Автор: Меркушева Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Детская школа искусств "Рапсодия"
Населённый пункт: г. Киров Кировская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование упражнений в организации игрового аппарата учащегося на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дет-
ская школа искусств «Рапсодия» города Кирова
Методическая работа
«Использование упражнений
в организации игрового аппарата учащегося
на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Составитель:
преподаватель фортепианного отделения
МБУДО «ДШИ «Рапсодия» г. Кирова
Меркушева Марина Александровна
Киров 2021 г.
Указанные обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике
начинающих пианистов. Основное внимание на уроках уделяется развитию
музыкальной грамотности, культуре слышания, эмоциональному восприятию
исполняемой музыки. Кроме того, ребёнок учится многообразным приемам
звукоизвлечения, то есть разнообразным пианистическим движениям. Очень
важную роль в этой работе играют упражнения.
2. Организация игрового аппарата учащегося на начальном этапе в
отечественной и зарубежной методике обучения игре на фортепиано.
Вопрос организации пианистического аппарата освещается едва ли не в
каждой методической работе, посвященной обучению и учению игре на
фортепиано.
Книга Анны Даниловны Артоболевской «Первая встреча с музыкой» едва
ли не самое любимое и популярное нотное пособие у детей и педагогов. Вот что
она отмечает в своей работе: «В этот период перед педагогом стоит самая
ответственная, самая трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка. С
первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими,
свободными, естественными. В этой работе каждый педагог должен проявить
искусство, изобретательность, своего рода талант. Ребенок должен ощутить, что
его руки – передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний,
это его голос. Он должен понять и запомнить, что руки могут «говорить»,
извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко; словом, как
чувствуешь, так и «говоришь» - играешь». В своей работе она отмечает, что
занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог
должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при
помощи своих рук. Сказав ребенку, что его руки должны быть свободными,
гибкими, как «резиновый шланг для поливки» (или сделав другое подобное
сравнение), надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кисти
и кончику пальца, «как вода по шлангу». Анна Даниловна говорила: «Лепку»
рук ребенка я начинаю с первой минуты занятий и считаю, что педагог не
может без этого обходиться. Никакими словами, никаким показом нельзя
передать ребенку желаемое и необходимое состояние рук. Лучше, точнее и
полнее,
чем
собственной
рукой,
невозможно
проверить
правильность
положения рук ребенка на клавиатуре. И нет ничего более податливого, чем
руки ребенка в возрасте четырех - пяти лет. Их можно «лепить», как из
пластилина.
То,
что
ощущаешь
сам,
всегда
можно
передать
живым
прикосновением к рукам ребенка, как бы биотоками».
Целый комплекс гимнастических игр и упражнений использовала в
своей
работе
с
детьми
Татьяна
Борисовна
Юдовина-Гальперина.
Это
упражнения для правильной осанки, упражнения для крупных мышц, комплекс
на развитие хватательных движений, дыхательные упражнения, о которых она
рассказывает в своей книге «За роялем без слез, или я – детский педагог».
В пособии Татьяны Ивановны Смирновой «Фортепиано. Интенсивный
курс» также предлагается ряд упражнений, которые помогут ребенку правильно
сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи
свободными делая опору на ноги и т.д.. Для всех упражнений придуманы
названия, которые можно менять, в зависимости от характера, возраста и
особенностей ученика.
Говоря об организации пианистического аппарата, полезно вспомнить
работу Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических
навыков».
Шмидт- Шкловская отмечает в своей работе: «Игра на рояле, как и всякий
труд, требует определенных мышечных усилий. Совершенно расслабленными
руками играть также невозможно, как и выполнять какое-либо другое действие.
Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц.
Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, приподнятым –
состоянием спокойной уверенности и радости. Организацию движений ученика
мы строим таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к
клавиатуре – струнам, отношение к фортепиано как к «поющему» инструменту.
Прикасаться к клавишам будем не ногтем, а мягкой подушечкой пальца – всей
или частью ее, в зависимости от того, какой звук мы хотим получить. Такое
прикосновение позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца и
является одним из условий певучести. Чувствуя упругое сопротивление
клавиши, тем не менее будем стараться не давить на нее, не извлекать звук
толчками и тычками. При выборе положения пальцев необходимо учитывать
индивидуальное строение рук ученика, а также конкретные особенности
звучания и фактуры музыкального произведения».
Английская пианистка и педагог Эдна Майе Барнем создала сборник
«Дюжина упражнений на фортепиано каждый день. Оригинальная система
технического развития юного пианиста», который представляет собой систему,
нацеленную на техническое развитие юного пианиста. Оригинальность этой
системы в том, что Э.М. Барнем предлагает названиями пьес и рисунками к ним
установить ассоциативную связь с мышлением ребенка между исполнением
упражнений на рояле и гимнастическими упражнениями, с целью достижения
психофизического комфорта. Способствующего развитию мышечного чувства
естественности и гибкости рук, силы и независимости пальцев. Книжка
замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден
оригинальный и точный психологический подход к детскому восприятию. Всем
хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься
техническими упражнениями. Они считают это нудным и скучным делом, но
зато
им
нравится
заниматься
физкультурой
-
бегать,
прыгать
и
т.д.
Разнообразные
движения
необходимы
для
их
физического
развития
и
доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в
основу серии. Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными
для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах
при игре на фортепиано». Вот, что она пишет: «Многие люди делают утреннюю
зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны проделать
наши пальцы, перед тем, как начать заниматься. Цель этого пособия – помочь
развить сильные и гибкие руки и пальцы». Перевод на русский язык,
развёрнутое
предисловие
и
комментарии
к
упражнениям
осуществила
преподаватель Новосибирского музыкального колледжа Г.И.Добровольская.
3.Использование упражнений в работе с учащимися начальных классов
для организации пианистического аппарата.
В подготовительный класс к нам приходят дети, за редким исключением,
независимо от их музыкальных данных, с излишней напряженностью мышц
спины и шеи. Причем многие из них в течение долгого времени при всех наших
усилиях не могут полностью расслабиться, снять «зажимы», освободиться от
напряженности. Это явление — гипертонус мышц, «зажатость» — в огромной
степени мешает обучению игре на фортепиано
Гимнастика.
В
своей
педагогической
практике
я
использую
различные
гимнастические упражнения. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать
стоящие перед нами задачи.
•
Упражнения для правильной осанки
1.«Новая и сломанная кукла». Сидеть, как кукла на витрине, затем
расслабиться.
2.Сидя за инструментом. Исходная позиция- «Новая кукла». Покачивать
туловищем с прямой спиной вперёд и назад. Расслабиться.
3.То же упражнение, усложняя его движениями рук. Руки имитируют полёт
большой,красивой,нежной птицы.
4.Стоя - упражнение «Маятник».Чуть наклоненное туловище, расслабленные
руки раскачиваются до полной остановки.
5.«Заводная кукла» для девочек или «Робот» для мальчиков. Ребёнок
изображает заведённую куклу, постепенно «выключаются» по очереди разные
части рук: пальцы, кисть, предплечье, плечо, голова.
6.«Мячик» или «Отдай мне руку». Преподаватель проверяет, насколько ребёнок
умеет расслаблять руку.
7.Вращательные движения кулачками. При этом важно следить за локтями,
которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи опущены вниз.
8.«Шейка» Преподаватель мягко обхватывает голову ребёнка, предлагая ему
расслабить мышцы шеи.
Эти упражнения помогают распрямить туловище, научиться ощущать руки
«из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
Для того чтобы научить ребёнка прямо «держать спину», нужно делать
упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и
для укрепления нижних мышц спины.
•
Упражнения для крупных мышц.
Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате
активизируются мышцы плече–лопаточного отдела, появляется ощущение
«целостности» движений рук «из корпуса».
1.«Мельница». Ребёнок вращает всю руку от плеча, сначала поочерёдно, затем
обе руки вместе.
2.«Цыганочка». Движение плечами вперёд и назад. При этом необходимо
следить, чтобы ученик не поднимал плечи.
3.«Боксик». Ученик выбрасывает поочерёдно свободные руки вперёд, имитируя
движения боксёра.
4.«Прощание». Ученик делает движения рукой, начиная с движения кисти,
постепенно включая всю руку.
5.«Дирижер». Ребёнок изображает жесты дирижёра, при этом амплитуду
движений необходимо менять.
6. «Повороты туловища под музыку.» Всевозможные повороты с распахнутыми
руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном
отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые
при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.
•
Хватательные движения
Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений.
Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а
кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса».
Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это
чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука
при игре! Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают
рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения, дают возможность
крови проходить к самым мелким капиллярам кончиков пальцев. Лучше всего
их делать с небольшими мячиками. Если ребёнку трудно, для начала стоит
использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.
1.Игра с платочком «Кто быстрее». Здесь могут участвовать два ученика, или
преподаватель и ученик. Платочек лежит на столе, по команде участники
пытаются схватить его.
2.«Летающий платочек». Ребенок поднимает руку с платочком вверх и
отпускает платок, при этом, пытается другой рукой поймать его. Затем делает
это одной рукой.
После завершения упражнений с платочками мы переходим к упражнениям с
мячом. Лучше, чтобы он был не резиновый, а теннисный. Подбирать его
следует с учетом размеров рук ребёнка. Если у ученика замедленная
хватательная реакция, то не стоит переходить к упражнениям с мячом, лучше
задержаться на игре с платочком. Очень полезно поиграть в мячик вдвоем:
педагог отпускает его, а ученик подхватывает, не давая упасть. Затем их роли
меняются — до тех пор, пока мячик не упадет.
В доигровой период главная задача двигательной гимнастики — дать ребенку
возможность почувствовать свое тело, научить свободе движений, выработать
осанку. Что касается хватательных, рессорных ощущений, а также ощущения
рук «из корпуса», то эти упражнения нужно повторять даже с теми, кто уже
несколько лет играет на фортепиано. Гимнастика помогает занятиям, снимая
напряжение и усталость.
Несколько слов необходимо сказать о дыхании.
Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от
умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука при
фразировке, и пропевание интервалов «дышащей рукой».
Исполнительское дыхание зависит от музыкальной фразировки. Если ребенок
здоров, то и при игре на инструменте его дыхание бесшумно и ритмично, плечи
не поднимаются. Для того чтобы установить правильное дыхание существует
множество очень полезных и несложных упражнений — разные варианты
вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные
выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно
— так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Предлагаю
использовать несколько таких упражнений:
1.«Оттолкни веточку». Ученик пытается дыханием оттолкнуть воображаемую
веточку. Можно использовать на уроке веточку, лист дерева, пёрышко.
Вариантов много.
2.«Животик дышит». Это упражнение помогает ребёнку почувствовать
включение диафрагмы при дыхании. Можно менять тип дыхания: вдох
короткий, а выдох продолжительный, или наоборот -длинный вдох, короткий
выдох.
Есть дети, которые очень нервничают перед выступлением или даже перед
уроком.
В
этих
случаях
дыхательные
упражнения
помогают
ученику
успокоиться и снизить появившееся от волнения сердцебиение.
3.«Плавание». Ученик повторяет движения рук пловца, при этом на вдохе
раскрывается грудная клетка.
Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным
способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются
до полной остановки.
Организация правильной посадки, упражнения на постановку рук.
Когда ребёнок начинает играть на инструменте, сначала мы рассказываем ему
о правильной посадке. Сошлюсь на слова А.А.Шмидт — Шкловской:
«Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки. Наиболее
удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом
суставе — так называемая «игра всей рукой от плеча».
Практически рука работает не «от плеча», а «из корпуса». Основную нагрузку
при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди,
плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они
укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном
уровне, направляют ее.
Главным
ощущением
правильности
осанки
должно
быть
ощущение
«стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего
корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины — одно из главных
условий неутомляемости аппарата. Высокое положение головы, обусловленное
правильной осанкой, позволяет следить за исполнением как бы со стороны.
Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Наиболее удобна посадка,
при которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь
заранее.
Для приобретения правильной посадки я использую упражнение Галины
Сергеевны Журавлёвой. Ребёнок сидит. Учитель подходит к нему сзади, просит
положить предплечья на его руки. Руки ребёнка расслаблены. Учитель просит
ученика наклонить корпус вперёд, при этом тянуться животом к клавиатуре, а
сам разводит руки ребёнка слегка в стороны. Я возвращаюсь к этому
упражнению довольно часто, особенно на первоначальном этапе обучения.
Юдовина-Гальперина
использовала
в
своей
работе
такой
приём.
Она
подкладывала руку под попу ребёнка, и если чувствовала вес, говорила: «Ох,
как ты тяжело на ладонь мою давишь. Как ей больно!» Ребенок тут же
подтягивался, выпрямлял спину, переносил упор на ноги и в ладонные мышцы
— то есть фактически приходил к правильной посадке.
Несколько упражнений для подготовки исполнительского аппарата к игре на
инструменте, которые я использую в своей практике.
1.Поднять руку , как в упражнении «Подснежник», и ,расслабив, бросить её на
колени. То же, но кисть собрана в расслабленный кулачок. То же, но рука падает
на подушечки пальцев. То же, но рука падает на третий палец, сначала на
колени, потом на крышку, потом на клавишу. Упражнения выполняется
поочерёдно всеми пальцами, 1 и 5 пальцы падают одновременно.
2.«Кошечка».Сидя за столом или на крышке инструмента. Ребёнок опускает
свободные кисти рук на стол,изображая кошечку, которая прыгает на лапки,
затем пальчики ставим на подушечки и собираем кисть.
3.«Воздушный
шарик».
Ребёнок
обхватывает
пальцами
воображаемый
воздушный шарик, стараясь сохранить его круглую форму.
4.«Пальчики
здороваются»
.
Исходное
положение,
как
в
упражнении
«Воздушный шарик». «Здороваемся» разными пальцами: 3-3,2-2 и т. д. Затем
«здороваются» по два пальца ( сначала соседние: 2,3 и 2,3, затем через палец:
2,4 и 2,4 и т.д.)
5.Для ощущения подвижности 1 пальца «Катание шариков» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5
пальцами и круговые движения 1-м пальцем.
Затем мы приступаем к более сложным упражнениям, развивающим
координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое
легато.
1.»Два лифта» (вертикальное).Руки опускаются сначала на расслабленные
кулачки, затем на все пальцы, на 1и 5 пальцы и , наконец, на каждый палец
отдельно.
2.Горизонтальное движение - «Машинка» - водить «машинку» вправо и влево
3.«Марширующие гномы» - разные пальцы шагают ножками, как гномы,
сидящие на стульчиках.
4.«Краб» или «Паучок» - шагают пары пальцев, но разные в левой и правой
руке
5.«Паучки пошли в поход» - все пальцы шагают по - порядку, при этом вес руки
переносится с одного пальца на другой. Сначала одной рукой, затем передаём
«рюкзачок со звуками» другому паучку -другой руке.
6.«Угадай номер пальца». Преподаватель дотрагивается до пальцев ребёнка, а
он угадывает с закрытыми глазами номер пальца. Для закрепления хорошего
знания и ощущения нумерации пальцев мы рассказываем считалочки и
простукиваем их на столе или крышке инструмента разными пальцами двумя
руками.
7.«Вешалка» - поставить пальцы на стол с ощущением, что повесил на них
руки. Затем зацепиться кончиком пальца за край стола, потом за клавишу.
8. «Карандашик». Ребёнок ставит пальцы поочерёдно на незаострённый конец
карандаша, цепляясь за карандаш. Рука свободная.
9.С начинающими я делаю упражнения у стены: «Слон» и «Кошечка», которые
помогают учащемуся почувствовать опору на руки. Ребёнок встаёт лицом к
стене, делает шаг назад, наклоняет корпус вперёд и опирается на стену. При
этом вес тела переносится на руки. В упражнении «Слон» ребёнок опирается на
стену всей кистью, в «Кошечке»- пальцами.
На уроке на все упражнения должно отводиться не более 10 минут, а дома
дети должны выполнять эти упражнения ежедневно в течение 1-2 месяцев.
Основы звукоизвлечения. Штрихи. Подготовительные упражнения.
Хочу вспомнить несколько упражнений, с которых мы начинаем
осваивать игру на инструменте. Они подробно описаны в главе «Основы
звукоизвлечения» в книге Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской «О воспитании
пианистических навыков».
1.Упражнение «Опора звука». Перед началом упражнения и на паузах
(счёт «три-четыре») руки спокойно лежат на коленях. На счёт «раз-два»
извлекается звук по очереди каждым пальцем сначала одной рукой, потом
двумя.
2.Перенесение рук с одной опоры на другую, расположенную на другом
уровне. Взятие звука сверху и снизу. Руки на коленях. На счёт «раз» - положить
руку на пюпитр; на счёт «два» -взять звук; на счёт «три»- руки на коленях;
«четыре» -взять звук. Играть одной и двумя руками. Я называю это упражнение
«Кузнечик».
3.Проверка
опоры
и
«проводимости
звука».
Неиграющей
рукой
«покачаться»
сверху
на
кисти,
предплечье,
плече
играющей
руки
и
почувствовать, как вся рука пружинит и «пропускает» звук. Я называю
упражнение «Качели». Также незанятой рукой можно слегка поднимать локоть,
плечо
и
предплечье
играющей
руки,
чтобы
проверить
их
лёгкость.
4.Проверка свободы незанятых пальцев и всей руки. Взять звук одним пальцем,
остальными повибрировать в воздухе или похлопать по клавишам.
Далее держась на опорном пальце, слегка раздвинуть свободные пальцы
и вернуть их в исходное положение. Растяжение происходит в ладони,
положение кисти не меняется.
5.Проверка цепкости кончика пальца. Повиснуть одной рукой на кончике
пальца, а другой попытаться стащить её. Фаланги опорного пальца не
скрючиваются, палец держится на «подушечке».
Упражнение я называю «Крючочки».
6.«Погружение в клавиатуру».
Взять звук на черной клавише слегка
закругленным пальцем, проверить опору, качество звучания. На счет «раз —
два» движением от себя «погружать» палец вглубь клавиатуры (на клавишу
стараться не давить). Остальные пальцы свободно раздвигаются веером. На
счет «три — четыре» они возвращаются в исходное положение и сами собой
собираются. Упражнение выполняется каждым пальцем по очереди одной и
двумя руками. Опорный палец не сгибается и не «ломается» в межфаланговых
суставах.
Игра нон легато.
Современная методика рекомендует начинать с игры нон легато, вернее –
портаменто, в связи с тем, что вводится в действие вся рука, устанавливается
координация между работой руки и пальцев, устраняется на первых порах
забота, о взаимной согласованности пальцевых действий. Ребёнок начинает
играть штрихом нон легато только третьим пальцем. Можно играть по черным
клавишам
от
нижнего
к
верхнему
регистру
и
обратно
перекрестным
движением. После игры на черных клавишах можно начинать играть на белых.
Я называю это упражнение «Радуга» и «Перелёты» .В начале работы ученик
играет одним пальцем, через некоторое время использует разные пальцы,
которые осваивает в следующем порядке: 3-й, 2-й, 4-й. После закрепления
первоначальных навыков исполнения данными пальцами можно переходить к
игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних лучше начинать игру не отдельно
каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Сначала квинты играем лишь
на черных клавишах каждой рукой , затем обеими руками одновременно и
попеременно то правой, то левой рукой. Позднее я даю детям упражнения на
игру разными парами пальцев (1–2, 1–3, 1–4,1–5): сначала секундами, потом
терциями и квартами. Первый палец — на белой клавише, а другой палец в
каждой «паре» — на черной. Ребенок «порхает» по клавиатуре, чередуя октавы.
Это упражнения «Бабочка» или «Стрекозка». Далее переходим к игре на белых
клавишах. Что очень важно — слегка, незаметно дотрагиваться до локтей
ребенка, как бы проверяя, не напряжены ли они, поскольку как только локти
напрягаются, сразу напрягаются кисть и первый палец. При выборе пьес лучше
начинать с тех, в которых мелодия равномерно распределена между обеими
руками и охватывает оба нотных стана, либо играть третьими пальцами обеих
рук одновременно (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами
занимает довольно продолжительный период. Ребенок учится согласованности
движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя
руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими
пальцами и решать все последующие задачи.
Сразу же после введения 1-го и 5-го пальцев на игре квинт, переходим к игре
терций. Сначала — 2-м и 4-м пальцами, потому что они одинаковой длины.
Затем выборочно и очень индивидуально либо 3-м и 5-м, либо 3-м и 1-м. Если
мизинец, например, не очень ровный, то лучше 3-м и 1-м. Если большой палец
внушает опасения, то 3-м и 5-м.
Освоение приёма стаккато.
При игре стаккато без лишних движений рука совершает взлет от клавиши и
дуговым движением через одну–две–три октавы опускается с опорой на другую
клавишу. Затем стаккато в одной октаве, через несколько октав опять стаккато и
возвращаемся на первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок
выполняет отдельно правой и левой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по
всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такие
«полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать
поддержку нижних мышц спины и поясницы. Очень важно следить за тем,
чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло еще до
выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые
пальцы не напрягались.
Начало игры штрихом легато.
Начинаем вводить в игру легато всегда сначала наиболее сильные
пальцы 2 и 3 - упражнение «Мама». Далее подключается 4 палец - упражнение
«Мамочка», затем игра всеми пальцами подряд. Освоение игры легато сильным
и слабым пальцами происходит постепенно.
Подкладывание 1-го пальца лучще всего осваивать на элементах
хроматической гаммы, то есть играть от черной клавиши любым пальцем к
первому — на белой.
Упражнение «Стрекоза»: до диез берем вторым пальцем, плавно
переводим первый палец на ре и играем ре первым пальцем стаккато. Играем в
разных октавах, перенося дугообразным движением руку. Играем в разных
комбинациях пальцев, оставляя на ре всегда первый.
По белым клавишам мы играем упражнения 1 и 2 пальцем: «Осторожный
зайка» и «Смелый зайка». «Осторожный зайка» - при движении вверх по гамме
играть 2-1 пальцем, переступая беззвучно на одной клавише, при движении
вниз- 1-2 пальцем правой рукой и левой рукой соответственно:1-2 пальцем
придвижении вверх, 2-1 пальцем при движении вниз. «Смелый зайка»- игра
гаммы вверх подряд 2-1 пальцем каждой рукой отдельно.
В 1 классе я включаю в работу упражнения из сборника Фердинанда
Бейера
«Упражнения
юного
пианиста».
В
сборнике
представлены
20
упражнений: сначала для правой — с 1 по 10, затем, с 11 по 20 - левой руки. Это
упражнения
на
комбинацию
сильных
и
слабых
пальцев
в
пределах
пятипальцевой позиции. Более подвинутым учащимся их можно играть в
унисон двумя руками.
Постепенно мы переходим к игре гамм.
Игра гамм является
завершающим этапом комплексной работы по организации пианистического
аппарата. Гаммам в традиционном методе обучения отводится и еще одна
важная функция — решить технические задачи, добиться беглости пальцев.
Однако раннее их исполнение не продвинет технически наших детей. Не стоит
им играть также и большие и длинные этюды. Чтобы воспитать независимость
и беглость пальцев, я использую большое число мини–этюдов, в две–четыре
строчки. Их можно играть, разучивая эскизно, и при этом знакомиться с
разнообразием
фортепианной
фактуры.
Некоторые
из
них
полезно
транспонировать.
Начиная со 2 класса, а с какими -то учащимися уже со второго
полугодия 1 класса, мы переходим к игре упражнений из сборника Эдны Майе
Барнем «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день. Оригинальная
система технического развития юного пианиста», о котором шла речь выше.
Упражнения
составлены
группами:
5
разделов
по
12
упражнений
и
расположены
по
принципу
возрастающей
сложности.
Первая
тетрадь
представляет собой в основном упражнения в пределах одной позиции.
Позиционная
игра
помогает
правильной
постановке
рук,
способствует
освоению разнообразных приёмов звукоизвлечения. В следующих тетрадях
диапазон клавиатуры постепенно расширяется, усложняются и звуковые задачи.
В целом охвачен весь комплекс базовых технических формул: гаммообразные
пассажи, арпеджио разных видов, аккордовая фактура, скачки, двойные ноты,
элементы крупной техники, отработка штрихов стаккато и легато.
Как учить все эти упражнения советует сама Э. М. Барнем: «Не
пытайтесь учить всю дюжину упражнений в первую неделю работы по этой
книге! Лучше учить два или три упражнения и делать их каждый день перед
занятиями на рояле. Когда они будут освоены, добавьте ещё несколько
упражнений, потом ещё. И продолжайте добавлять каждую неделю, пока не
сможете хорошо сыграть все двенадцать. Когда первая дюжина (раздел 1) будет
вами освоена в совершенстве, начинайте учить в том же порядке вторую
дюжину.
Когда
книга
закончится,
все
или
некоторые
разделы
можно
транспонировать в разные тональности».
4.Заключение.
В самом начале обучения, а именно с первых уроков, следует развивать у
учащегося
способность
к
выполнению
целенаправленных
естественных
пианистических движений, которые с годами совершенствуются. Очень важно
сбалансировать во времени все фазы обучения, индивидуально подходить к
каждому ученику, оценивая его психофизические, музыкальные и иные
природные возможности.
Моторная неловкость, которая нередко наблюдается в игре учащихся,
чаще всего обусловлена неправильной посадкой, нарушениями осанки,
требованием физически непосильного для ребенка звукоизвлечения, ранним
включением в работу мелких мышц без необходимой поддержки всех групп
мышц (особенно крупных) и т. д.
«Весовая игра» при участии необходимых мышц, правильные посадка и
осанка,
естественное
дыхание
и
слуховой
контроль,
культура
звука,
настроение,
желание
передать
через
музыку
эмоционально–образное
содержание произведения , четко и осмысленно подобранный нотный
репертуар - это и есть необходимые компоненты для рождения маленького
пианиста.
5.Список используемой литературы.
1.Альтерман С.С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6
лет. I и II тетрадь.-С.Петербург: Композитор, 1999г.
2.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.:
Российское Музыкальное Издательство, 1996 г.-103 с.
3.Барнем Э.М. Дюжина упражнений на фортепиано каждый день.
Оригинальная система технического развития юного пианиста. Книга первая.-
Новосибирск, 2002 г.- 40 с.
4.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – М.- Л.: Сов.композитор, 1973
г.- 270 с.
5.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М.: Издательство
ЦСДК, 1994 г.- 55 с.
6.Тимакин Е.Н. Воспитание пианиста: методическое пособие.- М.:
Советский композитор, 1984 г.- 144 с.
7.Шмидт – Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.:
Музыка, 1985 г.- 69с.
8.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог.
Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996 г.- 193 с.