Напоминание

"Народный танец - источник всех видов хореографии"


Автор: Мухаметдинова Ирина Михайловна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ п. Полетаево"
Населённый пункт: п. Полетаево Челябинской обл.
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Народный танец - источник всех видов хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: «Народный танец - источник всех видов хореографии».

Красота и мудрость народного творчества отшлифовывается веками.

Но, лучшее в народном творчестве не только сохраняется, но постоянно

пересматривается, как бы просеивается через сито времени. Традиции

постоянно обновляются, ибо, как известно, отразить современность вне

новаторства невозможно.

Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные,

бытовые танцы, классический балет.

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные

процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что

чувства, переживания человека она передает в пластической образно -

художественной форме.

Сугубо интернациональным является распространение среди все

большего числа современных национальных культур жанровых форм

искусства: романа, симфонии, оперы, балета. Но здесь интернациональное не

сводится к факту их распространения среди большего числа народов.

Каждый народ вносит свой вклад в мировое развитие балета как

художественного явления. Стиль произведений национальных балетных

театров, в основе лексики которых лежит язык классического балета, в то же

время в значительной степени определен и связан со стилем национальной

поэтики народа, его литературой, музыкой, прикладным искусством и,

конечно национальной хореографией прошлого и настоящего.

Несравненное богатство, народность нашего искусства состоит именно в

том, что оно не отбрасывает национальные особенности, а активно впитывает

все лучшее, чем располагает каждая нация.

Танец - не только сочетание определенных движений. Это - своеобразное

музыкально - пластическое выражение образного мышления создавшего его

народа. Непосредственно просто выучить по записи движения. Тот, кто с

увлечением занимается искусством хореографии, прежде чем выступить на

сцене в качестве исполнителя, а тем более постановщика, должен знать

особенности хореографии народа, чей танец он исполняет, познакомиться с

его музыкальной культурой, историей костюма.

Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с

жизнью народа, его бытом, трудом, художественным вкусом. Танец не зря

называют своеобразной летописью народной жизни. Народ сам хранил свои

танцевальные сокровища. Из поколения в поколение передавались формы

танца и манера их исполнения.

Интерес к искусству танца неуклонно растет. В репертуаре

большинства народных танцевальных коллективов можно увидеть

кавказскую лезгинку и украинский гопак, русский перепляс и

белорусский танец.

Цель моего методического сообщения раскрыть понятие

народного танца как источника всех видов хореографии, показать

виды народных танцев и их практическое применение.

Народная хореография является одним из популярных и

любимых видов художественной самодеятельности. Большинство

коллективов ориентируется в своей работе на фольклорные

традиции и создает свои сценические варианты народных танцев.

В работе по созданию танца нет мелочей. Это творческий,

созидательный и воспитательный процесс.

Жизнь ставит перед хореографией большие и сложные

творческие задачи. Выполнение их требует глубокой

профессиональной оснащенности. Чтобы создать новые танцы,

необходимо изучить образы народной хореографии, познакомиться

с их главными формами, композиционной структурой, основными

движениями, ритмами, манерой исполнения. Примером такого

вдумчивого отношения к народному танцу является деятельность

Тамары Степановны Ткаченко – профессора хореографии, автора

нескольких фундаментальных работ в области народно –

сценического танца. Ее книга “Народный танец” является

настольной книгой педагогов – хореографов.

В своей работе я так же пользуюсь книгой А.А. Климова

”Основы русского народного танца”. Серия книг написана народной

артисткой СССР, главным балетмейстером Хора имени Пятницкого

Татьяной Алексеевной Устиновой и посвящена русскому танцу.

Я в своей работе, ссылаясь на материалы, очерки о народном

танце, его разновидностях и особенностях, пытаюсь

исследовать народный танец – как объект и показать, что народный

танец является источником всех видов хореографии.

Так как я работаю в Детской школе искусств и преподаю народный и

народно-сценический танец, мне очень близка эта тема. Народно-

сценические танцы - прекрасный материал для учебных занятий. Здесь, как и

в театральной практике, может изменяться содержание танца,

композиционный рисунок, могут усложняться движения, создаваться их

новые оригинальные сочетания. Но обязательно должны быть выявлены

образы, сохранены типично национальные черты танца, манера исполнения.

Сценический танец - искусство точных, выверенных движений, следующих

темпо ритмической структуре музыкальной партитуры, искусство стройных

и строгих композиционных решений, значение которых возрастает при

постановке массовых танцев. В своей интерпретации балетмейстерского

замысла танцовщик не волен изменять текст или варьировать порядок

движений, что возможно в фольклоре. Многоликость выразительной

природы - вот сфера проявления импровизации и исполнительского начала в

сценической хореографии.

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные

процессы взаимоотношения людей . Специфика ее состоит в том, что

чувства, переживания человека она передает в пластической образно-

художественной форме. Среди разновидности сценического танца нашего

времени нельзя не назвать эстрадный танец, а теперь современный танец.

Этот жанр – создание нашего века, если бы большой опыт бытования на

сценических подмостках балаганов и театров не послужил основой для

появления эстрадной (современной)хореографии.

Фактически на эстраде используются все разновидности сценического

танца – это и классический, и народный, и характерный, и акробатический, и

бальный, и спортивный, и сольный, сюжетный, игровой. И все эти

разновидности в данном случае подчинены законам эстрады, особому

контакту со зрителем, непосредственному включению его в события

происходящие на сцене.

Большую роль над созданием танца играет знание фольклорного

творчества народа, изучение и понимание того, что им создано в прошлом.

Практика показывает, что народный танец любой страны глубоко

национален. Композиция танца, манера исполнения, темпы ритмы движения,

жесты, музыка, мимика, костюмы – все эти элементы ярко выражают

национальные особенности.

Народный танец прошел сложный путь творческого развития. Каждая

историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощение

сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.

При всей кажущейся простоте народного танца, в нем не только имеет место

опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание,

художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым

общественные и художественные потребности своего времени. Это делает

каждое произведение народного творчества образцом, в котором

выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.

Овладевая всем богатством и многообразием материала по народному

танцу, его традициям, танцевальные коллективы на этой базе могут создавать

новые произведения и отражать нашу действительность.



В раздел образования