Автор: Григорьева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СШ №2"
Населённый пункт: р.п. Елань, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Социальное развитие и адаптация обучающихся в начальной школе
Раздел: начальное образование
Актуальность
проблемы
социального
развития
обучающихся
определяется возрастанием роли
личности в изменяющемся мире и
социокультурных преобразований в современном обществе. В современных
условиях наиболее успешными становятся люди, которые самостоятельно
решают социальные проблемы, активны, коммуникабельны, что позволяет
им эффективно работать и взаимодействовать в обществе. В связи с этим
становится актуальным социальное развитие детей, которое содействует
проявлению заинтересованности к общественной полезной деятельности.
Мы
рассматриваем
социальное
развитие
личности
как
процесс
усвоения человеком социальных и исторических ценностей, необходимых
для успешной деятельности индивида в обществе, поддержания норм
поведения, а также сохранения культурно-исторического наследия народов
нашей Родины.
Такому
активному
развитию
личности
способствует
социально-
психологический институт дополнительного образования учащихся.
Дополнительное образование как самостоятельный вид образования
обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную
ориентацию, значительное влияние оказывается и на развитие учащихся в
стремительно изменяющихся ценностях общества, что имеет преимущество
перед другими видами образования.
Я считаю, что современная система образования, должна формировать
в гражданах принципы, которые обеспечат становление инновационного
потенциала нации, которые должны строиться как на инновациях, так и на
традициях, на поиске нового и уважении к знаниям и опыту предков.
Помимо
этого,
в
дополнительном
образовании
необходимо
использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволит
сделать занятия современными, более увлекательными и интересными для
детей. В качестве ресурсов необходимо использовать электронные учебники,
компьютерные модели, конструкторы и тренажеры.
Для младших школьников большой интерес представляет современный
вид искусства, что повышает интерес к знаниям, развивает познавательные
навыки, помогает лучше ориентироваться в информационном пространстве,
даёт возможность развития творческих способностей, повышает интерес к
искусству, развивает творческое мышление, фантазию, а также практические
умения и навыки, необходимые для жизни и работы в современном
обществе.
Для успешной работы с ребенком, педагог должен попытаться найти
его сильную сторону и дать ему возможность проявить её, почувствовать
успех и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону в данном
случае – это значит не ограничиваться рамками школьной программы.
Следует
отметить,
что
основными
признаками
инновационной
деятельности
в
дополнительном
образовании
является
творческая
способность собирать и выдавать новые представления и идеи, а затем
проектировать и моделировать их в практических формах, открытость
личности новому, отличному от своих представлений, что основывается на
гибкости
мышления,
а
также
готовности
совершенствовать
свою
деятельность и развитое инновационное сознание.
Помимо этого, педагог должен уметь владеть новейшими методиками
обучения, а также проводить анализ и выявлять причины имеющихся
недостатков.
Одной из инноваций в современной образовательной системе можно
назвать и цифровизацию, что является не только трендом, но и одной из
целей развития Российской Федерации.
На протяжении нескольких последних лет дистанционное обучение
тестово внедряли в образовательные учреждения. Однако мировая пандемия
значительно ускорила этот процесс, превратив цифровое обучение в
повседневную практику. Для того чтобы не возникали проблемы и
недостатки
в
системе
дистанционного
дополнительного
образования
необходимо
ввести
в
образовательные
программы
следующие
виды
деятельности: занятия в онлайн формате для жителей любого региона;
успешный опыт работы с онлайн платформами; возможность привлекать
большое
количество
людей;
обучение
только
по
современным,
востребованным на рынке специальностями, предполагающих возможность
удаленной работы.
Инновации в образовании – это неизбежный процесс, позволяющий не
только дополнительно развивать обучающего, но и влиять на экономический
рост в целом.
Между тем, инновационное дополнительное образование не будет
таковым, если главные его носители – преподаватели – не станут новаторами,
способными не только воспринять нововведения, но и сделать их главным
механизмом в учебном процессе.
Стоит отметить, что инновационная настроенность педагогов лишь на
изменение и содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого
результата.
Поскольку
веками
сложившийся
дидактический
метод
«педагогики
передачи
и
усвоения»,
является
непременной
задачей
модернизации дополнительного образования.
Таким
образом,
инновационная
деятельность
в
системе
дополнительного
образования
детей
позволит
более
полно
раскрыть
возможность, как педагога, так и способности обучающихся, сделать
образовательный процесс творческим, интересным, более гуманным и
личностно
ориентированным
и
направленным
на
саморазвитие
и
самообразование личности.
Запуск дистанционных программ поможет охватить максимальное
количество желающих дополнительно развиваться с профессиональным
уклоном, а также обеспечить соответствие его квалификации меняющимся
условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Однако,
всегда следует помнить о том, что любые инновации должны быть актуальны
по своему контенту и востребованы обучающимися.