Напоминание

"В одном строю солдат и песня на страже Родины стоят!"


Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ "Новатор"
Населённый пункт: город Уфа, Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "В одном строю солдат и песня на страже Родины стоят!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«В одном строю солдат и песня на страже Родины стоят!»

(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

Автор: Лазарева Л.Е.

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО ДДТ «Новатор»,

г. Уфа Республика Башкортостан

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Представленное мероприятие, проведённое в

условиях дистанционного обучения, предполагает беседу педагога, рассказ

«приглашённого» гостя (мамы педагога) о силе воздействия военной песни на

весь советский народ.

Война и песня! Можно ли связать эти два понятия? Можно и нужно!

Оптимизм нашего народа в тяжёлые военные годы рождала песня. Она вела за

собой в бой, она помогала в часы затишья, она вселяла надежду и веру в победу,

уверенность в возвращение домой к близким и любимым.

НАЗНАЧЕНИЕ: Данное мероприятие предназначено для детей младшего

школьного возраста и родителей. Его можно использовать в качестве классного

часа и внеклассного мероприятия, посвященного Дню победы в любых

образовательных учреждениях. При проведении используются музыкальные

фрагменты песен, а также видеофрагменты военной тематики.

Цель: Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего

поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.

Задачи:

Образовательные:

•Обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому

нашей страны посредством песен военных лет.

Развивающие:

•Развить у детей познавательный интерес к музыке и песням военных лет;

•Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

Воспитательные:

•Воспитывать глубокое уважение к ветеранам ВОВ и труда.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

ПЕДАГОГ:

-Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Наша Музыкальная гостиная

открыта! Тема сегодняшней встречи: «В одном строю солдат и песня на страже

Родины стоят!»

УЧЕНИК:

-Завтра великая дата,

Славный победный салют

Вечно бессмертным солдатам,

Что в памяти нашей живут!

I.

ПЕДАГОГ:

-Великая Отечественная война… Страшная, жестокая… тяжелое время!

Война и песня, музыка и война... казалось бы, несовместимые понятия! Что

может быть между ними общего?

Почему музыку, а именно песню, в годы Великой Отечественной войны

считали одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Зачем в эти годы

были созданы тысячи песен?

Ещё Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец,

говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами… и

громогласною музыкою взял я Измаил».

-Уже в первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были

написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же «ушли

на фронт».

Воевал весь наш народ, воевала и песня.

На фронтовых рубежах песни обладали большой и властной силой.

Песня поднимала дух бойцов, сражавшихся на поле битвы, песня была

способна

в

момент

ожесточённого

огня противника поднять нашего

бойца с земли и повести его в атаку.

Песня поднимала дух тружеников тыла, работавших на фабриках, заводах,

колхозных полях.

-У нас в гостях уважаемая Галина Николаевна Лазарева, ветеран труда,

участница хорового коллектива «С песней по жизни!». Всю свою долгую жизнь,

а ей сейчас 85 лет, она служила людям, работала в больнице медицинской

сестрой, лечила людей. Неизменной спутницей Галины Николаевны была песня.

-Нет, Галина Николаевна не была на войне!

II. В те далёкие незабываемые годы она была такая же маленькая девочка

как вы сейчас. Её поколение ласково называют «Дети войны».

Но тяжести военного времени школьница Галя, как и все её сверстники,

испытывала наравне со взрослыми.

II.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛАЗАРЕВОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ:

-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

В те далёкие, но не забываемые годы, мне было столько же лет, сколько и

вам.

Я на всю жизнь запомнила страх и ужас, когда объявили начало войны!

Помню, как началась эвакуация моторного завода из города Рыбинска

Ярославской области, на котором работал мой отец. Рабочим нужно было

сделать невозможное: за короткий срок на новом месте в далёкой Башкирии в

городе Уфе восстановить завод. Армии нужны были моторы для самолётов!

Мы - дети тех лет, рано повзрослели и переносили все тяготы военного

времени наравне со взрослыми.

Я помню длинные очереди за хлебом, который выдавали по карточкам. Как

я несла домой драгоценную буханку и еле сдерживалась, чтобы не откусить

хоть немножечко. Уж очень хотелось есть, а хлеб так вкусно пах!

Помню, как ходила в госпиталь помогать тёте ухаживать за ранеными. Уже

тогда у меня появилась мечта поскорее вырасти и стать медицинской сестрой,

помогать людям.

Никогда не забуду свою учительницу - Сусанну Гаспаровну, которая в

конце уроков ставила меня к доске петь военные песни, звучавшие из

репродукторов…Любовь к песне я пронесла через всю свою жизнь. Пела в

школе, пела во художественной самодеятельности, где бы я ни работала.

И, выйдя на пенсию я не перестаю петь. В нашем клубе ветеранов есть

замечательный коллектив единомышленников, также влюблённых в песню –

хор «С песней по жизни!». Песня продляет нам жизнь. Особенно те, не

стареющие песни военных лет.

Весёлые, живые, с боевым задором, они как люди, могут развеселить,

поднять настроение, погрустить вместе с тобой и дать надежду:

«Одержим победу,

К тебе я приеду

На горячем боевом коне».

Эти слова из песни, которую я хочу спеть для вас. Композитор Никита

Богословский, слова Евгения Долматовского «Лизавета».

(ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЛИЗАВЕТА»)

Дорогие мои, хочу сказать вам: «Берегите мир! Нет ничего прекрасней

мирной жизни!»

III.

ПЕДАГОГ:

-Спасибо, Галина Николаевна!

-Песни

военных

лет....

Сколько

их,

прекрасных

и

незабываемых. В них есть все:

горечь отступления в первые месяцы войны,

радость возвращения к своим,

картины жизни солдат,

рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и

танкистов.

-Говорилось, что фронтовая песня - винтовка, что враг боится песни

больше,

чем

огнестрельного оружия,

что

боец-песенник

будет

сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

-Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте

песня, он непременно ответит: самое важное!

-Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения,

спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот

ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое:

танк, автомат и песня.

-Песни были необходимы солдатам на войне, даже в бою они вдохновляли

бойцов.

-Бывали минуты, когда тишину прифронтового леса нарушали не только

артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных

зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей:

Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

-Так артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и

концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

-Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что

красота искусства жива, что убить ее невозможно.

«Оружие у нас есть, пришлите песню» - такие просьбы писали солдаты с

передовой.

-У поэта-песенника Лебедева-Кумача есть замечательные строки:

«Кто сказал, что надо бросить песни о войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!!!»

-Все военные песни можно разделить на несколько групп:

Патриотические песни. Песня призыв защищать Родину. («Священная

война»).

Прощальные песни. В них звучит тема разлуки с жёнами, детьми,

матерями, родственниками. («Прощайте скалистые горы»)

Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме семье.

(«Тёмная ночь», «В землянке»)

Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на

привале. («Катюша», «Смуглянка»)

Победные песни. В них поётся о победе советского солдата над врагом.

(Дорога на Берлин и песня День Победы, которая была написана на

празднование 30-летия Победы, сразу полюбилась людям, и стала поистине

всенародной, и когда собираются ветераны, они считают её своей, фронтовой).

А знаете ли вы военные песни? Мамы могут подсказывать.

Попробуем угадать!

(ЗВУЧАТ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ «Священная война», «Смуглянка»,

«Песенка фронтового шофёра», «Синий платочек», «В землянке», «День

Победы!»),

ДЕТИ

УГАДЫВАЮТ

НАЗВАНИЕ

И

ПОДПЕВАЮТ

ПО

КУПЛЕТУ.

-Ребята, скажите, чем сильны были военные песни?

Ответы детей: (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

-Правильно! Песни, звучавшие во время войны:

воспевали ненависть к врагу, вдохновляя бойцов на подвиг,

воспевали Родину,

вселяли в солдат мужество и боевую дружбу,

и конечно же воспевали любовь к своим близким и любимым.

-Тяжело далась победа нашему народу. Но и в это страшное время люди

были безотрывно связаны с музыкальным творчеством.

Ребята, перед тем как мы все вместе споём песню «Катюша», я хочу

предоставить слово Гилёвой Дарье. Она прочтёт стихотворение «Вернулся он с

войны домой».

Песня композитора Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского

«Катюша» (ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ).

ПЕДАГОГ:

-Всем спасибо. Вы молодцы! До встречи в «Музыкальной гостиной»!



В раздел образования