Автор: Перетокин Владислав Павлович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Роль концертмейстера (баяниста) в хоровом классе"
Раздел: дополнительное образование
Содержание
1.
Введение……………………………………………………….…3
2.
Специфика работы концертмейстера с вокалистами в классе и
на концертной эстраде…………………………………………………3
3.
Особенности подбора аккомпанемента народной песни……..4
4.
Роль концертмейстера баяниста во взаимодействии с детьми.5
5.
Заключение……………………………………………………….7
6.
Литература………………………………………………………..8
2
1.
ВВЕДЕНИЕ
Работа
концертмейстера-баяниста
детского
фольклорного
ансамбля
специфична. Аккомпанемент - это часть музыкального произведения и
является
сложным
комплексом
выразительных
средств.
Эта
сложная
организация представляет собой смысловое единство, требующее особого
художественно-исполнительского
решения.
В
нем
содержится
выразительность
гармонической
опоры,
её
ритмической
пульсации,
мелодических
образований,
регистра,
тембра и
т.д.
Поэтому работа
концертмейстера-баяниста
требует
артистизма,
разносторонних
музыкальных и исполнительских умений, владения ансамблевой техникой
исполнения, знания основ вокального искусства и конечно же отличного
музыкального слуха, специальных навыков по импровизации и аранжировке
на баяне. Также надо помнить о том, что фольклорный ансамбль и
концертмейстер являются членами единого, целостного музыкального
организма. Это вокальный ансамбль-дуэт, в котором баяну принадлежит
огромная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями
гармонической и ритмической поддержки партнёра.
2.
Специфика работы концертмейстера с вокалистами в
классе и на концертной эстраде
Творческая
деятельность
концертмейстера
включает
в
себя
две
составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на 4 этапа:
работа
над
произведением
в
целом:
создание
целостного
музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит
исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых
представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения.
Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей,
включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения
зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность
выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный
слух музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя,
музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.
индивидуальная
работа
над
партией
аккомпанемента,
включающая: разучивание партии, отработку трудностей, применение
различных
технических
приёмов,
правильное
исполнение
мелизмов,
выразительность динамики и т.п.
работа с солистом:
предполагает безупречное владение баянной
партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии
партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном
этапе должны соблюдаться в равной степени.
рабочее
(репетиционное)
исполнение
произведения
целиком:
создание музыкального исполнительского образа.
3
Прежде всего, концертмейстер должен осознать, что он является
посредником между преподавателем-вокалистом и обучающимся и не имеет
права вмешиваться в сугубо вокальные, так сказать, «узко технологические»
вопросы. Длительный период пребывания в вокальном классе вырабатывает
у
концертмейстера
так
называемый
вокальный
слух.
Это
умение
проанализировать, в чём заключается ровность звуковедения (особенно при
смене регистров), и напомнить певцу вокальные установки преподавателя.
Слух концертмейстера должен фиксировать различные параметры вокальной
партии: манеру подачи звука, то есть близость вокальной позиции, моменты
звуковысотности – в одном случае; внимание к ритму, поэтическому тексту
артикуляции и дикции вокалиста – в другом случае.
Проводя
занятие
в
классе,
концертмейстер
не
только
готовит
обучающегося к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над
своей партией, ибо в момент выступления на эстраде (или экзамене) он
является творческим партнёром солиста. В период подготовки произведения
исполнитель и баянист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное
повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах,
апробирование
различных
темпов,
анализ
характера
произведения,
координация динамики.
Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда,
когда ему приходится работать над разучиванием фольклорного ансамбля.
Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового
представления
общего
звучания
всех
голосов
требуют
от
баяниста
тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.
В работе с фольклорной группой на концертмейстере лежит обязанность
не только установления ансамбля, но и помощи певцам в изучении ими своей
партии, в достижении точной интонации, в правильном формировании
фразы, в наиболее выразительной передаче слов текста через интонации
композитора.
Создавая при изучении нотного произведения вместе с фольклорной
группой исполнительскую форму, концертмейстер наравне с исполнителями
должен проникать в драматургию поэтического текста, находить его
певческое выражение. Основной художественной целью аккомпанирования
является достижение общего ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается
единством художественных намерений обоих партнёров – солиста или
фольклорной группой, баянистом – и одновременно пониманием каждым из
них своих функций в воплощении содержания произведения
7.
Особенности подбора аккомпанемента народной песни
Аккомпанемент на баяне отличается от аккомпанемента на других
музыкальных инструментах. По природе звукоизвлечения баян имеет свои
особенности. Нужно добавлять больше звуков, вариаций, создавать иллюзию
других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры на
инструменте.
4
При
подборе
аккомпанемента
в
детском
фольклорном
ансамбле
концертмейстеру необходимо учитывать возрастные особенности певцов.
Самым маленьким участникам ансамбля (6-8 лет) развитый вариационный
аккомпанемент не подходит. Он будет скорее мешать сосредоточиться юным
исполнителям, отвлекать их от исполнения песни в общем, а также от
точного и чистого проведения мелодии. Для аккомпанемента подойдёт
одноголосное или двухголосное (в терцию) воспроизведение мелодии на
баяне в унисон с исполнителем с относительно простой гармонизацией.
Второй и третий года обучения (9-11 лет) уже позволяют опираться на
использование
интервальной
фактуры
проведения
основной
мелодии
(терция, секста, квинта), аккордового сопровождения, а также можно
использовать вариационный аккомпанемент.
В старших группах ансамбля нормой исполнения является двух и
трёхголосие в вокальной партии песен. Здесь можно использовать все виды
фактуры аккомпанемента, но несмотря на кажущую свободу аккомпанемент
нельзя чрезмерно насыщать пассажами, различными созвучиями. Такие
приёмы могут отвлекать и исполнителей, и слушателей от самой мелодии
песни. В некоторых случаях может происходить наложение на главную тему,
в этом случае можно сменить регистр исполнения, либо использовать иную
динамическую филировку звука, либо упростить фактуру аккомпанемента.
Проявить
свой
профессионализм
и
мастерство
как
исполнитель
концертмейстер может в инструментальном вступлении к песне. Буквально
за
несколько
тактов
вступления
концертмейстер
должен
создать
художественный образ, настроение песни, нужный эмоциональный настрой
участников ансамбля, а также подготовить их к нужному темпу и динамике
исполняемой песни. Иногда случается так, что дети после музыкального
вступления начинают петь в более медленном темпе, это происходит из-за
того, что они своим слуховым восприятием не всегда понимают баянное
вступление в отличии, например, от вступления фортепианного. В этот
момент на первых словах песни концертмейстеру важно удержать их в темпе,
в котором он сыграл вступление. Здесь можно более акцентировано
исполнить несколько тактов начала песни. Исполнение «проигрыша» в песне
для концертмейстера это один из способов продемонстрировать себя как
технического исполнителя и аранжировщика.
8.
Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми
Взаимодействие концертмейстера с детьми остаётся актуальным аспектом в
работе.
Быть в постоянном контакте с детьми.
Концертмейстеру-баянисту важно удержать детей в темпе вступления,
или
в
близком
к вступлению
темпе с
помощью, например, более
акцентированных нескольких тактов. Если этого не сделать сразу, то на
протяжении долгого времени придётся в прямом смысле подгонять детский
ансамбль, что со стороны будет, безусловно, слышно. Если же поёт солист,
5
то «подгон» концертмейстера будет особенно заметен. Но бывает и так, что
«подгона» просто не избежать. Представьте, что произведение быстрое,
зажигательное, а ребёнок поёт совершенно в недопустимом темпе. Здесь
концертмейстеру придётся вводить ребёнка в нужный, или близкий к
таковому темп, иначе номер просто не удастся.
Например, Владимир Зубицкий, знаменитый баянный композитор и
исполнитель современности рассказывает, что когда он выступает сольно на
сцене и у него что-либо идёт не так, то он использует ряд исполнительских
хитростей. В одном из выступлений, в кульминационном моменте он забыл
нотный текст, и как он сам рассказал – поднял правую ногу, выше обычного,
вместе с этим перешел с части на другую часть. Внимание зрителей
переключилось на его поднятую ногу. Кто-то из зрителей подумал, что это
исполнительские эмоции и т. п. Понятно, что концертмейстер-баянист не
является солистом, но если детям требуется помощь на сцене, а он сидит
позади, то можно встать, не прекращая играть, подойти к ним, подмигнуть,
даже, запеть с какого-либо места, если у них этого не получилось. Бывает с
точностью наоборот. Ребёнок не садится в темпе, а бежит и бежит вперёд.
Глотает окончания слов, берёт недостаточное дыхание, волнуется. С одной
стороны легче ребёнка «подсадить» в темпе, чем «подогнать», но, опять же,
это услышит зритель. Рецепт снова неоднозначен. Каждый творческий
человек в праве его решать по-своему. Но главное помнить основную роль
концертмейстера – роль помощника во всём, что касается его прямых
обязанностей.
Знать психологию ребёнка.
«Знать
психологию
ребёнка»
очень
важный
аспект
в
работе
концертмейстера, особенно, когда поёт солист. Если для двух солистов
педагог
взял
в
работу
одну
и
ту
же
песню,
профессиональный
концертмейстер не должен аккомпанировать одинаково. Необходимо знать,
что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, так как степень
одарённости у них разная, они по-разному мыслят, слышат и чувствуют
музыку, вокальные данные у них тоже разные. Поэтому нельзя играть для
каждого ребёнка одинаково. Важно сыграть аккомпанемент, который бы
помогал ему передать образ исполняемой песни.
Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.
Концертмейстер во время выступления должен быть выдерженным,
внимательным, готовым к какому-либо внезапному повороту событий, он
должен уметь предвидеть критическую ситуацию вперёд. Бывают такие
ситуации, когда дети во время выступления на сцене могут переволноваться,
забыть слова песни. Следовательно, концертмейстер не имеет права на
ошибку во время концертного выступления, а если и имеет – то на такую
ошибку, которая не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.
Важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою деятельность, и
деятельность других концертмейстеров, не стеснялся и не боялся брать что-
либо новое из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и
6
исследовательской работой в области народно-инструментальной культуры и
народно-песенного творчества. Так же отдельно можно разбирать проблемы,
связанные с профессиональным техническим и исполнительским уровнем
концертмейстера, уровнем теоретической образованности в, особенно, его
профильном направлении, психолого-педагогические моменты в работе и др.
Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю,
хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что
концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом,
перетягивает на себя обязанности лидера, а бывает и наоборот, когда
концертмейстер
не
даёт
показать
смысловое
развитие
произведение.
Особенно актуальна эта проблема в работе с детскими коллективами,
которые всегда слушаются концертмейстера, ведь вся ответственность за
качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится на
него.
В процессе углубления работы над песней возникает всё большее
понимание образного содержания исполняемого. Соответственно, активно
совершенствуется ансамблевая техника, концертмейстер должен не только
свободно
владеть
всеми
исполнительскими
средствами,
присущими
сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приёмы игры
с манерой исполнения песни. Лишь в этом случае возникает подлинная
синхронность ансамблевого звучания. В процессе работы над песней баянист
должен найти тот темп, который наиболее точно выражает характер
художественного образа, ориентируясь, в первую очередь, на указания
руководителя ансамбля.
Заключение
Концертмейстер в фольклорном ансамбле является основообразующей
фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно важна.
Концертмейстер
должен
уметь
создавать
народную
обработку,
импровизировать, хорошо читать с листа ноты, знать и воспроизводить
подлинные фольклорные музыкальные мотивы. Быть всегда собранным,
внимательным, ответственным, мобильным, быстрее всех реагировать на
разные
«внезапные
ситуации»,
которые
могут
произойти
во
время
выступлений. Например, умение своевременно сменить тональность во время
исполнения песни, напомнить детям слова, если вдруг они их забыли,
подхватить коллектив с любого фрагмента песни.
Концертмейстер является главным помощником руководителя ансамбля.
Владея в полной мере большинством технических аспектов аккомпанемента
народной
песни,
используя
средства
музыкальной
выразительности,
проникаясь творческими и художественными замыслами руководителя
ансамбля, концертмейстер помогает ему добиваться решения той или иной
поставленной творческой задачи.
7
Литература
1.
Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и
практики. Выпуск 1. Москва. Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001г.
2.
Келдыш
Г.,
гл.
редактор.
Музыкальный
энциклопедический
словарь. Москва, «Знание», 1984 г.
3.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка» 1985г.
4.
Новожилов
В.,
Петров
В.
Информационный
бюллетень
«Народник». Москва, «Музыка». №2 (22), 1998г., №1 (25), 1999г., №2 (30),
2000г.
5.
Интернет-ресурсы.
8