Автор: Ясинская Наталия Евгеньевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4 им. В. Г. Яковлева
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Развитие навыков работы над полифонией в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №4 им В. Г. Яковлева»
Методический доклад
«Развитие навыков работы над полифонией в классе
фортепиано ДШИ»
Выполнила: Ясинская Н.Е.
концертмейстер первой категории
Курск, 2022
2
Содержание
Введение………………………………………………………… 3 стр.
Основная часть…………………………………………………… 3-6 стр.
Заключение………………………………………………………… 7 стр.
Список источников и литературы………………………………… 8 стр.
3
Введение
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой
частью
обучения
фортепианному
исполнительскому
искусству.
Ведь
фортепианная музыка полифонична вся, в широком смысле слова.
Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть
способности
дифференцированно воспринимать
и
воспроизводить
на
инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном
развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных
разделов
музыкального
воспитания.
Этот
особый
навык
необходимо
развивать у учащихся непрерывно, начиная с первого года обучения.
Основная часть
Развивать навыки работы над полифонией необходимо систематически,
по принципу усложнения (как и любой другой навык). Полифонический
репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки
народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему
содержанию. Знакомя ученика с таким произведением, преподаватель
рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню
запевала, затем её подхватывал хор, варьируя ту же мелодию. Кроме
подголосочной полифонии в детском репертуаре есть много
пьес
с
конкретным
названием,
помогающим
раскрыть
музыкальный
образ,
настроение музыки. Это делает работу более доступной и интересной. Такие
произведения
можно найти во многих сборниках для начинающих
пианистов. В некоторых сборниках к пьесам подголосочного склада даются
творческие задания, например: подбери до конца нижний голос и определи
тональность; сыграй один голос, а другой спой; присочини к мелодии второй
голос и запиши подголосок; сочини продолжение верхнего голоса и т.д.
Сочинение крайне полезно для развития творческого музицирования детей.
Оно активизирует мышление, чувства ребёнка, значительно повышает
интерес к изучаемым произведениям.
Начинать развитие полифонических навыков ученика лучше с работы «по
ролям» и не сразу непосредственно с самого музыкального произведения, а с
небольших
полифонических
упражнений.
Взяв,
например,
знакомую
русскую народную песню «Во поле берёза стояла» преподаватель предлагает
ученику исполнить её «хоровым» способом, разделив роли: ученик играет
партию «запевалы» в хоре, а преподаватель (лучше – на другом фортепиано,
или в другом регистре) изображает хор, который подхватывает мелодию
4
запева. Уже на этом этапе работы можно использовать полифонические
термины – тема, имитация, верхний голос, нижний голос, двухголосие и т. д.
В дальнейшем работа над полифонией всегда должна начинаться с
разбора темы произведения, так как тема –
это материал, на котором
строится всё произведение.
Работая над отдельными голосами в полифонии любой сложности,
необходимо добиваться выразительного исполнения, приучать ученика к
комплексному решению важных задач:
слуховой контроль голосоведения;
правильная аппликатура
штрихи
ритм
удобные, плавные движения рук.
Именно с таким подходом у ученика будет воспитываться понимание
важности работы над каждым голосом полифонии. Очень полезно учить
каждый голос наизусть.
В процессе соединения полифонических линий важно акцентировать
внимание ребёнка на ясном поочерёдном вступлении голосов, чёткости их
проведения.
Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом
голосе) целесообразно перейти к работе над произведениями канонического
склада,
построенными
на
стреттной
имитации,
которая
вступает
до
окончания имитируемой мелодии. В пьесах такого рода имитируется уже не
одна фраза или мотив, а все фразы до конца произведения. При этом работу
над каноном следует начинать по принципу простой имитации (проигрывать
один голос вслед за другим), а потом уже слушать, как один голос
накладывается на другой. Так как стреттная имитация в полифонии И. С.
Баха является очень важным средством развития, то педагог, должен
заострить на ней внимание.
После канонических пьес можно переключить внимание ученика на
изучение полифонических произведений эпохи барокко, среди которых
первое место, безусловно, занимают сочинения И. С. Баха. В эту эпоху
сложились
риторические
основы
музыкального языка –
музыкально-
риторические фигуры, связанные с определённой смысловой символикой
(фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания,
усиления и др.).
Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для
накопления интонационного словаря юного музыканта .
Первой ступенью на пути к полифоническим вершинам является широко
известный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь» представляют собой в
5
основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты и марши. Все
пьесы
отличаются
необыкновенным
богатством
мелодий,
ритмов
и
настроений. Пьесы из «Нотной тетради» можно найти в различных
фортепианных сборниках, в хрестоматиях в разделе «Полифония». Но лучше
познакомить ученика с самим сборником, рассказать о том, что две нотные
тетради Анны Магдалены Бах – своеобразные домашние музыкальные
альбомы семьи.
При работе над конкретным танцем ученику необходимо раскрыть его
особенности, рассказать об эпохе, о композиторе, показать иллюстрации того
времени. Лучше, если первое исполнение танца ученик услышит от своего
учителя, но можно и использовать различные музыкальные записи (как юных
исполнителей, так и профессиональных музыкантов). Можно проиграть или
послушать несколько танцев, сравнить их характеры. Вместе с учеником
необходимо определить характер изучаемого танца. Можно придумать
движения, подобрать слова к мелодии, т. е. подойти к работе творчески.
Дети это очень любят и принимают самое активное участие в такой работе.
С каждым учеником нужно изучить несколько танцев. Таким образом у
ученика будет накапливаться полифонический репертуар, а вместе с ним и
навыки работы над полифонией.
Свобода и самостоятельность голосов – непременная черта любого
полифонического произведения. Поэтому важно показать ученику, в чём
именно заключается эта самостоятельность. Например:
в индивидуальной тембральной окраске каждого голоса;
в разной фразировке;
в несовпадении штрихов;
в разной ритмике;
Для ясного воспроизведения барочной полидинамики, следует прежде
всего избегать динамических преувеличений. Чувство меры по отношению
ко всем динамическим изменениям – важнейшее качество. Без него нельзя
стилистически верно передать характер музыки той эпохи. На воспитание
этого качества должны быть направлены усилия преподавателя, начиная с
«Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
При работе над полифонией эпохи барокко учащиеся часто встречаются с
мелизмами – важнейшим художественно – выразительным средством музыки
XVII-XVIII веков.
Чтобы ученики не относились к мелизмам, как к досадной помехе в пьесе,
нужно
умело
преподнести
им
этот
материал,
пробудить
интерес,
любознательность. На первом этапе работы необходимо поиграть мелодию
без мелизмов, чтобы ученик хорошо её услышал и запомнил. Затем добавить
украшения, акцентируя внимание ученика на том, что задача мелизмов –
6
украшать, а не нарушать мелодию.
Важно добиваться именно такого,
свободного, не напряженного исполнения всех украшений. Украшения
должны естественным образом «влиться» в мелодическую линию.
7
Заключение
Итак, работа над полифонией – это, прежде всего, большая аналитическая
работа. Для понимания полифонических пьес нужны специальные знания и
рациональная система их усвоения. Достижение определённого уровня
полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного
наращивания знаний и полифонических навыков у учащихся. При этом перед
преподавателем
всегда
стоит
серьезная
задача:
научить
любить
полифоническую музыку, понимать её и с удовольствием над ней работать.
8
Литература.
1. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано.- «Музыка»
М., 1982
2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, М.Кефара, 2008
3. Рабинович И. О работе над полифонией с учащимися начальных и
средних
классов ДМШ. – В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано,
вып. под ред. А.А. Николаева, М., 1965
4. Фейгин М. Полифония в первые годы обучения. – В сб.:Ребенок за
роялем, «Музыка», М., 1981
5. Цыпин М. Обучение игре на фортепиано, М., 1984