Напоминание

внеклассное мероприятие "Чувашия - Родина моя"


Автор: Никифорова Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 им. О. Беспалова"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное мероприятие "Чувашия - Родина моя"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Чувашия – Родина моя».

Цель: обобщить знания детей о малой Родине.

Задачи:

1. воспитать у детей интерес к истории своей Родины, любовь к родному краю;

2. расширить кругозор;

3. развить речь детей, понимание их личной ответственности за будущее родного края.

Формируемые УУД:

Личностные:

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур народа;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность и внимательность.

Регулятивные:

- умение сохранять заданную цель;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение высказывать и обосновывать своё мнение, убеждать и уступать, сохранять

доброжелательное отношение друг к другу в споре;

- умение передавать и воспринимать информацию.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, раздаточный материал.

План:

I.

Организационный момент.

II.

Сообщение темы занятия.

III.

Основная часть:

1.

Вступительная беседа о Родине;

2.

Игра «Собери пословицы»;

3.

Беседа о вышивках;

4.

Просмотр чувашских вышивок;

5.

Беседа о музыке;

6.

Прослушивание чувашских песен.

IV.

Подведение итогов.

Ход занятия

I.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, а вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?

- А для этого нам нужно отгадать ребус. (Родина)

- Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие? (Мы посвятим наше занятие Родине)

- Да, совершенно верно. О чудесной нашей Родине будет разговор, о прекрасной милой

Родине, где мы все живем.

- Можем ли мы назвать Чувашию нашей родиной? Кто-нибудь из вас знает, как называется

река, на которой стоит главный город Чувашии? (Волга) А как называется столица Чувашии?

III.

Вступительная беседа о Родине.

- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте

послушаем одно стихотворение.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

- А сейчас подумайте, что значит для вас слово «Родина»? Сейчас я раздам вам листочки,

ваша задача ответить на вопрос: «Что значит для вас Родина?»

- Вы, ребята, все правы. У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы

родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая

Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

1 ведущий.

IV.

Игра «Собери пословицы».

- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в

пословицах.

(Работа в парах.Составление пословиц о любви к Родине.)

- Сейчас я вам раздам листочки с пословицами, ваша задача найти вторую часть пословицы.

Работа выполняется попарно.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

1) Родину-мать учись защищать. (Человек должен уметь защитить свои края в самую

трудную минуту)

2) Нет земли краше, чем страна наша. (Для каждого человека родина самая красивая, самая

теплая)

3) Если народ един, он непобедим.

- Какие вы молодцы, справились с заданием.

V.

Беседа о вышивках.

- Ребята, а давайте мы сейчас совершим небольшое путешествие по Родине.

- Про Чувашию говорят, что это «Край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок».

- А вы знали, что наша Родина славится вышивкой?

Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит

одинаково.

Сейчас мы хотим показать вам несколько образцов чувашской вышивки и немного о них

рассказать.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов,

треугольников, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со

стилизованными

фигурами

людей,

птиц,

животных,

древа

жизни,

которые

имели

самыйразнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая

мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни.

Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. В узорах,

символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери,

люди. Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также

можно увидеть знаки, символизирующие их. Основные элементы узора выполнялись черным

цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом

счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом

волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ

чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись

различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

- Также мы хотели бы показать вам эти узоры на презентации.

- Кто из вас запомнил, какие цвета присутствовали в чувашской вышивке?

- А кто мне скажет, что обозначает цвет красный, черный, желтый, зеленый?

- А какие вам запомнились узоры? Почему?

- Как вы думаете, что украшали этими вышивками? (Платки, салфетки, одежду…)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо нас слушали.

VI.

Беседа о музыке.

- Не менее интересной является чувашская музыка.

- Вы любите слушать музыку? Какую вы слушаете? А слушали ли вы чувашские песни? Они

вам понравились?

- А теперь я хочу рассказать вам немного о чувашской музыке. Существуют записи

нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел

петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. В чувашской музыке

присутствуют множество инструментов — дудка, волынка из бычьего пузыря, гусли,

барабан, струнный смычковый инструмент, вошли в быт также скрипка и гармонь.

Жанры

чувашских

народных

песен:

трудовые,

обрядовые,

лирические,

шуточные,

хороводные, песни - потешки. В чувашских народных песнях обычно рассказывается о

любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям.

- Давайте послушаем одну чувашскую музыку.

- Она вам понравилась?

VII.

Подведение итогов.

Итак, вот и подошло наше занятие к концу. Давайте сделаем выводы.

– Что нового вы сегодня узнали?

– Вам понравилось наше путешествие по нашей Родине?

– Было ли вам интересно?

– Что нового вы узнали?



В раздел образования