Авторы: Шалина Ольга Сергеевна, Худяшова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Этическая беседа как средство духовно-нравственного развития младших школьников
Раздел: начальное образование
Этическая
беседа
как
средство
духовно-нравственного
развития младших школьников
В современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на
еще
только
формирующуюся
сферу
нравственности,
обрушиваются
разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и
негативного
характера.
Знания
школьников
о
нравственных
нормах,
полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают
разрозненными и неполными. В процессе нравственного развития младшего
школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает
важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации
нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и
необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением
сущности
нравственных
норм,
нравственных
отношений
человека
к
обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.
Необходимо обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда
школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в
разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать
создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.
Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением
полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может
быть этическая беседа.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного
обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и
ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог
выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит
свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего
становятся нравственные, моральные, этические проблемы .
В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно
используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных
нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы
начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы
к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях,
наблюдениях и опыте детей.
Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:
Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
Беседы, связанные с обсуждением книги.
Беседы, в основе которых лежат проблемы и материалы,
поднятые в детской периодике, т. е. проблемы общие для всех школ,
актуальные для всех в настоящий момент.
Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.
Беседы, основной материал для которых получен в результате
целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной
жизни.
Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.
Такие беседы в основном проводятся в III классе.
Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы,
написанные детьми (II-III классы).
К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует
прибегать в таких случаях:
— когда художественное произведение позволяет детям осмыслить
действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ
«чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить
жизнь коллектива, свои поступки;
— когда учитель хочет опосредованно показать детям образец
нравственного поведения, вооружить их знаниемтого, какие поступки
поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие –
осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом
читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);
— когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию)
собственных
наблюдений,
чувственно-образных
представлений
о
нравственных явлениях общественной жизни.
Этическая беседа требует от учителя большой душевной близости к
детям, хорошего знания своих воспитанников, их возможностей для участия
в диалоге. Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно
необходимо доверие детей к своему воспитателю. Учащиеся должны
доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется
стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет
уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности,
бестактности. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя,
который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические
рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит
учителю, и он должен хорошо владеть словом.
Методика проведения этических бесед включает в себя:
— подготовительный этап;
— проведение беседы;
— организацию и оценку повседневной деятельности и отношений
детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Таким образом, эффективность этического просвещения зависит от
того, насколько оно направлено на духовно-нравственное развитие детей. С
педагогической точки зрения этическая беседа должна быть содержательным
и глубоко эмоциональным уроком нравственности, обогащающим моральные
знания учащихся и стимулирующим их к положительным поступкам и
действиям.