Автор: Ли Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ «СОШ имени И. А. Пришкольника с. Валдгейм»
Населённый пункт: ЕАО, Биробиджанский район
Наименование материала: статья
Тема: «Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.»
Раздел: начальное образование
«Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего
школьника.»
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.»
Джордж Бернард Шоу
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать
привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их
самореализацию. В школе наступает время перемен. Согласно ФГОС нового поколения
успешность современного человека определяют ориентированность на знания и
использование
новых
технологий,
активная
жизненная
позиция,
установка
рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,
активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и
безопасный образ жизни. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно большой
багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное
развитие. Для воспитания такого типа человека в стандартах в обучении предлагается
системно-деятельностный подход.
Целью
деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – значит быть хозяином своей
деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Задача современной школы — не дать объем знаний, а научить учиться.
Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических и психологических наук)
говорил: «Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на
становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в
готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!».
В чём же сущность деятельностного подхода?
А
раскрывается
сущность
в
принципе
деятельности,
который
можно
охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я
делаю – я усваиваю».
В качестве общей цели деятельностного обучения видится
Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет
практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать
способы своей деятельности, контролировать её ход и результаты. Именно через
деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит
его саморазвитие и самоактуализация его личности. И способности учащихся
формируются
лишь
тогда,
когда
они
включены
в
самостоятельную
учебно-
познавательную деятельность.
Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как, умение
читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии,
самообразовании. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый
мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности.
Умение
анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать
адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем
ребёнку необходимо войти в этот мир. Поэтому одним из механизмов, направленных на
становление субъектности обучающихся, является создание такой педагогической
среды и применение таких технологий, которые ориентированы на активизацию их
деятельности в процессе учения.
От учителя требуется понимания, что обучение – это совместная деятельность
всех
участников
образовательных
отношений,
основанная
на
полноценном
сотрудничестве и взаимопонимании. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в
учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, фильмом,
интернетом, с любым знающим человеком. Каждый ученик на уроке работает в
соответствии с индивидуальными возможностями, участвует в равноправном диалоге,
осознаёт ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Такое
построение образовательных отношений требует от школьников умения высказывать
своё мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений.
Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать
их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся
отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую
жизнь взрослых. Для осуществления такого обучения проводится формирование и
отработка следующих видов деятельности:
Учебно-познавательная
деятельность, направленная на овладение знаниями,
развитие познавательных процессов.
Социальная деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в
окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.
Организационная деятельность – развитие коммуникативных навыков,
формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.
Учебно-исследовательская
деятельность
связанна
с
решением
творческой,
исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие
основных этапов работы, характерных для различных областей науки, искусства,
техники.
Поисково-конструктивная деятельность применяются для развития творческих
способностей, самостоятельности, эстетического вкуса детей.
Этот
вид деятельности,
относится к моделированию. С помощью этого человек не только познает окружающую
его систему, но и может имитировать ее.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через разные
методы
деятельности:
- исследовательский,
- поисковый,
- метод проблемной ситуации,
- оценочно-дискуссионный,
- рефлексивный,
- проектный,
- творческий,
- аргументируемый защиту своей позиции,
- логико-содержательное построение курса.
Интерес к уроку складывается с применением форм и приёмов:
- использование наглядности,
- моделирование,
- анализ жизненной ситуации,
- создание проблемной ситуации (исследование),
- вовлечение ИКТ технологий,
- решение познавательных и практических задач,
- обучающие игры и тренинги,
- виртуальная экскурсия,
- театрализация,
- просмотр фильмов.
В ходе учебной деятельности применяются формы взаимодействия:
1.
«Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
2.
Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3.
Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4.
Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей,
формулировании
фундаментальных
для
данного
возраста
детей
оснований,
необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения,
самостоятельный
поиск,
решение
творческих
задач,
обобщение
полученных
результатов).
5.
«Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6.
Индивидуальная
работа
(выполнение
дифференцированных
заданий
по
пройденному материалу и творческие работы).
Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников,
обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникла необходимость
переосмыслить
типовую
схему
учебного
занятия.
Таким
образом,
происходит
формирование упомянутых выше видов, приёмов, форм и методов деятельности. Урок
включает следующие этапы:
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Высказывает
добрые
пожелания
детям;
предлагает
пожелать
друг
другу удачи.
Высказывают предположения о том,
что
пригодиться
для
успешной
работы на уроке.
Возможна самопроверка домашнего
задания.
2. Актуализация знаний.
Цель:
обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную
обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для
«открытия нового знания».
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Помощь ученикам при включении в
работу;
организация живого диалога;
создание
проблемы
перед
изучением нового материала.
Ведение живого диалога: свободно
говорят, высказывают свою точку
зрения, спорят;
проявляют готовность включиться в
новый познавательный процесс.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Создание
настроения
ожидания
нового
материала,
радости
открытия неизвестного.
Выявление
недостающих
для
решения задачи знаний, создание
конфликтной ситуации.
4. «Открытие» детьми нового знания.
Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация диалога;
использование
приемов,
способствующих
активизации
мысли
учащихся
в
процессе
освоения нового материала.
Ведение диалога;
групповая
или
парная
работа.
Организация мозгового штурма.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация фронтальной работы;
организация работы в парах по
выполнению продуктивных
заданий; исправление ошибок;
при
необходимости
повторение
материала заново.
Фронтальная
работа,
работа
в
парах;
решение продуктивных задач;
ведут
обсуждение
(учатся
четко
формулировать вопрос, выражать
свое
мнение,
учитывать
другие
точки зрения);
учатся
разделять
с
учителем
лидерство в группе и принимать на
себя ответственность за результат
учебного труда.
6. Независимая самостоятельная практика учащихся.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дает
небольшой
объем
самостоятельной
работы
(2-3
задания);
организация
самоконтроля
и
самопроверки.
Самостоятельная
работа
(выполнение письменных работ);
самопроверка по эталону.
7. Самоконтроль и самооценка результатов.
Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применение
индивидуальных
эталонов в оценке труда.
Активизация
оценочной
деятельности
через
самооценку
полученных результатов.
8. Подведение итогов учебного занятия.
Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом,
подведение объективного результата работы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Определение
перспектив
последующей работы;
обеспечение
понимания
цели,
содержания и способов выполнения
домашнего задания.
Осознание
результатов
своей
учебной деятельности;
Самооценка
результатов
своей
работы
и
работы
всего
класса.
Синквейн или кластер.
Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в соответствии с
учебной ситуацией. Важной характеристикой деятельностного подхода является
системность.
Преимуществом
является
то,
что
он
сочетается
с
различными
современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология
критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и
проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных
действий.
А также с приёмами и играми, способствующими формированию учебной мотивации на
уроке. Все приёмы, игры основываются на активной мыслеречевой деятельности
учащихся.
Приёмы:
Тема-вопрос
Ситуация «яркого пятна»
Группировка
Ситуация неожиданность
Ситуация неопределенность
Домысливание
Побуждающий и подводящий диалог
Приём «водопад»
Шляпы де Боно
Чтение со «стопами»
Синквейн
Игры:
Игра «Видящие руки»
Игра «Войди в картину»
Игра «Таинственный предмет»
Игры «О чём говорят вещи» и «Ожившие экспонаты»
Что же даёт системно-деятельностный подход учителю?
- Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся.
- «Увидеть» себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения.
- Переходить к новому способу обучения поэтапно.
- Включиться в инновационный процесс.
- Вырасти профессионально.
- Обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД.
Принципы
деятельности учителя в условиях реализации деятельностного
подхода в обучении:
―
пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
―
изменение психологических условий обучения;
―
создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
―
создание психологической комфортности;
―
равенство всех участников учебного процесса;
―
непринуждённое привлечение детей к деятельности;
―
возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
―
вера в каждого ребенка;
―
способствовать речевому развитию;
―
максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Компетентности, формируемые деятельностным подходом у учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Таким образом, постоянное решение учебных задач выливается в систематическую
самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-
развивающее, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой
деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате
осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в
документах
по
модернизации
образования,
новое
качество
образования,
заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у
школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной
личности
и
окружающему
миру,
осознанное
проявление
этого
отношения
в
деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что
наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения. Как образно
замечал Л. С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и
самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного
движения».
Примеры из собственной практики.
На уроке математики во 2 классе при изучении темы «Порядок выполнения
действий.
Скобки»
ученикам
предлагается
проблема
рассмотреть
примеры
и
объяснить, почему в них различные значения:
20 – 9 + 8 = 19 20 – 9 + 8 = 3
- Чем похожи равенства?
- Чем отличаются?
- Что интересного заметили?
- Почему разные ответы?
- Какой возникает вопрос?
- Где составлено верное равенство?
- Что нужно сделать, чтобы второе равенство тоже стало верным?
Сравнивая примеры и анализируя полученные результаты, учащиеся выясняют, что
результат примеров зависит от того, как выполнять действия в нём и определяют, что
сегодня
на
уроке
им
предстоит
исследовать
проблему
порядка
выполнения
арифметических действий в примерах, ведь именно от этого зависит правильность
вычислений. Исследуя данные примеры, ребята выясняют, что во втором примере не
хватает скобок. Учащиеся выводят правила: 1) в выражениях без скобок, содержащих
только + и — действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо; 2)
если в примерах есть скобки, первыми выполняются действия в скобках.
На уроке русского языка в 4 классе при изучении темы «Простые и сложные
предложения.» в заключительном этапе предлагается приём «Ассоциативный куст».
Учащимся нужно завершить путешествие на уроке конференцией. Для отработки этого
приёма, школьники приводят свои варианты слов, что приходит на ум, ассоциации,
когда слышат слово «конференция». После этого придумывают предложение с данным
словом.
На
уроке
изобразительного
искусства
в
4
классе
при
изучении
темы
«Древнерусские войны-защитники» в начале урока была предложена учащимся игра
«Да-нетка» с интригующей ситуацией угадать литературного персонажа. Школьники
пытаются найти ответ, задавая вопросы учителю. На эти вопросы учитель отвечает
только словами «Да», «Нет», «И да и нет». После игры проводится краткое обсуждение:
какие вопросы были ильными? Какие – слабыми? Важно научить учащихся
вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору
вопросов.
- Я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опасности.
- Отгадайте — кто он?
- Это животное?
- Нет.
- Это человек?
- Да.
- Этот человек бывает по-настоящему?
- И да и нет.
- Этот персонаж часто встречается в других сказках?
- Да.
- Он большой?
- И да и нет?
- Он носит защитную одежду?
- Да.
- Это богатырь?
- Да!
На уроке окружающего мира в 3 классе при изучении темы «Органы чувств»
были применены мотивирующие приёмы «Яркое пятно» и «актуальность», которые
заинтриговали и захватили внимание учеников, но связали с темой урока, в которых
учащиеся обнаружили смысл и значимость предлагаемой темы как для всех, так и
лично для каждого.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем
исследователями.
- Кто такие исследователи?
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.
- Чем он интересен?
- Что же в нем странного? (У человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
- А нужны они ему?
- Как одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств».
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
- В конце урока вы постараетесь ответите на вопрос: Почему органы чувств называют
нашими помощниками?
- Сформулируем цели сегодняшнего урока.
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком? (Нарисовать органы
чувств.)
На уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Непроизносимые согласные в
корне слова.» был применен в начале урока приём «Ситуация неожиданность».
Учащимся было предложено прочитать девиз для работы на уроке. Но запись вызвала
интерес.
- Давайте, проведём урок под девизом:
«Ужа?но интере?но всё то, что неизве??но».
- Ребята, удивило ли вас что-либо в этой записи?
- Как вы думаете, зачем поставлены эти знаки? (Возможно, в этих словах пропущены
буквы.)
- Совершенно верно! А написание этих букв мы еще не знаем. Нам предстоит это
выяснить на уроке, а в конце урока мы вставим пропущенные буквы.
В
организационных
моментах
на
уроках
используются
приёмы:
«Психологический
тренинг»,
«Театрализация»,
«Рифмованное
начало»,
«Эпиграф».
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Всем, всем добрый день!
- Поиграем в игру «Микрофон настроения». Выразите в микрофон своё настроение с
которым вы пришли на урок. Что хотите получить от урока?
На уроке русского языка в 4 классе при изучении темы «Правописание
возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.» был применен приём
«Почини
цепочку» в этапе включения нового знания вместе с изученными ранее.
- Восстановите пословицы. Запишите их, вставляя пропущенные буквы, раскрывая
скобки.
Без труда хле.. тому есть чем г..рди...ся.
Кто любит труди...ся, что дело мастера бои...ся.
Недаром г..в…ри...ся, (не)роди...ся никогда.
На уроке литературного чтения в 3 классе при изучении темы «В. Ю. Драгунский
«Он живой и светится» был применен приём
«Синквейн».
Дениска.
Романтичный. Маленький.
Сидит. Ждёт. Скучает.
Дениска обменял самосвал на светлячка.
Ребёнок.
Мама.
Понимающая. Любящая.
Задержалась. Удивилась. Поняла.
Мама не стала ругать сына.
Умница.
Рассмотрев некоторые примеры с уроков, мы видим: системно-деятельностный
подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится
активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности. Другими словами, это целеустремленная система, нацеленная на
результат, где возможна реальная обратная связь.