Напоминание

Развитие двигательной активности детей средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии


Автор: Габдулхакова Алиса Габдулхабировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Приволжского района"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие двигательной активности детей средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИКУССТВ» ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНА ГОРОДА

КАЗАНИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ

«ГИМНАСТИКА»

для дошкольников

Автор программы:

Габдулхакова Алиса

Габдулхабировна

Казань 2022

УДК

793.3

Г12

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры татаристики и

культороведения Высшей школы татаристики и тюркологии им. Г. Тукая

Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ

С.В. Каркина

В программе представлен план занятий по гимнастике для детей дошкольного

возраста,

включающая

нетрадиционные

оздоровительные

технологии

(стретчинг-

гимнастика)

и

основные

спортивно-развивающие

виды

упражнений

с

элементами

художественной, ритмической гимнастики и акробатики. Тематический план, сетка занятий

составлены в соответствии с нормативным документом РФ «Концепция художественного

образования» от 28.12.2001г и нацелены на увеличение двигательной активности детей,

повышение функциональных возможностей организма, развитие мышления и воображения.

Предназначено

для

педагогов

дополнительного

образования,

дошкольных

образовательных учреждений; полезно студентам физкультурных и педагогических учебных

заведений.

Габдулхакова

А.Г.

Дополнительная

образовательная

программа

по

хореографии

«гимнастика»

для

дошкольников:

учеб.

пособие

/

А.Г.

Габдулхакова. – Казань: Изд-во Казан, 2022. – 23 с.

© Габдулхакова А.Г., автор-составитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

Актуальность

Дети – будущее нации, большую часть потенциала российского общества

в первой половине XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного

возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические,

морально–этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее

время волнуют общественность нашей страны.

Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ

«Концепция

художественного

образования»

от

28.12.2001г.

В

данном

документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим развитием, среди них:

– формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех

социальных и возрастных групп населения;

– приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной

художественной

культуры,

лучшим

образцам

народного

творчества,

классического и современного искусства;

– создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и

зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

– привлечение ресурсов художественного образования в целях социально–

культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции

асоциального поведения.

использование

возможностей

искусства,

художественно-творческой

деятельности

в

целях

коррекционной

педагогики,

психофизического

оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством

внедрения современных методик арт-терапии;

– выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, обеспечение

соответствующих условий для их творческого развития.

Хореография для детей – это настоящая сокровищница полезных навыков и

умений.

Занятия

хореографией

развивают

творческие

способности,

координацию движения, чувство ритма и воспитывают вкус. Хореографическая

подготовка

совершенствует

умение

ориентироваться

в

пространстве,

формирует правильную осанку и красивую походку. При этом ребенок

3

развивается не только внешне, но и внутренне: повышается дисциплина,

улучшается память и концентрация внимания, воспитывается трудолюбие.

Занятия хореографией помогают ярче и образнее выражать свои эмоции и

впечатления через движения и пластику, учат импровизировать под музыку.

Хореография сама по себе является красивым и завораживающим искусством.

А в синтезе с гимнастическими элементами превращается в поистине

волшебное зрелище.

Гимнастика

один из основных видов спорта, которым можно

заниматься с младенчества и который входит в обязательную программу

подготовки любого спортсмена. Благодаря занятиям гимнастикой можно

улучшить показатели физического развития, физические качества, исправить

недостатки телосложения, осанки. Гимнастика добавляет новые возможности в

развитие детей. Она развивает не только физические качества, но и память,

внимание,

быстроту

реакции,

а

также

эстетическое

восприятие

детей,

понимание красоты и гармонии – благодаря выполнению упражнений под

музыку.

Физическое развитие детей дошкольного возраста в последнее время

приобрело особую значимость. Ведь период дошкольного детства – наиболее

важный в становлении двигательных функций и физических качеств ребенка,

именно

в

детстве

закладываются

основы

будущего

здоровья,

работоспособности и долголетия человека. Известно, что дефицит движений

особенно опасен в период роста и формирования организма. Это важно иметь в

виду,

поскольку значительная часть современных дошкольников имеет

различные

хронические

заболевания.

Физическое

развитие

детей

и

подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам. При этом

следует

учитывать,

что

занятия

физической

культурой

удовлетворяют

потребность дошкольника в движении лишь на 40-60 % (данные Научного

центра здоровья детей РАМН).

Ежегодные

обследования

специалистами

состояния

опорно–

двигательного аппарата детей дошкольного возраста в детском саду также

4

указывают на неблагоприятную тенденцию к росту различных отклонений в

формировании опорно–двигательного аппарата.

Одним из путей решения названных проблем является организация

занятия по хореографии с внедрением программы по гимнастике с детьми

дошкольного возраста, которая предусматривает увеличение двигательной

активности, расширение их творческого потенциала.

Цель занятий гимнастикой – создать прочную основу для воспитания

здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширения

двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности

детей.

Задачи занятий гимнастикой:

1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие детей.

2.

Формирование

правильной

осанки

и

гимнастического

стиля

выполнения упражнений.

3. Разносторонняя, сбалансированная общая и специальная подготовка

(начальное развитие физических качеств).

4. Освоение базовых навыков выполнения гимнастических упражнений

без предметов и с предметами и элементов хореографии.

5.

Развитие

специфических

качеств,

необходимых

для

занятий

гимнастикой: музыкальности, танцевальности, выразительности и творческой

активности.

6. Развитие интереса к занятиям спортом и физической культурой.

7. Воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

8. Развитие интереса к самостоятельным занятиям гимнастическими

упражнениями, играм, формам активного отдыха и досуга.

Программа направлена на воспитание творческих, компетентных и

успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,

общественной и профессиональной деятельности.

Цели деятельности педагога:

1.

Выявить творческий потенциал детей и развить их двигательные

способности.

5

2.

Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника через

развитие его творческих способностей.

3.

Определить значимость секционной работы в развитии креативных

(творческих) способностей детей.

Педагогические задачи:

1.

Изучить влияние занятий на развитие креативных способностей

дошкольников:

– развитие познавательной активности, воображения, мышления;

– формирование навыков самовыражения через движение посредством музыки.

2. Изучить нормативные исходные данные состояния здоровья детей:

– состояние опорно-двигательного аппарата;

– уровень физической подготовленности.

3. Определить уровень психомоторных способностей детей:

развитие

физических

качеств

гибкости,

силы,

выносливости,

координационных способностей;

– формирование поведения девочек на занятиях физическими упражнениями

(пластичности, женственности, грациозности);

– развитие чувства ритма, внимания, умения согласовывать движения с

музыкой, предметной ловкости.

Развивающие задачи направлены на раскрытие творческого потенциала

детей, реализация возможностей физических упражнений в интеллектуальном

развитии воспитанников.

Для обучения по данной программе используются различные методы:

– словесный;

– наглядный;

– практический;

– игровой;

– мотивационный;

– идеомоторный;

– музыкальный.

6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В

тематическом

плане

раскрыты

условия

реализации

основных

направлений групповой работы, а именно: подготовка и обновление предметно-

развивающей

образовательной

среды,

содержание

подготовительного

и

основного разделов программы.

п/

п

Содержание

Время

проведе

ния

Методич

еские

рекоменд

ации

1

Подготовительный этап

Педагогическая задача: подготовка и обновление

предметно–развивающей образовательной среды.

– подготовка инвентаря (ленты, обручи, скакалки,

мячи и т.д.);

– видеотека;

– аудиотека;

– подготовка физкультурного зала к занятиям.

Август-

сентябр

ь

(по

плану

занятий)

Рекомен

дации по

использо

ванию

гимнасти

ческого

инвентар

я

2

Диагностика

Педагогические

задачи:

изучение

исходных

данных

состояния

здоровья

(формирование

опорно–двигательного

аппарата;

определение

уровня

физической

подготовленности,

уровня

развития творческих способностей детей).

– тестирование;

– составление индивидуальных карт физического

развития и подготовленности воспитанников;

– дневники наблюдений и индивидуальная работа.

Август-

сентябр

ь

течение

учебног

о года)

3

Начальная подготовка:

– строение общеразвивающие упражнения;

В

течение

учебног

Комплек

сы

специаль

7

– элементы тренажа классического балета (с

опорой и без опоры, позиции ног);

упражнения

ритмической

гимнастики

(танцевальной и игровой формы);

элементы

классического,

народного

и

современного танца;

специальные

упражнения

на

согласование

движения с музыкой.

о

года

(по

плану

занятий)

но-

подготов

ительных

упражне

ний

4

Основные разделы:

– элементы художественной гимнастики (техника

выполнения

упражнений

с

лентой,

обручем,

мячом, скакалкой и т.д.);

– страховка и самостраховка при выполнении

элементов

акробатики;

элементы

акробатики

(техника);

– комбинации упражнений с предметами (без них)

под музыку.

В

течение

учебног

о

года

(согласн

о

сетке

занятий)

5

Спортивные вечера:

– общая и специальная подготовка;

– участие в праздничных концертах и утренниках;

творческие

отчеты

и

показательные

выступления для родителей воспитанников;

участие

в

традиционном

фестивале,

посвященном Дню защиты детей, «Дети, музыка и

движение», Новый год, и др.

Май-

июнь

(согласн

о плану

меропри

ятий

д/сада)

Положен

ие

о

фестивал

е «Дети,

музыка и

движени

е»

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

8

Организация и планирование занятий строится с учетом основных

принципов

дидактики,

возрастных

особенностей

группы,

физических

возможностей и психологических особенностей детей 5-7 лет.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ п/

п

Разделы программы

Возрастная группа

5-7 лет

1

Элементы художественной гимнастики

8 часов

2

Элементы акробатики

4 часа

3

Ритмическая гимнастика

8 часов

4

Стретчинг-гимнастика

согласно

плану

занятий*

Всего часов

20 часов

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

Разделы

программы

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Элементы

художественной

гимнастики

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

Элементы

акробатики

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

Ритмическая

гимнастика

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

10

мин

Стретчинг-

гимнастика

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

15

мин

Игры

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

5

мин

*Занятия проводятся 4 раза в месяц по два занятия в неделю.

Продолжительность занятия – 60 минут.

9

Структура занятия состоит из 3 частей:

I. Вводная часть.

На

данном

этапе

проводится

разминка,

включающая

строевые,

общеразвивающие

упражнения,

элементы

классического

тренажа,

ритмической, дыхательной гимнастики.

II. Основная часть.

Состоит из элементов художественной гимнастики и акробатики,

элементов жонглирования, творческих игр, специальных заданий на развитие

выдумки и творческой инициативы.

III. Заключительная часть.

Включает гимнастику растягивания – стретчинг (из серии «Растягивайся

– расслабляйся»), гимнастику из серии «Подражаем животному миру»,

элементы аутотренинга.

Для качественного обследования и определения уровня физической

подготовленности,

динамики

развития

физических

качеств,

диагностики

творческих способностей (творческого потенциала), определения состояния

опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста апробированы и

используются следующие методики и технологии:

– диагностика творческих способностей детей в условиях применения

развивающих технологий дошкольного образования – принципы, методика,

организация;

– свой тест;

педагогический

контроль

за

физической

подготовленностью

дошкольников;

– осанка;

– контроль физического состояния детей дошкольного возраста.

Разучивание

нового

упражнения

осуществляется

в

следующей

последовательности: объяснение, показ педагогом, выполнение упражнений

детьми.

Отработка упражнений должна проводиться с эффективным контролем

исходных и промежуточных положений и применением помощи: фиксации,

10

поддержки, подталкивания, подкрутки, ограничения. В занятие рекомендуется

включать игровые, круговые и соревновательные методические приемы. В том

случае, если ребенок не может освоить упражнение, необходимо включить его

образное

мышление,

представление

упражнения,

мысленное

его

воспроизведение.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Элементы художественной гимнастики

Цель деятельности педагога: способствовать обогащению детей знаниями

и двигательным опытом в области художественной гимнастики.

Педагогическая

задача:

способствовать

формированию

правильной

осанки, изящества движений, развитию гибкости, быстроты, координации

движений, прыгучести, чувства ритма, музыкального слуха, памяти на

движение, воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного.

Отличительная особенность художественно гимнастики – эмоциональная

выразительность движений, непосредственная связь с музыкой и элементами

танца.

Органичное

сочетание

движений

с

музыкой

обусловливает

танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и

яркую динамическую структуру.

Упражнения с элементами художественной гимнастики делятся на два

раздела: подготовительный и основной.

В

подготовительный

раздел

входят:

строевые,

общеразвивающие,

акробатические, прикладные упражнения и элементы классического тренажа.

Упражнения основного раздела делятся на три группы:

1.

Пружинные

упражнения,

волны,

взмахи,

ходьба

и

бег,

прыжки,

равновесия, повороты, элементы народного танца и упражнения с

предметами.

2.

Специальные упражнения на согласование движений с музыкой и игры

под музыку.

11

3.

Комбинации упражнений с предметами и без них.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики

являются: упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, лента); упражнения

без предметов; акробатические упражнения; ритмика; элементы танца, которые

наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее

основным содержанием. Выполнение большинства их связано с умением

сознательно

регулировать

степень

напряжения

мышц,

правильно

перераспределять это напряжение и использовать действие сил, возникающих

при передаче движений из одного звена тела в другое. Упражнения требуют

систематического развития и совершенствования координации движений,

выполняемых

с

разнообразной

скоростью,

амплитудой

и

различными

напряжением мышц. В связи с этим на занятиях с детьми дошкольного возраста

целесообразно использовать элементы художественной гимнастики с учетом

психофизиологических особенностей воспитанников.

Упражнения проводятся в форме игровых заданий с разным содержанием. Это

могут быть смены поз, сочетание нескольких двигательных действий,

позволяющих «рисовать» образы из окружающей среды, например, бабочки

(для выражения пластичности). Воспитанникам предлагается «нарисовать»

кисточкой – лентой «ручеек», «змейку»; выполняя махи в лицевой плоскости –

«солнышко», «радугу».

В

содержание

занятий

с

использованием

элементов

художественной

гимнастики включены элементы тренажа классического балета. Позиции ног,

существующие в классическом балете, применяются и в художественной

гимнастике, но выполняются без строгих требований к выворотности ног. У

девочек, не следует ее добиваться, так как это может привести к нарушению

осанки (увеличению поясничной кривизны). Достаточно использовать три

позиции ног:

– I позиция – пятки соединены, носки развернуты в стороны;

– II позиция – ноги врозь на расстоянии длины ступни, носки развернуты в

стороны;

12

– III – пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в

стороны.

Элементы акробатики

Цель

деятельности

педагога:

способствовать

расширению

двигательного опыта воспитанников посредством использования и освоения

ими физических упражнений (элементов акробатики).

Педагогические задачи:

способствовать формированию познавательного

интереса и желания заниматься спортом, правильной осанки; развитию

гибкости, координации движений, ловкости; воспитанию волевых качеств:

смелости, решительности, целеустремленности.

Акробатика – система физических упражнений, связанных с вращением и

балансированием, выполняемых индивидуально, вдвоем и группами.

Данный раздел определяет ряд признаков: высокий уровень проявления

физических качеств, определенный уровень волевого настроя, смелости и

настойчивости.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительных

видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообразные, простые по

технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные

и др.). Они выполняются поточным способом под эмоционально-ритмическую

музыку.

Ритмическая

гимнастика

представляет

собой

образно–танцевальные

композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный

характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы

упражнений для детей различных возрастных групп.

Цель

деятельности

педагога:

способствовать

обогащению

двигательного

и

эмоционального

опыта

воспитанников,

улучшению

13

функционального состояния организма ребенка, повышению активности через

систему занятия.

Педагогические

задачи:

создать

условия

для

обучения

правильному

выполнению упражнений как по форме (направление движений, амплитуда),

так

и

по

характеру

усилий

(ритм,

темп,

дозировка);

способствовать

формированию

правильной

осанки

воспитанников,

развитию

общей

выносливости, координации движений подвижности в суставах, элементарных

двигательных

качеств

(пластичности,

ловкости,

пружинных

плавных

движений), воображения, воспитанию трудолюбия.

Для реализации этих задач необходимы следующие условия:

1.

Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого

объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала,

позволяющий решать большой круг разнообразных задач развития

ребенка.

2.

Обеспечение психологического комфорта воспитанников и педагога в

процессе выполнения движений под музыку.

3.

Выбор оптимальной системы занятий.

4.

Объединение

усилий

педагогического

коллектива

для

решения

поставленных задач.

Стретчинг-гимнастика

Цели деятельности педагога:

содействовать укреплению здоровья

детей; способствовать обогащению их двигательного опыта.

Педагогические

задачи:

способствовать

развитию

физических

качеств:

гибкости, ловкости, подвижности суставов, чувства владения своим телом,

умения

расслабляться;

совершенствовать

координационные

способности

воспитанников.

«Stretching» – в переводе означает «растягивание». Методика стретчинга

состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определенную

группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время.

14

Французский специалист и популяризатор стретчинга Ж. П. Моро в своих

исследованиях показал, что для ребенка такие занятия могут стать эффективной

формой совершенствования двигательных навыков и познания мира движений.

Гимнастика растягивания представляет собой упражнения йоги, балета и

современного танца, медленные движения под спокойную музыку. При этом

особое внимание уделяют дыханию. Упражнения данного раздела улучшают

дыхание

и

кровоснабжение,

повышают

эластичность

мышечной

ткани,

помогают расслабиться. Как и в предыдущем разделе, при составлении

комплекса используются имитации поз и движений различных животных.

При выполнении упражнений стретчинга необходимо соблюдать следующие

правила:

1.

Прежде чем выполнять упражнение, надо знать, какую конкретную

группу мышц оно растягивает.

2.

При

положении

сустава

крайне

разогнутом,

согнутом

и

т.д.

не

покачиваться. Растягивать связки и мышцы только за счет статического

давления, находясь в неподвижном состоянии.

3.

При выполнении упражнений не следует пытаться копировать движения

более гибкого товарища. Все движения должны находится в пределах

индивидуального диапазона подвижности сустава.

4.

Вначале следует применять «легкий» стретчинг, он отливается тем, что

выполняется полностью в расслабленных стойках, вызывающих приятные

ощущения. Время, в течение которого удерживается каждое положение,

10–30 секунд. Лишь после этого можно переходить к развивающему

стретчингу, упражнениям, при которых каждое положение удерживается

30 и более секунд.

5.

Во время упражнения дышать спокойно и ритмично.

6.

Не желательно выполнять несколько упражнений подряд на сходные

группы мышц.

УПРАЖНЕНИЯ

Ходьба, бег:

15

ходьба с выполнением заданий (руки в стороны, на пояс, вверх, за

спину, за голову);

ходьба на носках, на пятках, на подъёмах, перекатом с пятки на

носок;

ходьба и бег с переменой темпа, ритма и скорости движения;

ходьба

и

бег

с

преодолением

препятствий

реальных

и

воображаемых;

бег с изменением направления движения;

подвижные игры: «Слушай сигнал», «Поезд», «Третий лишний»,

«Ловишки» и др.

Упражнения в равновесии:

ходьба с изменением темпа и направления движения;

ходьба на носках, пятках, с изменением скорости и ритма;

подвижные игры: «Не останься на полу», «На одной ножке» и др.

Упражнения с мячом:

броски вверх и ловля одной и двумя руками с ударом об пол и без

удара, меняя исходное положение;

броски и ловля разными способами в стену, партнёру, в цель;

подвижные игры: «Подбрось – поймай», «Мяч капитану», «Попади в

обруч» и др.

Упражнения для развития гибкости:

одновременное и поочерёдное сгибание и разгибание суставов

пальцев, лучезапястных, локтевых и плечевых;

махи и круговые движения во всех суставах;

упражнения на растягивание;

пружинящие движения туловищем из разных исходных положений;

наклоны;

16

прогибы («корзиночка», «лягушка», рыбка», «свечка», «лодочка»,

«бабочка» и др.);

отведение, приведение и круговые движения в голеностопных

суставах;

сгибание

и

разгибание

(свободное,

с

отягощением

и

сопротивлением) в коленных и тазобедренных суставах;

максимальное растягивание и расслабление ног;

упражнения для выворотности ног, выполняемые самостоятельно и

с помощью;

пассивное растягивание с помощью партнёра.

Упражнения для развития ловкости:

обще развивающие упражнения без предметов и с предметами для

рук, ног, туловища из разных исходных положений;

стойка на носках, на одной ноге после передвижений и прыжков;

повороты, наклоны, вращения головы;

прыжки с высоты на точность приземления;

прыжки через скакалку на одной, двух ногах, со сменой ног, по

двое, по трое;

подвижные игры: «Запрещённое движение», «Совушка», «Пустое

место» и др.

Упражнения для развития силы:

сгибание и разгибание пальцев рук с максимальным напряжением, с

опорой пальцами на твёрдую поверхность;

сидя

на

полу

с

согнутыми

коленями,

разводить

колени

с

сопротивлением до касания бёдрами пола;

выпады, приседы;

лёжа на спине и животе сгибание и разгибание туловища

поднимание прямых ног до касания за головой;

поднимание согнутых ног, подтягивание в висе лёжа.

17

Упражнения для развития быстроты:

ходьба и бег со сменой темпа и направления движения по сигналу;

бег с ускорением на 10, 20, 30 метров;

эстафеты с бегом на отмеренном отрезке;

подвижные игры: «Догоняй – ка», «Кто быстрее попадёт в домик»,

«Перебежки».

Упражнения для развития прыгучести:

прыжки вверх до касания ориентиров;

прыжки на двух ногах с предметом, зажатым между коленями и

стопами (на месте и с продвижением вперёд);

прыжок в длину с места;

прыжки с разбега с отталкиванием одной ногой;

напрыгивание на возвышения и спрыгивания с них;

прыжки через скакалку;

подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Весёлые подскоки» и др.

Упражнения без предмета:

Ходьба и бег:

ходьба мягким шагом;

ходьба на полупальцах, на пятках, в полу приседе на носках, в

полном приседе;

приставной и переменный шаг, шаги галопа, польки и вальса;

бег на носках в медленном и быстром темпе;

бег змейкой, оббегая предметы;

бег врассыпную, с последующем построением в указанном месте.

Прыжки:

прыжки с передвижением вперёд, назад и в стороны;

с поворотом на 90 градусов, вправо и лево;

18

сочетание прыжков ноги врозь – вместе, одна нога вперёд-назад;

прыжок «ножницы»;

прыжок «касаясь».

Волны и наклоны:

волнообразные движения: последовательные движения правой,

левой руками, непрерывные волны одной рукой;

волнообразные движения туловищем в седе на пятках, стойке на

коленях;

наклоны из исходного положения стоя – вперёд, в стороны, из

стойки на коленях назад, вперёд, в стороны.

Повороты:

повороты на двух и одной ноге на 180 и 360 градусов;

повороты переступанием;

повороты с крестным шагом.

Равновесия:

стойка на носках в VI позиции не менее 20 секунд;

стойка на одной ноге, другая согнута вперёд (носок касается

колена опорной ноги);

стойка на правой ноге, левая отведена назад на 45 градусов;

стойка на правой, левой ноге по 10 секунд с закрытыми глазами;

мост на двух ногах из исходного положения лёжа и стоя;

стойка на лопатках;

правый, левый, поперечный – шпагаты;

перекаты вперёд, назад, в сторону в группировке;

кувырки вперёд, назад в группировке.

Упражнения с предметом:

Упражнения с мячом:

19

передача мяча с ладони на ладонь из разных исходных положений;

броски мяча одной или двумя руками вверх, ловля;

отбивы мяча одной или двумя руками перед собой, несколько раз

подряд, разными частями тела;

перекаты мяча по полу и по разным частям тела.

Упражнения со скакалкой:

• вращения скакалки одной и двумя руками, по часовой и против

часовой стрелки;

вращения в лицевой, боковой и горизонтальной плоскости;

прыжки на двух, на одной ноге, вращая скакалку вперёд;

прыжки с одной ноги на другую, в скакалку;

прыжки на двух, вращая скакалку назад.

Упражнения с обручем:

упражнения для обучения хватам обруча;

вращения обруча в лицевой, боковой и горизонтальной плоскости

из разных исходных положений;

перекаты обруча по полу;

круги и восьмёрки обручем;

прыжки в обруч и через него;

вращения обруча на полу, на поясе, на руке;

музыкально – двигательная подготовка.

Танцевальные движения:

подскоки;

прямой и боковой галоп на правую и левую ногу;

шаги польки;

шаги вальса;

танцевальные связки.

20

Упражнения у опоры:

поднимание на полупальцы (релеве) из I, III, V, VI позиции ног;

полу присед (деми плие) из I позиции ног;

мах ноги на 25 градусов (батман тандю жете) в сторону из I

позиции ног;

полукруг правой и левой ногой по полу (деми ронд) из I позиции

ног;

• «пассе» из I или III позиции ног;

• мах правой и левой ногой на 90 градусов (гранд батман) в сторону из

I или III позиции ног.

Упражнения на расслабление:

потягивания в положениях сидя, лёжа, стоя;

последовательное расслабление частей тела рук, ног, спины, всего

тела и чередование его с напряжением.

Упражнения на сочетание музыки и движения:

пропевание

движения

воспроизведение

звуками

ритма

и

характера движений;

хороводные игры;

ритмические движения;

свободный танец;

прослушивание музыкальных отрывков и словесный отчёт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баллингер Э. Учебная гимнастика – М.: Просвещение, 1996 – 47 с.

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – СПб,:

ЛОИРО, 2000. – 35 с.

3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость –

М.: Просвещение, 1983. – 91 с.

21

4.

Верхозина

Л.Г.

Гимнастика

для

детей

5-7

лет:

программа,

планирование, конспекты занятий, рекомендации – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград:

Учитель. 2016. – 110 с.

5. Винер И. А. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики – М.:

Просвещение, 2011. – 21 с.

6. Дзятковская Е. Н. Физическая культура как фактор интеллектуального

развития ребенка. Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири –

Иркутск: ИПКРО, 2001. – 379 с.

7. Ерохина О. В. Школа танцев для детей – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –

64 с.

8. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в

физической культуре и спорте – М.: Академия, 2002. –530 с.

9. Журавина М. А. Гимнастика – М.: Академия, 2002. – 136 с.

10. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение

нарушения осанки – СПб.: Корона-принт, 2001. – 176 с.

11. Кудрявцев В. Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике

творческих способностей // Дошкольное воспитание – 1995. – 219 с.

12. Лифиц И. В. Ритмика: учебное пособие – М.: Академия, 1999. – 178 с.

13. Менхин Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика –

Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 321 с.

14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная

гимнастика – М.: Просвещение, 1989. – 544 с.

15. Стюарт М. Растягивайся – расслабляйся – М., 1997. – 178 с.

16. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей – СПб.: Музыкальная

палитра, 2006. – 189 с.

17. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного

возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ –

М.: Творческий центр «Сфера», 2006. – 176 с.

18. Фирилева Ж. Е. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для

детей – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 98 с.

19. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников – М.: Академия,

2000. – 160 с.

22



В раздел образования