Напоминание

"Постановка исполнительского аппарата"


Автор: Сивов Владимир Андреевич
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Постановка исполнительского аппарата"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ордынского района Новосибирской области

«Ордынская детская школа искусств»

Методические рекомендации

«Постановка исполнительского аппарата»

Составитель:

Сивов Владимир Андреевич,

преподаватель

высшей квалификационной категории

музыкального отделения

Ордынское

2022г

Содержание

Введение…………………………………………………….……….……………………………...3

1.

Постановка исполнительского аппарата………………….…….……………………..….3

1.1.

Анализ физиологических данных………………….………………………………3

1.2.

Анатомо-физиологическое строение лицевых мышц человека…………………3

1.3.

План исследования физических данных…………………………………………..6

1.4.

Принципы работы губного аппарата………………………………………………6

1.5.

Выбор площадки для мундштука………………………………………………….7

1.6.

Смена угла инструмента……………………………………………………………8

1.7.

Индивидуальные особенности при выборе площадки…………………………...8

1.8.

Форма звуковой щели………………………………………………………………9

1.9.

Формирование звуковой щели……………………………………………………..9

1.10. Расстояние между зубами………………………………………………………...11

1.11. «Закон интонации»………………………………………………………………...11

1.12. Подбирание губ……………………………………………………………………12

1.13. Педальные звуки…………………………………………………………………..12

1.14.«Базинг»……………………………………………………………………………13

1.15. Понижение звука губами или «скользящие» звуки……………………………..14

1.16. «Купол» и положение языка……………………………………………………...15

1.17. Положение горла и кадыка………………………………………………………..15

1.18. Работа голосовых складок………………………………………………………...15

1.19. Интервалы и обратный удар……………………………………………………...16

1.20. Передувание или форсирование звука…………………………………………...17

1.21. Сила звука………………………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………………………...17

2.

Литература ………………………………………………………………………………...19

2

Введение

Основа постановки губного исполнительского аппарата трубача (или шире - духовика)

- это сложный комплекс задач, включающий: правильное использование лицевых мышц,

мышц губ, зубов, челюстей, горла, языка, контроль над состоянием и работой дыхательного

аппарата, положением грудной клетки, живота, позвоночника, расположением мундштука на

губах, зубной площадкой, предупреждение отклонений и нарушений работы мышц, их

преодоление и предупреждение посредством специального коррекционного обучения и

воспитания.

Как известно, органы слуха, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое нѐбо, ротовая

полость, язык), органы дыхания (лѐгкие, диафрагма, межрѐберная мускулатура, мышцы

трахеи и бронхов) – всѐ это один сложный исполнительский механизм, между звеньями

которого существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать.

Для рациональной постановки исполнительского аппарата трубача, необходимо

внимательно изучить строение мышц лица: их сокращение и расслабление. На лице человека

находится около ста мышц, и их неправильная работа может косвенно отрицательно влиять

на работу губного исполнительского аппарата. Важно выбрать рациональную зубную

площадку, на которой будет удобно располагать мундштук на губах вместе с правильным

формированием звуковой щели, при котором будет учитываться угол зубов и строение

дѐсен.

Полноценное управление губным исполнительским аппаратом тесно связано с уровнем

развития мышц лица, подвижностью языка, хорошей зубной основой, дыханием. Очень

многое зависит и от наличия активного музыкального слуха, чувства ритма, памяти. Важно и

общее здоровье обучающегося, так как духовой инструмент требует хорошей физической

подготовки.

1.

Постановка исполнительского аппарата

1.1 Анализ физиологических данных

Методическую основу постановки губного исполнительского аппарата составляет

знание о его физиологических особенностях, учение о сложной структуре речевой

деятельности, мышечной структуре губ, о процессе зарождения звука в губах и дальнейшем

трансформировании его в инструмент.

Рациональное размещение мундштука на губах зависит в первую очередь от

классификации

индивидуальных

особенностей

обучающихся

на

медных

духовых

инструментах.

Для

этого

нами

делается

анализ

исполнительского

аппарата.

Это

сложный

познавательный процесс в деятельности преподавателя, необходимыми элементами которого

являются аналитическая и синтетическая работа мысли, опирающаяся как на данные по

изучению учащихся, так и на знания и предшествующий опыт учителя, а также на

достижения его предшественников и коллег, описанные в учебниках и практических

руководствах.

Для правильного проведения анализа возможностей исполнительского аппарата

учащегося, педагогу необходимо знать и уметь применять на практике все методы

исследований, уметь фиксировать и правильно трактовать обнаруженные признаки

отклонений и достоинств аппарата обучаемого. Нужно знать основы и специфику

постановки исполнительского аппарата, владеть особенностями педагогического мышления

на разных этапах обучения, особенно при анализе и синтезе полученных субъективных и

объективных данных для установления правильного выбора действий исполнительского

аппарата и определить метод обучения и педагогическую тактику.

1.2. Анатомо-физиологическое строение лицевых мышц человека

Для рациональной постановки исполнительского аппарата трубача, необходимо

внимательно изучить строение мышц лица: их сокращение и расслабление. На лице человека

находится около ста мышц, и их неправильная работа может косвенно отрицательно влиять

на работу губного исполнительского аппарата.

3

Лицо, представляет собой передний отдел головы человека, ограниченный сверху

краем волосяного покрова головы, снизу – ушами и нижним краем нижней челюсти, с боков

– краями ветвей нижней челюсти и основанием ушных раковин.

На лице локализуются начальные звенья органов чувств – анализаторов – зрительных

(глаза), слуховых (уши), обонятельного (нос), а также начинаются воздухоносные пути,

обеспечивающие дыхание. Ротовое отверстие открывает пищеварительный канал.

Существует несколько вариантов «районирования

лица». Наиболее

простой

вариант

разделения лица на три ровных по высоте отдела (этажа): верхний, средний и нижний.

Рис.1

1.

Лобная область включает весь лоб. Эта часть лица между началом волосяного

покрова и верхними краями орбит.

2.

Глазная область – парная область лица, границы которой проходят по

надглазному краю лобной кости и ниже глазничному краю верхней челюсти, охватывает

веки, глазницу и еѐ содержимое.

3.

Носовая область – срединная область лица, сверху ограниченная линией,

соединяющей медиальные концы бровей, снизу – горизонтальной линией, проходящей через

основание перегородки носа, с боков – орбитами и носогубными бороздами.

4.

Подглазничная область.

5.

Область рта.

6.

Подбородочная область занимает участок между подбородочно-губной бороздой

сверху и нижним краем нижнечелюстной кости снизу, с боков ограничена вертикальной

линией, опущенной мысленно от угла рта.

7.

Щѐчная область распространяется от носогубной борозды до основания ушной

раковины, сверху отграничена скуловой областью, снизу нижним краем нижней челюсти.

8.

Скуловая область соответствует проекции скуловой кости. Боковая область лица,

о которой сказано выше, включает околоушно-жевательную поверхность, соответствующую

расположению околоушной слюнной железы и жевательной мышцы.

4

Рис.2

Мимические мышцы лица человека

1)

лобное брюшко надчерепной мышцы

2)

круговая мышца глаза;

3)

мышца, сморщивающая брови

4)

часть круговой мышцы (опускает бровь)

5)

мышца гордецов

6)

носовая мышца

7)

мышца, опускающая перегородку носа

8)

круговая мышца рта

9)

мышца, поднимающая верхнюю губу

10)

часть той же мышцы, идущая к крылу носа

11)

малая скуловая мышца

12)

большая скуловая мышца

13)

мышца, поднимающая угол рта

14)

мышца, опускающая угол рта

15)

мышца, опускающая нижнюю губу

16)

подбородочная мышца

17)

щѐчная мышца

5

18)

жевательная мышца

Частично ознакомившись со строением лица, мы сможем корректировать работу

мышц, участвующих в исполнительском процессе.

1.3. План исследования физических данных

Методика педагогического исследования заключается в последовательности изучения

физиологических и психологических данных обучаемого:

1.

Проверка координации: рук, мышц лица, языка, нижней челюсти, горла, грудной

клетки, мышц живота.

2.

Визуальное знакомство с мышцами губ и их реакцией на специальные упражнения,

классификация губ, их полноты на основе лицечелюстного строения.

3.

Оценка площадки для мундштука, то есть анализ строения зубов, дѐсен (высота, угол,

совмещение верхней и нижней зубных дуг). Важно обследовать есть ли дефект зубных

рядов.

4.

Исследование:

- твѐрдого и мягкого нѐба, горла.

- дыхания.

- физической подготовленности.

- гигиены.

Для проверки координации даются задания на работу отдельно взятых групп мышц

или нескольких групп сразу. Например: поднять и опустить верхнюю губу, опустить и

поднять кадык, свернуть язык «трубочкой», набрать воздух вниз живота, в грудь и т.д.

Выяснить полноту губ, плотность губной ткани. Учитывать высоту губ и их активный

тонус, умение сокращения и расслабления. Выбрать положение активной вибрации губ при

различном прикладывании к ним мундштука. При осмотре зубов необходимо проверить их

ровность и правильность положения в зубной дуге, сопоставляя полученные данные с

нормой. Затем осмотреть зубную дугу. Зубные дуги верхней и нижней челюстей, имеют

своеобразное

строение.

Отклонения

от

этого

расположения

в

сформированной

зубочелюстной системе свидетельствуют о патологических изменениях. Иногда зубная дуга

предопределяет размер мундштука, то есть ширина зубной дуги влияет на диаметр полей

мундштука.

1.4. Принципы работы губного аппарата

Есть несколько способов или принципов работы губного аппарата:

1.

На растяжке, или как часто говорят «на улыбке». Это удлинение или растягивание

круговой мышцы в сторону затылка, напоминающее улыбку.

2.

Путѐм чрезмерного давления мундштука на губы. В результате этого происходит

деформация звуковой щели, травмируются губы.

3.

Смена угла инструмента, то есть уход мундштука с зубной площадки. В результате

этого происходит деформация звуковой щели, травмируется верхняя или обе губы.

4.

Смешанный способ, при котором присутствуют элементы 1-го, 2-го и 3-го принципов.

Все перечисленные выше способы деформируют звуковую щель, травмируют губы,

отрицательно влияют на качество звука, свободу регистров, сокращают период творческой

активности исполнителя.

5.

Сжим, способ при котором звуковая щель уменьшается и увеличивается, почти не

меняя угла инструмента к губам (зубам), за счѐт концентрации мышц к центру и сжиму

нижней челюсти с верхней. Происходит собирание уголков губ, подбородок оттягивается,

челюсть опускается и разжимается, двигаясь только по вертикали, параллельно плоскости

полей мундштука.

Интенсивность выдоха зависит от работы губных мышц, то есть от движения уголков

рта к центру, именно от уголков рта к центру, не нарушая правильности расстояния между

зубами. Очень важно, чтобы уголки рта прижимались к верхним зубам (в момент собирания

6

губ), а не к нижним, как бы при произнесении «Ф», нижняя челюсть была параллельна

верхним зубам, а подбородок был ровный (гладкий), а не сморщенный.

Если исполнитель играет на растяжке или на другом принципе амбушюра,

деформирующего звуковую щель, и эта игра его не удовлетворяет, то мы предлагаем более

трудный, но рациональный и перспективный путь. Задача выбрать, что и как.

Рис.3

Понятие «сжима»

Что такое «сжим»? Это способ изменения высоты звука

при помощи смены артикуляции, механизм действия

которого в том, что нижняя челюсть плавным или резким

движением сжимается с верхней, или опускается по

плоскости мундштука. При этом звуковая щель изменяется

в длину и в высоту, но мундштук строго зафиксирован на

мышцах губ. Все движения губ и челюсти происходят в

одной вертикальной плоскости, параллельной плоскости

полей

мундштука.

Важно

не

терять

округлѐнность

звуковой щели. Если щель потеряет форму, даже при

правильном угле между мундштуком и челюстью, звук

будет резким,

не будет ровности регистров,

может

появиться «растяжка», что нежелательно.

поле

мундштука

Звуковая щель

Рис.4

1.5. Выбор площадки для мундштука

Основа правильного формирования губной звуковой щели – рациональный выбор

зубной площадки для постановки мундштука на зубах и на губах, правильный склад верхней

и нижней губ. Тогда еѐ сокращения, как по горизонтали, так и по вертикали будут

подчиняться воле исполнителя. Должно быть устойчивым и удобным положение мундштука

на зубах, особенно на верхней, неподвижной челюсти, тогда он не будет деформировать

губную звуковую щель в любом регистре и при любом нюансе. Он не должен «кататься», а

стоять устойчиво в любом направлении. При этом губная звуковая щель не должна

деформироваться от прикладывания мундштука к губам. На 1-м, 2-м и 3-м изображении

(рис.5) различные формы строения зубов и дѐсен.

.

7

.

1

2

3

Места травмирования губ мундштуком при «смене угла»

4

Рис. 5

1.6. Смена угла инструмента

На изображении 4 (рис.5) завалена назад нижняя челюсть. Такая игра ведет к быстрому

утомлению, травмированию и скорому износу исполнительского аппарата. Травматические

повреждения (язва) и длительная травма могут вести к гипертрофии слизистой –

образованию фибром. При таком (заваленном назад) положении нижней челюсти,

необходимо выровнять еѐ положение с верхней челюстью по вертикали путѐм выдвижения

вперѐд, так, чтобы передние зубы обеих челюстей находились в одной плоскости. Но здесь

нужна осторожность, выдвижение нижней челюсти иногда вызывает боль в височно-

нижнечелюстном суставе.

1.7. Индивидуальные особенности при выборе площадки

Можно описать много форм выбора зубной площадки. Главное, если имеются

недостатки в еѐ строении, неровности,- их нужно рационально использовать, находить в них

положительные моменты. Здесь обязателен индивидуальный подход. Мундштук не всегда

ставится

1/2,

2/3,

3/5

на

верхней

губе

или

наоборот.

Всѐ

решает

строение

(пропорциональность) губ. Нужно выяснить размеры круговой мышцы. Она не всегда

заканчивается там, где заканчивается красный покров губ, а может находиться и дальше

красного, под белым эпителием.

Основа успеха в выборе рациональной зубной площадки – опора (совпадение зубной

площадки с плоскостью полей мундштука). От размера зубной площадки и еѐ дуги зависит

выбор размера мундштука. Он должен быть таким, чтобы не приходилось сильно стискивать

губы и деформировать природную звуковую щель.

Дуга верхних зубов

Высота верхних зубов

Расстояние между зубами

Дуга нижних зубов

Высота нижних зубов

Рис. 6

Если формируется правильная площадка в форме квадрата – окружность (поле

мундштука) будет стоять устойчиво. (Рис.6)

8

Три точки опоры мундштука на верхней челюсти. В этом случае он будет стоять

устойчиво и не будет «кататься».

чашка мундштука

точки

зубы

Рис. 7

1.8. Форма звуковой щели

Форма звуковой щели

зависит от индивидуальности исполнителя, но правильная

форма близка к эллипсу, более или менее округлому.

звуковая щель

поле мундштука

Рис. 8

1.9. Формирование звуковой щели

Продувать без звука через инструмент и через мундштук:

Главное, чтобы звуковая щель

соответствовала мундштуку, и верхней и нижней

природной дуге. Формирование звуковой щели зависит от положения мышц губ, главным

образом круговой мышцы. Каждый индивидуум обладает единственным строением

губного аппарата. Главное – форма звуковой щели. Она, чаще всего в форме эллипса, с

различной округлѐнностью, реже в форме круга. Но в любом случае, нужно стремиться к

форме круга.

Продувание через инструмент и мундштук без напора, передувания, даѐт естественное

положение звуковой щели, когда она может по желанию исполнителя сокращаться и

увеличиваться. Главная цель этого упражнения – не позволять смыкаться центральной части

звуковой щели, что создаѐт удивительное чувство, дающее овладеть воздушной струѐй,

которая является током для звука. Причина здесь в звуковой щели, а не в воздушной струе,

то есть причина правильного звука – звуковая щель, а затем уже воздушная струя.

Постарайтесь

услышать

в

воздушном

потоке

звук,

по

высоте

соответствующий

продуваемым нотам, тогда тон будет чистый.

1.

Позвоночник прямой.

2.

Грудная клетка расправлена.

3.

Грудная кость приподнята.

4.

Брюшной пресс не напряжѐн.

5.

Горло при выдохе открыто «чувство зевка».

9

6.

Язык на дне рта, но кончик слегка приподнят в сторону нѐба.

7.

Нижняя челюсть в одной плоскости с верхней.

Короткие, отрывистые вдохи носом, при этом крылья носа возбуждены, т.е.

расширены. Это получится, если поднять верхнюю губу при вдохе и сохранить это

положение при выдохе. Нужно научиться поднимать верхнюю губу возбуждением крыльев

носа. На Рис.9а закрытое положение верхней губы, 9б – открытое.

Закрытое

Открытое

Воздушный поток

Воздушный поток

а

б

Рис. 9

Исполнительский выдох через мундштук без напора, спокойный. При этом горло

«широкое», как при зевоте, но голосовые складки как во время разговора шѐпотом.

Работа горла требует очень внимательного отношения. Нужно научиться как бы

«цедить» воздух горлом.

10

Часто губы не слушаются воли исполнителя, поэтому нужно добиваться именно

волевым усилием сохранения округлѐнности звуковой щели т.к. она должна стремится

приобрести круглую форму, подобно форме мундштука, как при произнесении гласных У,

О и Ю (положение свиста). При этом губы могут смыкаться и размыкаться с помощью

произнесения согласных П, Б, М, но если они плотно стиснуты, то звук не получится даже на

мундштуке, а тем более на инструменте. Чтобы лучше собрать и сформировать звуковую

щель и мышцы лица, можно применить игру на губах, но не в первой октаве, а в малой.

Правило: Не торопитесь извлечь звук, главное – свободный, без напора и передувания,

правильный исполнительский выдох. Терпение, выдержка для вас сейчас главное. Здесь

можно вспомнить известный приѐм, для отработки равномерного спокойного выдоха со

свечкой. Горящая свеча помещается перед раструбом. Музыкант продувает воздух через

инструмент, и следит за тем, чтобы пламя не дрожало.

Многие преподаватели и музыканты уделяют большое внимание направлению

воздушной струи в мундштук, что, по моему мнению, является ошибкой. Формирует

воздушную струю звуковая щель, положение нижней челюсти по отношении к верхней,

правильное положение горла, как при вдохе, так и при исполнительском выдохе, положение

языка в полости рта и, конечно же, правильного исполнительского дыхания.

1.10. Расстояние между зубами

Округлѐнность звуковой щели сильно зависит от правильности расположения нижней

челюсти, еѐ угла по отношению к верхней челюсти и расстояния

между верхними и

нижними зубами. Маленькое расстояние будет ограничивать свободу губ, и усложнять их

работу. Очень большое расстояние будет также неблагоприятно влиять на их работу.

Какое же должно быть расстояние между зубами? Оно зависит от высоты зубов и строения

дѐсен и далее, от размера мундштука. Предполагаемое расстояние между зубами – это

диаметр ножки мундштука. То есть стартовое начало примерно 10 мм, затем приложить

мундштук и уже с зафиксированным на губах мундштуком сблизить челюсти до 4 – 5 мм.

10мм

5-6мм

Рис. 10

1.11. «Закон интонации»

Одной из важных задач нашего метода на первых этапах обучения является сочетание

исполнительского выдоха и звукоизвлечения путѐм продувания воздуха через инструмент с

последующим переходом в звук и наоборот. Возникает «закон интонации», если при

продувании воздухом через инструмент слышен, без лишних шумов, «воздушный тон»,

соответствующий по высоте и давлению воздуха звуку, и затем получается плавный переход

в звук, значит,

мышечный тонус

губной звуковой щели находится в исполнительском

положении. Главное, чтобы взялась нота на мундштуке, необходимо чуть больше собрать

уголки рта к центру, но не наоборот. Тогда возможно лѐгкое и свободное извлечение звука:

1.12. Подбирание губ

11

Часто нужно подбирать губы в активное положение, так как нижняя, верхняя или обе

губы должны быть правильно подобраны. Но прежде, чем подбирать их нужно собрать

(движение уголков рта к центру). Если сделать наоборот, сначала сжать, то собрать губы к

центру будет сложно.

Очень важно активировать нижнюю губу артикуляцией «Фу», при этом нижняя губа

сразу подтягивается к верхней. Если она очень широкая, нужно подобрать еѐ, как бы почесав

верхними зубами нижнюю губу, чтобы сформировался склад звуковой щели.

Важно очень сильно держать уголки рта – в них ровность регистров. Нижняя губа подчинена

верхней, т.е. верхняя губа не накидывается на нижнюю, начиная с уголков рта, с образования

губной щели. Нижняя губа должна быть «короче» верхней. Чтобы собрать и подобрать еѐ,

очень хорошо помогает сильное сжатие уголков рта.

Очень сильно прижимается пучок мышц к

нижним зубам (в момент сжатия).

Рис. 11

Владение уголками рта также способствует чѐткой, конкретной атаке.

Правильный склад звуковой щели губ зависит от правильного движения (сокращения)

верхней и нижней губ. Активность мышц и управление ими у всех обучаемых различны,

поэтому могут,

и должны производиться разные действия и разные подходы к

исполнительскому аппарату каждого учащегося индивидуально.

1.13. Педальные звуки

Хорошо сформированная плотная мышечная основа губ – когда мундштук хорошо и

плотно лежит на мышечной основе, но при этом звуковая щель в состоянии хорошего

мышечного тонуса

мгновенно реагирует на любое волевое желание исполнителя.

Формированию мышечной основы хорошо помогают упражнения с использованием

«педальных звуков» - звуков находящихся ниже используемого диапазона трубы, но

имеющих большую ценность в тренировочном процессе. Они помогают правильно

сформировать звуковую щель и мышечный тонус, установить правильное расстояние между

челюстями, «открыть» горло. Также их можно использовать для расслабления и снятия

напряжения губ.

Эта аппликатура правильно формирует мышечный тонус исполнительского аппарата и

заставляет звучать ноты чуть «прикрыто» в начальный период обучения. Не стремитесь

играть с напором, исполняйте спокойно и наполнено. Следите за горлом – цедить воздух при

выдохе очень медленно. Живот подтягивается вверх, а не выпячивается и не втягивается!

Как только нижние ноты будут звучать устойчиво, применяя эту аппликатуру, можно

применять обычную, но обязательно чередовать.

1.14. «Базинг»

12

Игра на губах «базинг» - является одним из приѐмов в обучении на медных духовых

инструментах. Если «базинг» на губах не получается, можно начинать с игры на мундштуке,

чего никак не удастся избежать при обучении на инструменте.

Начиная с «базинга» нужно быть очень внимательным, играть правильно, соблюдая

общие закономерности склада губ, положения языка, горла, челюсти, исполнительского

дыхания. Итак – главная задача сформировать ротовой выдох и пробудить активность губ,

собирая их к центру и имитируя произнесение гласных У и О без участия голосовых связок.

Важно для вибрации сохранить естественное положение губ, не «закусывать» одну из них и

они не должны быть «распущенными», а так же растягиваться в сторону ушей, затылка.

Чтобы помочь сформировать губы, можно продувать воздух в мундштук. Положение

нижней челюсти должно быть параллельно верхней, т.е. верхние и нижние зубы на одной

плоскости.

Положение языка: в данном упражнении он лежит на дне рта, кончик может касаться

нижней губы или нижних зубов. Такое положение нужно только в начальный период

обучения. Главное - при слоге Фу, уголки рта чуть приближать к мундштуку.

Далее начинается «базинг» с 1-й октавы. Здесь многих может поджидать «растяжка»,

т.е. игра на улыбке, что не желательно. Если она будет развиваться дальше, то не будет

прогресса при овладении «базингом». Не имеет смысла приобретать вредные привычки,

поэтому необходимо играть на губах до того высотного предела, до которого губы будут

реагировать на собирание уголков рта к центру. Не стремитесь играть громко на губах,

главное слуховой анализ звука, звуковой тон.

13

Помните: играйте до тех пор, пока правильно работают губы – к центру. Если этого не

будет - прогресс невозможен.

Процесс

обучению

«базингу»

у

каждого

обучающегося

происходит

очень

индивидуально. У некоторых на нижних звуках распускаются губы, особенно нижняя губа.

Нужно много терпения и внимания, чтобы добиться участия в вибрации обеих губ, верхней и

нижней, чтобы они были союзниками, а не гасили вибрацию друг друга. Это происходит,

когда одна губа накладывается на другую и препятствует прохождению выдоха, гася

обертоны, и как следствие возникает грубая сила, «передувание». Только при естественной

вибрации

рождается красота и раскрывается чудесная индивидуальная природа звука,

присущая каждому исполнителю.

1.15. Понижение звука губами или «скользящие» звуки

Понижение звуков на полтона вниз без участия аппликатуры или «скользящие» звуки

помогают правильно формировать звуковую щель, положение языка и горла, способствуют

созданию мышечной основы и мышечного тонуса губ при условии постоянного контроля

исполнительского выдоха. Собираясь вперѐд, губы как бы отводят мундштук от зубов,

образуя мышечную подушку. При исполнении этих звуков необходимо следить за

«заполнением» интервалов (м. секунды) и ровностью звучания (не допускать «провала»

нижнего звука).

14

1.16. «Купол» и положение языка

Строение нѐба у всех людей разное, у одних оно высокое, у других низкое, более

плоское. Язык во время игры на трубе как бы принимает форму твѐрдогонѐба – его

зеркального отображения то есть язык образует небольшой купол, который будет изменяться

в размере, но никогда не будет деформироваться. Язык в состоянии покоя не должен

находиться в распущенном состоянии, он должен быть возбуждѐнным, но свободным,

принимая нужную форму.

Купол

Рис. 12

Положение языка меняет в полости рта воздушное давление, и естественно

интенсивность выдыхаемой воздушной струи, которая способствует формированию губной

звуковой щели в рабочее положение, то есть возникновению звука, при прохождении

воздуха через губную ткань.

При использовании артикуляции У, О – полусвиста, мышцы языка работают в

продольном

направлении,

легко

сохраняют

и

центруют

воздушный

поток.

Для

формирования правильного положения языка полезно просвистеть (собрав губы вперѐд) тон

на выдохе и на вдохе (как бы в себя), это очень полезное упражнение.

1.17. Положение горла и кадыка

Особое внимание следует обратить на горло. Горло учащегося бывает открыто от

природы, но очень часто горло закрыто, или периодически закрывается. Положение горла

при вдохе и выдохе должно быть как при зевке, но при этом не уходить от естественного

положения. Кадык, (хорошо заметный у мужчин) всегда должен быть опущен вниз. Не

должно быть ощущения неудобства или боли. Можно проделать такое упражнение:

медленно взять воздух через нос и продолжительно выдыхать также через нос как бы

пропевая про себя шѐпотом. Получается хороший эффект становления глотки. Когда этот

приѐм закрепится, можно приступить к выдоху через рот. Получится удивительно

устойчивый воздушный луч, который не разрушает губную звуковую щель, а позволяет еѐ

управлять

1.18. Работа голосовых складок

Для хорошего, компактного звучания и сохранения правильности звуковой щели

необходима правильная работа голосовых складок.

а

б

в

Рис. 13

15

На рисунке 13а изображено положение полностью расслабленных голосовых складок,

которое используется при вдохе. Положение сомкнутых складок при пении или речи

изображено на рис. 13б. На рис.13в – положение складок при шѐпоте. В этом случае они

смыкаются не на всѐм своѐм протяжении; в задней части между ними остаѐтся щель в форме

равностороннего треугольника, через которую проходит струя воздуха. Голосовые складки

при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели

вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шѐпота. Это положение голосовых

складок во время выдоха при игре на трубе. Чтобы правильно понять, можно проделать

следующее упражнение: пропеть ноту голосом, затем перейти на шѐпот.

Вы поймѐте, что одна и та же нота будет звучать по-другому, так как нота, пропетая до

шѐпота, находится в высотном акустическом положении ниже, чем та, которая пропета

после.

Очень похоже положение голосовых складок при шѐпоте и пении, но звук становится

вместо большого и бесформенного компактным и собранным. Главное - шѐпот передать в

трубный звук – создать «звуковой луч».

Когда Голосовые складки почти сохраняют

положение шѐпота, тогда получается очень точное, полѐтное звучание.

1.19. Интервалы и обратный удар

Чтобы найти и закрепить стабильное положение голосовых складок и горла, можно

произносить звук шѐпотом на выдохе и на вдохе, в себя и из себя. Очень важно создать

ровный,

плотный,

спокойный,

исполнительский

воздушный

поток,

чтобы

границы

воздушного луча были постоянными, не изменялись. И чтобы не было после препятствия

«обратного удара» на складки, когда сразу срабатывает защита в виде спазма горла и

голосовых складок. Препятствие – это любой интервал, высокая нота и т.д.

Воздушный

поток

постоянный

интервал

спад

опять ровный

Рис.14

16

Интервалы: кварта, квинта и октава – зеркало работы губного аппарата. При

правильном положении языка становится правильной атака и звуки интервалов как бы

сближаются. Создаѐтся ощущение, что звуки даже самых больших интервалов находятся

рядом друг с другом.

1.20. Передувание или форсирование звука

В

период

обучения

первоначальным

исполнительским

навыкам

происходит

неосознанная обработка исполнительских приемов в исполнительском аппарате, накопление

и коррекционно-звуковых действий мышц. То есть в начальный период происходит

постепенное обобщение навыков, которое создает готовность к овладению правильным

звукоизвлечением. При неправильных действиях или недоразвитии мышц, как правило,

возникает

нарушение работы

губного исполнительского аппарата,

вследствие

чего

приобретается

тяжелое,

грубое

звукоизвлечение,

нередко

форсирование

звука

или

передувание – эстетически не оформленное звучание, напоминающее «рѐв». У большинства

начинающих трубачей форсирование звука возникает в результате хаотичных рефлекторных

движений отдельных частей исполнительского аппарата, нарушающих формирование

координационных процессов. В данном случае звук трубы на каком-то отрезке шкалы

звучания может быть весьма эффективным, но на определѐнной ступени трубач теряет

возможность

произвести

удовлетворительный

звук,

не

может

исполнить

ни

одно

художественное произведение целиком. Следовательно, здесь нарушена координация

движения, создаѐтся корковое утомление и вступает в свои права охранительное торможение

звукообразующей функции. Другими словами мозг человека включает защиту против

варварского обращения с органами, противоречащего их природе. В этом причина

известного в среде духовиков так называемого «срыва губ». В этом случае педагог должен

немедленно

принять

меры

к

устранению

раздражения,

вызывающему

центральное

торможение, источник которого может лежать в самом двигательном акте или в

окружающей среде, включая самого педагога. Обращаться к медицине в этих случаях, как

правило, неэффективно. Она может помочь в некоторой степени повлиять на следствие, но

причина в большинстве случаев находится в ошибочной методике занятий.

1.21. Сила звука

Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний красного эпителия, т.е. участков

губ, помещающихся, в мундштуке, которые определяются величиной воздушного давления,

т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу звука оказывают также резонаторные

полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются

усилителями

звука,

поэтому

каждый

исполнитель

всегда

будет

отличаться

своей

индивидуальной особенностью звучания и еѐ силой.

Грамотные занятия умеренным звуком с самого начала обучения способствуют

развитию гибкости губного аппарата. Правильно сформированный звук можно увеличить

без потери эластичности губ. Для исполнителя необходимо иметь мысленное слуховое

представление правильного звука.

Заключение

Правильная, рациональная методика постановки и развития дыхания играет важную

роль в становлении исполнительского мастерства музыканта-духовика. Теоретическое

знание основ физиологии дыхания должно сочетаться с практической работой - разного рода

специальными

упражнениями,

ставящими

целью

развитие

всех

исполнительских

компонентов (в частности, дыхательных мышц), а в перспективе и всех средств музыкальной

выразительности. Поэтому необходимо каждодневно развивать и совершенствовать те или

иные исполнительские компоненты и приемы на специальных, в зависимости от

поставленных задач, упражнениях. Для тренировки дыхательных мышц рекомендуется на

первых уроках заниматься дыханием без инструмента, так как начинающему музыканту

значительно легче освоить все технические приемы поочередно.

После того как

обучающийся успешно освоил постановку дыхания, затем губ и т. д., можно переходить к

игре. В дальнейшем учебном процессе продолжается развитие и совершенствование техники

и всех исполнительских компонентов. Только благодаря единству и слаженности действий

системы выдоха, плотной и четкой работе языка, а также его координации с действиями губ,

достигается свобода и легкость игры, богатство звучания. Именно игра на опоре дыхания

существенно упростит освоение диапазона инструмента и увеличит исполнительскую

выдержку, а в конечном счете позволит в совершенстве овладеть своим инструментом и по

праву занять достойное место в среде исполнителей.

17

Список литературы

1.

Апатский В., Терехин Р. Методика обучения игре на фаготе. – М., 1988.

2. Болотин С. Основы техники дыхания. – М., 1980.

3. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1962.

4. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М., 1956.

18

5. Должиков Ю. О технике дыхания на духовых инструментах. – М., 1983.

6. Иванов А. Исполнительское дыхание на духовых инструментах. - К., 1991.

7. Иванов А. Методика индивидуального обучения на духовых инструментах. – К., 1991.

8. Пушечников И. Особенности дыхания при игре на гобое. – М., 1991.

9. Усов Ю. А. Вопросы музыкальной педагогики. – М., 1991.

10. Федотов А. А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1975.

19



В раздел образования