Напоминание

"Особенности певческого дыхания в работе с детьми. Дыхательная гимнастика Стрельниковой"


Автор: Заляева Оксана Рамильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Уруссинская детская школа искусств"
Населённый пункт: П.г.т. Уруссу,Ютазинский район,Республика Татарстан
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Особенности певческого дыхания в работе с детьми. Дыхательная гимнастика Стрельниковой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Уруссинская детская школа искусств»

Методическое сообщение

На тему:

«Особенности певческого дыхания в работе с детьми.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой»

Выполнила

Преподаватель УДШИ

Заляева О.Р.

п. г. т. Уруссу, 2021 год

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ

Пение

-

один

из

самых

любимых

детьми

видов

музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Через

пение

ребёнок

осуществляет

огромный

рывок

в

эмоциональном,

музыкальном

и

познавательном

развитии.

Музыкальный

образ

песни,

благодаря

словесному

тексту,

становится

понятным

и

близким

детям.

Это

развивает

у

них

эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую

музыкальности.

В

пении,

как

ни

в

каком

другом

виде

музыкальной

деятельности, очень

успешно

и быстро развивается

интонационный

звуковысотный

слух

-

одна

из

основных

музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность

невозможна вообще.

В

процессе

пения

развиваются

следующие

музыкальные

способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство,

музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении

происходит

общее

развитие

ребенка

-

формируются

его

высшие

психические

функции,

развивается

речь;

происходит

накопление

знаний

об

окружающем

мире;

ребенок

учится

общаться

со

сверстниками

в

хоре

или

ансамбле,

взаимодействовать

в

едином

процессе

творчества.

Поскольку

пение

-

психофизиологический

процесс, связанный с

работой

жизненно важных систем, таких как

дыхание,

кровообращение,

эндокринная

система

и

др.,

важно,

чтобы

голосообразование

было

правильно

организовано,

чтобы

ребенок

испытывал

ощущение

комфорта,

пел

легко,

с

удовольствием.

Такую

работу

необходимо

всегда

начинать

с

детьми

в

дошкольном

возрасте,

благоприятном

для

становления

основных певческих навыков.

Начинающему

вокалисту

необходимо

понять

физиологические

особенности

пения,

научиться

правильно

пользоваться

собственным

голосовым

аппаратом.

Овладения

певческим дыханием стоит начинать с первых уроков.

В

зависимости

от

возраста

дыхание

видоизменяется.

Например,

в

возрасте

7

лет

певческое

дыхание

мало

чем

отличается от обычного дыхания. Отсюда довольно частое взятие

дыхания

при

пении,

распространяющееся

на

небольшие

фразы,

отрывки.

Обучение

пению

способствует

выработке

широкого,

естественного,

глубокого

и

ровного

дыхания.

Это

происходит

постепенно, при соответствующей работе.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично.

Элементы

певческого

дыхания,

особенно

вдоха,

на

начальном

этапе

усваиваются

учащимися

пению

сознательно.

Учащийся

должен

прежде

всего

понять

поставленные

перед

ним

задачи,

осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания,

задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во

время

пения

музыкальной

фразы),

запомнить

связанные

с

ними

ощущения,

затем

путем

постоянных

упражнений

научиться

их

правильно

выполнять. На первых порах надо научиться в замедленном темпе,

сознательно контролируя себя, готовиться к подаче звука. Вначале

даются

короткие

упражнения

в

медленном темпе, не требующие

большого запаса дыхания, длительного выдоха

и

большой

опоры.

Нужно

следить,

чтобы

после

окончания

музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой

степени вдыхательное положение грудной клетки, оставался “резерв

дыхания”.

При

таком

явлении

каждый

новый

вдох

как

бы

наслаивается

на

предыдущий,

певческая

установка

перед

новым

вдохом

полностью

не

утрачивается.

Это

позволяет

быстро

организовать новый вдох.

Для

развития

певческого

дыхания,

опоры,

не

следует

увлекаться

изолированными

от звука

дыхательным

упражнениям,

т.к.

работа

дыхательных

мышц

во

время

пения

тесно

связана

с

работой

гортани

и

верхних

резонаторов.

Для

достижения

наилучших результатов их следует объединять с вокализированными

упражнениями.

Для

того

чтобы

легче

освоить

певческое

дыхание

следует

использовать ассациативное мышление детей, их воображение это

поможет

на

доступных

пониманию примерах

достигнуть

правильности работы мышц.

Детям

легко

объяснить:

«Вдыхаем

мы

носиком,

как

будто

нюхаем

цветочек».

Дальнейшее

уточнение

идет

по

линиям:

вдыхаем с удовольствием,

на полуулыбке, берем не очень много

воздуха.

Он

попадает

в

нижнюю

часть

наших

легких,

как

бы

надувая там «резиновый круг» (с помощью которого дети

учатся

плавать).

Дети

легко

ставят

руки

по

бокам

на

нижние

ребра,

не

прижимая их и контролируя место вдоха. Педагог помогает детям

организовать

правильный

вдох,

используя

«мыслеобраз»

«резинового

круга»,

который

надет

на

уровне

нижних

ребер.

Можно показать детям реальный резиновый круг, но он не должен

быть

сильно

надутым,

чтобы

не

возникло

желание

набрать

в

легкие много воздуха.

Важно,

чтобы

во

время

вдоха

не

поднимались

плечи.

Правильный

вдох

тоже

формируется

постепенно.

Сначала

раздвигаются

в

стороны

нижние

ребра,

а

затем,

по

мере

тренировки, начинает ощущаться во вдохе и нижняя часть спины,

которая слегка отодвигается назад.

Следующим моментом является сохранение состояния вдоха.

Педагог

говорит детям, что надо постараться, чтобы «резиновый

круг» сохранился, не опал до начала пения. Можно удивиться,

как замечательно надулся наш

«резиновый круг», представить его себе. Это помогает сохранить

так

называемую

«вдыхательную

установку»

(Л.Б.

Дмитриев),

которая

организует

весь

певческий

аппарат,

полностью

подготавливая

его

к

началу

фонации.

В

дальнейшем,

по

мере

тренировки

ребенок

научится

сохранять

состояние

вдоха

на

протяжении всей музыкальной фразы.

Состояние и понятие «вдыхательной установки» значительно

упрощает,

минимизирует

процесс

организации

сложнейшего

певческого

аппарата,

делает

его управляемым. Правильный вдох

организует

все,

в

том

числе

полость

рта

как

часть

верхних

резонаторов. Здесь нужно проследить, чтобы

у ребенка не были

сжаты зубы и была свободна нижняя челюсть.

Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей

пропеваемой

фразы,

не

потерять,

не

«уронить»

вдох.

Состояние

радостного удивления помогает

сохранить

ощущение

вдоха.

Этот

навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц,

ответственных

за

состояние

вдоха,

и

мышц,

поддерживающих

«столб дыхания».

Чтобы

вдох

«не

упал»

и

возникающий

во

время

пения

воздушный столб

имел опору, его надо поддержать. Делается это

прямой

мышцей живота,

которая подтягивается

в

направлении

вверх.

Это

движение

возникает

непроизвольно,

когда

дети

имитируют лай собачки: «ав-ав». Можно предложить им положить

руки

на

живот

и

почувствовать,

как

он

в

это

время

движется.

Затем короткое

«ав-ав» переходит в длинное «а-а-а-а-в» с тем же движением

передней мышцы живота. В дальнейшем эти движения

отрабатываются как произвольные.

«Столб

дыхания»

-

непрерывно

льющаяся

струя

воздуха

-

направляется вверх,

«за

зубки»

-за

верхние

передние

резцы

-

и

попадает

в

верхние

резонаторы.

Так

организуется

«высокая

позиция»

звука,

благодаря

которой

певческий

звук

приобретает

звонкость. Это важнейшее качество певческого голоса придает ему

полетность.

возможность

преодолевать

пространство,

в

театре -

лететь

через

оркестр,

быть

слышимым на

фоне

хора

и других

солистов.

Певческое

дыхание

является

главным

звеном

единого

певческого

процесса. «Пение - это дыхание» - аксиома, известная

всем, кто занимается этой

областью искусства. Сейчас, наверное,

можно определить механизм пения как механизм «резонирующего

дыхания».

Нахождение «места резонирования» - один из самых трудных

и индивидуальных моментов постановки певческого голоса. В то

же время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию,

- это то его качество,

сформировать

которое

позволяют

анатомо-

физиологические

особенности

певческого

аппарата

ребенка

и

которое

является

ведущей

характеристикой

эталонного

звучания

детского певческого голоса.

Упражнение с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение

«Колокол»

(«Бом,

бом»),

во

время

которых

возникает

ощущение

вибрации губ и «маски»,

помогают

найти

это

«место».

Старшие

дошкольники

уже

могут

ощутить

вибрацию

и

зафиксировать

резонирование

звука.

Они

учатся

сохранять

резонирование и во

время пения с открытым ртом.

Детям

можно

объяснить

и

необходимость

непрерывного

«пролива» звука,

постоянно льющегося дыхания. Этому помогает

упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на

ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают певческий вдох, а

затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь,

чтобы пушинка,

которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта,

отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения

хорошо

тренируется

система дыхания, укрепляются дыхательные

мышцы.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку

певческого

голоса

и

строятся

грамотно

и

природосообразно,

способствуют физическому

развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они

могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям

певческого аппарата.

Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в

том,

чтобы

без

какого-

либо

зажима,

совершенно

свободно

и

естественно

научиться

правильно

удерживать

и

расходовать

набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в

звук. Именно в этом заключается мастерство владения

певческим

дыханием.

Большое

значение

при

постановке

голоса

следует

уделить

дыхательным упражнениям, которые тренируют голосовой аппарат,

делая

его

сильнее

и

выносливее,

также

хорошо

«разогревают»

организм перед пением, коме того благотворно влияют на здоровье

ребёнка.

Упражнения

для

развития

дыхания

могут

быть

беззвуковыми и звуковыми.

Если

дыхательные

мышцы

вялые,

расслабленные

необходимо

применение

беззвуковых

упражнений,

помогающих

развитию определенных мышц.

Беззвуковые упражнения приносят

пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются

как

физическая

зарядка

перед пением.

Такими упражнениями в

течение первого полугодия работы надо начинать буквально каждое

занятие.

Они

придают

мышцам

упругость

и

выносливость,

помогают

осознать

организацию

процесса

вдоха

и

выдоха,

не

отвлекаясь на момент формирования звука.

Первоначальный

навык

умение

взять

правильный

вдох

носом,

бесшумно.

Начать

надо

с

глубокого,

равномерного,

спокойного

вдоха,

расширяющего

низ грудной

клетки.

В первых

упражнениях – вдох полный, в последующих (звуковых) – разной

полноты.

Полезно

сразу

уяснить

разницу

в

характере

вдоха,

задержки, выдоха при разных атаках.

Беззвуковые упражнения.

Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать

спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат.

Небольшая задержка. Выдох.

Упражнение

на

тренировку

брюшного

пресса:

активные

движения

передней

стенки

живота

(“выпячивание”

при

вдохе,

“втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при

вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Очень

полезны

упражнения

парадоксальной

дыхательной

гимнастики

вокального

педагога

Стрельниковой.

“Накачивание

насоса”

акцентирование

внимания

на

физических

движениях

(приседания,

наклоны)

снимает

мышечный зажим органов дыхания.

Тренаж выдоха. “Дуем на свечу” - стараемся

сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы

воображаемая свеча не потухла.

Переход от беззвуковых упражнений

к звуковым.

Активный вдох, задержка, длинный активный выдох на

“с”. В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха.

Короткие активные выдохи на “ф” - хорошая

тренировка для диафрагмы.

Звуковые упражнения.

Тянуть

один

звук

на

слоги

“ми”,

“ля”.

Преподаватель

тактирует

на

2/4,

делая

постепенное

cresc.

и

sub.

p,

добиваясь гибкого, естественного нарастания звука. Важно

почувствовать

зависимость

усиления

силы

звука

от

напряжения мышц живота.

Гаммообразные

упражнения.

В

диапазоне

от

секунды

до

децимы.

Следить

за

плавным

соединением

звуков.

Усложняется техника дыхания.

Упражнения

в

разных

штрихах

(особенно

полезно

staccato).

От

одного

звука,

до разнообразных

попевок.

Активизирует дыхание.

Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.

Объем набираемого воздуха зависит от поставленных задач (

длительность

фразы,

верхние

ноты

и

т.д.),

но

в

любом

случае

избегайте

перебора.

Это

не

только

затрудняет

дело,

но

часто

приводит к форсировке и фальшивой интонации.

Нужно

заметить,

что

эти

упражнения

очень

полезны,

как

для

формирования

привычки

правильного

дыхания,

так

и

для

разогревания голосового аппарата.

Умеренный

вдох

и

медленный

выдох

создают

правильную

установку

мышц,

и

вырабатывает

физическую

упругость

и

выносливость.

Следовательно,

когда

будет

разучиваться

произведение,

мышцы

будут

принимать

правильное

положение,

при

взятии

дыхания.

И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание,

тем качественней это найдётся применение на практике.

Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в

том,

чтобы

без

какого-

либо

зажима,

совершенно

свободно

и

естественно

научиться

правильно

удерживать

и

расходовать

набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в

звук. Именно в этом заключается мастерство владения

певческим

дыханием.

Основным критерием певческой опоры является качество

воспроизводимого

звука.

Звук

собранный,

богатый

тембровыми

красками,

хорошо

несущийся,

красивый,

округленный

(для

академических певцов)

вокалисты определяют как опёртый звук. В

противоположность

ему

неопёртый

звук

бледный

по

тембру,

вялый,

тусклый, недостаточно

“полетный”,

несобранный,

ниже

оптимальной силы. К такому звуку приводят ошибки в постановке

певческого дыхания, подробнее о которых и следует поговорить.

Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и

форсированное

дыхание.

В

первом

случае,

как

определяет

само

название,

дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и

полный,

выдох

осуществляется

без

активного

взаимодействия

дыхательных

мышц,

отчего

не

создается

нужное

для

фонации

подскладочное

давление

(опора

дыхания).

При

таком

дыхании

работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро

утомляются,

страдает

сила,

тембровая

окраска

звука

и

опора.

Форсированное

дыхание

связано

с

чрезмерной

активизацией

дыхательных мышц; вдох обычно шумный,

с перебором дыхания;

выдох

характеризуется

значительным

напором

выдыхателей.

Голосовые

складки,

чтобы

противостоять

чрезмерному

подскладочному

давлению,

перенапрягаются.

Звук

становится

форсированным:

крикливым,

маловыразительным,

бедным

по

тембру, сила звука снижается.

Голосовые

складки

во

время

фонации

превращаются

в

эластичный

затвор,

стоящий

на

пути

выдыхаемого

воздуха.

От

организации

этого

затвора

от

степени

сближения

голосовых

складок,

сокращения

мышц

и

их

упругости

зависит

расход

дыхания. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит

большой

расход

выдыхаемого

воздуха.

Дыхание

становится

коротким,

опора

дыхания

-

недостаточной.

Звук

теряет

интонационную

устойчивость, обретает сиплый

призвук,

теряет

“собранность”.

Для

осуществления

певческого

дыхания

важно

правильное

положение

корпуса

и

головы

во

время

пения

(певческая

установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина

и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

Певческая

установка

способствует

организации

певческого

дыхания и

резонирования,

которые

являются

основой

красивого

певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

У

начинающего

петь

прежде

всего

необходимо

ликвидировать

вредные

дыхательные

движения,

которые

могут

помешать

успешному

развитию

певческого

дыхания.

Таким

движением

является

привычка

поднимать

плечи

при

вдохе;

это

неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо

отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно

часто

наблюдаются

у

детей.

Иногда

уже

в

начале

пения

музыкальной

фразы

заметно

быстрое

“спадение”

(оползание)

стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что

поющий

не

сохраняет

вдыхательной

позиции

во

время

пения и

потому опора отсутствует. Работа перед зеркалом позволяет снять

ненужные мышечные зажимы .

Кроме

того

непременно

нужно

контролировать

и

проверять

каждого

ученика

насколько

он

понимает,

как

правильно

брать

дыхание,

как

им

пользоваться.

Также всегда следует спрашивать

ученика

удобно

ли

ему

во

время

пения,

приятно

ли

ему

петь.

Обязательно показывать некоторые моменты на себе.

Следите, чтобы во время пения:

- корпус был свободен, плечи развернуты

- дыхание легкое и свободное, не перебирая воздуха

- чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались

- вдох маленький, бесшумный (исключить порывистый и

судорожный)

- выдох долгий, эластичный

- в процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию

- при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры

Вот,

пожалуй,

основные

рекомендации

по

работе

над

певческим дыханием у детей.

Таким

образом,

певческое

дыхание

это

фундамент

звукообразования

и

энергосистема,

которая

дает

силу

и

длительность

звуку,

а

также

оказывает влияние

на тембровую

окраску голоса.

Школа пения - это школа дыхания. Предлагаемые комплекс

упражнений

для

работы над певческим

дыханием,

методические

пособия,

использование

образцов русского народного творчества

(знаменные

распевы,

народные

песни)

окажут помощь педагогу,

обучающему детей искусству вокала.

Важно

помнить,

что

помимо

сугубо

профессиональных

целей

развития

музыкального слуха и голоса учащегося, главной

задачей

педагога

является

обогащение

его

внутреннего

мира,

повышение культурно-интеллектуального уровня.

Список литературы:

1. Голубев, П. Советы молодым педагогам - вокалистам - М.

Музгиз, 1963 2.Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса - М.

Музгиз, 1952

3

.Чишко, О. Певческий голос и его свойства - М., 1987

4.Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики - М.,

Музыка, 1963 5.Прянишиников, И.П. Советы обучающимся

пению - М., Музгиз, 1958 6.Юдин, С. Формирование голоса

певца - М., Музгиз, 1962

7.Морозов, В. П. Вокальный слух и голос - М-Л, 1965

8.Заседателев, Ф.Ф. Научные основы постановки голоса

- М., 1937 9.Пекерская, Е. М. Вокальный букварь - М.,

1969

10.Фучито, С., Бейер, Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика

Энрико Карузо - СПб, 2005



В раздел образования