Напоминание

Мастер-класс "Техника создания уроков при помощи программы для интерактивной доски Work Spase""


Автор: Роговая Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Ивантеевка, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Техника создания уроков при помощи программы для интерактивной доски Work Spase""
Раздел: начальное образование





Назад





Доска интерактивная

Интерактивная

доска
– это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Полностью функционирующие интерактивные доски представляют собой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя:  собственно интерактивную доску;  компьютер;  мультимедийный проектор;  соответствующее программное обеспечение. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков или знаний. Мультимедийный проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру. Изображение на мониторе компьютера передается через проектор на интерактивную доску. Прикосновения к поверхности интерактивной доски передаются на компьютер с помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным программным обеспечением, которое установлено на компьютере. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером или пальцем. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства «улавливают» прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. В некоторых типах доска снабжена лотком с тремя маркерами разного цвета и ластиком. Это облегчает использование цвета на интерактивной доске. Интерактивная доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Область применения интерактивной доски весьма обширна. В сфере образования они дают возможность педагогу работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла, и обмениваться ими по каналам связи важна для сетевой организации учебного процесса, дистанционного обучения. Таким образом, применение интерактивной доски оптимизирует и повышает эффективность процесса обучения. 1

Технологии производства и типы интерактивных досок
Производители интерактивных досок используют разные технологии для определения положения пишущего инструмента на доске. Наиболее распространены на рынке: • резистивная матрица; • сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии; • электромагнитные волны; • лазерная технология; • оптическая технология. Интерактивные доски могут быть прямого или обратного проецирования. При прямом проецировании проектор находится перед поверхностью интерактивной доски, при обратном проецировании – сзади. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными карманными компьютерами для обмена данными с интерактивной доской. Более дорогие модели интерактивных досок не используют проектор, а представляют собой большую сенсорную плазменную панель. Интерактивные доски бывают трех типов: Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении. Такие доски имеют мягкую, гибкую поверхность, подобную винилу, состоящему из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и прикосновением к доске руками или иными предметами. Специальные маркеры могут быть настроены (в прилагающемся программном обеспечении) на отображение различных цветов. Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы. Эти доски подобны традиционным – их поверхность твёрдая. Они управляются специальными электромагнитными ручками (маркерами), работающими на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером. Лазерные доски. Эти доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности. Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают на компьютер. Интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции. Кроме того, существуют интерактивные насадки для плазменных мониторов, превращающие их в сенсорные плазменные экраны со всеми возможностями интерактивных досок. 2
При прямой проекции проектор светит «снаружи», со стороны педагога. При обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе.
Педагогические преимущества работы с интерактивными досками
В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Коммуникативный фактор При использовании проектора и экрана педагогу приходится быть «привязанным» к компьютеру. Даже если он обращен лицом к классу, обучающиеся не видят его действий, а следят лишь за мельканием курсора мыши на экране. Это отвлекает их от восприятия материала, а фигура педагога при этом вообще уходит из поля зрения обучающихся, в лучшем случае превращаясь в «голосовое сопровождение» того, что демонстрируется на экране. Работая с интерактивной доской, педагог находится в центре внимания, обращен к обучающимся лицом, получая при этом возможность поддерживать с классом постоянный контакт. Физиологический фактор Интерактивная доска, в отличие от простого проецирования на экран, не просто воспроизводит изображение с компьютера: в этом оборудовании проекционные технологии сочетаются с сенсорным устройством. Такое сочетание позволяет задействовать не только зрительный и звуковой, но еще и кожно-мускульный анализатор: задания на тактильные ощущения, связанные с перемещением, изменением и созданием различных объектов (иллюстраций, рисунков, геометрических фигур, символов и др.). Это активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии материала. При этом обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала на уроке. И, как следствие, возрастает и уровень познавательного интереса обучающихся. С л е д у ю щ и й м о м е н т с в я з а н с в о п р о с о м с в о п р о с о м здоровьесберегающих технологий применительно к школьникам. Известно, что на работоспособность обучающихся оказывают влияние различные факторы. Среди них определенную психогенную роль играет цвет. Работая с интерактивной доской, педагог имеет возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для его обучающихся, что позволяет снизить глазное напряжение. К тому же поверхность интерактивных досок не дает бликов, раздражающих глаз. Таким образом, разумно е использование интерактивной до ски с п о с о б с т ву е т здоровьсбережению школьников. Коррекционный фактор 3
Возможности интерактивной доски позволяют качественно изменить процесс демонстрации материала на уроке. Обучающиеся не просто созерцают материал, появляющийся на экране (что характерно при использовании трио «проектор – экран – меловая доска»), а имеют возможность принимать активное участие в процессе его демонстрации, внося свои коррективы. Это осуществляется наличием необходимого инструментария и заложенных программой функций, позволяющих делать пометки и текстовые комментарии к любому демонстрируемому материалу, перемещая и создавая объекты. Фактор рефлексии Уникальная возможность сохранения в памяти компьютера всех ходов и изменений, появившихся на интерактивной доске в процессе работы с материалом урока, которую предоставляет ее использование, позволяет педагогу в дальнейшем отредактировать разработанные материалы, сохранить работы обучающихся, передать в электронном (или печатном) формате со своими комментариями родителям. Такая возможность полностью отсутствует при простом проецировании на экран.
Основные преимущества интерактивной доски
 Совместима с программами для всех лет обучения.  Усиливает подачу материала, позволяя педагогам эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.  Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе.  Делает занятия интересными и увлекательными для педагогов и обучающихся, благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
Преимущества для педагогов
 Позволяет педагогам объяснять новый материал из центра класса.  Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя педагогам рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.  Позволяют педагогу увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником педагога на уроке, отличным дополнением его слов.  Позволяет педагогам сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала. 4
 Позволяют педагогу создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.  Позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь «обучающийся – педагог».  Позволяет педагогам делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.  Удобна при работе в большой аудитории.  Вдохновляет педагогов на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.  При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у педагогов появляется больше свободного времени.
Преимущества для обучающихся
 Делает занятия интересными и развивает мотивацию.  Позволяют обучающимся воспринимать информацию быстрее.  Предоставляет больше возможностей для участия в творческой коллективной работе, групповых дискуссиях, для развития личных и социальных навыков.  Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.  Обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.  Позволяет использовать различные стили обучения, педагоги могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.  Обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.  Обучающимся не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность обучающихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.
Факторы эффективного использования интерактивной доски
 Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы педагоги приобрели опыт практической деятельности.  Использование доски не только педагогами, но и обучающимися. 5
 Предоставление педагогу времени на подготовку к занятию.  Временные затраты педагога для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия.  Обмен идеями и ресурсами между педагогами.  Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской.  Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.
Формы работы с интерактивной доской
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них: 1. Презентации, демонстрации и создание моделей. 2. Активное вовлечение обучающихся в учебную деятельность. 3. Улучшение темпа и течения занятия.
1. Презентации, демонстрации и создание моделей
Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает педагогам излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, педагогм и обучающиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Педагоги могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют обучающимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для педагогов при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Педагоги могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать обучающихся и побуждать их записывать идеи на доске.
2. Активное участие
Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для педагогов, и для обучающихся. Правильная работа с интерактивной доской может помочь педагогу проверить знания обучающихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет обучающимся лучше понять изучаемый материал. 6
Управляя обсуждением, педагог может подтолкнуть обучающихся к работе в группах малого состава. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
3. Улучшение темпа и течения занятия
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Педагоги говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Педагоги и обучающиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что обучающиеся делают на доске можно сохранить и использовать на другом уроке. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, педагог всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
Планирование занятия на интерактивной доске
Интерактивные доски – не просто электронные «меловые» доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время. Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Многие педагоги признаются, что стали 7
планировать занятия на интерактивных досках вместе с коллегами со своей кафедры, что привело не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске обучающиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Педагоги, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие педагоги замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И педагоги совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения. Педагогам необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:  Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.  Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда педагоги хотят, чтобы обучающиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.  Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование  После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний обучающихся. Обучение с помощью интерактивных досок мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует 8
педагог. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает обучающимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения – интерактивные метода обучения – может развиваться так:  Подготовка к началу занятия.  Объяснение целей занятия.  Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой.  Развитие темы при участии обучающихся.  Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения. Структура урока всегда остается та же независимо от того, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда обучающиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Педагог может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу обучающихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание обучающихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого педагога, от того, как он применяет те или иные ее возможности. Использование программного обеспечения и инструментов интерактивной доски. Интерактивная доска – это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:  Презентационное программное обеспечение.  Текстовые редакторы.  CD-ROMы.  Интернет.  Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана). 9
 Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения).  Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные обучающимися или другими педагогами). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас е сть громкоговорители.
Инструменты интерактивной доски

Цвет
. Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет педагогам использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами. Например, географическая карта или схема пищеварительной системы в биологии.
Аннотации

на

экране
. Аннотации полезны для моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрируемым объектам, диаграммам или изображениям на экране. Аннотации могут быть сохранены на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с аннотациями к материалам можно распечатать и передать обучающимся.
Использование звука и видео
. Это может значительно увеличить объем изучаемого материала на уроке. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений – сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т.д.
«Drag

& Drop»

(«Перетащи

и

отпусти»).
Использование этой функции существенно расширяет возможности интерактивной доски. Это позволяет обучающимся группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, позволяет эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное программное обеспечение для обучения). Использование этой технологии позволяет решать следующие задачи:  устанавливать соответствие между объектами;  маркировать какие-то объекты, выделять их;  группировать объекты, сортировать их;  а также просто перемещать объекты из одного положения на экране в другое положение. Использование технологии перетаскивания хорошо подходит и для начала урока (можно использовать схемы, сделанные на прошлом уроке), и для основной части урока.
Использование подписей и выделение объектов
. Текст, диаграммы и изображения могут быть подсвечены на доске, чтобы педагог и обучающиеся могли сосредоточиться на специфических аспектах определенного объекта. 10
Это достигается скрытием части дисплея и его открытием только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на разных объектах в течение урока. На занятии с интерактивной доской вы можете использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видео-записи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению. Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что: Добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия. После занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать . Можно использовать разные цвета, а также выделение, которое при традиционном методе преподавания доступно только на слайде поверх проектора. Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность обучающихся в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически. Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, обучающиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях – любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.
Вырезать

и

вставить
. Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта особенность интерактивной доски позволяет обучающимся не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнее состояние.
Флип-чарты (лекционные плакаты).
Страницы флип-чартов могут перелистываться назад и вперед, позволяя учителям пробежаться через все содержание урока или резюмировать области, возвращаться к ним, если некоторые обучающиеся не поняли материал.
Разделение экрана
. Экран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы.
Вращение объектов
. Перемещайте, вращайте и отображайте объекты средствами интерактивной доски
Подключение электронного микроскопа
. Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты и видеть результат на доске. 11


В раздел образования