Напоминание

Возможности развития инициативности младшего школьника


Автор: Сафронова Ирина Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ ИППО
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности развития инициативности младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Возможности развития инициативности младшего школьника”

Изучение инициативности в науке ведется достаточно долгий период, однако проблема ее

развития у младших школьников раскрыта недостаточно. Многие ученые рассматривали

развитие инициативности в рамках составляющей нескольких категорий: как составляющую

познавательной активности, как качество характера, как составляющую исследовательской

деятельности.

Сам потенциал успешного развития инициативности в младшем школьном возрасте был

широко освещен в работах Н. Г. Алексеева, Л. П. Виноградовой, Л. С. Выготского, Ю. З.

Гильбух, Н. И. Гуткиной, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой, А. В. Леонтовича, Г. В.

Макотровой, B. C. Мухиной, А. С. Обухова, Ж. Пиаже, А. И. Савенкова, Д. Б. Эльконина и

других.

Однако именно в педагогике изучению термина «инициативность» положил начало чешский

педагог Я. А. Коменский, который является создателем трактата «Великая дидактика». Его

основные положения гласят: «достичь всестороннего познания вещей, овладения ими и

использования возможно только посредством нового...». Последователем в расширении знаний

в этой сфере стал К. Д. Ушинский, который полагал, что «необходимо развивать и

поддерживать оригинальность как стремление индивида проявить собственный почин в своей

деятельности».

По

мнению

Н.

Н.

Калацкой,

инициативность

качество

характера,

которое

охарактеризовывает индивида с точки зрения проявляемой им социальной активности и

выражается в осуществлении сознательной, а самое главное, добровольной деятельности,

направленной на благо общества или в собственных интересах, а также в креативном подходе

к труду и к уже сложившимся способам поведения. В моральном значении инициативность

проявляется в том, что человек возлагает на себя намного больше ответственности, чем

требуется в простом соблюдении свода общепринятых норм и правил.

Инициативность зачастую выступает в качестве составной части социальной дисциплины,

являясь специфическим видом взаимодействия субъектов деятельности: личности и конкретно

взятого коллектива, где личность занимает главенствующую позицию - активного начала.

Мера инициативности, развитая обществом в людях – демонстрация возможности создания

реальных предпосылок свобод человека и содействия формирующего аспекта личности

субъекта деятельности.

Бичерова Е. И. характеризует инициативность как качество личности, проявляющееся во

внутреннем побуждении и способности начать новое дело, совершении первого шага к

активной деятельности, самостоятельном и независимом от других принятии решения в случае

возникновения собственных или социальных проблем.

Маклаков А. Г. рассматривает инициативность в качестве стороны воли, раскрывающейся в

креативности

действий,

требующих

личностной

сообразительности

и,

как

результат,

ответственности — это осмысленное стремление к преобразованию.

Наиболее частое обозначение инициативности заключается в ее рассмотрении в качестве

умения

личности

вносить

прогрессивные

и

креативные

мысли

во

время

активной

познавательной деятельности, меры ее активной роли в учебно-воспитательном процессе.

Также ее рассматривают как моральное качество личности и как ее свойство.

А. С. Макаренко в собственных педагогических сочинениях выделил ключевую особенность

инициативности – готовность к осуществлению поступков по личному почину.

Множество

исследовательских работ по инициативности как волевого качества подчеркивает, что ее

развитие невозможно без становления самостоятельности и самодеятельности.

Определяя значение волевого действия, С. Л. Рубинштейн говорил о том, что любое волевое

действие считается целенаправленным. Оно опосредуется сквозь сознание личности и

считается действием, в котором человек проявляется и которым он показывает собственное

отношение к остальным. Он выделил признаки инициативности: богатство и яркость новых

мыслей и проектов, развитое воображение.

Среди всех направлений психологии наиболее частое обращение к понятию «инициативность»

встречается в рамках когнитивного подхода. Личностный почин, в данном случае,

рассматривается

как

фундаментальный

компонент,

где

инициативность

выступает

интеллектуальным качеством личности, вступающим в тесную взаимосвязь со способностями

индивида. Следовательно, обратимся к структуре инициативности для полного понимания

данной темы.

Структура инициативности, по мнению Борисовой Т. С., заключается в взаимосвязи

компонентов: когнитивного, интеллектуального, мотивационно-волевого, эмоционального,

поведенческого, деятельностного и рефлексивно-оценочного.

Обращаясь

к

трудам

М.

С.

Говорова,

стоит

отметить

важность

происхождения

«инициативности» от другого свойства личности – самостоятельности. Он писал: «Степень

волевой активности в инициативных действиях зависит от условий, в которых совершается

деятельность, от индивидуальных особенностей личности, а также от того, в каком звене

сложного волевого акта: постановка цели, планирование или исполнение, - проявляется

инициатива».

Также в рамках когнитивного подхода стоит отметить некоторые положения из трудов В. И.

Селиванова, А. В. Волохова и И. И. Фришман. В. И. Селиванов утверждал, что «наибольшие

волевые усилия, максимальная активность и творчество требуются тогда, когда все волевое

действие проводится обучающимся самостоятельно. Волевой компонент в инициативных

действиях школьников развит слабее, чем другие стороны этого качества». Также о понятии

«инициативность» говорится и в трудах А. В. Волохова и И. И. Фришман, в основном в

положениях характеристики проблем детской самоорганизации и самореализации личности в

условиях общественных объединений. Инициативность, в таком случае, рассматривается в

качестве необходимых элементов процесса самореализации индивида. Для наиболее полного

понимания специфики младшего школьного возраста и подтверждения вышеизложенных

мнений, обратимся к основным положениям его характеристики.

Развитие ребенка изначально является сложным и динамичным процессом качественных

новообразований в структуре его личности как результат взаимодействия некоторых факторов:

естественно психофизиологического развития, системы целенаправленных воздействий –

воспитания и обучения, собственной социальной деятельности и непосредственного влияния

на ребенка социальной среды, в которой он находится. В таком случае, освоение совершенно

новых для ребенка видов деятельности, социальных пространств и ролевых отношений будут

являться как источником, так и результатом развития.

Младший школьный возраст в условиях психосоциальных стадий развития личности по Э.

Эриксону приходится на возрастной период ребенка с 6 до 11 лет. Этот период взросления

ребенка по данной теории находит соответствие с латентным периодом в теории З. Фрейда.

Происходит выход ребенка за пределы семейного очага и приобщение к технологической

стороне культуры, то есть систематическому обучению. Универсальным в концепции Э.

Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо

в рамках конкретно взятой культуры. Эгоидентичность ребенка теперь выражается так: «Я —

то, чему я научился».

Отличительной особенностью младшего школьного возраста является подражательность. С

одной стороны, возрастная специфика позволяет обществу воспитывать социально ценные

черты личности через собственный пример, с другой – переимчивость младшего школьника

неоднозначна, а соответственно научение происходит не только положительному, но и

отрицательному. Повышенная эмоциональная реактивность младшего школьника также

является неотъемлемой частью возрастного периода, проявляющаяся во всех сферах его

жизнедеятельности

и

развития:

восприятие,

наблюдение,

воображение,

умственная

деятельность – все имеет эмоциональную окраску. Опасностью в этот период взросления

индивида является отсутствие внутреннего контроля обучающегося в проявлении собственных

чувств и эмоций, что находит проявление в эмоциональной неустойчивости, частой смене

настроений, кратковременных и бурных проявлениях базисных чувств радости, обиды, злости

и страха.

Невзирая на то, что ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность,

у младших школьников продолжает проявляться потребность дошкольного периода – активная

игровая деятельность, озорство. Начало процесса обучения в школе у ребенка характеризуется

приобретением им новых потребностей, изначально имеющих личностную направленность,

которая представляет собой озабоченность личным успехом. Особенно это заметно у детей, не

посещавших дошкольное учебное заведение. Однако под руководством педагога обучающиеся

вскоре научаются пребыванию в коллективе сверстников, товариществу, появляется чувство

коллективизма и эмпатии, что ведет за собой смену траектории направленности деятельности

каждого обучающегося на общественную. О развитии и укреплении коллективизма у младших

школьников свидетельствует постепенное преобладание потребности в уважении и принятии

товарищами, а также возрастающая роль общественного мнения.

В совокупности с вышеизложенными преобразованиями в жизни младших школьников

изменяется

и

содержательная

сторона

переживаний

в

их

эмоциональной

жизни.

Преобладающими волнениями становятся те, что непосредственно связаны с образовательным

процессом, школой, педагогом. Обучающегося радует, что его хвалят за успехи в учебе. Если в

своем взаимодействии с классом педагог уделяет достаточное количество внимания похвале и

поддержке чувства радости от образовательного процесса, то у обучающегося происходит

закрепление и фиксация положительного отношения к обучению. В то же время образ

младшего школьника характеризуется повышенной доверчивостью, безграничным доверием к

педагогу, являющемуся референтным взрослым.

Изучив все вышеперечисленное, можно выделить несколько позитивных особенностей для

развития инициативности:

- Ориентация на пример или подражательность, свойственные младшему школьнику.

- Потребность в узнавании и освоении чего-то нового, апробируемого в собственной

деятельности на практике.

- Активность как неразрывная составляющая интереса, пополняющего ее.

- Воля, которая тесно связана с инициативностью. Сложностью в данном аспекте будет

являться слабая развитость данной сферы личности у младшего школьника.

- Направленность деятельности на игру и обучение.

Стоит обратиться к неотъемлемой характеристике инициативности - “устойчивое или

ситуативное свойство детской личности”. Инициативность начинает свое развитие, согласно

психосоциальным стадиям Э. Эриксона, в “возрасте игры” - дошкольном, и активно

продолжает развиваться и усложняться в своей структуре в младшем школьном возрасте.

Выражение

данные

процессы

находят

в

инициативном

поведении

обучающегося,

характеризующемся:

- наличием у обучающегося идей, выдумки, творческой направленности;

- проявлением у обучающегося рационализации, новаторства идейного замысла;

- осуществлением разумного новшества, положительного начинания, берущего свое начало от

других исполнительных лиц в целом и от самого себя в частности;

- активной поддержке коллектива в реализации намеченного плана деятельности;

- организации коллективной жизни и деятельности по реализации собственных идей и

замыслов;

- стремлении к осуществлению разумного действия в непривычной, неизвестной обстановке;

-проявлении находчивости и сообразительности, идейной и деятельностной гибкости;

- независимости в решениях и действиях;

- проявлении личностного почина, самостоятельности как таковой.



В раздел образования