости). Все это мы старались
учесть при проведении уроков.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
Три уровня домашнего задания:
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают
хорошо знать предмет.
3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и
стимулируется высокой оценкой.
Например:
- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным темам.
- чайнворды, кроссворды.
- учебные комиксы
-мнемотические формулировки, стихи и другие задания.
Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые
внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в
теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся,
мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся,
которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.
Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких
учеников в классе становится всё меньше и меньше.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни,
имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться
хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения,
пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу
больше знать», «на уроке интересно».