Автор: Сычева Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское"
Населённый пункт: Неклиновский район Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом
Раздел: дополнительное образование
Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым
коллективом
Хоровое исполнительство развивает у детей художественный вкус,
музыкальные
способности
и
благоприятно
воздействует
на
развитие
определенных черт характера. Правильно организованная репетиционная
работа детского хорового коллектива, создаёт условия для выработки и
проявления у детей определенных норм поведения, общения с товарищами,
уважения к труду хормейстера, дисциплины, воли, чувства ответственности и
целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и
усидчивости, умения подчинить свои интересы интересам коллектива,
стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие
качества развиваются на хоровых занятиях.
Успешная
вокально-хоровая
работа
зависит
от
правильности
выбранных методов реализации поставленных задач. Слово метод в переводе
с греческого methodos означает – путь, способ достижения какой-либо цели,
решения конкретных задач, совокупность приемов и операций, необходимых
для этого. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ
деятельности
для
достижения
учебно-воспитательных
целей.
В
репетиционной работе с детским хоровым коллективом можно выделить
общедидактические и специальные вокальные методы.
К общедидактическим методам вокально-хоровой работы относятся:
метод вокальной иллюстрации – показ хормейстером певческого
звучания,
способов
работы
голосового
аппарата,
видимых
движений
артикуляционных
органов,
различных
групп
мышц,
обеспечивающих
функционирование певческого движения.
метод
объяснения
–
состоит
в
сообщении
педагогом
готовой
информации о певческом звуке, голосообразовании. Этот метод целостно
организует голосовую функцию ученика, одновременно воздействуя на его
эмоциональную, волевую и двигательную сферы.
репродуктивный метод – заключающийся в воспроизведении и
повторении учащимся певческого звука и способов работы голосового
аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. В младшем
школьном
возрасте
в
его
основе
лежит
подражание
педагогу,
воспроизведение
и
повторение
певческого
звука
и
способов
его
воспроизведения.
Г.
П.
Стулова
называет
его методом подражания,
поскольку, «способность к звукоподражанию у детей в данном возрасте
достигает своей кульминации…» [7, с. 30].
метод сравнительного анализа – с его помощью ребенок учится
оценивать
собственное
исполнение,
что
способствует
формированию
необходимого в процессе обучения навыка самоконтроля. В учебном
процессе детского хора целесообразно использовать запись хора на диктофон
для прослушивания и анализа певцами собственного исполнения. Это
поможет им, услышав и проанализировав недостатки, найти способ их
устранения.
Благодаря
этому
методу
у
детей
активно
развиваются
мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.
исследовательский метод – в условиях вокально-хорового обучения
этот метод связывается с анализом хористами музыкального и поэтического
текста,
эмоционального
содержания
осваиваемого
художественного
произведения,
поиску
вокально-хоровых
средств
выразительности,
к
созданию единой интерпретации произведения.
метод эмоционального воздействия – стимулирование музыкальной
деятельности направленное на формирование эмоциональной, творческой
атмосферы,
которая
необходима
для
певческого
процесса.
Умение
хормейстера выражать свое отношение к музыкальному произведению
образным словом, мимикой, жестами.
Из
числа
специальных
вокальных
методов
можно
выделить
следующие:
концентрический
метод
–
суть
метода
в
систематическом
совершенствовании
голоса,
начиная
от
центра,
постепенно,
как
бы
концентрическими кругами расширяя диапазон вверх и вниз. Автором
данного метода является М. И. Глинка, он писал: «По моей методе надобно
сперва усовершенствовать натуральные ноты (т. е. без всякого усилия
берущиеся)
–
ибо, усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно
обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки» [1, с.
5].
метод мысленного пения – пение «про себя» развивает вокально-
слуховые представления, оберегает голос от усталости, так как исключает
многочисленные
повторения,
активизирует
внимание,
обеспечивает
собранность детей, помогает формированию эталонов певческого звучания,
Г.П.Стулова утверждает, что развитие вокальных навыков – сложный
процесс, поскольку данные навыки не могут формироваться изолированно.
Голосовому аппарату свойственны не только вокальные функции, но и
параллельно с этим он принимает участие в процессе восприятия музыки.
Человек слышит не только «ухом», но и «горлом», где находятся голосовые
мышцы [6, с. 55].
фонетический
метод,
важнейшей
задачей
вокального
обучения
является выравнивание звучания голоса при произношении различных
фонем. Это обеспечивается стабилизацией положения гортани и единой
манерой артикуляции. Единая манера вокального произношения основных
фонем позволяет обеспечивать ровность тембрового звучания голоса. Эту
задачу
помогает
успешно
решить
фонетический
метод.
Сущность
фонетического метода изложена в исследованиях Л. Г. Дмитриева, А. Г.
Менабени, А. В. Яковлева, а так же в статьях, анализируемых вокальную
работу с хором А. С. Свешникова [2, 4, 8, 5].
Общедидактические
методы
в
репетиционной
работе
детского
хорового
коллектива
выполняют
обучающую,
развивающую,
воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную функции.
Специальные вокальные методы применяются для развития вокально-
хоровых
навыков
детей,
таких
как
певческая
установка,
дыхание,
звукообразование, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность.
Репетиционная работа с детским хоровым коллективом подразумевает
не просто применение ряда методических аспектов в практической вокально-
хоровой работе, она должна иметь структурированную организацию,
способствующую
целенаправленному
развитию
учащихся.
Вопрос
организации репетиционной работы с детским хоровым коллективом всегда
остается
актуальным
и
рассматривается
во
многих
методических
исследованиях педагогов-хормейстеров.
Так, например, по мнению Т. А. Ждановой, хоровая репетиция – это не
просто «спевка», в процессе которой детьми изучаются некоторые песни, а
«обучающая
дисциплина,
способствующая
обучению,
развитию
и
воспитанию хористов» [3, с. 2–3]. Автор рассматривает ее достаточно
объемно и определяет в ней следующие разделы:
1.
Распевание (постановка и развитие певческого голоса);
2.
Интонационно-слуховые упражнения (на основе 1-2-3 голосов).
3.
Разучивание вокально-хоровых произведений.
4.
Творческие задания.
5.
Определенные виды и формы слушания музыки, познавательных
и
воспитательных
бесед
в
связи
с
разучиваемым
произведением,
элементарного музицирования, ритмического движения, инсценирования,
учебных игр, теоретического осмысления, доступного детям.
6.
Изучение
музыкального
материала
раздельно
по
партиям,
вычлененное изучение наиболее трудных фрагментов песен.
8.
Доработка и повторение выученных произведений, проверка
усвоенного материала, специальная подготовка к концертным выступлениям.
9.
Практическая
концертно-просветительская
деятельность
учащихся.
Автор считает, что особенность вокально-хорового исполнительства
заключается в том, что оно направлено, прежде всего, на развитие таких
музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку и
способность эстетически воспринимать содержание музыкального (хорового)
произведения [там же].
Таким
образом,
репетиционную
работу
с
детским
хоровым
коллективом можно охарактеризовать, как учебно-творческий процесс
способствующий развитию у учащихся волевых черт характера, вокально-
хоровых навыков, эмоциональной отзывчивости на исполняемые хоровые
произведение и их общее эстетическое развитие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Глинка, М.
И. Упражнения для усовершенствования голоса,
методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио/ М. И. Глинка. – М.:
Музгиз, 1951. –56 с.
2.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики/ Л. Б. Дмитриев. –М.:
Музыка, 1968. – 675 с.
3.
Жданова Т. А. Организация учебного процесса в детском хоре. М.:
Изд-во МХШ «Радость», 2011.
4.
Менабени,
А.
Г. Методика обучения сольному пению/ А. Г.
Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
5.
Памяти
Александра
Васильевича
Свешникова.
Статьи.
Воспоминания. М.: Музыка, 1998. – 326 с.
6.
Стулова, Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы
с детским хором/ Г. П. Стулова. –М.: Классикс Стиль, 2005. – 189 с.
7.
Стулова Г. П. Хоровое пение в школе/ Г. П. Стулова. – М.: Вторая
типография, 2012. – 176 с.
8.
Яковлев А. В. Методические указания к вокальным упражнениям/ А.
В. Яковлев // Вопросы певческого воспитания школьников. –Л.: Композитор,
1959. – С. 47 – 53.