Напоминание

Программа развивающего обучения внеурочной деятельности «Бумажная пластика» с учащимися начальной школы


Автор: Чекашкина Алла Леонидовна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Набережночелнинская школа №68"
Населённый пункт: город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: Программа развивающего обучения
Тема: Программа развивающего обучения внеурочной деятельности «Бумажная пластика» с учащимися начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 68

VIII вида»

«Утверждено»

Педагогическим советом

протокол от _____2020г. №__

Введено приказом от___2020г.№ __

Директор школы

___________ _____________

Подпись Ф.И.О.

Программа развивающего обучения

внеурочной деятельности «Бумажная пластика»

с учащимися начальной школы

составитель: Чекашкина А.Л.

г. Набережные Челны

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов разработана и

составлена в соответствии с

Федеральным государственным стандартом

начального

образования,

на

основе

рекомендаций

по

организации

внеурочной деятельности.

Программа

внеурочной

деятельности

«Бумажная

пластика»

является

модифицированной

программой

художественно-эстетической

направленности.

Занятия

бумажной

пластикой

позволяют

детям

удовлетворить

свои

познавательные

интересы,

расширить

информированность в данной образовательной области, обогатить навыки

общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в

процессе освоения программы.В условиях современного общества, которое

требует от личности не только каких-либо практических навыков, но и

умение фантазировать, придумывать, изобретать, возникает необходимость

появления кружков данного направления, «Бумажная пластика» позволяет

развить данные умения у детей разного возраста, все это обуславливает

актуальность моей программы.

Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет

им, толкает к созиданию, поисковой действительности, раскрывая творческие

способности, заложенные в ребенке с рождения.

Отличительной особенностью программы является практическая

направленность

на изготовление детьми таких изделий, которые им

необходимы в качестве

сувениров, подарков, маскарадных костюмов,

аксессуаров и т.д.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия

для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка

узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы

поможет

решить

бумагопластика

-

один

из

самых

простых,

увлекательных и доступных способов работы с бумагой.

Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для

себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу,

животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой

цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Бумагопластика

менее

трудоемка,

чем

аппликация,

и

больше

напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема,

поэтому картины, выполненные детьми, смотрятся как произведение

искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество,

композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию.

Особенности программы

Учебная программа позволяет организовать увлекательные занятия

создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей, даже если

они

не

обладают

ярко

выраженными

способностями

к

творческой

мыслительной деятельности.

Учебный процесс основан на использовании новых современных

технологий:

информационно-коммуникационные

(выход

в

Интернет,

мультимедиа), средства ТСО: музыкальная аппаратура для релаксации, всё

это способствует поддержанию постоянного интереса детей к данному виду

творчества.

Большая

роль

в

овладении

бумагопластикой

отводится

коллективным работам. Система работы с бумагой построена по принципу от

простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно.

Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более

сильным детям будет интересна сложная инструкция, менее подготовленным

можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий

смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку

ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить его к

творчеству.

В программе дан примерный дифференцированный перечень объектов

труда для учащихся 1- 4 классов

т.к программа рассчитана на детей

младшего возраста, учитывая индивидуальные качества детей.

Сроки

реализации программы 4 года, однако, исходя из конкретных условий,

руководитель имеет право по своему усмотрению выбрать для изготовления

то или иное изделие. Необходимо лишь, чтобы соблюдалась равнозначная

технология изготовления и было обеспечено усвоение и закрепление знаний

и умений.

Значение бумажной пластики для развития ребенка

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,

многократное складывание, надрезание, склеивание.

Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к

точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика

рук, происходит развитие глазомера.

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на

процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку,

должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и

способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг,

квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом

происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по

которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в

объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы

понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей,

активизирует их воображение и фантазию.

Расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

Организационные принципы

Для первого года обучения детей младших классов занятия проходят 1

раз в неделю по 40 минут, наполняемость групп 12-15 человек, годовое

время реализации программы 34 часа.

Для второго

года обучения занятия проходят 1 раз в неделю,

длительность занятий увеличивается до 45 мин, наполняемость групп 8-12

человек, годовое время реализации тематического плана программы 35

часов.

Для третьего- четвертого года обучения занятия проходят 1 раз в

неделю, наполняемость групп

8-12 человек, годовое время реализации

тематического плана 35 часов.

После выбора объекта труда следует продумать форму организации

труда кружковцев, В том случае, когда ребята знакомятся с новыми

материалами, изучают новые технологические операции, осваивают новые

приемы работы с инструментами, целесообразно планировать фронтальную

работу, т. е. чтобы все дети изготавливали одинаковые изделия от начала до

конца. В дальнейшем по мере усвоения детьми теоретических знаний и

овладения определенными умениями и навыками целесообразно планировать

выполнение таких изделий, при изготовлении которых они учились бы

работать в коллективе по общему плану, согласовывая свои действия с

действиями товарищей. В этом случае детям лучше выполнять работу в

группах по 4-6 человек, с распределением трудовых заданий между группами

и внутри каждой группы.

Цель программы

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников

Задачи программы:

1) развивающие:

- увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребенка тайнами бумагопластики;

- открыть ребенку доступ для восприятия одного из популярнейших видов

изготовления поделок из бумаги;

- познакомить с историей и её возможностями;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

детей.

2) обучающие:

-

научить работать с текстами-описаниями разнообразных изделий (иг-

рушки, сувениры, детали одежды, интерьера);

- учить самостоятельному творчеству.

-

обучить

элементарным приемам

ручной

работы

с

различными

материалами;

знакомство

с

различными

видами

бумаги:

цветная,

рисовальная, гофрированная, калька промокательная, писчая обложечная,

мелованная, книжно-журнальная, бархатная;

- познакомить с производством бумаги, историей ее изобретения;

- освоение операций по обработке бумаги;

3) воспитательные:

- формировать у ребенка таких качеств личности как: вкус, чувство меры,

творчество, способность видеть и воспринимать прекрасное, желание и

умение вносить красоту в быт, прилежание и тщательность в работе,

дисциплинированность, трудолюбие, заботливость, доброта, внимательность,

способность к приобретению новых знаний, понимание здорового образа

жизни;

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

- расширение коммуникативных способностей детей.

Формы обучения

Возраст

Формы работы

1-2 класс

3 класс

4 класс

сюжетно-образная игра, беседа, практическая работа в группах,

экскурсия;

групповые занятия, мастер-классы, беседа;

практические занятия,

самостоятельная работа,

мастер-классы,

коллективная творческая игра

Методы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)

педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают

готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы

Контроль

полученных

знаний

и

умений

во

время

изучения

тем

осуществляется в результате выполнения обучающимися практической

работы по изготовлению подарочных сувениров, оригамно-аппликационных

панно, объемных моделей и конструкций

Участие в выставках детского прикладного творчества

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе,

– в библиотеке.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы бумажной

пластики;

– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и

схемами;–– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут

навыки работы в коллективе.

-смогут применить полученные знания на уроках труда и рисования при

создании композиций

Метапредметные связи

Регулятивные

-организовывает свое рабочее место;

-удерживает организованное поведение во время урока;

-понимает учебную задачу;

-составляет элементарный план действий при работе под руководством

учителя;

-осуществляет контроль выполненной работы по образцу под руководством

учителя;

Коммуникативные:

-высказывает предположение по поводу способа действия;

-оценивает свою работу по совместно выбранным критериям под

руководством учителя;

-умеет выражать свои мысли в устной форме;

-умеет задавать простые вопросы по учебному материалу;

-вступает в диалог под руководством учителя;

-умеет слушать и понимать речь других;

-оказывает взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя

Познавательные:

-пользуется моделями, схемами;

-сравнивает и группирует предметы и их образы;

-умеет строить рефлексивные высказывания с помощью учителя;

Применение учебно-методического обеспечения программы

Поурочные

планы

занятий,

учебно-методическая

литература,

дидактический материал, наглядные пособия (фотографии, готовые изделия,

иллюстративный материал из книг и журналов) различной технико-

технологической

документации

/рисунков,

эскизов,

схем,

карт,

и

др./значительно

облегчает

организацию

практической

деятельности

учащихся, делает обучение более наглядным и эффективным, способствует

развитию

самостоятельности

детей,

их

творческого

мышления

и

пространственного представления.

Учебно-образовательный курс помогает учащимся читать и понимать

простейшие графические изображения, с помощью которых они должны

получить все необходимые сведения для изготовления и контроля деталей

или изделия /технологический рисунок, эскиз, схема/. А также усвоить

порядок выполнения технологических операций /технологическая карта/.

При прочтении графических изображений следует приучать учащихся быть

внимательными к каждому условному обозначению, предостерегать их от

поспешных выводов, объяснять, что неправильное понимание графического

изображения часто приводит к браку при изготовлении изделия.

Когда дети усвоят условные обозначения, определяется общий порядок

чтения графических изображений, который условно можно разделить на два

этапа.

Первый этап - предварительное ознакомление: название детали или изделия,

из какого материала изготовлены детали или изделие, сколько деталей или

изделий

следует

изготовить,

общее

ознакомление

с

графическим

изображением определение общей формы, наибольших размеров.

Второй этап - подробный анализ, т.е. полное представление о конструкции

детали /изделия/, определение всех размеров и необходимых данных для

изготовления и контроля детали или изделия.

Планирование - это предварительное обдумывание предстоящей работы,

определение

последовательности

отдельных

трудовых

операций,

необходимых для рациональной организации труда

в целом: подбор

необходимых материалов, инструментов, приспособлений.

Следует иметь в виду, что планирование предстоящей работы - процесс

творческий и сложный, вместе с тем он является одним из важных

компонентов в любой трудовой деятельности не только ребенка, но и

взрослого. Отсутствие привычки предварительного обдумывания и

планирования трудовой деятельность, как правило, приведет к различным

ошибкам, браку, нерациональной трате духовных и физических сил,

вызывает чувство неудовлетворенности результатами своего труда.

Поэтому

не

следует

переоценивать

возможности

детей

в

самостоятельном

и

сознательном

осуществлении

планирования

предстоящего труда, так как у них нет достаточного опыта в выполнении

отдельных технологических операций и они еще не могут самостоятельно,

рационально и правильно предвидеть весь ход предстоящей работы.

Для того, чтобы научить детей самостоятельно планировать свой труд,

необходимо систематически упражнять их в предварительном обдумывании

своей деятельности во всех видах труда: а также технического творчества.

Следует отметить, что планирование предстоящего труда /работы/ не

должно занимать больше времени, чем сам процесс изготовления того или

иного изделия. Поэтому весь процесс

труда детей должен быть тщательно продуман руководителем кружка до

начала

занятий, но план

работы разбирается и составляется вместе с

ребятами.

Организация и контроль труда

После того, как у детей сформировано понятие о предстоящей трудовой

деятельности, когда им понятны все звенья трудового процесса, организуется

их практическая работа по реализации принятого плана.

На данном этапе главное внимание руководителя должно быть

сосредоточено на воспитании у детей культуры труда, соблюдении ими

правил безопасности труда и личной гигиены. Эти правила следует оформить

в виде плаката и повесить на видном месте, чтобы дети их постоянно видели

и помнили о них. В процессе работы руководитель напоминает о них

учащимся.

На занятиях кружка необходимо постоянно проводить физминутки для

глаз

(по В.С.Базарнову),

упражнения на мышечно-телессную массу для

усталости и правильного развития опорно-двигательной системы, осанки и

зрительной координации. Смена динамических поз и укрепления организма

по Г.К.Зайцеву (здоровьесберегающие технологии).

Санитарно - гигиенические условия для занятия детей в кружке

«Бумажная пластика» должны соответствовать норме: просторный кабинет,

достаточное количество рабочих мест, прекрасное освещение, наличие

необходимого

оборудования

для

плодотворной

работы

учащихся

и

соблюдение мер по технике безопасности.

Учащиеся должны уметь самостоятельно организовывать рабочее

место: выбрать необходимые инструменты, приспособления, материалы и

рационально расположить их так, чтобы ими было удобно пользоваться в

ходе работы и главное, выработать привычку всегда сохранять порядок на

рабочем месте в процессе работы / взять инструмент, приспособление,

требуемый материал для работы, а после ее окончания положить все на

место/.

Руководитель кружка строго следит за тем, чтобы дети неукоснительно

соблюдали правила Т.Б труда и личной гигиены, правильно выполняли

технологические операции.

В процессе трудовой деятельности воспитывается ответственное и

творческое отношение учащихся к труду, стремление выполнить работу как

можно лучше. Постепенно повышаются требования к качеству выполняемой

детьми работы /точность, аккуратность, экономное расходование материалов,

бережное отношение к инструментам и приспособлениям/.

Кружковцы, работая в таком виде деятельности, получают не только

умения,

но

и

эмоциональный

подъем,

чувство

удовлетворения

от

выполненной работы. Кроме того, их поделки могут использоваться в жизни

- для сувениров друзьям и близким, что приносит огромную радость и

желание вновь и вновь посещать занятия кружка «Бумажная пластика».

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Простой карандаш ТМ, М, 2М; линейка измерительная, угольник,

циркуль, ножницы канцелярские с закругленными концами, макетный и

переплетный ножи, кисточка для клея и красок, иголки швейные для

вышивания и штопки, портновские булавки, круглое и трехгранное шило,

буравчик, ножовка для пиления поперек волокон.

Шаблоны, контрольные копии рисунков на кальке, фальцлинейка,

подрезная доска, оправки, металлические скобы для сшивания бумаг,

степлер, распылитель для окрашивания бумаги. Электрический утюг с

терморегулятором, трафареты букв.

МАТЕРИАЛЫ

Бумага цветная для аппликаций, крепированная, калька

копировальная, цветная, окрашенная в массе, ватман, самоклеящаяся бумагу,

картон переплетный, цветной, упаковочный гофрированный.

Вата, обрезки ватина, тесьмы, эластичной ленты, старых кружев, сутажа.

Нитки швейные белые, черные и цветные №50, мулине, для штопки.

Проволока тонкая мягкая.

Клей ПВА, силикатный, Момент, Мастер.

Поролон, пенопласт, полимерная пленка.

Полуфабрикаты. Бросовые материалы: катушки деревянные, картонные

шпули, спичечные коробки, яичная скорлупа, металлизированная бумага от

упаковок

сигарет,

бумага

от

настенных

календарей,

шерстяная

деформированная пряжа от старых трикотажных изделии, пластмассовые

обложки от книг, полимерные упаковки от цветов, елочный «дождик»,

искусственная кожа от старых сумок, переводные картинки.

Тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Тема занятия

теори

я

практ

.

всег

о

1.

Вводное занятие: история бумаги «Бумага и картон»

Демонстрация поделок.

1

-

1

2.

Вводный инструктаж по Т.Б. Организация рабочего

места. Рассказ о материалах и инструментах.

1

-

1

3.

Правила работы с ножницами, фигурное вырезание.

1

2

3

4.

Разметка деталей по трафарету, шаблонам.

1

2

3

5.

Гофрировка (веер, бабочка).

1

2

3

6.

Понятие о плоском изображении (аппликация).

1

2

3

7.

Симметричное вырезание (составление композиций).

1

2

3

8.

Понятия об объёмном изображении (звезды,

погремушки).

1

2

3

9.

Ребристые, гнутые, ажурные игрушки (шар, груша,

звездочки, снежинки, фонарики, цепочки, маски).

1

2

3

10.

Поделки из полосок (улитка, осьминоги, бабочки и

т.д.).

1

2

3

11.

Валентинки.

1

2

3

12.

Пасхальные сувениры.

1

2

3

13

20

33

Всего: 33ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1 год обучения

УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ

Под

руководством

учителя

рассматриваем

образец

изделия,

определяем назначение, материал, из которого изготовлена вещь,

называем аналогичные предметы, осознанно используя термины

«деталь», «форма», «размер».

Приминаем участие в коллективном составлении словесного плана

изготовления

изделия,

различая

понятия

«материал»

и

«инструмент»,обсуждаем общие и частные правила безопасной работы

на занятиях кружка.

Различаем по внешнему виду, названиям и назначению инструменты:

карандаш, линейка, фальцовка, булавка с колечком, иголка, кисточка

для клея; приспособления: шаблон, оправка.

Правильно используем при обсуждении названия материалов: бумага

альбомная, цветная для аппликаций, бумажная макулатура, картон,

природные материалы (листья, семена и ветки), клей ПВА, Мастер,

Момент .

Определяем по внешнему виду физические свойства используемых

материалов: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности.

Сравниваем эластичность, толщину и жесткость картона, катушечной

нитки и шерстяной пряжи, поролона и полимерной пленки (елочного

«дождика»).

Наблюдаем за изменением внешнего вида бумаги и ткани при

сминании и разглаживании, при намокании и высыхании.

ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1.

Под руководством учителя размещаем в нужное время на рабочем

месте инструменты, материалы и приспособления.

2.

Вместе с руководителем читаем предметную инструкционную карту,

мысленно выполняя одну за другой технологические операции.

3.

Выбираем в зависимости от размеров деталей наименьшие обрезки

материалов для работы.

ВЫПОЛНЕНИЕ НОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.

Размечаем квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая

смежные стороны, оставшуюся часть листа отгибаем и отрезаем ножницами

по расправленному фальцу.

2.

Размечаем:

- по шаблону контуры криволинейных деталей для плоских аппликаций на

однослойной бумаге;

-

по половинке шаблона

контур симметричной детали на заготовке,

сложенной пополам;

- по выкройке контур овальной заготовки на плотной /бумажной ткани; на

глаз замкнутые контуры простых элементов аппликаций (кружок-глаз,

полоса-стебелек, овал- лист) и вырезы для ажурных орнаментов на

сложенной втрое заготовке, дугообразный срез на сложенном вчетверо

прямоугольнике для получения в развертке овала;

-

по линейке

линии разреза в квадрате — диагонали и параллельные

вертикальные полосы.

3.

Многократно складываем квадратную заготовку, отгибая в разных

направлениях отдельные ее части в несколько слоев (оригами).

4.

Гофрируем овальную заготовку, отгибая первую складку на глаз.

5.

Вырезаем бумажные детали ножницами по линии разметки из

однослойной и многослойной заготовки.

6.

Сгибаем квадратные детали без образования фальца, соединяем

кромки точечным склеиванием.

7.

Наклеиваем бумажные, тканевые и ватные детали аппликаций.

8.

Сушим склеенные изделия под прессом и врастяжку.

9. Плетем из готовых бумажных полос плоские изделия в прорезной

заготовке.

Тематическое планирование

2 год обучения

№ п/

п

Тема занятия

теори

я

практ

.

всег

о

1.

Вводное занятие инструктаж по технике

безопасности.

1

-

1

2.

Хозяйственные принадлежности (настольная

карточка салфетница ).

1

1

2

3.

Динамические игрушки (дергунчик).

1

3

6

4.

Симметричное вырезание (составление

композиций).

1

3

6

5.

Объёмные игрушки из полос.

2

20

6.

Игрушки из конуса.

1

4

16

7.

Художественное конструирование с

использованием различных видов соединений

(объёмные игрушки, звезды, снежинки ёлочные

фонарики).

1

3

26

8.

Валентинки.

1

4

9.

Пасхальные сувениры.

1

2

8

10.

Карусель (птички, рыбки, сердечки, и т. д.).

1

3

16

11.

Объемная аппликация.

1

4

6

9

26

35

Всего: 35ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

2 год обучения

УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ

1. Рассматриваем образец готового изделия, сравниваем его с образцом -

полуфабрикатом. Отвечаем на вопросы; из скольких деталей состоит? Какой

формы и каких размеров каждая (одинаковые, больше или меньше)? Каким

способом соединены между собой?

2. Учимся называя читать эскиз однодетальной прямоугольной и круглой

заготовки, размеры длины, ширины, радиуса в целых сантиметрах. Различаем

на эскизах деталей линии: контурные, выносные, размерные, линию сгиба,

местоположение центра относительно линии окружности.

3.

Принимаем

участие

в

коллективном

обсуждении

технологии

изготовления

изделия,

составляя

из

комплекта

разрезных

карточек

технологическую цепочку, осознанно обсуждаем правила безопасной работы

применительно к содержанию занятия.

4.

Обнаруживаем в плане работы новую, не используемую раньше

операцию и делаем предположение о ее сути.

5.

Различаем по внешнему виду и назначению инструменты: циркуль,

переплетный

нож,

шило;

приспособления:

трафарет,

фальцлинейка,

нитепродевателъ.

6.

Обсуждаем план оснащения рабочего места. Ищем пути упрощения

технологии.

7.

Различаем по внешнему виду и назначению материалы: глянцевая

журнальная и календарная бумага, ватман, писчая бумага, бумага для

салфеток, копировальная, самоклеящаяся, бархатная, металлизированная,

калька. Нитки для шитья и вышивания, шерстяная пряжа, тесьма, кружева.

ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1.

Самостоятельно

размещаем

на

рабочем

месте

инструменты

индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический

инвентарь, проверяем исправность инструментов.

2.

Выбираем заготовки нужного размера, цвета и фактуры.

3.

Читаем графическую инструкционную карту, сравниваем ее данные с

образцом изделия.

ВЫПОЛНЯЕМ НОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

1.

Размечаем сложный контур с внутренними углами по шаблону.

2.

Размечаем по месту развертку бумажной заготовки для обтяжки

спичечного коробка.

3.

Размечаем прямоугольник и круг с заданными размерами по линейке,

угольнику, циркулем.

4.

Дорисовываем

фломастером

на

глаз

отделочные

элементы,

ориентируясь на образец, нарисованный на доске.

5.

Делим круглые детали на 8 частей, складываем.

6.

Вырезаем ножницами круглые детали.

7.

Надрезаем детали по расправленным линиям сгиба ножницами.

8.

Отрезаем ножом по фальцлинейке картон.

9.

Отрезаем ножом по фальцлинейке блок листов.

10.

Скручиваем квадратную заготовку в трубочку на оправке и

приклеиваем в одной точке (торцевание).

11. Прокалываем шилом многослойную заготовку.

12. Изгибаем детали на фальцовке с получением устойчивой формы.

13. Сшиваем блок листов нитками и проволочными скобами.

14. Соединяем детали клеем и пластилином.

Тематическое планирование

3 год обучения

№ п/

п

Тема занятия

теори

я

практ

.

всег

о

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности..

1

-

1

2.

Ажурное вырезание.

1

5

6

3.

Модульное оригами

1

5

6

4.

Новогодние фантазии (рождественский ангел,

маски, шляпы, декоративные украшения, и т.д.).

5

5

5.

Настольный театр.

1

4

5

6.

Объёмные картины.

1

3

4

7.

Объёмные игрушки ( приглашение в сказку).

1

5

6

8.

Салфетка- подставка.

2

2

6

29

35

Тематическое планирование

4 года обучения

№ п/

Тема занятия

теори

практ

всег

п

я

.

о

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности..

1

-

1

2.

Ажурное вырезание.

1

11

12

3.

Модульное оригами

1

11

12

4.

Объёмные картины.

1

9

10

4

31

35

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

3-4 года обучения

УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ

1 Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия,

различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри

контура, линии сгиба, размерные и выносные.

2.

Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия,

обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции

на более простые без ущерба для качества работы.

3.

Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила

безопасной работы, требующие соблюдения на конкретном уроке.

4.

Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы:

коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная

бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага.

ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1.

Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с

соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты.

2.

Проверяем их исправность.

3.

В зависимости от используемого материала оборудуем места

санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.

4.

Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем

соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на эскизе.

КУЛЬЛЬТУРНО - МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Сентябрь: Выставка «Осенняя фантазия»

Октябрь: Праздник «Самоделкина».

Ноябрь: День именинника.

Декабрь: «Новогодний карнавал», выставка поделок «Мастерская

Деда Мороза».

Январь: Зимние забавы.

Февраль: День «Святого Валентина».

Март: Конкурс «Мини Золушка».

Апрель: «Бумажная сказка Весны».

Май: Творческий отчет кружка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (для детей):

1.

Веселые самоделки.

Наглядное

пособие для детей

школьного

возраста. - М., 1995.

2.

Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методическое

пособие*- Тула: ООО «Издательство ACT», 2003*

3.

Геронимус Т. М. Я все умею делать сам. - М

м

ACT - Пресс, 2000.

4.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги- Ярославль Академиразвития,

Академия, К*, 1999.

5.

Кен Хайнс, Джил Харви Рей Гибсон «Домашний кукольный театр»

Издательский дом «Росмен»

1999г.

6.

Кожина О.А., Кораблева О Л. Сделан сам. - М., Владос, 1994.

7.

Преснякова Т.Н. Уроки мастерства. - Самара: Корпорация

«Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003.

8.

Проснякова Т.Н. Т «Творческая мастерская» 3 класс

Самара:

Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература»,

2005г.

9.

Проснякова Т.Н. Т «Творческая мастерская» 4

класс

Самара:

Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005г

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (для учителя):

1.

Обучение в классе. Пособие для учителя начальных классов.Кн.2. - М.:

Просвещение, 1989.

2.

Уроки

труда

в

начальной

школе:

Пособие

для

учителя.-

М.:Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

3.

Щеблыкин И.К. Романина В.И. Аппликационные работы в начальных

классах.

4.

Книга

для учителя 2-е издание. Москва «Просвещение»

1990г

Подобедова Т.Д «Новые самоделки из бумаги» Издательство «Лирус»

5.

Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы*

6.

Метод. Рекомендации для учителя. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

7.

Выгонов В.В Практикум По трудовому обучению: учебное пособие для

студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –

М.: "Академия ", 1999- 256 с.

8.

Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика

изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для

студентов педагогических институтов. М.,

9.

Роль художественного конструирования из бумаги в профессиональной

подготовке художников-графиков//Вестник МГУП, №10, 2005, с.181–

183.

10.Формирование

объемно-пространственных

качеств

печатной

продукции средствами бумагопластики//Вестник МГУП, №6, 2006,

с.120–124.

11.Упаковка музыки или музыка упаковки. Стандарты и инновации

в

разработке

оформления

продукции

музыкальной

индустрии//Packaging R&D, №3, декабрь, 2005, с.52–59.

12.Вечный эксперимент//Packaging R&D, №3(6), июнь, 2006, с.46–55.

13.Пространственные структуры и объемное моделирование из бумаги.

Тектоника

и

принципы

пространственной

трансформации

плоскости//Известия вуза. Проблемы полиграфии и издательского дела,

№2, 2007.

14.Искусство бумагопластики в проектной культуре упаковки. В сб.:

Дизайн, эргономика

15.Упаковка. Оригами. Дзен//Packaging R&D, №1(4), февраль, 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы:

Зайдя в кабинет готовим Что ?

(Рабочее место)

Достаём Что?

(инструменты, материалы,

приспособления)

Слушаем Что?

(объяснение учителя)

Повторяем Что?

(изученный материал)

Приступаем к чему?

(к работе)

Переносим детали с Чего?

(шаблон, трафарет, линейки,

подручных материалов)

Приклеиваем клеем Каким?

(ПВА, силикатный, Момент,

Мастер)

Фиксируем сгибы Чем?

(карандашом, фальцовкой,

линейкой)

Вырезаем Чем ?

(ножницами)

Режем Чем?

(ножом, резаком)

Делаем отверстие Чем?

(шилом, иглой, дыроколом)

Что можно сделать с излишками

клея?

(кисточкой перенести на

другую деталь, стереть

салфеткой)

Чтобы не испачкать рабочий стол

нужно?

(постелить клеёнку, работать

аккуратно)

Чтобы оградить себя от

неприятностей нужно?

(соблюдать Т.Б, быть внимательным,

взаимовежливым)

По окончанию работы нужно

сделать Что?

(прибрать рабочее место)

Ассоциации:

Бумага какая?

(белая, цветная, тонкая, бархатная, писчая …)

Картон какой?

(плотный, жесткий, гладкий, твёрдый, цветной … )

Клей какой?

(прозрачный, белый, липкий, клейкий …)

Изделие может быть

какое?

объёмное, плоское, красивое, яркое ...)

Ножницы, нож, шило,

игла какие?

(острые, опасные …)



В раздел образования