Автор: Аксенова Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Зайковская СОШ №1" Населённый пункт: п. Зайково, Ирбитский район, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Воспитать патриота Раздел: начальное образование
Анализ научно – методической литературы по патриотическому
воспитанию
Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания
достойных
граждан
государства
стояли
в
центре
внимания
ученых
на
протяжении всей истории человечества.
Первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения
можно
найти
в
произведениях
древнерусской
литературы,
которые
воспитывали
гордость
за
родную
землю,
способствовали
формированию
патриотического
сознания.
Воспитание
в
то
время
было
направлено
на
воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо
которого представлялось высшей ценностью.
Патриотическое
воспитание
в
работах
В.Г.
Белинского,
А.И.
Чернышевского и К.Д. Ушинского было основано на идеи народности. В
педагогике
советского
периода
вопросам
воспитания
патриотизма
были
посвящены работы А.А. Аронова, М.С. Джунусова, Н.К. Крупской, А.В.
Луначарского
и
др.
Педагогические
труды
А.С.
Макаренко
раскрывают
сущность воспитания патриота-гражданина, личности, способной подчинить
свои интересы коллективному делу, способной на производительный труд на
благо
Отечества.
В
педагогической
теории
В.А.
Сухомлинского
понятие
«Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой
жизни,
основой
для
активной
жизненной
позиции
является
любовь
к
Отечеству.
В
процессе
работы
над
поставленной
проблемой
была
изучена
и
проанализирована литература педагогов,
которые подчеркивали важность
патриотического воспитания и указывали на выборе методов и приемов
работы при учете возрастных особенностей младших школьников.
Сейчас
этот
вопрос
встает
особенно
остро,
поскольку
в
обществе
ощущается «дефицит нравственности».
В
настоящее
время
патриотическое
воспитание
является
ведущим
направлением
государственной
политики.
Правовыми
о сновами
патриотического
воспитания
является документальная
основа
работы
классного руководителя по данному направлению:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Конвенция о правах ребенка,
Декларация прав ребенка,
Конституция РФ,
Семейный кодекс российской федерации,
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,
Программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на
2011 - 2015г.г.»,
Областная целевая программа «Молодёжь Свердловской области» на 2011 –
2015г.
А так же программы муниципального уровня:
Муниципальная
целевая программа «Патриотическое воспитание граждан
Ирбитского
муниципального
образования»
и
«Молодёжь
Ирбитского
муниципального образования» на 2011 – 2015 гг.,
Программа взаимодействия МКОУ ДОД Центр внешкольной работы с ОУ
Ирбитского МО «Будущее начинается с тебя!».
И программы ОУ, в котором непосредственно работает сам педагог:
Программа развития школы «Я - гражданин»,
Подпрограмма «Мы наследники Великой Победы».
Перечисляя нормативные документы, хотелось бы назвать еще и
внутренний стержень самого педагога. Мы поколение из Советского Союза
были внучатами Ильича, гордились красным галстукам на груди, учили устав
ВЛКСМ, работали на субботниках и не задумывались, дойдут ли вырученные
деньги
до
голодающих
из
Эфиопии,
слушали
внимательно
рассказы
ветеранов участников военных событий. Вот эту идейность общему делу,
желание совершать добрые поступки ради другого человека
так хочется
воспитать в нынешних детях и в родителях своих воспитанников.
Без
духовной
основы
самого
учителя
образовательный
мир
не
состоится. Школа, в частности мы учителя являемся базой для организации
пространства духовно – нравственного развития ребенка.
Опираясь
на
правовые
документы
по
воспитанию
детей
я,
как
классный руководитель классного коллектива учеников начальных классов,
выстроила свою педагогическую деятельность.
Цель моей работы, как учителя начальных классов по нравственному
воспитанию младших школьников – раскрытие творческого потенциала
личности через организацию работы по нравственно- патриотическому
направлению.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач :
-воспитывать уважение к нравственным нормам; учить различать добро и
зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
-формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных
культурных традиций;
-обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
формирование у учащихся активной деятельностной позиции.
2.Формы, методы и приемы по патриотическому воспитанию с
учетом возрастных особенностей младших школьников
Для успешной организации процесса патриотического
воспитания
школьников надо умело сочетать в едином комплексе формы и методы
воспитания.
Младший школьный возраст – время интенсивного развития личности.
Ребёнок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют
над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве
мотива поведения. На первый план выходит повышенная восприимчивость
внешних
влияний,
вера
в
истинность
всего
чему
учат,
что
говорят,
в
безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте
возникают большие возможности для систематического и последовательного
нравственного воспитания детей.
Эффективность
патриотического
воспитания
младших
школьников
обеспечивается
сочетанием
урочной
и
внеклассной
работы
и
включает
разнообразные формы деятельности по воспитанию.
Деятельность педагога по патриотическому воспитанию
Деятель
ность
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень
Урок
Освоение
б а з ы
з н а н и й ,
передача
информации
Развитие
репродуктивных
способностей
Развитие
познавательного
потенциала
Классны
й час
Освоение
норм
и
правил
жизни в классе
Развитие
чувства
ответственности,
коллективизма
Занятия
в кружках
Освоение
дополнительных
знаний
Развитие
творческих
способностей,
самостоятельности
Совершенство
вание
профессионального
мастерства
Досугов
ая
деятельн
ость
Организац
ия
познавательного
досуга
Поддержание
и н т е р е с а
к
занимательному
досугу
Занятность
во
внеурочное время
Социум
Овладение
н о р м а м и
и
правилами
поведения
Развитие
чувства
п р и ч а с т н о с т и
у
социуму
Развитие
с о ц и а л ь н о й
и
гражданской
активности
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека
без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. «Родной край,
его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на
которой
только
и
может
осуществляться
рост
духовной
культуры
всего
общества».
Задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи
школьнику в усвоении знаний (Что изучать?), и формировании компетенций
(Как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни
(Ради чего изучать?).
Ведь
именно
смыслы
(в
их числе
патриотизм)
определяют
собственно человеческое деятельное начало.
3.
Основные
направления
деятельности
учителя
начальных классов
Урок – это основной вид учебной деятельности учителя и ребенка.
По словам Менделеева, который был не только прекрасным химиком, но и
великим
педагогом:
«Знания
в
руках
не,
тоже
самое,
что
в
руках
сумасшедшего сабля». Согласитесь, что дав ученику знания, но, не воспитав
в нем любовь к Родине. Грош, нам цена. Получить образование,
уедет
заграницу, и все наши труды прошли даром.
Работая по учебно – методическому комплекту «Школа России»,
по
каждому учебному предмету можно найти тему для разговора о величии и
богатстве нашей страны, о добрых и важных поступках людей.
Например
1-ый класс урок русского языка. Тема «Заглавная буква в словах»
Урок математики. Тема «Вычитание 16-. Решение задач о фигурном
катании. И т .д.
Шагая в ногу со временем, при организации образовательного процесса мы
используем
с
вами
и
инновационные
педагогические
технологии:
метод
проектов и ИКТ.
Список проектов
№ Тема проекта
год
Фамилия
Имя
участника
уровень
результат
1
«Труженик тыла –
это кто?»
2014-
15
Фоминых
Виктория
Муниципальный
конкурс «Первые
шаги в науку»
Участие
2
«Труженик тыла –
это кто?»
2014-
15
Фоминых
Виктория
Всероссийский
интернет – конкурс
«Триумф детства»
Диплом 3-
ей степени
3
«Забытая
«Зарница» снова в
строю»
2013-
14
Ипатов
Дмитрий
Муниципальный
конкурс «Я-
гражданин»
призер
4
«Изучение
истории поселка
по семейным
фотографиям»
2013-
14
Вихарева
Елена
Всероссийский
интернет –конкурс
«История моей
семьи»
участник
4
«Старая
фотография
рассказала»
2012-
13
Вихарева
Елена
Научно-
практическая
конференция для
учащихся 1-ой
ступени
победитель
5
«Традиции моей
семьи»
2012-
13
Карманова
Елизавета
Кручинина
Ирина
Ипатов
Дмитрий
Муниципальный
творческий конкурс
Призер
Победитель
6
«Добрые сердца.
заботливые руки»
2013-
14
команда
Областной
творческий конкурс
проектов
«Творческая галерея
Урал- мой край
родной»
участие
7
«Традиции нашей
семьи»
2013-
2014
Ипатов
Дмитрий
Всероссийский
дистанционный
конкурс «История
моей семьи» ТГПУ
2 место
7
«Основные
элементы
народного
костюма»
2011-
12
Коллектив
Учащихся 5
класса
Научно-
практическая
конференция для
учащихся 1-ой
ступени
Направление
Этноэкология
призер
Информационно- коммуникативные технологии
Название работы
Учебный
год
Фамилия Имя
участника
Называние
конкурса
результат
Всероссийский
дистанционный конкурс
«Пристиж»
2014-2025
Кривых Дарья
Всероссийский
конкурс «Моя
малая родина»
1-ое место
Конкурс коллажей «Живая
память поколений – три
поколения моей семьи на
защите Родины»
2014-2015
Понамарев
Иван
Бурундуков
Андрей
Дорохин Иван
Муниципальный
этап областного
конкурса
«Живая память
поколений – три
поколения моей
семьи на защите
Родины»
победители
Всероссийский конкурс
«Нет выше звания
учитель»
Оренбургский областной
ДТДиМ им. В. П.
Поляничко.
2014-2015
Порываев
Александр
Кручинина
Ирина
всероссийский
конкурс «Нет
выше звания
учитель»
Оренбургский
областной
ДТДиМ им. В. П.
Поляничко.
Диплом 1-
ой степени
«Свое лето строим сами»
2014-2015
Порываев
Александр
Муниципальный
конкурс «лучший
документальный
фильм»
победитель
«Все начинается с детства,
с добрых дел и доброго
сердца»
2013-2014
команда
Всероссийский
дистанционный
конкурс «Наш
класс» ТГПУ
участники
Инновационные
технологии
способствуют
умению
ориентироваться
ученика
в
мире
информации,
находить
и
выделять
главное.
А
так
же
активизируют мыслительную деятельность учеников.
Классный час - нравственно – патриотическое воспитание это благодатная
почва для развития всесторонне- развитой личности, если выстроить работу
правильно. Проводим физкультурную работу и разучиваем народные игры,
либо ведем художественно – эстетическую деятельность и рассматриваем
картины местных художников, которые воспевают красоту родного края.
Занятие
в
творческом
объединении
«Знатоки
родного
края»
и
внеурочная деятельность.
Правильно оценивая важную
роль дополнительного образования в
воспитании гармонично – развитой личности и патриота своей Родины уже
несколько лет существует
при Центре внешкольного образования детское
объединение туристко-краеведческого направления «Знатоки родного края»,
который объединяет детей одного возраста одного классного коллектива.
В
рамках
реализации
стандартов
второго
поколения
воспитание
патриота Родины является приоритетным направлением. При организации
внеурочной деятельности использую учебно-методический комплект «Уроки
нравственности»
–
это
новое
направление
в
содержании
школьного
образования, который состоит:
Рабочая тетрадь
Книга для чтения
Методическое
пособие
для учителя
Основное содержание учебной работы по курсу “Азбука нравственности”
cводится
к
направлению
“Нравственные
правила
и
поведение”. Это
направление предусматривает работу по следующим разделам:
1.
Правила поведения в школе
2.
Как быть аккуратным
3.
Правила вежливости
4.
Как быть трудолюбивым
5.
Базовые моральные представления
6.
Общение с окружающими
7.
Школьный этикет
8.
Культура поведения.
Задания из рабочих тетрадей направлены на отработку правил поведения
дома, в школе, в природе.
Знания, умения и навыки, полученные в группах
дополнительного
образования,
прививают
школьникам
потребность
по стоянного
самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в
течение учебы.
Опираясь
на
то
новое
положительное,
что
появляется
в
психике
ребёнка, учитель может формировать чувство патриотизма, товарищества и
активное
отношение
к
действительности,
глубокое
уважение
к
людям.
Понимая то, что «один в поле не воин» и нужно приложить максимум усилий
для
воспитания
детей
подтолкнули
к
выявлению
субъектов
общества
к
целенаправленной
работе
по
патриотическому
воспитанию
младших
школьников.
Существующие
субъекты
общества,
при
взаимодействии
которых
можно
выстроить
планомерную
работу
по
патриотическому
воспитанию
младших школьников.
Изучив
нормативные
д о к у м е н т ы
п о
патриотическому
воспитанию
субъектов,
выбрала
мероприятия,
которые
соответствую
возрастным
особенностям детей, и
помогут пробуждать в
молод ом
ч е л о в е к е
дремлющий
патриотизм.
Именно
пробуждать,
но
не
н а в я з ы в а т ь .
Н и
п о л ю б и т ь ,
н и
разлюбить
Родину
по
приказу
невозможно
Любовь
к
Родине
—
чувство
во
многом,
как
говорил
русский
философ
Иван
Ильин,
инстинктивное.
4.Деятельность совместной работы.
На основе
традиций
гражданско – патриотического воспитания в
деятельности
детской
организации
«Молодость»
сложилась
целая
система воспитания, которая отражена в программе развития школы «Я -
гражданин»
и
подпрограмме
«Мы
наследники
Великой
Победы».
Ребята
Коллектив-
группа
«РАДУГА»
Школьная
организация
МКОУ Зайковская
СОШ №1
«МОЛОДОСТЬ»
Творческое
объединение
«Чудеса своими
руками»
Совет ветеранов
П Зайково
ДОД МАОУ
Детский
экологический
центр
Ирбитское МО
Ассоциация
патриотических
отрядов
«Возвращение»
ДЮСШ
Дворец молодежи
ОТиК
Центр
гражданской и
молодежной
инициативы
«Идея»
являются активными участниками мероприятий. «Костер памяти», Факельное
шествие, игры на местности, праздничные программы- концерты и многое
другое остается надолго в памяти у ребят и родителей.
Одним
из
значимых
мероприятий
в
нашем
образовательном
учреждении считаю «Костер памяти». Проводится это на школьном дворе в
виде литературно- музыкальной композиции, в канун 9 мая, где собираются
не
только
ученические
коллективы,
но
и
все
жители
поселка,
кто
не
равнодушен к происходящему. Ребята старшие и младшие поют
песни
вместе. Исполняют и совместно с родителями.
Песни исполняет
и
коллектив
учителей,
Считаю
это
мероприятие
очень
важным
в
воспитательном процессе, потому
что песня-это особый вид искусства,
который затрагивает душу человека не только во время ее заучивания и
исполнения песни, но и через много лет может
снова волновать чувства
исполнителя.
Музей
обладает
огромным
образовательно-воспитательным
потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические
документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания
учащихся
в
духе
патриотизма,
гражданского
самосознания,
высокой
нравственности является одной из важнейших задач музея.
На территории
поселка Зайково существует музей имени Дважды героя Советского Союза Г.
А. Речкалова, где хранятся вещи, фотографии, документы славного летчика.
Музейные часы дают возможность прикоснуться к истории нашей страны в
целом и малой родины ребенка.
По решению губернатора Свердловской области Е.Куйвашева в области
ведется работа по увековечиванию памяти летчика – аса, Г.А.Речкалова. На
территории
поселка
Зайково
запланирован
мемориальный
комплекс,
включающий
здание
начальной
школы,
в
которой
учился
летчик,
родительский
дом
земляка,
бронзовый
бюст
Героя,
обелиск
Славы,
знаменитый
танк
Т-34,
в
перспективе
рассматривается
возможность
размещения
военного
самолета.
Мемориальный
комплекс
–
это
вклад
в
систему патриотического воспитания молодежи, а также стартовая площадка
для подготовки к 100-летию Григория Речкалова в 2020 году
Творческое
объединение
«Чудеса
своими
руками» руководитель
Киселева
Кристина
Александровна.
По
тематическому
планированию
учебного предмета технология тема «Оригами» изучается всего 3 часа, хотя
фронт работы необъятный. Предложила
продолжить изучение этой теме
Кристине Александровне на занятиях творческого объединения, так как мы
всем
классом
ходили
к
ней
на
занятия.
Мою
идею
она
поддержала.
За
прошедшие два года начиная с маленькой поделки – «стрекоза» и заканчивая
поделкой
«совой»
ребята
научились
работать
творчески,
развивали
аккуратность,
ответственность,
самостоятельность.
Занятия
в
творческом
объединении
способствовали
развитию
мелкой
моторики,
внимания,
мышления у детей. Результат нашей совместной работы видите в
Список поделок модульное оригами.
№
Название
поделки
Кол-во
модулей
Ко л -
в о
выполнен
ных
поделок
дата
Для какого праздника
1
«Стрекоза»
70
12
октябрь
День пожилого человека.
Поздравление
учителей
-
ветеранов
2
«Тюльпаны»
80
70
ноябрь
День матери.
Концерт в ЦВР.
Поздравление мам.
3
«Ягодки»
60
14
декабрь
Зимняя неделя добра
4
«Снежинки»
70
25
декабрь
Поздравление
учителей
с
Новым годом.
Поздравление больных и мед
п е р с о н а л а
в
р а й о н н о й
больнице
5
«Сердечки»
80
5
февраль
Вечер встречи.
П одарки
для
у ч и т е л е й
ветеранов.
6
«Вечный
огонь»
120
30
май
Для поздравления ветеранов
«Труженик тыла»
7
«Сова»
120
30
октябрь
День учителя.
Подарки для учителей.
8
«Снеговик»
115
30
декабрь
Поздравление больных и мед
п е р с о н а л а
в
р а й о н н о й
больнице
9
«Тюльпаны»
80
30
май
Митинг. 9 мая.
Для поздравления ветеранов
«Труженик тыла»
У работы была цель, и не просто цель. А сделать доброе полезное дело.
Ребенку,
подростку
не
просто
приятно,
когда
добро
торжествует.
Торжество
добра,
красоты,
истины
–
это
для
него
личное
счастье.
Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в
том, чтобы он постиг это счастье, сделав доброе дело.
Повышению
качества
образования
способствует
участие
детей
в
викторинах- конкурсах, проводимых МКОУ Центр внешкольной работы в
рамках реализации областной программы « Мы- Уральцы». Темы викторин
каждый год меняются в зависимости от юбилейных дат истории.
№ дата
Тема конкурса
участники
результат
1
Февраль 2012
«Недаром
помнит
в с я
Вихарева
Победитель
Россия»
Елена
муниципального тура
областного
творческого конкурса
2
Май 2012
Победитель муниципального
тура областного творческого
конкурса
«Недаром
помнит
вся Россия»
Вихарева
Елена
Участник
областного
творческого
конкурса
«Недаром помнит вся
Россия»
3
февраль2012
«Недаром
помнит
в с я
Россия»
Ипатов
Дмитрий
Победитель
муниципального тура
областного
творческого конкурса
4
Май 2012
Победитель муниципального
тура областного творческого
конкурса
«Недаром
помнит
вся Россия»
Ипатов
Дмитрий
Участник
областного
творческого
конкурса
«Недаром помнит вся
Россия»
5
Март 20112
Призер муниципального тура
областного
краеведческого
конкурса-викторины«Юные
з н а т о к и
У р а л а » ,
посвященного
160-летию
Мамина Сибиряка
Вихарева
Елена
6
Март 2013
Призер
м у н и ц и п а л ь н о й
интеллектуальной
и г р ы
«Знаешь
ли
ты
историю
Отечества»
Ипатов
Дмитрий
призер
7
Апрель 2014
Призер
м у н и ц и п а л ь н о й
интеллектуальной
и г р ы
«Знаешь
ли
ты
историю
Отечества»
Ипатов
Дмитрий
призер
8
Январь 2015
Призер муниципального тура
областного
краеведческого
конкурса-викторины
«Юные
з н а т о к и
У р а л а » ,
посвященного,
70
–
летию
Великой
Отече ственной
войны
Кривых
Дарья
Победитель
муниципального
этапа
Волонтерское
движение,
поздравление
ветеранов
на
дому
с
календарными праздниками и в неделю Доброты, концерты и многое другое
нам помогает организовать и провести актив совета ветеранов.
Воспитательный процесс муниципальной организации образовательного
учреждения дополнительного образования детей экологический центр так
же включает в себя мероприятия по патриотическому воспитанию. Участие в
эколого – патриотической акции «Ветеран живет рядом» формирует у ребят
уважительное отношение к старшим. Победа в этом конкурсе подтверждает
продуктивность
работы
по
данному
направлению,
и
мы
являемся
победителями этого конкурса. Уже
на протяжении двух лет принимаем
активное
участие
в
эколого-
патриотических
акциях
и
являемся
победителями.
Мероприятия
зоологического
центра
Ирбитского
МО
способствуют
формированию гражданской позиции подрастающего поколения, помогают
задеть внутренний мир ребенка, раскрыть картины красоты родной природы.
учат
быть
наблюдательными,
развивают
творчество
и
инициативу.
Принимаем участие в традиционных конкурсах экологического направления:
«Экомарафон». «Марш парков», «Юные исследователи природы».
Несколько лет мы сотрудничаем с Ассоциацией патриотических
отрядов
«Возвращение».
Молодежная
патриотическая
акция
«Помним!
Гордимся! Наследуем!», заочная игра «Зарница» стала для нашего коллектива
традиционными.
Я считаю, что добиться
таких результатов по организации учебно-
воспитательного процесса мне помогла моя внутренняя установка «Учитель-
ученик-родитель».
Эта
связка
мне
видится
как
социальное
партнёрство.
Семья
также
заинтересованная сторона в судьбе ребёнка. Важно услышать родительское
мнение, вовлечь их в сотрудничество со школой. А сотрудничество возможно,
если
выстраивать
его
общими
усилиями,
соблюдая
при
этом
несколько
принципиальных
условий,
при
которых
шансы
на
взаимопонимание
учителей, детей и родителей возрастают.
Творческий
потенциал
учителя,
активная
социальная
позиция
родителей, увлеченность детей отмечена общественностью поселка.
Опыт работы по данному направлению был представлен на разном уровне.
Обобщение педагогического опыта:
2011год-
участник
НПК
«Психолого-
педагогические
условия
формирования готовности обучающихся и воспитанников к саморазвитию,
победитель
муниципального
конкурса
методических
разработок,
посвященных
юбилею
Н.
И.
Кузнецова,
участник
областного
конкурса
методических разработок, посвященных юбилею Н. И. Кузнецова, участник
окружной заочной педагогической конференции «Новые формы оценки».
2012
год. -участник муниципального конкурса «Золотые Россыпи»,
участник
районной
НПК
педагогической
конференции
«Новый
педагог-
новой школы», призёр районного конкурса учебно- методической продукции,
в номинации «Программно – методической продукции», призер районного
экологического конкурса «Прекрасные мгновения лета»,
участник НПК
педагогической конференции «Традиции и новации».
2013 год -участник международной НПК «Воспитание гражданина и
патриота».
2014 год – участник областного конкурса инновационных проектов
педагогических работников дополнительного образования.
2015
год. - участник районной НПК педагогической конференции
«Новый
педагог-
новой
школы»,
участник
муниципального
конкурса
«Золотые Россыпи».
Благодаря Интернету у меня появилась уникальная возможность не
только
изучать
положительный
опыт
коллег,
но
и
изучать
новейшие
достижения науки.
Всероссийский дистанционный конкурс «Педагогический мир». Диплом –
2- ой степени. Всероссийский конкурс профессионального образования «
Нравственно- патриотическое воспитание личности в категории «Начальная
школа». Всероссийский конкурс на лучшую программу культурно- массовых
мероприятий,
посвященных
70-
летию
победы
в
великой
Отечественной
войне
1941-1945г.
Сертификат
участника.
Всероссийский
дистанционный
конкурс
«Лучший
педагогический
опыт».
Сертификат
участника.
Общероссийский
конкурс
«Лучшее
образовательное
мероприятие,
посвященное 9 мая» диплом 1-ой степени
Также результат работы по данному направлению был представлен на 1-
ом
слете
Добровольцев
«Твори
Добро»
в
муниципальном
конкурсе
тимуровских отрядов образовательных учреждений Ирбитского МО и на 1-
ом муниципальном фестивале по духовно – нравственной культуре народов
Урала «Мы вместе!»
5.Мониторинговая
деятельность
педагога
по
данному
направлению
Оценка воспитательной деятельности реализуемой либо в классе, либо
в
школе
является
неотъемлемой
частью
реализации
нравственно-
патриотического воспитания детей.
Да,
патриотическое чувство это особый вид воспитания, который
трудно
отследить,
но
все-
таки
это
нужно
делать,
для
того
чтобы
контролировать и оценивать результаты воспитательной деятельности.
Существует
несколько
авторов
программ
мониторинговой
деятельности педагога.
Предлагаю вашему вниманию программу методику А. А. Логиновой А. Я.
Данилюк, которая состоит из методического пособия, рабочего блокнота для
учителя и рабочей тетради для ученика.
Рабочая тетрадь состоит из заданий, разбитых на блоки: «Государственные
символы» «Нравственные качества» «Как поступить» « Я и школа» « Я и
природа»
«Мне
нравится».
Принцип
работы
заключается
в
проведении
тестирования в начале учебного года. Данные записываются в таблице, и
выстраивается диаграмма
уровня воспитанности детей. В конце учебного
года проводится вторичная диагностика, так
же записываются данные в
таблицу. По контрольным точкам делается вывод по каждому ученику и
классу в целом.
Результаты
систематического
и
целенаправленного
исследования
помогают
охарактеризовать
особенности
нравственного
развития
и
социализацию
ученика,
определить
приоритетные
задачи
направления
индивидуального
развития,
предоставить
родителям
информацию
о
результатах воспитательной деятельности и составить систему работы для
дальнейшего развития ученика и успешного освоения им программы
6.Заключение
Нравственность, патриотизм, доброта, любовь к Родине - это такая
категория, которую нельзя измерить какими то определенными критериями
и
оценить
тоже
невозможно.
И
воспитательный
процесс
не
простой
требующий
настойчивости, последовательности и большого терпения от
педагога. Развитие личности учителя так же, как и ученика, происходит в
деятельности,
в
процессе
общения,
обучения,
накопления
опыта
работы.
Сегодня будущее
всё больше связывается с внутренним преобразованием
самого
человека,
его
духовностью.
Человечество
осознаёт,
что
гуманистические
ориентиры
должны
стать
исходными
при
разрешении
глобальных проблем.
Но, глядя на своих выпускников, я понимаю, что мой труд не прошел
даром.
Провожая детей в старшие классы, не забываю про них, слежу за их
успехами.
Вместе
с классным руководителем данного класса проводим совместные
мероприятия по данному направлению.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный,
требующий
настойчивости,
последовательности
и
большого
терпения.
Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё
долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве
и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном
чувстве».
По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление
уровней
воспитанности
у
моих
воспитанников.
Данные
диаграммы
показывают рост количества обучающихся с высоким и хорошим уровнями
воспитанности
Методика Рокича (Приложение № 19)
Уровень
воспитанности
1 класс
(2010-2011)
2 класс
(2011-2012)
3 класс
(2012-2013)
Высокий (%)
35
36,4
49,4
Хороший (%)
37,5
38,4
39,4
Средний (%)
27,5
25,2
11,2
Низкий (%)
-
-
-
Работа по теме «Структура деятельности классного руководителя
по нравственно – патриотическому воспитанию младших школьников»
помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели
выпускника начальной школы:
1.
коммуникативен,
владеет
культурой
общения,
бережно
относится
к
общечеловеческим ценностям:
2.
честен,
умеет
отстаивать
свои
взгляды
и
убеждения,
настойчив
в
преодолении трудностей;
3.
способен к сознательному управлению своим поведением;
4.
обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства,
положительной самооценкой.
Структура деятельности целенаправленной и систематической работы дает
положительные результаты в воспитательной работе .
Школьный конкурс «Ученик года» направлен на выявление лучших
учеников из лучших, на развитие инициативной и творческой личности. По
итогам конкурса в номинации «К вершинам творчества» Ипатов Дмитрий
является призером 2011-12 уч. года и 2012-13 уч .года. В номинации «Золотой
фонд школы» победителем два года подряд была Вихарева Елена. А в 2013-
14 учебном году стала абсолютным победителем в конкурсе «Самородок»
среди учащихся начальной школы.
По итогам
работы клуба «Бумеранг» экологического направления в
2011-12 уч. году заняли 1-ое место среди классных коллективов (а их у нас 8)
1-ой ступени.
Положительный результат и в учебной деятельности детей.
Школьный конкурс «Самый читающий класс» способствует развитию
творчества,
инициативы,
повышению
интеллектуальных
способностей
у
школьников. Участвуя в школьном конкурсе «Самый читающий класс» по
итогам 2013-2014 учебного года наш 4 «б» класс признан лучшим читающим
классом среди начальной школы. Эту победу мы продержали среди учеников
начальной школы три года.
Победа команды нашего класса в 2013 году среди 17 команд района в
муниципальной
интеллектуальной
игре
для
младших
школьников
«Соображалки», которую традиционно проводит МКОУ Центр внешкольной
работы для учащихся 4-ых классов. Причем нужно отметить, что эта уже
вторая
победа моих учеников в этой игре. В 2009 году команда нашей
школы так же была победительницей.
В
методической
разработке
выстроена
структура
деятельности
учителя
начальной школы, которая состоит из следующих пунктов:
1.
Цель работы, достигнутая через поставленные задачи.
2.
Выбраны
субъекты
социума:
школьная
организация
«Молодость»
музей,
МКОУ
Центр
внешкольной
работы,
МОАУ
детский
экологический
центр,
совет
ветеранов,
ассоциация
патриотических
отрядов
«Возвращение»,
Всероссийский
центр
по
патриотическому
воспитанию
«Идея».
Классный
руководитель
использует
для
эффективности
организации
классного
коллектива
и
внеурочную
деятельность.
3.
Раскрыты методы и приемы работы по данному направлению с учетом
возрастных особенностей младших школьников.
4.
Анализ
работы
классного
руководителя
показан
через
достигнутые
результаты образовательного процесса.
Подводя итоги по всему выше сказанному, хочется посоветовать каждому,
кто будет использовать данный методический материал в своей работе - не
забывать, что, вся работа ведется в систематическом каждом продуманном
действии учителя. Только тогда можно достигнуть определенных результатов.