Напоминание

Развитие музыкально-творческих способностей подростков с помощью форм и средств обрядового фольклора


Автор: Малишевская Лилия Анваровна
Должность: Преподаватель по классу "Народное пение"
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Детская школа искусств №3"
Населённый пункт: Город Нижневартовск
Наименование материала: сообщение
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей подростков с помощью форм и средств обрядового фольклора
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкально-творческих способностей подростков с помощью

форм и средств обрядового фольклора

Говоря о музыкально-творческой деятельности подростков, на материале

народной обрядовой песни, следует сказать о процессе создания подростком

нового продукта, на основе изучения аутентичных образцов обрядовой песни,

коснёмся основ изучению фольклора детей и подростков исследователями

песенного народного творчества.

Г.М. Науменко посвятил детскому народному творчеству несколько трудов,

в

которых

уделяет

внимание

развитию

творческих

способностей

и

исполнительских возможностей подростков, где отводит значительное место

календарному, игровому, потешному фольклору.

Изучая традиционный песенный репертуар детей русских сел, он приходит к

выводу, что среда, место бытования играют немаловажную роль. Для южной

России,

например,

характерны

заклички

дождей,

в

северных

регионах

-

приветствия солнцу. Его исследования в области детского народного творчества

важно для педагогов, которые будут заниматься в области народной культуры еще

тем, что Г. Науменко дает методические рекомендации по работе с детьми, по

отбору репертуара по возрастным особенностям, по жанрам и формам, к которым

тяготеют дети, по выбору манеры исполнения. Автор призывает учителя к более

тесному общению с детьми, изучению психологических и физических качеств

ребенка, и в этом помогут педагогу игры и устный фольклор в работе с детьми, для

которых характерна повышенная эмоциональная двигательная возбудимость,

переход от одного состояния к другому. Анализируя «взрослое» песенное

творчество народов России, утверждает наличие преемственности фольклорных

образцов детского народного творчества. Ни одно событие в селе не обходится без

детского участия, порой и пассивного. Перенимая звучание песни, принцип игры,

они создают свои маленькие шедевры, близкие иногда к разговорной речи.

Классифицируя детское фольклорное творчество, заклички солнцу, дождю,

радуге Науменко Г. связывал с корнями обрядовых песен, и в отдельный раздел

выделил календарный фольклор. Автор утверждает, что, изучая творчество

исследователей народной культуры XIX века, обрядовые праздники присущи были

только взрослым (Колядки, Масленица, Егорьев день), в других же дети были

полноправными членами праздников. В наше время календарно-обрядовая поэзия

стала

преимущественно

принадлежать

детскому

народному

творчеству.

Экспедиции, проводимые Науменко Г., еще раз подтверждают, что именно дети,

подростки

и

молодёжь,

являются

единственными

хранителями

отголосков

календарных праздников. Именно поэтому автор отдает предпочтение разделу

«Календарный фольклор», в котором представлены детские песни обрядовых

действ на Ивана Купала, Троицу, Колядки, Масленица. Образцы календарного

фольклора тесно связаны с природными явлениями, которые приучают детей

подмечать краски живой природы в любое время года. «Обусловленность

крестьянского труда природными явлениями, жизненная необходимость их

изучения

и

наблюдения

за

ними

приобретает

в

календарном

фольклоре

поэтическую окраску, возвышаясь, порой до высот истиной поэзии». Для детей

праздник ассоциируется, прежде всего, с игрой, магическими действиями,

волшебностью, сказочностью.

«Потешный фольклор» - раздел, в котором песенные образцы предназначены

для эмоционального раскрепощения ребенка, укрепления чувства реальности,

развития фантазии, создания индивидуальных словообразований.

Раздел «Игровой фольклор» в детском творчестве занимает одно из

центральных мест. Практическая педагогика и искусство немалое место отводят

игре, которая входит в систему физического воспитания.

Анализируя данное издание, приходим к мнению, что с педагогической

точки зрения автор приобщает педагогов-практиков воздействовать на физическое,

этическое, трудовое воспитание, на эмоциональную сферу ребенка средствами

детского фольклорного наследия, призывает к возрождению народных традиций

прошлого. К сожалению, автор не дает в данном издании методических

рекомендаций по внедрению и использованию данных образцов песенного

творчества в коллективах песенного народного творчества, во внеклассной работе,

а оставляет право выбора за педагогом. Хотя в примечании автором дана краткая

аннотация на песни календарного цикла, а также на обрядовые действия, но

аннотации краткие, локализованные. Более основательно описаны считалки и игры,

как основной раздел книги.

Раскрывай содержание песен, он обращает внимание на форму исполнения и

какой педагогический, либо психологический потенциал она в себе заключает.

Уделяя внимание обучению детей народному пению, автор рассматривает

музыкальное мышление, возрастные особенности детей и творческие способности.

Данный источник представляет ценность тем, что посредством приобщения к

народной песне и правильного ее использования в системе детского образования

обогатит эстетическое и духовное воспитание, поможет привлечь детей к истокам

народной культуры. Науменко Г.М. в данном издании дает характеристику

процессу познания песенного фольклора, т.е. фактору познавательной активности,

который напрямую зависит от врожденной структуры центральной нервной

системы,

и

последовательном изменении состояний,

которые развиваются,

взаимодействуя с внешней средой, в которой играют главную роль взрослые.

Раннее приобщение к музыкальному фольклору, обучение народным песням

создают талант, творческую личность. Вторым же фактором в творческом развитии

являются музыкальные впечатления, которые важны в становлении музыкального

мышления, слушая народные песни, сказки, былины, участвуя в народных

гуляниях обрядах, дети приобщаются к народной культуре, данный фактор автор

обозначает как коммуникативно-информативный аспект музыкального общения.

Именно в нем заложен успех творческой деятельности педагога в работе с детьми

по освоению народной культуры.

Издание ценно тем, что

Г.М. Науменко даёт методические рекомендации по

созданию коллективов, основы вокально-хоровой работы, методические приемы по

разучиванию, по работе над манерой. Это пособие оказывает большую помощь

начинающим руководителям-фольклористам в психологическом плане, а также в

профессиональной значимости многих положений издания. Но дает он общие

рекомендации, а не локализовано, хотя затрагивает проблему значимости культуры

региона, а каким образом, используя какие формы и методы, такого решения нет.

Подводя итог вышеизложенному, приходим к выводу, что основой развития

учебных музыкально - творческих способностей может стать изучение народного

песенного творчества на основе приобщения подростков к обрядовой песне, в

которой отражаются положительные стороны народной педагогики и менталитета

исполняемого, который родился, живёт и будет жить на земле, по которой ходит.

Раскрывая

творческую

деятельность

подростка,

руководствовалась

принципом создания первоначальной базы для развития музыкально-эстетического

образования, где каждый ребёнок - творческая личность, который в процессе

приобщения к народному песенному творчеству, развивает свои личностные

качества, познавательную активность и углубляет первичные знания в области

обрядовой песни, проявляет сознательную самостоятельность в приобретении

дополнительных знаний в области не только обрядовой песни, а в дальнейшем и

всей народной художественной культуры.

Основной целью обрядовой песни является действительное коллективное

воспитание и обучение подрастающего поколения на основе народных традиций и

обычаев, имеющих художественную ценность. А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский

говорят о таких качествах, как радость и мажорное настроение коллектива,

которые формируют у детей эстетические и нравственные начала.

Скаткин М.Н. подчеркивает, что это возможно, если "процесс обучения

будет освобожден от тех серьезных недостатков, порождающих «эмоции скуки и

страха». С древних времен педагогической общественностью затрагивалась тема

гармонически развитой личности, начиная с самого рождения. Но именно

коллектив воспитывает личность, действуя по законам общества, мотивов

существования микроколлектива, его форм жизни и т.д. Коллектив всегда

подчинен лидирующему звену, и важно в данной «микросреде» найти место

руководителю, который будет регулировщиком в воспитании и обучении.

Выделяют две группы коллектива: формальные и неформальные. Говоря о

воспитании подрастающей молодежи, мы будем иметь дело с коллективом -

формальной группой со своим уставом, деловым общением, со своим является

социально обусловленная совместная предметная деятельность, познавательная

деятельность и подготовка к жизнедеятельности в целом.

Возвращаясь к идеям витагенной педагогики, основанной на «актуализации

жизненного опыта личности, ее интеллектуального психологического потенциала в

образовательных

целях»,

выделяем

следующие

приемы,

которые

будут

действенными в развитии музыкально-творческих способностей подростков в

процессе приобщения к обрядовой песне:

• актуализация бытовых особенностей, нравственных уставов славянских

этнических групп, изучение культуры славянского населения;

• обмен культурными ценностями во внеурочное время (открытые занятия,

мастер-классы, фестивали);

тесное сотрудничество с фольклорными коллективами по совместному

проведению праздников.

Развивая

музыкально-творческие

способности

подростков

в

процессе

обучения обрядовой песне, песенное народное творчество должно носить

систематизированный характер, и вся структура должна быть нацелена на

личностное развитие подростка.

В связи с этим, на первый план выступают 3 компонента в процессе

приобщения, обучения и развития подростков: «когнитивный, мотивационный,

эмоционально-поведенческий».

Рассмотрим эти компоненты с позиций методики:

1.

Когнитивный

компонент

-

система

взглядов,

оценок,

норм

и

умонастроений, которые основываются на имеющихся в данной общности знания,

ценностях. Этот компонент может быть задействован в группе подростков с более

сформированными

личностными

качествами,

так

как

только

наличие

определенных знаний, навыков может дать реальную оценку своей деятельности,

здравые взгляды на события, происходящие в среде, в которой проживает

личность.

2. Мотивационный компонент - эмоционально-положительное отношение

личности к содержанию познания в области обрядового фольклора, наличие

данного

аспекта

в

образовании,

определяет

направленность

на

развитие

музыкально-творческих

способностей

подростка

в

коллективе

с

учетом

личностных особенностей.

3.

Эмоционально-поведенческий

компонент

-

сформированность

стереотипов поведения, обусловленность традициями, обычаями и спецификой

национального характера. Этот разряд компонента достаточно важен для всего

обучения и развития, и уже на начальном этапе надо вырабатывать систему

воспитательного и образовательного характера в системе развивающего аспекта.

Все три компонента, обозначенные выше, как совокупность компонентов

приобщения к образовательному процессу, в общем, и в области песенного

обрядового фольклора, будут иметь педагогическую значимость для развития

музыкально-творческих способностей подростка путём приобщения к обрядовой

песне. Не менее важным надо помнить, что по И.Я. Лернеру, «...знания

накапливаются постепенно, столь же изменчив опыт применения этих знаний,

опыт творческой деятельности специфичен, а опыт «эмоционально-ценностного

отношения к труду» взаимосвязан с вышесказанным».

Все это надо учитывать в содержании обучения и познания основам

обрядового фольклора.

Способы усвоения этих компонентов разные, применительно возраста также

надо найти определенную форму, метод более действенный для подростка. Важно

распределение материала от простого к сложному, задействовать в изучении

народной культуры, как основного пласта народного наследия исторический

принцип, начиная от самых древних образцов былин, сказок, легенд. Если

обучение построить по принципу контраста, занятие не будет схоластичным,

привнести в уроки элементы фантазии и творчества, тогда занятие превратится в

праздник. В изучении музыкального обрядового фольклора, уже самим народом

заложены воспитательные функции трудовой, физической, нравственной и

умственной деятельности. Обладая художественным вкусом, педагогическими

навыками воспитания и обучения, руководителю не представит сложности отбор

репертуара и образцов народной культуры и внедрение их в познавательный и

обучающий процесс.

Сказав о взаимосвязи компонентов в развивающем процессе, важно помнить,

что каждому компоненту соответствует свой метод обучения» . Мы будем

акцентировать

внимание

на

иформационно-рецептивном,

репродуктивном,

проблемном обучении. Проблема на современном этапе актуальна тем, что нет

практического выхода методическим приемам развития учебных музыкально-

творческих способностей подростков в процессе приобщения к обрядовой песне.

Современная педагогика серьезно подходит к воспитанию подростка с

позиций моделирования социализации самой личности, адаптированного человека

для

практической

деятельности,

человека

с

глубокими

познавательными

качествами».

На первый план выступает: 1) принцип целостности - это универсальное

средство движения к качественно новому и объективно необходимому виду

обучения; 2) принцип единства сознания и деятельности личности. Такие

принципы обучения подростка выдвигают Исламишин Р.А. и Габдулхаков Ф. в

статье "Развитие коммуникативной культуры в школе"». Авторы доказывают, -

чтобы создать модель творчески развитой личности, в которой подсистемы

воспитания и образования возымели бы действие, в первую очередь, надо обратить

внимание

на

культуру,

в

которой

личность

произрастает,

на

язык

и

жизнедеятельность человека. Именно человек является связующим звеном между

языком и культурой.

Интересным

оказался

опыт

Ростовского

образовательного

комплекса

этнокультуры. Используя в работе принципы и приемы витагенной методики,

исследователи воздействуют на развитие творческого потенциала личности,

повышают

мотивацию

обучения,

помогают

ребенку

осознать

свою

востребованность. В итоге у детей формируются качества свободной духовно-

раскованной личности. И.С.Кон пишет: "Чтобы понять характер народа, нужно

изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру».

Мы будем рассматривать развитие личности в период, когда личность

входит в понятие «обрядовая поэзия», еще до совершеннолетия, когда не

сформировавшаяся

личность

воспринимает

чаще

всего

знания

на

уровне

рефлекторного запоминания, воспитывает их, направляемый руководителем, и в

тоже время присутствует момент осознанности, что это надо, пригодится в

практической деятельности, то есть, человек получает знания, которые играют в

дальнейшей жизни определенную роль. Без исторического прошлого немыслима

любая культура народа, отсутствие таковой ведет к разрушению этноса нации, -как

вида. Поэтому задача педагогической общественности в области народной

музыкальной культуры, - возродить и сохранить. истоки многонациональной

культуры, песенное народное творчество, внедряя в обучение, воспитание новые

формы, методы и средства народной педагогики.

Раскрывая приемы витагенной педагогики, в каждом находим рациональное

зерно. Первый направлен на изучение исторического прошлого, на изучение

этнографических связей» . Немалое значение имеет жанр былины, сказки, байки, в

которых оставлены следы, как бытовые, так и этносоциальные, мировоззренческие.

Этот жанр может быть задействован в познавательных программах, и никак

зачастую не обойтись без них в обрядовых действах, подвижных праздников, в

которых немаловажную роль оставляют обрядовые песни. Жанр сказок, былин,

баек играет во всем действе сюжетообразующую, структурообразующую роль.

Зачастую в сюжетах просматриваются различные формы магии, проявления

социального неравенства, тотемические представления».

Знакомясь с историей .народа, интересной формой ее изучения, а также

развития познавательных способностей подростков, самостоятельного поиска

является работа с архивными документами этнографического музея; творческое

сотрудничество с музеем. Обратившись к фольклорным жанрам, можно изучать

историю края посредством обрядовой песни, характерной для региона. В качестве

примера обратимся к типу календарно-обрядовой песни -Колядке. Именно этот вид

раскрывает географическое распространение данного вида. Часто можно встретить

в песнях слова «Самара-река» (Черноземье), «Изюм-ягода» (Краснодарский край),

«Авсень» (среднерусская зона). Колядка характерна для русско - украинско-

белорусского населения. Что интересно, два понятия «виноградье» и «авсень» на

одной территории не встречаются, а в Сибири употребимо в рождественско-

новогодних и свадебных обрядах.

Изучение обрядовой песни - основная форма этнообразования. Известно, что

русские обряды (календарные) в основе аграрные. Знакомясь с историей и бытом

славянских сибиряков, важно помнить, что миграция на север и восток русских

поселенцев вела к специфическим формам земледелия, сдвигу сезонных работ

(ранняя зима, поздняя весна). В связи с этим и перестройка земледельческого

календаря, изменение в мелодических оборотах обрядовых песен, устном

фольклоре. Знакомство с сибирским земледельческим календарем предполагает

форму наблюдений за природными явлениями, поведением птиц, животных, детей,

а также форму наблюдение-сопоставление. Форма наблюдение-сопоставление -

средство выявления общего в Земледельческом календаре.

Подойдя к изучению обрядов, обрядовых действ, важно учитывать,

природные условия, характерные для данного региона, например на Севере России,

присутствие долгой зимы породило специфичные обрядовые формы: катаний,

игрищ, хороводов, посиделок, гостбищ, «смотрений» невест и молодух. И

практически во всех обрядовых действах присутствует обрядовая поэзия, а обряды

строятся на обрядовой песне.

Интересной формой является обыгрывание обрядовых песен, которые

объединяясь, превращаются её в небольшую театрализованную постановку,

выстраиваются в обряд, в котором подросток, проявляя творческие способности,

может самовыразиться. Такие обряды, как: «Выколачивание Масленицы», «На

кочерге по Маслену», «Расчешу косу я на росу», «очищение от грехов» и так далее

забыты, очень редко включаются в обрядовые комплексы. Они несут в себе

энергетический потенциал, в них заложены этические нормы, присутствуют

познавательные

элементы.

Выше

перечисленные

обряды,

несмотря

на

трансформацию быта, не исчезли, а, несмотря на время, осталась в них доля

фантастики, нереальности. Поэтому, применяя форму обыгрывания обряда, либо

обрядовой песни, воссоздающий образ приближается к историческому прошлому.

Второй принцип витагенной педагогики позволяет внедрить принцип

непрерывного развития, то есть, преемственности». Действенной формой обучения

является мастер-класс - показ участникам коллектива, полученных знаний

мастером народного творчества, и корректировка знаний, умений, навыков в

разрезе развития музыкально-творческих способностей средствами обрядовой

поэзии и песни, самими подростками, а также концертное исполнение. Эта форма

не только дополняет знания участников коллектива, но и приобретает статус

значимости развивающего процесса. Весомое место нужно отвести проведению

фольклорных

фестивалей,

которые

выполняют

функции

коллективного

образования, преемственности, обмена опытом.

Те же функции заложены в третий принцип, но надо заметить, что на первый

план

выступает

функция

преемственности,

коллективного

творчества

и

содружества, а также в этом принципе закладываются первичные навыки

общения».

Третий принцип характерен для группы подростков более старшего возраста,

с запасом теоретических и практических навыков, знаний. Затрагивая формы

коллективного образования, поясним, что в учебно-воспитательной деятельности

это понятие тесно связано с психологией. Эти формы помогают раскрыть

общественную

ценность

группы

и

делают

схоластическую

деятельность

коллективной и более творческой. Только в совместной творческой деятельности

выполняется условие коллективного образования. Добиться, чтобы познавательная

деятельность коллектива носила статус совместной деятельности, помогут формы,

применяемые в педагогике по формированию познавательных основ коллектива».

Немаловажным фактором является общение руководителя с коллективом,

которое предполагает воспитание следующих функций: создание благоприятного

психологического климата, регуляция взаимоотношений руководитель - учащийся;

оптимизация творческой деятельности. Если будут функционировать в общении

социально-ориентированное

направленность,

групповая

предметная

ориентированность,

личностно-ориентированная

(А.А.

Леонтьев),

то

можно

воспитать творчески разностороннюю личность.

Говоря

о

творчески

активном

воображении,

прежде

всего,

спешим

акцентировать внимание на работе коллектива, на творческом поиске создания

образцов, на реализации этих образов в оригинальных продуктах деятельности, -

это все вместе взятое является неотъемлемой стороной коллективного творчества.

При достижении определенной цели в творческом процессе целесообразно

использовать следующие приемы воображения»:

-агглютинация - комбинирование интонационных элементов в образе;

-акцентирование, подчеркивание, выделение отдельных элементов образа

действия, действа;

-воссоздание определенного образа.

С точки зрения психологии, любой творческий процесс можно регулировать,

корректировать. Зная функции психологического воздействия на творческое

активное воображение, руководитель воздействует на коллективную творческую

деятельность.

К наиболее весомым формам, действующим на творческую активность,

являются практические формы, которые воссоздают народное действо. К данному

разряду отнесем вечерки, посиделки и гадания, которые насыщены обрядовыми

песнями, обрядами, обычаями, поверьями. В этих формах заложено привитие

трудовых

навыков,

усиливались

этические,

эстетические

нормы.

Вечерки,

посиделки

и

гадания

-

формы

досуга

молодежи,

в

которых

зачастую

просматриваются древние элементы, ушедшие в небытие брачные, семейные,

общественные отношения.

Посиделки или вечеринка соответствует сибирскому народу, так как

природные условия таковы, что большую часть года длится зима. Зачастую

молодежь, управившись с домашними делами, торопилась вечером на «сборище».

Именно на посиделках молодежь могла самовыражаться, реализовываться как

личность. На посиделках проявлялись организаторские способности, коллективные

качества собравшихся. Данная форма вбирает в себя многие элементы народной

культуры:

пение

обрядовых

и

бытовых

песен

(развитие

вокального

и

гармонического слуха), танцы (воспитание физических навыков), демонстрация

своих

продуктов

труда(воспитание

трудовых

навыков),

соревнование

в

словоохотливости (навыки дикции, ораторства), театрализация образов(развитие

фантазии, воображения), игры(навыки раскрепощения). Каждая посиделка имеет

свой сюжет. Сталь Шмаков определяет эту форму камерным праздником,

представляя ее «культурой праздничного развлечения», к которой надо приобщать

и «учить так же, как мы учили детей языку или математике».

Форма гадания пришла к нам из Египта, в древние времена она была

распространена

среди

колдунов,

знахарей,

кудесников.

С принятием

христианства на Руси, гадания стали преследоваться, но они остались в форме

забавы и развлечений. Следует заметить, что эта форма в русской православной

культуре включалась в любой праздник, как «таинственный и веселый обряд» и

приобрела статус игры. С педагогической точки зрения, познавая древние приемы

гадания, знакомясь с ними, молодежь соприкасается с бытом прошлого, зная

приметы, определяет действа природных сил. Каждой области гаданий характерна

своя традиция. С психологической точки, гадания воздействуют на эмоциональное

восприятие, развивают фантазию и воображение.

Всем

формам

гаданий

характерна

самобытность

народа,

его

индивидуальность, где они проводятся, поэтому по своей сути они педагогичны,

относительно региона.

Праздник - монументальная форма проявления культурных традиций

определенного народа. М. Бахтин считает, что любой праздник - «это важная

первичная форма культуры» . Праздник - это своеобразный дневник жизни народа,

его уклада, быта. Применение данной формы в образовательных целях помогает

воспитанию

эстетических

и

этических

норм

поведения,

учит

бережному

отношению

к

образцам

экологической

культуры,

знакомит

с

традициями

прошлого. Праздник - это духовной и материальной культур, со своими устоями,

обычаями, обрядами, историей. Изначально в праздники заложены педагогические

и воспитательные традиции. Данная форма воспитывает чувство сотрудничества,

коллективизма, это «пространство роскоши человеческого общения» (А. де Сент

Экзюпери), духовно обогащает, опять же приобщает к истории края.

Действо народного праздника включает в себя практически все виды

народного искусства. Ценен он еще и тем, что помимо сюжетной линии, в

празднике

задействовано

множество

художественных

образов

со

своим

сценическим действом, принадлежности к периодике праздника. Календарный

праздник полностью состоит из обычаев и обрядов, порой забытых, а это значит,

что по средствам этой формы можно приобщить большую часть подрастающего

поколения к культурному и духовному наследию отцов и дедов. В самом

празднике ритуалы, обычаи и обряды слиты воедино. Вывод: культурное и

духовное наследие народа занимает главенствующее место в праздничном действе,

и представляет непреходящую ценность в народной культуре, а также в

воспитании духовности и эстетичности. Воплощение праздника в сценическом

действе, в театрализованном представлении, - это еще одна форма самовыражения

личности и познавательной активности. Приобщая студента к изучению народного

праздника, к обрядовым праздничным действам, модно воспитать незаурядную

личность, с высоким творческим потенциалом, с приобщением к истории края, с

актерскими и режиссерскими задатками учителя, который воплотит полученные

знания в уроки музыки, во внеклассные занятия.

Исполнительская форма музыкальной деятельности — одна из основ

развития музыкально-творческих способностей подростков. Она включает в себя:

а) многоголосное исполнение обрядовых песен;

б) сценические и танцевальные движения;

в) выступление в роли солиста;

г) манера исполнения.

Немаловажно найти правильный стиль исполнения песни, принадлежащей

тому региону, где она исполняется, поэтому, помимо чистоты интонирования и

гармонического строя, в песнях вырабатывается манера пения. При исполнении

песни, движения играют роль определяющую направление песни, поэтому каждое

движение несет свой смысл. Подготовка к песне - украшение и выражение

обрядности, ритуалистики. Завершенность песне придает атрибутика, а нарядность,

праздничность, а также принадлежность к определенному сословию, этносу,

региону - костюм.

Всё вместе взятое может повлиять на креативность личности, что очень

важно для творческой деятельности ребёнка. Под креативностью мы понимаем

музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской

деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о

народной обрядовой песне. Показателями креативности являются активность,

уверенность, увлеченность различными формами музицирования в области

обрядового фольклора.

При обучении все вышеперечисленные элементы, формы, приемы и

принципы обрядности, взаимодействуя, приобретают значимость в становлении

подростка как личности, влияя на развитие музыкально-творческих способностей в

процессе приобщения к обрядовой культуре в целом, и обрядовой песне в

частности.

Подводя итог вышесказанному, приходим к выводу, что развитие учебных

музыкально-творческих способностей подростков в процессе обучения обрядовой

песни будет достаточно действенным, если будут выявлены методы и формы по

привлечению подростков к изучению обрядовых песен и найдены разнообразные

приёмы в области сочинения и импровизации подголосков к обрядовым песням,

как основе подголосочной полифонии. Всё вместе взятое, говорит о необходимости

творческого

и

неординарного

подхода

к

изучению

обрядовой

песни,

самовыражению подростка, активизации его творческой активности, умению

неординарно мыслить, выходя за рамки научения.



В раздел образования