Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ "Новатор"
Населённый пункт: город Уфа, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "В одном строю солдат и песня на страже Родины стоят!"
Раздел: дополнительное образование
«В одном строю солдат и песня на страже Родины стоят!»
(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ)
Автор: Лазарева Л.Е.
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО ДДТ «Новатор»,
г. Уфа Республика Башкортостан
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:
Представленное мероприятие, проведённое в
условиях дистанционного обучения, предполагает беседу педагога, рассказ
«приглашённого» гостя (мамы педагога) о силе воздействия военной песни на
весь советский народ.
Война и песня! Можно ли связать эти два понятия? Можно и нужно!
Оптимизм нашего народа в тяжёлые военные годы рождала песня. Она вела за
собой в бой, она помогала в часы затишья, она вселяла надежду и веру в победу,
уверенность в возвращение домой к близким и любимым.
НАЗНАЧЕНИЕ: Данное мероприятие предназначено для детей младшего
школьного возраста и родителей. Его можно использовать в качестве классного
часа и внеклассного мероприятия, посвященного Дню победы в любых
образовательных учреждениях. При проведении используются музыкальные
фрагменты песен, а также видеофрагменты военной тематики.
Цель: Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего
поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
Образовательные:
•Обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому
нашей страны посредством песен военных лет.
Развивающие:
•Развить у детей познавательный интерес к музыке и песням военных лет;
•Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
Воспитательные:
•Воспитывать глубокое уважение к ветеранам ВОВ и труда.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
ПЕДАГОГ:
-Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Наша Музыкальная гостиная
открыта! Тема сегодняшней встречи: «В одном строю солдат и песня на страже
Родины стоят!»
УЧЕНИК:
-Завтра великая дата,
Славный победный салют
Вечно бессмертным солдатам,
Что в памяти нашей живут!
I.
ПЕДАГОГ:
-Великая Отечественная война… Страшная, жестокая… тяжелое время!
Война и песня, музыка и война... казалось бы, несовместимые понятия! Что
может быть между ними общего?
Почему музыку, а именно песню, в годы Великой Отечественной войны
считали одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Зачем в эти годы
были созданы тысячи песен?
Ещё Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец,
говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами… и
громогласною музыкою взял я Измаил».
-Уже в первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были
написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же «ушли
на фронт».
Воевал весь наш народ, воевала и песня.
На фронтовых рубежах песни обладали большой и властной силой.
Песня поднимала дух бойцов, сражавшихся на поле битвы, песня была
способна
в
момент
ожесточённого
огня противника поднять нашего
бойца с земли и повести его в атаку.
Песня поднимала дух тружеников тыла, работавших на фабриках, заводах,
колхозных полях.
-У нас в гостях уважаемая Галина Николаевна Лазарева, ветеран труда,
участница хорового коллектива «С песней по жизни!». Всю свою долгую жизнь,
а ей сейчас 85 лет, она служила людям, работала в больнице медицинской
сестрой, лечила людей. Неизменной спутницей Галины Николаевны была песня.
-Нет, Галина Николаевна не была на войне!
II. В те далёкие незабываемые годы она была такая же маленькая девочка
как вы сейчас. Её поколение ласково называют «Дети войны».
Но тяжести военного времени школьница Галя, как и все её сверстники,
испытывала наравне со взрослыми.
II.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛАЗАРЕВОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ:
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
В те далёкие, но не забываемые годы, мне было столько же лет, сколько и
вам.
Я на всю жизнь запомнила страх и ужас, когда объявили начало войны!
Помню, как началась эвакуация моторного завода из города Рыбинска
Ярославской области, на котором работал мой отец. Рабочим нужно было
сделать невозможное: за короткий срок на новом месте в далёкой Башкирии в
городе Уфе восстановить завод. Армии нужны были моторы для самолётов!
Мы - дети тех лет, рано повзрослели и переносили все тяготы военного
времени наравне со взрослыми.
Я помню длинные очереди за хлебом, который выдавали по карточкам. Как
я несла домой драгоценную буханку и еле сдерживалась, чтобы не откусить
хоть немножечко. Уж очень хотелось есть, а хлеб так вкусно пах!
Помню, как ходила в госпиталь помогать тёте ухаживать за ранеными. Уже
тогда у меня появилась мечта поскорее вырасти и стать медицинской сестрой,
помогать людям.
Никогда не забуду свою учительницу - Сусанну Гаспаровну, которая в
конце уроков ставила меня к доске петь военные песни, звучавшие из
репродукторов…Любовь к песне я пронесла через всю свою жизнь. Пела в
школе, пела во художественной самодеятельности, где бы я ни работала.
И, выйдя на пенсию я не перестаю петь. В нашем клубе ветеранов есть
замечательный коллектив единомышленников, также влюблённых в песню –
хор «С песней по жизни!». Песня продляет нам жизнь. Особенно те, не
стареющие песни военных лет.
Весёлые, живые, с боевым задором, они как люди, могут развеселить,
поднять настроение, погрустить вместе с тобой и дать надежду:
«Одержим победу,
К тебе я приеду
На горячем боевом коне».
Эти слова из песни, которую я хочу спеть для вас. Композитор Никита
Богословский, слова Евгения Долматовского «Лизавета».
(ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЛИЗАВЕТА»)
Дорогие мои, хочу сказать вам: «Берегите мир! Нет ничего прекрасней
мирной жизни!»
III.
ПЕДАГОГ:
-Спасибо, Галина Николаевна!
-Песни
военных
лет....
Сколько
их,
прекрасных
и
незабываемых. В них есть все:
горечь отступления в первые месяцы войны,
радость возвращения к своим,
картины жизни солдат,
рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и
танкистов.
-Говорилось, что фронтовая песня - винтовка, что враг боится песни
больше,
чем
огнестрельного оружия,
что
боец-песенник
будет
сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
-Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте
песня, он непременно ответит: самое важное!
-Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения,
спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот
ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое:
танк, автомат и песня.
-Песни были необходимы солдатам на войне, даже в бою они вдохновляли
бойцов.
-Бывали минуты, когда тишину прифронтового леса нарушали не только
артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных
зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей:
Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
-Так артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и
концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.
-Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что
красота искусства жива, что убить ее невозможно.
«Оружие у нас есть, пришлите песню» - такие просьбы писали солдаты с
передовой.
-У поэта-песенника Лебедева-Кумача есть замечательные строки:
«Кто сказал, что надо бросить песни о войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!!!»
-Все военные песни можно разделить на несколько групп:
Патриотические песни. Песня призыв защищать Родину. («Священная
война»).
Прощальные песни. В них звучит тема разлуки с жёнами, детьми,
матерями, родственниками. («Прощайте скалистые горы»)
Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме семье.
(«Тёмная ночь», «В землянке»)
Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на
привале. («Катюша», «Смуглянка»)
Победные песни. В них поётся о победе советского солдата над врагом.
(Дорога на Берлин и песня День Победы, которая была написана на
празднование 30-летия Победы, сразу полюбилась людям, и стала поистине
всенародной, и когда собираются ветераны, они считают её своей, фронтовой).
А знаете ли вы военные песни? Мамы могут подсказывать.
Попробуем угадать!
(ЗВУЧАТ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ «Священная война», «Смуглянка»,
«Песенка фронтового шофёра», «Синий платочек», «В землянке», «День
Победы!»),
ДЕТИ
УГАДЫВАЮТ
НАЗВАНИЕ
И
ПОДПЕВАЮТ
ПО
КУПЛЕТУ.
-Ребята, скажите, чем сильны были военные песни?
Ответы детей: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
-Правильно! Песни, звучавшие во время войны:
воспевали ненависть к врагу, вдохновляя бойцов на подвиг,
воспевали Родину,
вселяли в солдат мужество и боевую дружбу,
и конечно же воспевали любовь к своим близким и любимым.
-Тяжело далась победа нашему народу. Но и в это страшное время люди
были безотрывно связаны с музыкальным творчеством.
Ребята, перед тем как мы все вместе споём песню «Катюша», я хочу
предоставить слово Гилёвой Дарье. Она прочтёт стихотворение «Вернулся он с
войны домой».
Песня композитора Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского
«Катюша» (ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ).
ПЕДАГОГ:
-Всем спасибо. Вы молодцы! До встречи в «Музыкальной гостиной»!