Автор: Слобожанская Елена Борисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ14
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Развитие ритмического слуха на уроках хореографии
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Новосибирска «Детская школа искусств № 14»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
мастер-класса
Развитие ритмического слуха на уроках хореографии
Концертмейстер класса
хореографии
МБУДО ДШИ № 14
Слобожанская Елена
Борисовна
Дата и место проведения
урока
21.04.2022
МБУДО ДШИ № 14
Новосибирск, 2022
План-конспект мастер-класса с учащимися отделения хореографии,
2(7) класс
Тема: Развитие ритмического слуха на уроках хореографии
Возраст учащихся, год обучения: 8-9 лет, 2-й год обучения
Цель: формирование способности ритмично исполнять движения на основе
понимания основ метроритма музыки
Задачи:
обучающие - вырабатывать умение определять опорные доли в музыке и
движениях, способствование становлению умения оценивать результат своей
работы и корректировать его;
развивающие - развивать внимательность, координацию, музыкальную
память, самоконтроль, музыкальный анализ, навыки групповой
самоорганизации;
воспитательные – воспитывать настойчивость, терпение,
самостоятельность и познавательную активность, пробуждать интерес к
самостоятельному решению задач
Тип мастер-класса: урок-повторение
Форма мастер-класса: групповая
Технические средства: хореографический класс, фортепиано,
дидактический материал
Репертуарный
план
мастер-класса:
содержание
учебного
материала
подобрано соответственно теме мастер-класса с использованием возрастных
и психологических особенностей детей (с простейшим рисунком, с понятной
8-ми тактовой фразировкой, без затакта).
1.
Латышская народная полька C dur
2.
Эстонская народная полька F dur
3.
Гандзя украинская народная песня D dur
4.
М.Качурбина Мишка с куклой пляшут полечку
5.
Ю.Слонов Полька G dur
6.
И.Штраус Полька Анна
7.
Дедушка Русская полька
8.
И.Штраус Полька Жокей C dur
Используемая литература:
1.
И.В.Способин Элементарная теория музыки /
Москва: государственное
музыкальное издательство. 1963г;
2.
Народно-характерный танец
/ составитель Р.Донченко. – Санкт-Петербург:
Композитор. – Вып.2, 2002г;
3.
Хрестоматия народно-сценического танца для фортепиано
/ сост. Л. В.
Сальникова, Л. Г. Ульянова. –
Москва: Музыка. - Вып.2 1976г;
4.
Хрестоматия для уроков классического танца /
Составитель И.Климкович. -
Москва: Музыка. - Вып.2 1986г;
План мастер-класса:
1.
Организационный этап
2.
Постановка задач
3.
Теоретическая часть с практикой
4.
Подведение итогов
Ход мастер-класса:
I.
Организационный этап.
Здравствуйте коллеги и наши маленькие слушатели! Сегодня мы поговорим
о взаимосвязи музыкального ритма и танцевальных движений.
Наши участники:
дети, которые с начала учебного года не слышали ритм;
дети с изначально хорошим чувством ритма;
дети, которые не занимались по этой системе.
II.
Постановка задач
Мастер-класс направлен на определение основных задач метроритмической
зависимости музыки и танца и проведение теоретической и практической
работы с учащимися.
Часто педагог на уроке хореографии говорит ученику, который не попадает
в ритм: «Слушай музыку!» Ребенок слушает, слушает… уши становятся как
у Чебурашки, но ничего не получается. Так что же нужно слушать?
Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое
полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную
и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку,
образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные
образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются,
выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные
события. Если дети не обладают врожденным чувством ритма, значит их
мозг не обращает внимания на пульсацию, не выделяет разницы между
напряжением
и
ослаблением
динамики,
не
анализирует
временные
расстояния и логически не выстраивает для себя понятную схему. Очень
важным становится изучение основ строения музыки и движений и
приведение их к стройному согласованности.
Если метроритм задаёт координатную сетку из сильных и слабых долей с
одинаковыми расстояниями между долями – значит нам необходимо
прояснить, где найти эти доли и как их держать в поле зрения. Здесь также
нужно ввести понятие темпа. После того, как найдены основные точки опоры
в музыке, нужно определить, как это правильно совместить с движением.
Для этого необходимо найти так называемые «точки» уже в каждом
движении.
Музыку нужно использовать с простейшим рисунком, с понятной 8-ми
тактовой фразировкой, без затакта. Полька, марш, народная песня - очень
удобный вариант.
(Приглашаются учащиеся)
Дети, сегодня мы с вами попробуем показать, как же правильно исполнять
движения под музыку? Вспомним уже пройденное, повторим упражнения,
придумаем новые.
III.
Теоретическая часть с практикой
1.
Начинаем с самого главного – как попасть в долю. Три понятия
– опоздать, поторопиться, одновременно.
Пример: автобус
Упражнение 1:
Вступление 1 такт. Играется 1-я доля - любая нота. Нужно топнуть ногой
на эту ноту. Звук ноги и ноты должен совпадать. Сначала показываем, как
это сделать. Дети видят играющую руку.
(Работаем с каждым ребенком, просим детей определить, какую ошибку
сделал каждый. После анализа - ошибку попытаться исправить.)
2.
Понятие доли. Оркестр – большой барабан, малый барабан,
скрипка. Вступление.
Упражнение 2:
Музыка: полька без затакта, размер 2/4.
Объясняется, что такое вступление – это музыка, на которую нужно
приготовиться.
Играются четвертные ноты. Это большой барабан. Учащиеся хлопают
ритм. Затем топают.
Между нотами большого барабана играются восьмые ноты – это малый
барабан – можно в другой октаве или тише. Учащиеся хлопают ритм
большого барабана. Затем топают.
Добавляем скрипку – это мелодия польки. Учащиеся хлопают ритм большого
барабана. Затем топают.
3.
Основное деление длительностей.
Дидактический материал: схема деления длительностей.
Показываем схему деления целой ноты на более мелкие (до
четвертей) и такую же схему с яблоком. Обращаем внимание на
четвертные, с ними будем работать в следующем упражнении.
4.
М
узыкальный размер 2/4, пауза.
Дидактический материал: схема размера 2/4, упражнения на 2/4.
Две доли живут в домике – коробочке. У каждой своя кроватка.
Первая доля самая сильная, вторая слабая. Так случилось, что 2-
я долька пошла в магазин. Но её кроватка осталась. Её нужно
просчитать, но музыку не играть. Это пауза – тишина.
Упражнение 3:
Показывается схема размера 2/4, просчитывается на 1,2 (раз, два).
Прохлопываем две доли, первую громче, вторую тише. Сколько коробочек
всего нарисовано?
Показывается схема размера 2/4 с паузами, прохлопывается со счетом вслух
(паузы не хлопаются).
5.
Темп. Скорость музыки. Бывает быстрым, медленным, средним.
Расстояния между шагами одинаковые, только расстояния
больше или меньше. Вспоминаем примеры: забор, стойки
станка, батарея.
Упражнение 4:
Разложить карандаши на одинаковом расстоянии. Как положим
карандаши, если темп быстрый? А если темп медленный? Меняем
расстояния.
Упражнение 5:
Подскоки по кругу с замедлением и убыстрением темпа.
Беседа – передышка:
Ансамбль – это когда танцуют все вместе. На что или кого будем
ориентироваться? На танцующего в 1 ряду? На самого ритмичного или на
музыку?
Синхронность в исполнении одинаковых движений зависит от того, как
танцор будет слышать пульсацию музыки и следовать ей. Так как движения
всех учащихся совпадают с нужными долями, они будут танцевать слаженно,
одновременно.
6.
«Точка» в движении. Она находится в конце движения и
совпадает с какой-либо долей. Так хлопок начинается
разведением рук и последующим сближением. Топание ногой
происходит уже после поднимания и опускания её. Игра в
замедленное кино.
Упражнение 6:
Музыка: полька без затакта, размер 2/4
Показывается «замедленное кино» - что делает нога, перед тем, как
топнет (должна подняться и опуститься). Ищем «точку» в шаге с высоким
подниманием колена, в шаге со сгибанием голени назад, прыжках, подскоках,
галопе, приседаниях.
7.
Фраза. Музыка тоже «разговаривает», в ней есть предложения –
фразы. Это несколько слов (на самом деле какое-то количество
нот), после которых хочется вздохнуть, набрать воздуха,
поставить запятую или точку. И говорить дальше – будет звучать
следующая фраза. В самой простой музыке мы услышим 4
фразы. Так называемый квадрат. Обычно это будет завершенная
полька из 2 частей.
Упражнение7:
Музыка: полька без затакта, размер 2/4
Слушаем, останавливаем музыку после каждой фразы, акцентируя внимание
на завершенности сказанного, желании взять воздуха. Предлагается
посчитать вместе количество фраз в произведении.
8.
«Восьмерки». Если посчитать количество сильных долей в
одной фразе, их получится 8. Хореографы расписывают часто
музыку к танцу – по восьмеркам. Самый простой вариант - на
каждую долю приходится по 1 движению. Счет вслух по началу
детям кажется сложным - ведь нужно одновременно двигаться.
Поэтому просчитываем музыку без движений. Потом начинается
зарядка для мозга – на фразу придумываем 8 движений,
исполняем их под музыку со счетом вслух. Как правило это
детям нравится. Каждый старается ничего не забыть.
Упражнение 8:
Музыка: полька без затакта, размер 2/4
1) 4 марша 2 паузы 2 подскока
2) 2 подскока 2 паузы 4 марша
3)учащиеся придумывают своё упражнение на 8 счетов
Успешность ребенка на занятиях хореографией зависят не только от
многократного повторения и выучивания последовательности движений. Но
и от понимания структуры музыки, от осознания ритмической составляющей
танца, умения исполнить движение в нужный момент времени, точно следуя
пульсации ритма. Уже не говоря об эмоциональном исполнении, ведь это
приходит со свободой движения. А это возможно только при уверенном
следовании за музыкальным ритмом. В этом случае музыка помогает,
придает необходимую силу и амплитуду движениям.
IV Подведение итогов