Напоминание

Этическая беседа как средство духовно-нравственного развития младших школьников


Авторы: Шалина Ольга Сергеевна, Худяшова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Этическая беседа как средство духовно-нравственного развития младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Этическая

беседа

как

средство

духовно-нравственного

развития младших школьников

В современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на

еще

только

формирующуюся

сферу

нравственности,

обрушиваются

разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и

негативного

характера.

Знания

школьников

о

нравственных

нормах,

полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают

разрозненными и неполными. В процессе нравственного развития младшего

школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает

важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации

нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и

необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением

сущности

нравственных

норм,

нравственных

отношений

человека

к

обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.

Необходимо обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда

школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в

разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать

создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением

полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может

быть этическая беседа.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного

обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и

ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог

выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит

свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего

становятся нравственные, моральные, этические проблемы .

В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно

используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных

нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы

начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы

к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях,

наблюдениях и опыте детей.

Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:

Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).

Беседы, связанные с обсуждением книги.

Беседы, в основе которых лежат проблемы и материалы,

поднятые в детской периодике, т. е. проблемы общие для всех школ,

актуальные для всех в настоящий момент.

Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.

Беседы, основной материал для которых получен в результате

целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной

жизни.

Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.

Такие беседы в основном проводятся в III классе.

Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы,

написанные детьми (II-III классы).

К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует

прибегать в таких случаях:

— когда художественное произведение позволяет детям осмыслить

действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ

«чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить

жизнь коллектива, свои поступки;

— когда учитель хочет опосредованно показать детям образец

нравственного поведения, вооружить их знаниемтого, какие поступки

поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие –

осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом

читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);

— когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию)

собственных

наблюдений,

чувственно-образных

представлений

о

нравственных явлениях общественной жизни.

Этическая беседа требует от учителя большой душевной близости к

детям, хорошего знания своих воспитанников, их возможностей для участия

в диалоге. Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно

необходимо доверие детей к своему воспитателю. Учащиеся должны

доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется

стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет

уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности,

бестактности. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя,

который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические

рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит

учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Методика проведения этических бесед включает в себя:

— подготовительный этап;

— проведение беседы;

— организацию и оценку повседневной деятельности и отношений

детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Таким образом, эффективность этического просвещения зависит от

того, насколько оно направлено на духовно-нравственное развитие детей. С

педагогической точки зрения этическая беседа должна быть содержательным

и глубоко эмоциональным уроком нравственности, обогащающим моральные

знания учащихся и стимулирующим их к положительным поступкам и

действиям.



В раздел образования