Автор: Никифорова Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 им. О. Беспалова"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное мероприятие "Чувашия - Родина моя"
Раздел: начальное образование
Тема: «Чувашия – Родина моя».
Цель: обобщить знания детей о малой Родине.
Задачи:
1. воспитать у детей интерес к истории своей Родины, любовь к родному краю;
2. расширить кругозор;
3. развить речь детей, понимание их личной ответственности за будущее родного края.
Формируемые УУД:
Личностные:
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур народа;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность и внимательность.
Регулятивные:
- умение сохранять заданную цель;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
- умение высказывать и обосновывать своё мнение, убеждать и уступать, сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в споре;
- умение передавать и воспринимать информацию.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, раздаточный материал.
План:
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы занятия.
III.
Основная часть:
1.
Вступительная беседа о Родине;
2.
Игра «Собери пословицы»;
3.
Беседа о вышивках;
4.
Просмотр чувашских вышивок;
5.
Беседа о музыке;
6.
Прослушивание чувашских песен.
IV.
Подведение итогов.
Ход занятия
I.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II.
Сообщение темы занятия.
- Ребята, а вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?
- А для этого нам нужно отгадать ребус. (Родина)
- Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие? (Мы посвятим наше занятие Родине)
- Да, совершенно верно. О чудесной нашей Родине будет разговор, о прекрасной милой
Родине, где мы все живем.
- Можем ли мы назвать Чувашию нашей родиной? Кто-нибудь из вас знает, как называется
река, на которой стоит главный город Чувашии? (Волга) А как называется столица Чувашии?
III.
Вступительная беседа о Родине.
- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте
послушаем одно стихотворение.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
- А сейчас подумайте, что значит для вас слово «Родина»? Сейчас я раздам вам листочки,
ваша задача ответить на вопрос: «Что значит для вас Родина?»
- Вы, ребята, все правы. У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы
родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая
Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.
1 ведущий.
IV.
Игра «Собери пословицы».
- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в
пословицах.
(Работа в парах.Составление пословиц о любви к Родине.)
- Сейчас я вам раздам листочки с пословицами, ваша задача найти вторую часть пословицы.
Работа выполняется попарно.
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
1) Родину-мать учись защищать. (Человек должен уметь защитить свои края в самую
трудную минуту)
2) Нет земли краше, чем страна наша. (Для каждого человека родина самая красивая, самая
теплая)
3) Если народ един, он непобедим.
- Какие вы молодцы, справились с заданием.
V.
Беседа о вышивках.
- Ребята, а давайте мы сейчас совершим небольшое путешествие по Родине.
- Про Чувашию говорят, что это «Край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок».
- А вы знали, что наша Родина славится вышивкой?
Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит
одинаково.
Сейчас мы хотим показать вам несколько образцов чувашской вышивки и немного о них
рассказать.
Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов,
треугольников, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со
стилизованными
фигурами
людей,
птиц,
животных,
древа
жизни,
которые
имели
самыйразнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая
мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.
Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни.
Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. В узорах,
символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери,
люди. Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также
можно увидеть знаки, символизирующие их. Основные элементы узора выполнялись черным
цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом
счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом
волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ
чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись
различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.
- Также мы хотели бы показать вам эти узоры на презентации.
- Кто из вас запомнил, какие цвета присутствовали в чувашской вышивке?
- А кто мне скажет, что обозначает цвет красный, черный, желтый, зеленый?
- А какие вам запомнились узоры? Почему?
- Как вы думаете, что украшали этими вышивками? (Платки, салфетки, одежду…)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо нас слушали.
VI.
Беседа о музыке.
- Не менее интересной является чувашская музыка.
- Вы любите слушать музыку? Какую вы слушаете? А слушали ли вы чувашские песни? Они
вам понравились?
- А теперь я хочу рассказать вам немного о чувашской музыке. Существуют записи
нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел
петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. В чувашской музыке
присутствуют множество инструментов — дудка, волынка из бычьего пузыря, гусли,
барабан, струнный смычковый инструмент, вошли в быт также скрипка и гармонь.
Жанры
чувашских
народных
песен:
трудовые,
обрядовые,
лирические,
шуточные,
хороводные, песни - потешки. В чувашских народных песнях обычно рассказывается о
любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям.
- Давайте послушаем одну чувашскую музыку.
- Она вам понравилась?
VII.
Подведение итогов.
Итак, вот и подошло наше занятие к концу. Давайте сделаем выводы.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Вам понравилось наше путешествие по нашей Родине?
– Было ли вам интересно?
– Что нового вы узнали?