Автор: Косарева Надежда Владимировна
Должность: преподаватель эстрадного пения
Учебное заведение: МБОУДО "Первомайская ДШИ" Первомайского района Тамбовской области
Населённый пункт: р.п. Первомайский Тамбовской области
Наименование материала: методическая разаботка
Тема: Лекция-концерт "Знаменитые земляки Тамбовщины"
Раздел: дополнительное образование
Лекция – концерт «Знаменитые земляки Тамбовщины»
Подготовила преподаватель МБОУДО «Первомайская ДШИ» Первомайского
района Тамбовской области Косарева Н.В.
ЦЕЛИ:
развивающая: расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие
способности в процессе восприятия музыкальных произведений, воспитательная:
привить любовь к родному краю.
ЗАДАЧИ:
формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке и
жизни, воспитание художественного вкуса.
ВИД УРОКА: урок-лекция.
ФОРМА УРОКА: лекция-концерт.
МЕТОДЫ УРОКА: метод монологического изложения с элементами диалога в
процессе анализа музыкальных произведений.
ОБОРУДОВАНИЕ:
сборники стихов Тамбовских поэтов, портреты композиторов;
исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано;
слушание фрагментов произведений. просмотр презентации при помощи ТСО.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Сегодня мы поговорим о выдающихся деятелях культуры и искусства на
Тамбовщине. Вы узнаете много интересного об истории родного края и услышите
замечательные произведения наших талантливых земляков.
Велика земля наших отцов: леса и реки, моря и горы, города и маленькие
деревушки, белоствольные березки и шум спелых колосьев. Все это мы называем
самым дорогим именем - Родина, и чем больше пройдет человек по родной земле,
тем дороже ему приметы родного края.
Тамбовщина... Широко и привольно раскинулись ее земли в самом центре России.
Леса и зеленые луга, чистые реки и знаменитый тамбовский чернозем, - все это
было и четыре века назад.
1636 год. Растет и крепнет государство Российское. Для защиты южных
границ от набегов врагов воздвигались крепости, создавалась единая
оборонительная линия. В окружной грамоте царя Михаила Федоровича было
сказано: «Поставить на поле, на реке Цне, на устье реки Липовица город
Тамбов и разместить в нем служивых людей». И вырос деревянный Кремль со
сторожевыми башнями, а за Студенцом размещалась слобода.
Маленький, ничем не приметный город Тамбов, сколько тягот и лишений он
пережил! Отрезанный от остальной страны бездорожьем, лишенный
возможности экономического развития. Тамбовский край в течение двух веков
оставался изолированным от влияния русской культуры. Цифровая школа,
открытая в 1714 году, была единственным культурным памятником в Тамбове в
первой половине 18 века. Даже став в 1779 году губернским городом, Тамбов
больше походил на обширное черноземное село. И спустя еще полвека оставался
неприглядным и невзрачным. Но сколько выдающихся деятелей культуры и
искусства прошли тропами Тамбовщины, оставив свой яркий след в истории.
Проездом в Тамбове бывал великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Свои
впечатления от города он выразил в поэме «Тамбовская казначейша»:
«Тамбов на карте генеральной
Кружком означен не всегда,
Он раньше город был опальный.
Теперь же, право, хоть куда.
Там есть три улицы прямые,
И фонари, и мостовые,
Там два трактира есть:
Один «Московский», а другой - «Берлин».
Там есть еще четыре будки
При них два будочника есть,
По форме отдают всем честь.
Короче, славный городок...»
Губернатором г. Тамбова был великий русский поэт Г. Р. Державин.
За неполные три года он основал народное училище, типографию, первый
народный театр. При нем началась плановая застройка города. Не только
губернский дом, но и многие имения помещиков становятся своеобразными
памятниками культуры. Одно из них - имение князей Голицыных - Зубриловка.
Это то самое село, которому Г.Р. Державин посвятил свою оду «Осень во время
осады Очакова».
А спустя 50 лет потомки князя Голицына будут частыми гостями в местечке
Маре. Здесь родился замечательный поэт пушкинской плеяды - Евгений
Баратынский. Сюда он стремился из холодного, светского Петербурга и
наслаждался милой природой родной Тамбовщины.
«О дом отеческий! О, край всегда любимый! Родные небеса! Незвучный голос
мой. В стихах задумчивых Вас пел в стране чужой...»
На стихи Баратынского написана известная элегия М. И.Глинки «Не искушай».
Давайте послушаем это замечательное произведение.
Исполняется элегия «Не искушай».
-
Скажите, пожалуйста, ребята, каков характер этого произведения?»
(Ответы учащихся: «Музыка грустная, очень проникновенная».)
-
Абсолютно верно, вы уловили сентиментальные интонации этого
произведения. Это характерно для жанра элегии, разновидности русского
романса, произведения, раскрывающего чувства высокой и светлой любви.
Элегия «Не искушай» пользуется популярностью до наших дней и с
удовольствием исполняется вокалистами.
Есть на Тамбовщине еще одно замечательное место - село Усово. Запущенный
барский дом с балконом и верандой. Он стоял как бы в стороне от небольшой
деревушки. А кругом степь с березовыми, сосновыми и дубовыми перелесками.
Настоящая глухомань. Это и прельщало П. И. Чайковского, великого русского
композитора. Он приезжал в Усово к своему другу - художнику В. С. Шиловскому.
Здесь легко сочинялось, хорошо думалось. Именно в Усово П. И. Чайковский
написал знаменитую фантазию «Буря» в 1873 году. Настроения Чайковского,
связанные с природой, нашли отражение в его музыке. В течение нескольких лет
Усово затмило все резиденции П. И. Чайковского. Здесь он закончил вторую
симфонию, начал работу над третьей симфонией, посвященной В. С.
Шиловскому, работал над балетом «Лебединое озеро», оперой «Кузнец Вакула».
Вопрос ведущего: « Ребята! А какие произведения П.И.Чайковского знаете вы?»
Ответы учащихся: «Неаполитанская песенка», симфония «Зимние грезы», опера
«Евгений Онегин».
-Очень хорошо! А сегодня я предлагаю вашему вниманию романс великого
композитора «Благословляю вас, леса» на стихи А.К.Толстого. Внимательно
послушайте это произведение и попробуйте определить его направленность.
Исполняется романс.
Ответы учащихся после прослушивания: «Музыка очень светлая, возвышенная».
- Правильно, ребята, характер произведения приподнятый, гимнический. Это
гимн природе, в том числе и природе тамбовского края.
Наверное, есть какая-то закономерность в том, что именно Тамбовщина
стала колыбелью для многих выдающихся деятелей культуры и искусств.
Отсюда родом один из основоположников русского оперного искусства А. Н.
Верстовский. «Эпохой Верстовского» принято называть 35 лет его театральной
деятельности. А. Н. Верстовский бьш любимым композитором А. Пушкина и А.
Грибоедова. Именно отсюда, с Козловского уезда, он научился понимать жизнь
народа и очень реалистично отразил народные сцены в опере «Аскольдова
могила». А.Н.Верстовский является родоначальником жанра баллады как
разновидности русского романса. До сих пор в концертных программах звучат его
романсы-баллады «Черная шаль» и «Бедный певец». А сегодня я исполню
сочинение А.Верстовского «Гишпанская песня» , «Старый муж» на стихи А.
С. Пушкина.
Имя великого русского поэта А.С. Пушкина также связано с Тамбовщиной.
Предок поэта - далекий пращур Петр Михайлович Пушкин - был полковым
воеводой в Козлове (ныне г. Мичуринск), а бабушка поэта Мария Алексеевна
Пушкина-Ганнибал родилась и долгие годы жила на Тамбовщине. Именно от нее,
по словам П. П. Бартенева, "... Пушкин наслышался семейных преданий, какими
так дорожил впоследствии". В селе Кариан-Загряжское (ныне р.п. Знаменка),
родилась будущая жена поэта Наталия Николаевна Гончарова. Многие из
потомков поэта в свое время побывали в Тамбовском крае. В том же Козлове
жили дети Пушкина - старший сын Александр Александрович и старшая дочь
Мария Александровна, а в селе Арапово под Тамбовом (ныне с.Красносвободное)
- родные внучки поэта, дочери Александра Александровича Пушкина.
В конце 40-х начале 50-х годов военный оркестр Тамбовского суворовского
училища возглавлял И. А. Шатров. С большим успехом оркестр выступал с
концертами на промышленных предприятиях Тамбова, в пригородных колхозах,
без его участия не обходилось ни одно торжество. Все знали, что оркестром
дирижирует автор знаменитого вальса «На сопках Манчжурии». И. А. Шатров
был участником русско-японской войны 1904-1905гг. В феврале 1905 года полк,
где служил И.Шатров, попал в окружение под Мукденом. Воины стояли насмерть.
Когда кончились патроны, командир полка скомандовал: «Знамя и оркестр,
вперед!» и под грозное «Ура!» повел солдат в штыковую атаку. Впереди оркестра
шел молодой капельмейстер Илья Шатров. За этот бой многих музыкантов
наградили Георгиевским крестом. Вальс «На сопках Манчжурии» Шатров
посвятил погибшим товарищам. Это произведение стало популярным не только в
России, но и за рубежом. И. А. Шатров похоронен в Тамбове на городском
кладбище. На его могиле установлена плита, на ней золотыми буквами написано:
«Шатров Илья Алексеевич - автор вальса «На сопках Манчжурии». Давайте
вспомним это замечательное произведение.
Исполняется вальс «На сопках Манчжурии».
Любимым маршем русских солдат был марш «Прощание славянки», написанный
начальником Тамбовского гарнизона В.И. Агапкиным. Это произведение
возникло по поводу Балканских событий 1912 года и посвящено всем славянским
женщинам. Город юности В. И. Агапкина -Тамбов был одной из основных вех
творческого пути композитора. Ни один военный смотр и парад не обходится без
звучания этого марша, он является гимном Тамбовской области.
Звучит марш «Прощание славянки».
И, конечно же, нельзя говорить о Тамбовщине, не вспомнив выдающегося
русского композитора, талантливого дирижера, блестящего пианиста С. В.
Рахманинова. В Тамбовскую землю уходят корни рода Рахманиновых. В
Козловском уезде родились, жили прадед, дед (известный пианист А. А.
Рахманинов), отец Сергея Васильевича. Очагами культуры являлись
многочисленные дворянские усадьбы, разбросанные по всей Тамбовской
губернии. Музыкальными центрами края были поместья князей Голицыных в
Усманском уезде, Чичериных в Кирсановском, графа Строганова в Тамбовском.
«Дворянские гнёзда», являясь объектами музыкальной культуры, сохраняли
присущие каждой губернии традиции. На Тамбовской земле это была традиция
хорового пения.
С Тамбовским краем С. В. Рахманинова связывала Ивановка. Это было имение
его тетки Варвары Аркадьевны Сатиной. В Ивановке С. В .Рахманинов писал
свои первые романсы, фортепианный концерт №1, оперу «Алеко» по драме
Пушкина «Цыгане». Опера «Алеко» была дипломной работой композитора, он
написал ее всего за 17 дней. На экзамене по композиции Рахманинов представил
произведение комиссии во главе с П. И. Чайковским и получил высшую оценку.
Это был 1892 год, окончание Московской консерватории по классу композиции.
Давайте, ребята, послушаем интродукцию к опере «Алеко» и попробуем
проанализировать музыку.
Исполняется интродукция к опере «Алеко». Вопросы о
характере музыки,
какие эмоции возникают при прослушивании произведения.
Ответы учащихся после прослушивания: «Музыка тревожная, в ней чувствуется
страх, а в конце какое-то просветление».
- Молодцы, ребята, что заметили контрасты в музыке, так композитор показал
главных персонажей оперы - Алеко и Земфиру. Музыка Алеко драматичная и
бурная, Земфира представлена нежными, лирическими красками. В целом,
произведение изобилует яркими гармоническими созвучиями.
Так же С.В .Рахманинов является автором выдающейся вокальной лирики, мне
хотелось бы вам представить романс «Островок», «Не пой, красавица при мне»
образцы проникновенной лирики С. В. Рахманинова.
« Рояль, стихи, доказывать излишне, Что в музыке и грозы, и метель. Томящий
зов земли, отцветшей вишни. Играет он в Ивановке, а слышно - за тридевять
земель...»
Не мало на Тамбовщине родилось известных певцов и певиц.
Надежда Обухова - великая русская певица
Родилась 22 февраля (6
марта
) 1886 года в Москве. Происходила из дворянской
семьи, одним из её предков был Е. А. Баратынский (приходится ему внучатой
племянницей, её бабушка Елизавета Ильинична и Е. А. Баратынский –
двоюродные брат и сестра). Двоюродный брат — композитор Н. Б. Обухов.
Детство прошло в селе Хворостянка Тамбовской губернии, в имении её деда,
одного из основателей воронежского отделения Русского музыкального
общества А.
С.
Мазараки
.
В 1912 году окончила Московскую консерваторию им. П. И.
Чайковского (класс У.
А.
Мазетти
) и начала выступать как концертная певица.
В 1916 году дебютировала на оперной сцене в партии Полины («Пиковая дама» П.
И. Чайковского). Прочно закрепившись на оперной сцене, стала
солисткой Большого театра, где проработала до 1943 года.
Представительница русской вокальной школы. Голос певицы, редкий по красоте и
богатству тембра, отличался необычайно широким диапазоном: исполняла партии
от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Артистический облик певицы
отличался сочетанием совершенного вокального мастерства с искренностью и
благородством художественной интерпретации сценического образа,
неповторимым обаянием.
В разные годы партнёрами певицы были: П.
И.
Словцов
, Л.
В.
Собинов
, В. Р.
Петров, Ан. А. Иванов, И. С. Козловский и другие. Большое место в жизни
певицы занимала концертная деятельность. Имела многогранный и
разнообразный репертуар, в котором насчитывалось свыше 300 романсов и песен.
Гастролировала в Казани, Харькове, Минске, Саратове,
Горьком, Иваново, Ярославле.
В годы войны оставалась в Москве и продолжала выступления, в том числе и
на Всесоюзном радио.
Участвовала в записи опер: «Пиковая дама» (дирижёр С. Самосуд, 1937), «Князь
Игорь» (дирижёр А. Мелик-Пашаев, 1941) и «Снегурочка» (дирижёр К.
Кондрашин, 1946).
Надежда Андреевна Обухова скончалась 14 августа 1961 года (по другим
источникам – 15 в Феодосии)
]
от сердечного приступа. Похоронена в Москве
на Новодевичьем кладбище .
Мария Мордасова - великая частушечница прошлого века. Родилась будущая
знаменитость в 1915 году в деревне Нижняя Мазовка Чернянского уезда
Тамбовской губернии в крестьянской семье, где любили русские народные песни
и частушки. Из 14 детей самой голосистой считали Марию.
У её матери был красивый голос, без неё не обходилось ни одно сельское
мероприятие. Девочка подражала матери во всём, рано приучилась к музыке.
Вскоре Мария Мордасова переехала в Воронеж, где стала посещать
самодеятельный хор, украсив его своим талантом. Хором руководил К.И.
Массалитинов – композитор, будущий основатель Государственного
Воронежского русского народного хора. Услышав Марию – он ахнул: «Какой
голос!».
На сцене она творила чудо – ее голос, интонация, улыбка, пляска
очаровывали. Слава М.Н. Мордасовой и Воронежского хора быстро росла.
Тридцать лет она отдала хору, и здесь ее талант получил всенародное признание.
В военные годы Мордасова выступала перед фронтовиками. На концерте в честь
освобождения Воронежа она исполняла частушки собственного сочинения. Её
выступление имело небывалый успех. Так на небосклоне зажглась новая
«звёздочка». После окончания войны Мордасова в течении тридцати лет
гастролировала по стране с частушками, её называли «королева частушек». Она
получила звание народной артистки, орден Ленина. Сейчас в память об артистке в
Воронеже в её квартире открыт музей.
Наш урок подходит к концу, и для закрепления материала предлагаю вам
небольшую викторину.
Какой русский поэт был губернатором города Тамбова?
На чьи стихи написана элегия М. И. Глинки «Не искушай»?
Кто из Тамбовских композиторов имел отношение к русско-японской войне?
Какое самое знаменитое произведение этого композитора?
Какой композитор любил приезжать в село Усово?
Самое знаменитое сочинение П. И. Чайковского, написанное в Усово?
Кто из композиторов имел отношение к Ивановке?
Марш, какого композитора принято считать гимном Тамбовской области?
Учащиеся отвечают на каждый вопрос.
Пройдут годы. Новые имена будут звучать над Тамбовщиной, новые большие
дела совершат наши земляки. Но в памяти каждого сохранятся имена тех, кто
составил славу и гордость родной земли. И где бы ни находился человек, он
всегда будет тянуться к своим истокам, чтобы соприкоснуться всей душой с
частицей великой Родины и почерпнуть отсюда вдохновение
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ:
М. Глинка элегия «Не искушай» (сл. Е. Баратынского)
П. Чайковский «Благословляю вас, леса» (сл. А.Толстого)
А .Верстовский «Старый муж», «Гишпанская песня»(сл. А. С. Пушкина)
С. Рахманинов Интродукция к опере «Алеко»
С. Рахманинов «Не пой, красавица, при мне», «Островок»
И.Шатров Вальс «На сопках Манчжурии»
В. Агапкин Марш «Прощание славянки»
ЛИТЕРАТУРА:
Б. Илешин «И голубые небеса», Москва «Советская Россия», 1981 г. Н.Гордеев, В.
Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину», Тамбов «Пролетарский светоч»,
1994 г.
Г .Р. Державин «Водопад» (Избранные стихотворения), Издательство «Детская
литература», Москва, 1964г.
Н Брянцева «С. В. Рахманинов в Ивановке». Издательство Воронеж, 1971г.