Автор: Малишевская Лилия Анваровна
Должность: Преподаватель по классу "Народное пение"
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: Город Нижневартовск
Наименование материала: сообщение
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей подростков с помощью форм и средств обрядового фольклора
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкально-творческих способностей подростков с помощью
форм и средств обрядового фольклора
Говоря о музыкально-творческой деятельности подростков, на материале
народной обрядовой песни, следует сказать о процессе создания подростком
нового продукта, на основе изучения аутентичных образцов обрядовой песни,
коснёмся основ изучению фольклора детей и подростков исследователями
песенного народного творчества.
Г.М. Науменко посвятил детскому народному творчеству несколько трудов,
в
которых
уделяет
внимание
развитию
творческих
способностей
и
исполнительских возможностей подростков, где отводит значительное место
календарному, игровому, потешному фольклору.
Изучая традиционный песенный репертуар детей русских сел, он приходит к
выводу, что среда, место бытования играют немаловажную роль. Для южной
России,
например,
характерны
заклички
дождей,
в
северных
регионах
-
приветствия солнцу. Его исследования в области детского народного творчества
важно для педагогов, которые будут заниматься в области народной культуры еще
тем, что Г. Науменко дает методические рекомендации по работе с детьми, по
отбору репертуара по возрастным особенностям, по жанрам и формам, к которым
тяготеют дети, по выбору манеры исполнения. Автор призывает учителя к более
тесному общению с детьми, изучению психологических и физических качеств
ребенка, и в этом помогут педагогу игры и устный фольклор в работе с детьми, для
которых характерна повышенная эмоциональная двигательная возбудимость,
переход от одного состояния к другому. Анализируя «взрослое» песенное
творчество народов России, утверждает наличие преемственности фольклорных
образцов детского народного творчества. Ни одно событие в селе не обходится без
детского участия, порой и пассивного. Перенимая звучание песни, принцип игры,
они создают свои маленькие шедевры, близкие иногда к разговорной речи.
Классифицируя детское фольклорное творчество, заклички солнцу, дождю,
радуге Науменко Г. связывал с корнями обрядовых песен, и в отдельный раздел
выделил календарный фольклор. Автор утверждает, что, изучая творчество
исследователей народной культуры XIX века, обрядовые праздники присущи были
только взрослым (Колядки, Масленица, Егорьев день), в других же дети были
полноправными членами праздников. В наше время календарно-обрядовая поэзия
стала
преимущественно
принадлежать
детскому
народному
творчеству.
Экспедиции, проводимые Науменко Г., еще раз подтверждают, что именно дети,
подростки
и
молодёжь,
являются
единственными
хранителями
отголосков
календарных праздников. Именно поэтому автор отдает предпочтение разделу
«Календарный фольклор», в котором представлены детские песни обрядовых
действ на Ивана Купала, Троицу, Колядки, Масленица. Образцы календарного
фольклора тесно связаны с природными явлениями, которые приучают детей
подмечать краски живой природы в любое время года. «Обусловленность
крестьянского труда природными явлениями, жизненная необходимость их
изучения
и
наблюдения
за
ними
приобретает
в
календарном
фольклоре
поэтическую окраску, возвышаясь, порой до высот истиной поэзии». Для детей
праздник ассоциируется, прежде всего, с игрой, магическими действиями,
волшебностью, сказочностью.
«Потешный фольклор» - раздел, в котором песенные образцы предназначены
для эмоционального раскрепощения ребенка, укрепления чувства реальности,
развития фантазии, создания индивидуальных словообразований.
Раздел «Игровой фольклор» в детском творчестве занимает одно из
центральных мест. Практическая педагогика и искусство немалое место отводят
игре, которая входит в систему физического воспитания.
Анализируя данное издание, приходим к мнению, что с педагогической
точки зрения автор приобщает педагогов-практиков воздействовать на физическое,
этическое, трудовое воспитание, на эмоциональную сферу ребенка средствами
детского фольклорного наследия, призывает к возрождению народных традиций
прошлого. К сожалению, автор не дает в данном издании методических
рекомендаций по внедрению и использованию данных образцов песенного
творчества в коллективах песенного народного творчества, во внеклассной работе,
а оставляет право выбора за педагогом. Хотя в примечании автором дана краткая
аннотация на песни календарного цикла, а также на обрядовые действия, но
аннотации краткие, локализованные. Более основательно описаны считалки и игры,
как основной раздел книги.
Раскрывай содержание песен, он обращает внимание на форму исполнения и
какой педагогический, либо психологический потенциал она в себе заключает.
Уделяя внимание обучению детей народному пению, автор рассматривает
музыкальное мышление, возрастные особенности детей и творческие способности.
Данный источник представляет ценность тем, что посредством приобщения к
народной песне и правильного ее использования в системе детского образования
обогатит эстетическое и духовное воспитание, поможет привлечь детей к истокам
народной культуры. Науменко Г.М. в данном издании дает характеристику
процессу познания песенного фольклора, т.е. фактору познавательной активности,
который напрямую зависит от врожденной структуры центральной нервной
системы,
и
последовательном изменении состояний,
которые развиваются,
взаимодействуя с внешней средой, в которой играют главную роль взрослые.
Раннее приобщение к музыкальному фольклору, обучение народным песням
создают талант, творческую личность. Вторым же фактором в творческом развитии
являются музыкальные впечатления, которые важны в становлении музыкального
мышления, слушая народные песни, сказки, былины, участвуя в народных
гуляниях обрядах, дети приобщаются к народной культуре, данный фактор автор
обозначает как коммуникативно-информативный аспект музыкального общения.
Именно в нем заложен успех творческой деятельности педагога в работе с детьми
по освоению народной культуры.
Издание ценно тем, что
Г.М. Науменко даёт методические рекомендации по
созданию коллективов, основы вокально-хоровой работы, методические приемы по
разучиванию, по работе над манерой. Это пособие оказывает большую помощь
начинающим руководителям-фольклористам в психологическом плане, а также в
профессиональной значимости многих положений издания. Но дает он общие
рекомендации, а не локализовано, хотя затрагивает проблему значимости культуры
региона, а каким образом, используя какие формы и методы, такого решения нет.
Подводя итог вышеизложенному, приходим к выводу, что основой развития
учебных музыкально - творческих способностей может стать изучение народного
песенного творчества на основе приобщения подростков к обрядовой песне, в
которой отражаются положительные стороны народной педагогики и менталитета
исполняемого, который родился, живёт и будет жить на земле, по которой ходит.
Раскрывая
творческую
деятельность
подростка,
руководствовалась
принципом создания первоначальной базы для развития музыкально-эстетического
образования, где каждый ребёнок - творческая личность, который в процессе
приобщения к народному песенному творчеству, развивает свои личностные
качества, познавательную активность и углубляет первичные знания в области
обрядовой песни, проявляет сознательную самостоятельность в приобретении
дополнительных знаний в области не только обрядовой песни, а в дальнейшем и
всей народной художественной культуры.
Основной целью обрядовой песни является действительное коллективное
воспитание и обучение подрастающего поколения на основе народных традиций и
обычаев, имеющих художественную ценность. А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский
говорят о таких качествах, как радость и мажорное настроение коллектива,
которые формируют у детей эстетические и нравственные начала.
Скаткин М.Н. подчеркивает, что это возможно, если "процесс обучения
будет освобожден от тех серьезных недостатков, порождающих «эмоции скуки и
страха». С древних времен педагогической общественностью затрагивалась тема
гармонически развитой личности, начиная с самого рождения. Но именно
коллектив воспитывает личность, действуя по законам общества, мотивов
существования микроколлектива, его форм жизни и т.д. Коллектив всегда
подчинен лидирующему звену, и важно в данной «микросреде» найти место
руководителю, который будет регулировщиком в воспитании и обучении.
Выделяют две группы коллектива: формальные и неформальные. Говоря о
воспитании подрастающей молодежи, мы будем иметь дело с коллективом -
формальной группой со своим уставом, деловым общением, со своим является
социально обусловленная совместная предметная деятельность, познавательная
деятельность и подготовка к жизнедеятельности в целом.
Возвращаясь к идеям витагенной педагогики, основанной на «актуализации
жизненного опыта личности, ее интеллектуального психологического потенциала в
образовательных
целях»,
выделяем
следующие
приемы,
которые
будут
действенными в развитии музыкально-творческих способностей подростков в
процессе приобщения к обрядовой песне:
• актуализация бытовых особенностей, нравственных уставов славянских
этнических групп, изучение культуры славянского населения;
• обмен культурными ценностями во внеурочное время (открытые занятия,
мастер-классы, фестивали);
тесное сотрудничество с фольклорными коллективами по совместному
проведению праздников.
Развивая
музыкально-творческие
способности
подростков
в
процессе
обучения обрядовой песне, песенное народное творчество должно носить
систематизированный характер, и вся структура должна быть нацелена на
личностное развитие подростка.
В связи с этим, на первый план выступают 3 компонента в процессе
приобщения, обучения и развития подростков: «когнитивный, мотивационный,
эмоционально-поведенческий».
Рассмотрим эти компоненты с позиций методики:
1.
Когнитивный
компонент
-
система
взглядов,
оценок,
норм
и
умонастроений, которые основываются на имеющихся в данной общности знания,
ценностях. Этот компонент может быть задействован в группе подростков с более
сформированными
личностными
качествами,
так
как
только
наличие
определенных знаний, навыков может дать реальную оценку своей деятельности,
здравые взгляды на события, происходящие в среде, в которой проживает
личность.
2. Мотивационный компонент - эмоционально-положительное отношение
личности к содержанию познания в области обрядового фольклора, наличие
данного
аспекта
в
образовании,
определяет
направленность
на
развитие
музыкально-творческих
способностей
подростка
в
коллективе
с
учетом
личностных особенностей.
3.
Эмоционально-поведенческий
компонент
-
сформированность
стереотипов поведения, обусловленность традициями, обычаями и спецификой
национального характера. Этот разряд компонента достаточно важен для всего
обучения и развития, и уже на начальном этапе надо вырабатывать систему
воспитательного и образовательного характера в системе развивающего аспекта.
Все три компонента, обозначенные выше, как совокупность компонентов
приобщения к образовательному процессу, в общем, и в области песенного
обрядового фольклора, будут иметь педагогическую значимость для развития
музыкально-творческих способностей подростка путём приобщения к обрядовой
песне. Не менее важным надо помнить, что по И.Я. Лернеру, «...знания
накапливаются постепенно, столь же изменчив опыт применения этих знаний,
опыт творческой деятельности специфичен, а опыт «эмоционально-ценностного
отношения к труду» взаимосвязан с вышесказанным».
Все это надо учитывать в содержании обучения и познания основам
обрядового фольклора.
Способы усвоения этих компонентов разные, применительно возраста также
надо найти определенную форму, метод более действенный для подростка. Важно
распределение материала от простого к сложному, задействовать в изучении
народной культуры, как основного пласта народного наследия исторический
принцип, начиная от самых древних образцов былин, сказок, легенд. Если
обучение построить по принципу контраста, занятие не будет схоластичным,
привнести в уроки элементы фантазии и творчества, тогда занятие превратится в
праздник. В изучении музыкального обрядового фольклора, уже самим народом
заложены воспитательные функции трудовой, физической, нравственной и
умственной деятельности. Обладая художественным вкусом, педагогическими
навыками воспитания и обучения, руководителю не представит сложности отбор
репертуара и образцов народной культуры и внедрение их в познавательный и
обучающий процесс.
Сказав о взаимосвязи компонентов в развивающем процессе, важно помнить,
что каждому компоненту соответствует свой метод обучения» . Мы будем
акцентировать
внимание
на
иформационно-рецептивном,
репродуктивном,
проблемном обучении. Проблема на современном этапе актуальна тем, что нет
практического выхода методическим приемам развития учебных музыкально-
творческих способностей подростков в процессе приобщения к обрядовой песне.
Современная педагогика серьезно подходит к воспитанию подростка с
позиций моделирования социализации самой личности, адаптированного человека
для
практической
деятельности,
человека
с
глубокими
познавательными
качествами».
На первый план выступает: 1) принцип целостности - это универсальное
средство движения к качественно новому и объективно необходимому виду
обучения; 2) принцип единства сознания и деятельности личности. Такие
принципы обучения подростка выдвигают Исламишин Р.А. и Габдулхаков Ф. в
статье "Развитие коммуникативной культуры в школе"». Авторы доказывают, -
чтобы создать модель творчески развитой личности, в которой подсистемы
воспитания и образования возымели бы действие, в первую очередь, надо обратить
внимание
на
культуру,
в
которой
личность
произрастает,
на
язык
и
жизнедеятельность человека. Именно человек является связующим звеном между
языком и культурой.
Интересным
оказался
опыт
Ростовского
образовательного
комплекса
этнокультуры. Используя в работе принципы и приемы витагенной методики,
исследователи воздействуют на развитие творческого потенциала личности,
повышают
мотивацию
обучения,
помогают
ребенку
осознать
свою
востребованность. В итоге у детей формируются качества свободной духовно-
раскованной личности. И.С.Кон пишет: "Чтобы понять характер народа, нужно
изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру».
Мы будем рассматривать развитие личности в период, когда личность
входит в понятие «обрядовая поэзия», еще до совершеннолетия, когда не
сформировавшаяся
личность
воспринимает
чаще
всего
знания
на
уровне
рефлекторного запоминания, воспитывает их, направляемый руководителем, и в
тоже время присутствует момент осознанности, что это надо, пригодится в
практической деятельности, то есть, человек получает знания, которые играют в
дальнейшей жизни определенную роль. Без исторического прошлого немыслима
любая культура народа, отсутствие таковой ведет к разрушению этноса нации, -как
вида. Поэтому задача педагогической общественности в области народной
музыкальной культуры, - возродить и сохранить. истоки многонациональной
культуры, песенное народное творчество, внедряя в обучение, воспитание новые
формы, методы и средства народной педагогики.
Раскрывая приемы витагенной педагогики, в каждом находим рациональное
зерно. Первый направлен на изучение исторического прошлого, на изучение
этнографических связей» . Немалое значение имеет жанр былины, сказки, байки, в
которых оставлены следы, как бытовые, так и этносоциальные, мировоззренческие.
Этот жанр может быть задействован в познавательных программах, и никак
зачастую не обойтись без них в обрядовых действах, подвижных праздников, в
которых немаловажную роль оставляют обрядовые песни. Жанр сказок, былин,
баек играет во всем действе сюжетообразующую, структурообразующую роль.
Зачастую в сюжетах просматриваются различные формы магии, проявления
социального неравенства, тотемические представления».
Знакомясь с историей .народа, интересной формой ее изучения, а также
развития познавательных способностей подростков, самостоятельного поиска
является работа с архивными документами этнографического музея; творческое
сотрудничество с музеем. Обратившись к фольклорным жанрам, можно изучать
историю края посредством обрядовой песни, характерной для региона. В качестве
примера обратимся к типу календарно-обрядовой песни -Колядке. Именно этот вид
раскрывает географическое распространение данного вида. Часто можно встретить
в песнях слова «Самара-река» (Черноземье), «Изюм-ягода» (Краснодарский край),
«Авсень» (среднерусская зона). Колядка характерна для русско - украинско-
белорусского населения. Что интересно, два понятия «виноградье» и «авсень» на
одной территории не встречаются, а в Сибири употребимо в рождественско-
новогодних и свадебных обрядах.
Изучение обрядовой песни - основная форма этнообразования. Известно, что
русские обряды (календарные) в основе аграрные. Знакомясь с историей и бытом
славянских сибиряков, важно помнить, что миграция на север и восток русских
поселенцев вела к специфическим формам земледелия, сдвигу сезонных работ
(ранняя зима, поздняя весна). В связи с этим и перестройка земледельческого
календаря, изменение в мелодических оборотах обрядовых песен, устном
фольклоре. Знакомство с сибирским земледельческим календарем предполагает
форму наблюдений за природными явлениями, поведением птиц, животных, детей,
а также форму наблюдение-сопоставление. Форма наблюдение-сопоставление -
средство выявления общего в Земледельческом календаре.
Подойдя к изучению обрядов, обрядовых действ, важно учитывать,
природные условия, характерные для данного региона, например на Севере России,
присутствие долгой зимы породило специфичные обрядовые формы: катаний,
игрищ, хороводов, посиделок, гостбищ, «смотрений» невест и молодух. И
практически во всех обрядовых действах присутствует обрядовая поэзия, а обряды
строятся на обрядовой песне.
Интересной формой является обыгрывание обрядовых песен, которые
объединяясь, превращаются её в небольшую театрализованную постановку,
выстраиваются в обряд, в котором подросток, проявляя творческие способности,
может самовыразиться. Такие обряды, как: «Выколачивание Масленицы», «На
кочерге по Маслену», «Расчешу косу я на росу», «очищение от грехов» и так далее
забыты, очень редко включаются в обрядовые комплексы. Они несут в себе
энергетический потенциал, в них заложены этические нормы, присутствуют
познавательные
элементы.
Выше
перечисленные
обряды,
несмотря
на
трансформацию быта, не исчезли, а, несмотря на время, осталась в них доля
фантастики, нереальности. Поэтому, применяя форму обыгрывания обряда, либо
обрядовой песни, воссоздающий образ приближается к историческому прошлому.
Второй принцип витагенной педагогики позволяет внедрить принцип
непрерывного развития, то есть, преемственности». Действенной формой обучения
является мастер-класс - показ участникам коллектива, полученных знаний
мастером народного творчества, и корректировка знаний, умений, навыков в
разрезе развития музыкально-творческих способностей средствами обрядовой
поэзии и песни, самими подростками, а также концертное исполнение. Эта форма
не только дополняет знания участников коллектива, но и приобретает статус
значимости развивающего процесса. Весомое место нужно отвести проведению
фольклорных
фестивалей,
которые
выполняют
функции
коллективного
образования, преемственности, обмена опытом.
Те же функции заложены в третий принцип, но надо заметить, что на первый
план
выступает
функция
преемственности,
коллективного
творчества
и
содружества, а также в этом принципе закладываются первичные навыки
общения».
Третий принцип характерен для группы подростков более старшего возраста,
с запасом теоретических и практических навыков, знаний. Затрагивая формы
коллективного образования, поясним, что в учебно-воспитательной деятельности
это понятие тесно связано с психологией. Эти формы помогают раскрыть
общественную
ценность
группы
и
делают
схоластическую
деятельность
коллективной и более творческой. Только в совместной творческой деятельности
выполняется условие коллективного образования. Добиться, чтобы познавательная
деятельность коллектива носила статус совместной деятельности, помогут формы,
применяемые в педагогике по формированию познавательных основ коллектива».
Немаловажным фактором является общение руководителя с коллективом,
которое предполагает воспитание следующих функций: создание благоприятного
психологического климата, регуляция взаимоотношений руководитель - учащийся;
оптимизация творческой деятельности. Если будут функционировать в общении
социально-ориентированное
направленность,
групповая
предметная
ориентированность,
личностно-ориентированная
(А.А.
Леонтьев),
то
можно
воспитать творчески разностороннюю личность.
Говоря
о
творчески
активном
воображении,
прежде
всего,
спешим
акцентировать внимание на работе коллектива, на творческом поиске создания
образцов, на реализации этих образов в оригинальных продуктах деятельности, -
это все вместе взятое является неотъемлемой стороной коллективного творчества.
При достижении определенной цели в творческом процессе целесообразно
использовать следующие приемы воображения»:
-агглютинация - комбинирование интонационных элементов в образе;
-акцентирование, подчеркивание, выделение отдельных элементов образа
действия, действа;
-воссоздание определенного образа.
С точки зрения психологии, любой творческий процесс можно регулировать,
корректировать. Зная функции психологического воздействия на творческое
активное воображение, руководитель воздействует на коллективную творческую
деятельность.
К наиболее весомым формам, действующим на творческую активность,
являются практические формы, которые воссоздают народное действо. К данному
разряду отнесем вечерки, посиделки и гадания, которые насыщены обрядовыми
песнями, обрядами, обычаями, поверьями. В этих формах заложено привитие
трудовых
навыков,
усиливались
этические,
эстетические
нормы.
Вечерки,
посиделки
и
гадания
-
формы
досуга
молодежи,
в
которых
зачастую
просматриваются древние элементы, ушедшие в небытие брачные, семейные,
общественные отношения.
Посиделки или вечеринка соответствует сибирскому народу, так как
природные условия таковы, что большую часть года длится зима. Зачастую
молодежь, управившись с домашними делами, торопилась вечером на «сборище».
Именно на посиделках молодежь могла самовыражаться, реализовываться как
личность. На посиделках проявлялись организаторские способности, коллективные
качества собравшихся. Данная форма вбирает в себя многие элементы народной
культуры:
пение
обрядовых
и
бытовых
песен
(развитие
вокального
и
гармонического слуха), танцы (воспитание физических навыков), демонстрация
своих
продуктов
труда(воспитание
трудовых
навыков),
соревнование
в
словоохотливости (навыки дикции, ораторства), театрализация образов(развитие
фантазии, воображения), игры(навыки раскрепощения). Каждая посиделка имеет
свой сюжет. Сталь Шмаков определяет эту форму камерным праздником,
представляя ее «культурой праздничного развлечения», к которой надо приобщать
и «учить так же, как мы учили детей языку или математике».
Форма гадания пришла к нам из Египта, в древние времена она была
распространена
среди
колдунов,
знахарей,
кудесников.
С принятием
христианства на Руси, гадания стали преследоваться, но они остались в форме
забавы и развлечений. Следует заметить, что эта форма в русской православной
культуре включалась в любой праздник, как «таинственный и веселый обряд» и
приобрела статус игры. С педагогической точки зрения, познавая древние приемы
гадания, знакомясь с ними, молодежь соприкасается с бытом прошлого, зная
приметы, определяет действа природных сил. Каждой области гаданий характерна
своя традиция. С психологической точки, гадания воздействуют на эмоциональное
восприятие, развивают фантазию и воображение.
Всем
формам
гаданий
характерна
самобытность
народа,
его
индивидуальность, где они проводятся, поэтому по своей сути они педагогичны,
относительно региона.
Праздник - монументальная форма проявления культурных традиций
определенного народа. М. Бахтин считает, что любой праздник - «это важная
первичная форма культуры» . Праздник - это своеобразный дневник жизни народа,
его уклада, быта. Применение данной формы в образовательных целях помогает
воспитанию
эстетических
и
этических
норм
поведения,
учит
бережному
отношению
к
образцам
экологической
культуры,
знакомит
с
традициями
прошлого. Праздник - это духовной и материальной культур, со своими устоями,
обычаями, обрядами, историей. Изначально в праздники заложены педагогические
и воспитательные традиции. Данная форма воспитывает чувство сотрудничества,
коллективизма, это «пространство роскоши человеческого общения» (А. де Сент
Экзюпери), духовно обогащает, опять же приобщает к истории края.
Действо народного праздника включает в себя практически все виды
народного искусства. Ценен он еще и тем, что помимо сюжетной линии, в
празднике
задействовано
множество
художественных
образов
со
своим
сценическим действом, принадлежности к периодике праздника. Календарный
праздник полностью состоит из обычаев и обрядов, порой забытых, а это значит,
что по средствам этой формы можно приобщить большую часть подрастающего
поколения к культурному и духовному наследию отцов и дедов. В самом
празднике ритуалы, обычаи и обряды слиты воедино. Вывод: культурное и
духовное наследие народа занимает главенствующее место в праздничном действе,
и представляет непреходящую ценность в народной культуре, а также в
воспитании духовности и эстетичности. Воплощение праздника в сценическом
действе, в театрализованном представлении, - это еще одна форма самовыражения
личности и познавательной активности. Приобщая студента к изучению народного
праздника, к обрядовым праздничным действам, модно воспитать незаурядную
личность, с высоким творческим потенциалом, с приобщением к истории края, с
актерскими и режиссерскими задатками учителя, который воплотит полученные
знания в уроки музыки, во внеклассные занятия.
Исполнительская форма музыкальной деятельности — одна из основ
развития музыкально-творческих способностей подростков. Она включает в себя:
а) многоголосное исполнение обрядовых песен;
б) сценические и танцевальные движения;
в) выступление в роли солиста;
г) манера исполнения.
Немаловажно найти правильный стиль исполнения песни, принадлежащей
тому региону, где она исполняется, поэтому, помимо чистоты интонирования и
гармонического строя, в песнях вырабатывается манера пения. При исполнении
песни, движения играют роль определяющую направление песни, поэтому каждое
движение несет свой смысл. Подготовка к песне - украшение и выражение
обрядности, ритуалистики. Завершенность песне придает атрибутика, а нарядность,
праздничность, а также принадлежность к определенному сословию, этносу,
региону - костюм.
Всё вместе взятое может повлиять на креативность личности, что очень
важно для творческой деятельности ребёнка. Под креативностью мы понимаем
музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской
деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о
народной обрядовой песне. Показателями креативности являются активность,
уверенность, увлеченность различными формами музицирования в области
обрядового фольклора.
При обучении все вышеперечисленные элементы, формы, приемы и
принципы обрядности, взаимодействуя, приобретают значимость в становлении
подростка как личности, влияя на развитие музыкально-творческих способностей в
процессе приобщения к обрядовой культуре в целом, и обрядовой песне в
частности.
Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что развитие учебных
музыкально-творческих способностей подростков в процессе обучения обрядовой
песни будет достаточно действенным, если будут выявлены методы и формы по
привлечению подростков к изучению обрядовых песен и найдены разнообразные
приёмы в области сочинения и импровизации подголосков к обрядовым песням,
как основе подголосочной полифонии. Всё вместе взятое, говорит о необходимости
творческого
и
неординарного
подхода
к
изучению
обрядовой
песни,
самовыражению подростка, активизации его творческой активности, умению
неординарно мыслить, выходя за рамки научения.