Автор: Сивов Владимир Андреевич
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Особенности игры в детском духовом оркестре"
Раздел: дополнительное образование
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1.
Методика репетиционной работы с оркестром…………………………….4
2.
Задачи руководителя детского духового оркестра…………………………5
3.
Использование информационно-компьютерных технологий……………..6
Заключение…………………………………………………………………………..7
4.
Список используемой литературы…………………………………………..8
2
Введение
Музыка духового оркестра - самый завораживающий вид искусства.
Духовые оркестры в начальный период своего существования использовались,
главным образом, в войсках, для игры в походах и участия в различных
воинских ритуалах. В конце XVI века в России были образованы регулярные
войсковые части, в состав которых входили небольшие духовые оркестры,
состоящие из малых флейт, гобоев, труб и малых барабанов. В начале XVII
века в духовых оркестрах появляются валторны и фаготы, а во второй половине
XVII века вводятся большие флейты, кларнеты, бассеты, тромбоны, а также
большие барабаны, тарелки, литавры и другие ударные инструменты.
Духовые инструменты прошли сложный путь развития. На протяжении
нескольких
столетий
они
подвергались
различным
конструктивным
усовершенствованиям. Современный духовой оркестр сложился в результате
длительной эволюции духовых инструментов и совершенствования его состава.
В настоящее время духовые оркестры получили широкое распространение в
художественной самодеятельности. Сила эмоционального воздействия духовой
музыки на человека проверена самой жизнью, практикой трудовых будней и
боевых сражений. Способность ярко звучать вне помещений: на воздухе, на
широких площадях, улицах, в парках придала деятельности духовых оркестров
особую
специфичность,
демократическую
направленность.
Вся
история
развития духового оркестра и духовой музыки тесно связана с историей нашего
государства. Духовая музыка стала носителем всего лучшего, что было создано
в области музыкальной культуры. Одним из крупнейших ее достижений
является
жанровое
разнообразие
и
идейно-художеcтвенное
богатство
репертуара духовых оркестров. Особое место в нем занимает марш.
Марш - исторически исходная точка становления духовой музыки, тот
фундамент, на основе которого началось и продолжается се развитие. Музыка
марша оказывает быстрое и концентрированное влияние на человека благодаря
тому, что она вовлекает слушателя в организованное и коллективное
"действие", делая его частицей этого "действия", тем самым вводя в образную
систему произведения.
В исполнении духового оркестра великолепно звучат танцы: полька,
мазурка, народные танцы. Концертная духовая музыка развивается главным
образом в жанрах, связанных с принципами программной музыки: сюиты,
рапсодии, фантазии, увертюры.
Но
как
жаль,
что
духовых
оркестров
становится
всё
меньше.
Демографическая обстановка, экономические проблемы - всё это в той или
иной степени повлияло на то, что родители меньше стали уделять внимание
художественно – музыкальному воспитанию детей. Хотя последние несколько
лет в обществе наблюдается тенденция к росту интереса к школам искусств.
Проблема ещё и в том, что очень мало молодёжи решают связать свою жизнь с
музыкой на профессиональном уровне, и, тем более, работать в детских школах
искусств в небольших городах и поселках. В нашей школе тоже есть эта
3
проблема. Опираясь на свой многолетний опыт стараюсь привлекать к игре на
духовых инструментах как можно больше ребятишек. Приглашаю на концерты,
чтобы воочию посмотрели, как же прекрасно звучит оркестр.
1.
Методика репетиционной работы с оркестром
Специфика духового оркестра такова, что каждый ребёнок чувствует свою
важность и нужность в коллективе. Не все дети могут быть исполнителями
солистами в ряде различных причин, но каждый ребёнок- духовик обязан стать
оркестровым музыкантом. Подготовка к игре в оркестре занимает достаточное
количество времени, так как ребёнок должен почувствовать, что значит играть
не одному и быть солистом, а уметь слушать товарища. Обучающийся чётко
должен слышать, где солирует его группа, а где группа других инструментов. В
процессе работы над музыкальными произведениями обучающиеся должны
приобрести следующие знания и навыки:
1) научиться слышать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными
группами
инструментов,
различать
звучание
темы,
подголосков,
сопровождения;
2) выполнять свою партию, руководствуясь требованиями дирижера, понимать
его ритмические и динамические жесты;
3) аккомпанировать солистам, хору;
4) применять в оркестре музыкально-исполнительские навыки, полученные на
занятиях по специальности;
5) научиться читать с листа.
Занятия в оркестровом классе преследуют, как правило, учебные цели.
Каждый руководитель обязан знать специфику, строй, диапазон инструментов
духового оркестра. А так же выразительные возможности и способы
звукоизвлечения инструментов его оркестра. Репетиция начинается с общей
настройки инструментов. Инструменты оркестра настраиваются под ноту «си-
бемоль» натурального звукоряда. В духовом оркестре инструменты в основном
транспонирующие. Это означает, что при настройке трубы, баритоны,
саксофоны-тенора, тенора будут играть ноту «до»; альты, саксофоны-альты –
ноту «соль»; валторны – ноту «фа»; флейты, тромбоны и басы – ноту «си-
бемоль». Настройка происходит с начала по инструментам, потом по группам
и, наконец, весь оркестр. После настройки оркестра обязательное разыгрывание
- это гамма. Сначала целыми нотами, половинными, четвертными в разных
штриховых комбинациях, восьмыми и шестнадцатыми так же в разных
штриховых и ритмических комбинациях, затем арпеджио в таком же порядке.
В настоящее время очень часто можно встретить произведения на основе гамм,
такие как: «Гамма-джаз», «Гамма-вальс» и т. д. Это не большие легкие в
исполнении произведения, помогающие ребятам отрабатывать интонацию и
ровность звучания. После этого упражнения на разные динамические оттенки,
работаем по школе оркестровой игры В. М. Блажевича. Ребятам очень нравятся
эти упражнения, так как в основу их взяты произведения классических и
4
джазовых композиторов разных времён. Есть любимые упражнения, которые
они играют с наибольшим удовольствием.
После разыгрывания переходим к основной части репетиции. К началу
непосредственной работы над пьесой преподаватель знакомит обучающихся с
краткой
биографией
композитора,
который
ее
создал,
характером
его
творчества.
Более
подробно
нужно
остановиться
на
художественном
материале,
который
должен
быть
выполнен.
Такая
вводная
беседа
систематизирует эстетические представление детей, расширяет их кругозор.
Руководитель
оркестра
должен
раскрыть
содержание
музыкального
произведения и характер его основных тем, обратить внимание на форму,
предупредить о возможных трудностях, наметить пути их преодоления.
Работа происходит поэтапно:
1) разбор произведения;
2) работа с отдельными группами;
3) работа над штрихами и нюансами.
Это основные этапы работы. Помимо этого работа над интонацией, над
синхронностью
исполняемых
штрихов,
звукоизвлечением,
дыханием
и
звуковедением. Когда отрабатываются произведения, которые находятся в
стадии завершения работы над ними, переходим к читке с листа. Это позволяет
отрабатывать навыки читки, улучшает внимание, реакцию ребёнка. И
завершающий этап – это повтор произведений из репертуара, которые больше
всего нравятся ребятам.
Огромную роль в работе оркестровых музыкантов имеют самостоятельные
занятия, разучивание партий. Работа над оркестровыми трудностями носит
индивидуальный характер, и проводится самостоятельно, либо с помощью
преподавателя.
Концерт - это логическое завершение учебного процесса, подведение
итогов проделанной работы. Праздник для всего коллектива, и вместе с тем
экзамен на творческую зрелость. Успех, которого зависит от каждого члена
коллектива. Концертные выступления помогают сблизить коллектив, обострить
чувство внимания, взаимопонимания.
2.
Задачи руководителя детского духового оркестра
Руководитель детского духового оркестра, прежде всего, должен быть
педагогом. Одной из основных его задач является воспитание сознательного,
творческого коллектива, дисциплины, без которой невозможно достичь успеха
в работе и высокого уровня художественного исполнения. На репетициях
оркестра основное внимание руководителя должно быть сосредоточено в
работе над чистотой интонации оркестрового звучания. Преподаватель должен
добиваться
выполнения
единого
ритма
в
оркестре,
воспроизведение
обучающимися одинаковых штрихов и динамических оттенков, стремиться к
использованию единой аппликатуры и позиций, работа над техникой должна
быть
подчинена
достижению
выразительности
передачи
музыкальных
5
произведений. Руководитель детского духового оркестра должен лаконично
рассказать детям о композиторе, ознакомить их с темой, идеей, формой и
стилем пьесы, которую предлагает изучить.
Одним из важнейших условий постепенного усвоения обучающимися
навыков оркестрового исполнения является работа с отдельными группами
инструментов. На групповых занятиях у преподавателя есть возможность
тщательнее поработать с каждым обучающимся над интонацией, штрихами и
динамикой, выявить проблемы и указать пути их решения. Полезно также
заниматься с небольшими группами, которые выполняют в оркестре ведущие
партии. Руководитель оркестра должен выполнять не только педагогическую
функцию,
которая
включает
в
себя
образовательный
процесс
и
воспитательный. Он обязан быть примером для своих обучающихся, как в
профессиональном, так и в личном плане. Создавать комфортную атмосферу
вокруг себя.
В течение срока обучения преподаватель должен держать тесный контакт
с родителями, общаться после ежегодных отчетных концертов, совместно
решать проблемы, возникающие в процессе обучения.
3.
Использование информационно-компьютерных технологий
Наличие информационно-компьютерных технологий в оркестровом классе
и определенных навыков у руководителя детского духового оркестра поможет
работать гораздо эффективнее. Компьютер, в сочетании с нужной музыканту
периферией и программным обеспечением - это камертон, метроном, цифровой
магнитофон, проигрыватель CD, DVD аудио и видеодисков, иллюстратор-
исполнитель на любых инструментах, виртуальный электронный духовой
оркестр, многотомная нотная библиотека, учетчик оркестрового имущества и
журнал посещения занятий одновременно. Реальную помощь в работе
руководителя детского духового оркестра могут оказать профессиональные
нотные редакторы для набора нотного текста. Нотный редактор Finale
позволяет набирать текст (как нотами, так и буквами), изменять его,
копировать,
перемещать
части,
форматировать
и
выдавать
в
печать,
воспроизводить набранный нотный текст любого уровня сложности. Каждый
музыкальный инструмент электронной партитуры прозвучит тембром, более
или менее похожим в инструмент-оригинал. Тембр, тональность и темп
выполнения
пользователь
может свободно менять.
В
Finale
заложены
возможности альтернативной нотации гитарной, цифровой и другой, так
называемой, tabulature. Текст, набранный в Finale, можно использовать как
иллюстративный материал в других текстовых и графических редакторах.
Сегодня значительное количество нотного материала для оркестра духовых
инструментов попадает в интернет, также набрана в Finale что позволяет,
используя программу, корректировать текст, автоматически распечатывать
партии.
6
Такие
программы
крайне
необходимы
аранжировщику,
дирижеру,
руководителю оркестра, в конце концов - любому музыканту, привыкших
выражать и воспринимать музыкальные сообщение с помощью нотной записи.
Овладев
ими,
руководитель
оркестра
сможет
качественно
и
гораздо
эффективнее делать аранжировки, оркестровки, переводы и транскрипции для
своего оркестра.
Заключение
Работа с духовым оркестром – это увлекательный творческий процесс, который
при грамотной постановке, приносит чувство глубокого удовлетворения всем
его участникам: руководителю, оркестрантам и, конечно же, публике. Ведь
только слушатели могут по достоинству оценить качество проделанной работы
коллектива и дирижёра. А работа с детским духовым оркестром укрепляет
уверенность, что в будущем духовым оркестрам быть!
7
4. Список используемой литературы:
1. Блажевич В. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. -
М.: Музгиз, 1979.
2. Петров Р. Школа коллективной игры для духового оркестра. – Ташкент,2004.
3. Васильев Э. Зирянов Я. Курс начальной игры в духовом оркестре. - Киев:
Музична Украiна.
4.Терлецкий М. Методика работы с духовым оркестром.- Ровно:2000.
5. Волков Н. В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. -
М., 2002.
6. Нежинский О. Детский духовой оркестр.-1989.М,1989.
7. Белунцов В. Компьютер для музыканта / В. Белунцов, Самоучитель – СПб.:
Питер, 2001. – 464 с.: ил.
8. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия ПК / В. П. Леонтьев 2002 – М.:
ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920 с.: ил.
9. Сушкевич Н. С. Информационные технологии в системе музыкального
образования:
проблемы
методического
и
программно-технического
обеспечения: Монография. – Мн., 2002.
8