Напоминание

Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом


Автор: Сычева Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское"
Населённый пункт: Неклиновский район Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым

коллективом

Хоровое исполнительство развивает у детей художественный вкус,

музыкальные

способности

и

благоприятно

воздействует

на

развитие

определенных черт характера. Правильно организованная репетиционная

работа детского хорового коллектива, создаёт условия для выработки и

проявления у детей определенных норм поведения, общения с товарищами,

уважения к труду хормейстера, дисциплины, воли, чувства ответственности и

целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и

усидчивости, умения подчинить свои интересы интересам коллектива,

стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие

качества развиваются на хоровых занятиях.

Успешная

вокально-хоровая

работа

зависит

от

правильности

выбранных методов реализации поставленных задач. Слово метод в переводе

с греческого methodos означает – путь, способ достижения какой-либо цели,

решения конкретных задач, совокупность приемов и операций, необходимых

для этого. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ

деятельности

для

достижения

учебно-воспитательных

целей.

В

репетиционной работе с детским хоровым коллективом можно выделить

общедидактические и специальные вокальные методы.

К общедидактическим методам вокально-хоровой работы относятся:

метод вокальной иллюстрации – показ хормейстером певческого

звучания,

способов

работы

голосового

аппарата,

видимых

движений

артикуляционных

органов,

различных

групп

мышц,

обеспечивающих

функционирование певческого движения.

метод

объяснения

состоит

в

сообщении

педагогом

готовой

информации о певческом звуке, голосообразовании. Этот метод целостно

организует голосовую функцию ученика, одновременно воздействуя на его

эмоциональную, волевую и двигательную сферы.

репродуктивный метод – заключающийся в воспроизведении и

повторении учащимся певческого звука и способов работы голосового

аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. В младшем

школьном

возрасте

в

его

основе

лежит

подражание

педагогу,

воспроизведение

и

повторение

певческого

звука

и

способов

его

воспроизведения.

Г.

П.

Стулова

называет

его методом подражания,

поскольку, «способность к звукоподражанию у детей в данном возрасте

достигает своей кульминации…» [7, с. 30].

метод сравнительного анализа – с его помощью ребенок учится

оценивать

собственное

исполнение,

что

способствует

формированию

необходимого в процессе обучения навыка самоконтроля. В учебном

процессе детского хора целесообразно использовать запись хора на диктофон

для прослушивания и анализа певцами собственного исполнения. Это

поможет им, услышав и проанализировав недостатки, найти способ их

устранения.

Благодаря

этому

методу

у

детей

активно

развиваются

мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.

исследовательский метод – в условиях вокально-хорового обучения

этот метод связывается с анализом хористами музыкального и поэтического

текста,

эмоционального

содержания

осваиваемого

художественного

произведения,

поиску

вокально-хоровых

средств

выразительности,

к

созданию единой интерпретации произведения.

метод эмоционального воздействия – стимулирование музыкальной

деятельности направленное на формирование эмоциональной, творческой

атмосферы,

которая

необходима

для

певческого

процесса.

Умение

хормейстера выражать свое отношение к музыкальному произведению

образным словом, мимикой, жестами.

Из

числа

специальных

вокальных

методов

можно

выделить

следующие:

концентрический

метод

суть

метода

в

систематическом

совершенствовании

голоса,

начиная

от

центра,

постепенно,

как

бы

концентрическими кругами расширяя диапазон вверх и вниз. Автором

данного метода является М. И. Глинка, он писал: «По моей методе надобно

сперва усовершенствовать натуральные ноты (т. е. без всякого усилия

берущиеся)

ибо, усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно

обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки» [1, с.

5].

метод мысленного пения – пение «про себя» развивает вокально-

слуховые представления, оберегает голос от усталости, так как исключает

многочисленные

повторения,

активизирует

внимание,

обеспечивает

собранность детей, помогает формированию эталонов певческого звучания,

Г.П.Стулова утверждает, что развитие вокальных навыков – сложный

процесс, поскольку данные навыки не могут формироваться изолированно.

Голосовому аппарату свойственны не только вокальные функции, но и

параллельно с этим он принимает участие в процессе восприятия музыки.

Человек слышит не только «ухом», но и «горлом», где находятся голосовые

мышцы [6, с. 55].

фонетический

метод,

важнейшей

задачей

вокального

обучения

является выравнивание звучания голоса при произношении различных

фонем. Это обеспечивается стабилизацией положения гортани и единой

манерой артикуляции. Единая манера вокального произношения основных

фонем позволяет обеспечивать ровность тембрового звучания голоса. Эту

задачу

помогает

успешно

решить

фонетический

метод.

Сущность

фонетического метода изложена в исследованиях Л. Г. Дмитриева, А. Г.

Менабени, А. В. Яковлева, а так же в статьях, анализируемых вокальную

работу с хором А. С. Свешникова [2, 4, 8, 5].

Общедидактические

методы

в

репетиционной

работе

детского

хорового

коллектива

выполняют

обучающую,

развивающую,

воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную функции.

Специальные вокальные методы применяются для развития вокально-

хоровых

навыков

детей,

таких

как

певческая

установка,

дыхание,

звукообразование, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность.

Репетиционная работа с детским хоровым коллективом подразумевает

не просто применение ряда методических аспектов в практической вокально-

хоровой работе, она должна иметь структурированную организацию,

способствующую

целенаправленному

развитию

учащихся.

Вопрос

организации репетиционной работы с детским хоровым коллективом всегда

остается

актуальным

и

рассматривается

во

многих

методических

исследованиях педагогов-хормейстеров.

Так, например, по мнению Т. А. Ждановой, хоровая репетиция – это не

просто «спевка», в процессе которой детьми изучаются некоторые песни, а

«обучающая

дисциплина,

способствующая

обучению,

развитию

и

воспитанию хористов» [3, с. 2–3]. Автор рассматривает ее достаточно

объемно и определяет в ней следующие разделы:

1.

Распевание (постановка и развитие певческого голоса);

2.

Интонационно-слуховые упражнения (на основе 1-2-3 голосов).

3.

Разучивание вокально-хоровых произведений.

4.

Творческие задания.

5.

Определенные виды и формы слушания музыки, познавательных

и

воспитательных

бесед

в

связи

с

разучиваемым

произведением,

элементарного музицирования, ритмического движения, инсценирования,

учебных игр, теоретического осмысления, доступного детям.

6.

Изучение

музыкального

материала

раздельно

по

партиям,

вычлененное изучение наиболее трудных фрагментов песен.

8.

Доработка и повторение выученных произведений, проверка

усвоенного материала, специальная подготовка к концертным выступлениям.

9.

Практическая

концертно-просветительская

деятельность

учащихся.

Автор считает, что особенность вокально-хорового исполнительства

заключается в том, что оно направлено, прежде всего, на развитие таких

музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку и

способность эстетически воспринимать содержание музыкального (хорового)

произведения [там же].

Таким

образом,

репетиционную

работу

с

детским

хоровым

коллективом можно охарактеризовать, как учебно-творческий процесс

способствующий развитию у учащихся волевых черт характера, вокально-

хоровых навыков, эмоциональной отзывчивости на исполняемые хоровые

произведение и их общее эстетическое развитие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Глинка, М.

И. Упражнения для усовершенствования голоса,

методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио/ М. И. Глинка. – М.:

Музгиз, 1951. –56 с.

2.

Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики/ Л. Б. Дмитриев. –М.:

Музыка, 1968. – 675 с.

3.

Жданова Т. А. Организация учебного процесса в детском хоре. М.:

Изд-во МХШ «Радость», 2011.

4.

Менабени,

А.

Г. Методика обучения сольному пению/ А. Г.

Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

5.

Памяти

Александра

Васильевича

Свешникова.

Статьи.

Воспоминания. М.: Музыка, 1998. – 326 с.

6.

Стулова, Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы

с детским хором/ Г. П. Стулова. –М.: Классикс Стиль, 2005. – 189 с.

7.

Стулова Г. П. Хоровое пение в школе/ Г. П. Стулова. – М.: Вторая

типография, 2012. – 176 с.

8.

Яковлев А. В. Методические указания к вокальным упражнениям/ А.

В. Яковлев // Вопросы певческого воспитания школьников. –Л.: Композитор,

1959. – С. 47 – 53.



В раздел образования