Напоминание

Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио


Автор: Казанкова Екатерина Сергеевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБУ ДО ДШИ с.Святославка
Населённый пункт: Россия, Саратовская область, село Святославка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБУ ДО ДШИ С.Святославка

Методическое сообщение

«Развитие чувства метроритма на

уроках сольфеджио»

Составитель:

Преподаватель

музыкально – теоретических дисциплин

Казанкова Е.С.

с.Святославка 2022г.

«Ритм в музыке – пульсация,

свидетельствующая о жизни» -

А. Г. Рубинштейн.

«Ритм – это скелет в музыкальном произведении, без которого музыка не

могла бы

существовать», говорил современный гобоист и педагог Иван Фёдорович

Пушечников.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

Систематическое развитие ритмических навыков - необходимое условие для

грамотного разбора нотного текста на всех этапах обучения музыканта.

Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе

музыкальной

деятельности.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

- ощущение равномерности движения в разных темпах;

- ощущение размера, т.е. сочетание и чередование ударных и безударных

долей;

- сознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности,

т.е.

ритмического рисунка.

Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и

сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у

человека

возникает потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.

Воздействие

ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является

как бы

простейшим, первичным проявлении музыкальности. Умение охватывать

многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых

пульсирующих долей – этот навык и составляет главное направление работы

над

ритмом на уроках сольфеджио.

Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в

себя

восприятие, понимание и воплощение ритмической стороны музыкального

образа.

Формирование чувства метроритма у учащихся – одна из наиболее важных и

сложных задач музыкальной педагогики.

Развитие чувства метроритма – важнейшая форма работы на уроках

сольфеджио. Кроме того, ритмическое воспитание является составляющей

частью

освоения всех учебных дисциплин в процессе обучения в музыкальных

школах и в

школах искусств. Ритм формирует речь, становление слуха, развивает

интеллектуальные возможности ребёнка.

Практика показывает, что систематическая работа над ритмом позволяет

превратить

чтение нотного текста в естественную деятельность. Кроме того, при

регулярном

чтении ритмического рисунка произведения параллельно со звучанием

музыки,

участники непроизвольно переходят на пение, и интонационные дефекты

уходят

сами по себе, без привлечения к ним особого внимания.

Таким образом, при воспитании чувства метроритма на занятиях по

сольфеджио следует использовать специальные ритмические упражнения,

составленные с учётом возрастных особенностей учащихся. Без чувства

ритма

музыкальная деятельность невозможна. Формирование этого чувства – одна

из

важнейших задач педагога.

Основные формы работы над развитием чувства метроритма

на уроках сольфеджио в 1 классе ДМШ

Современная методика предлагает освоение метроритма через движение:

ходьбу,

простукивание, дирижирование. Основоположником современной теории

ритмического воспитания является швейцарский музыкант-педагог Жак

Эмиль

Далькроз

(1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он

впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий

композитор и

педагог Карл Орф (1895-1982), изложивший в своем сборнике «Шульверк»

основные

принципы ритмического воспитания детей – движение, речь, игра на

элементарных

музыкальных инструментах.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в различных

формах работы

на уроках сольфеджио: пении песен с прохлопыванием пульса и ритма,

ритмизация

текста, ритмических диктантах, остинато и канонах, сольфеджировании с

дирижированием, сольмизации и творческих заданиях (импровизация,

сочинение).

Рассмотрим изложенные выше формы работы над метроритмом у учащихся

1 класса

ДМШ.

I.Пение разучиваемых песен с прохлопыванием метрических долей

и ритмического рисунка.

В данном разделе возможны следующие варианты заданий:

1. Исполнение песни с пульсом;

2. Слушание музыки с определением размера (2/4 или 3/4), и

простукиванием

метрических долей (сильную долю акцентировать);

3. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка с текстом и ритмо-

слогами («стоп» - половинная длительность, «шаг» - четвертная, «бегать» -

восьмые,);

4. Пение с «переходом» (1 куплет исполняется с пульсом, 2 куплет с ритмом;

то же

самое по фразам);

5. Одновременное исполнение пульса и ритма группами учащихся или двумя

учениками;

6. Одновременное исполнение пульса левой рукой, а ритма правой рукой

самим

учащимся (2 вариант – пульс шагать, а ритм хлопать).

Примеры песен: «Добрый жук» А. Спадавеккиа, Е. Шварца; «Строим мы

мажор»

О.П. Камозиной.

Для достижения эффективного результата в развитии чувства ритма

целесообразно

вычленять и прорабатывать отдельно различные ритмические обороты как в

специальных ритмических упражнениях, так и в музыкальных

произведениях.

II.Ритмизация слов, фраз, небольших стихотворений.

В данной форме работы над ритмом используется так называемый метод

«вербального эквивалента» К. Орфа, т.е. усвоение ритмических оборотов

через

звучащее слово.

Варианты заданий:

1. Подбор слов к ритмооборотам;

2. Ритмизация фраз (например, «Косой, косой не ходи босой», «Солнышко,

солнышко,

ярче нам свети», «Ворон в гнездо уложил воронят»);

3. Ритмизация стихотворений (например, «Как под горкой, под горой» р.н.п.,

«Петрушки» Ю. Слонова, «Колечко» греческая народная песня).

Выполняя данные задания, целесообразно использовать ритмические

карточки или

другие наглядные пособия.

III.Ритмические диктанты – основная форма работы, предшествующая

записи мелодии.

В данном разделе возможны следующие варианты заданий:

1. Повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом (игра

«ритмическое

эхо»);

2. Запоминание ритма, показанного на несколько секунд с последующим

исполнением

ритмослогами;

3. Исправление ошибок в записи ритма;

4. Дописывание ритма в пропущенных тактах;

5. Узнавание по ритмическому рисунку знакомой мелодии (ритм может быть

прохлопан, сыгран на одном звуке или записан на доске);

6. Запись ритма знакомой мелодии по памяти;

7. Запись ритма «стенограммой».

IV.Для освоения ритма, творческих навыков, ощущения жанра и формы

используется остинато – короткая ритмическая фигура, отрабатываемая на

уроке.

Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне

или пьесе.

Каждое остинато темброво дифференцируется либо ритмическим

оформлением, либо

ударными инструментами (барабаны, тарелки, треугольники, бубны). По

Орфу

остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм

остинато на

простой ритмический рисунок и, наоборот. К каждой части пьесы должно

подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы.

V.Весьма полезной формой работы над развитием чувства метроритма

является исполнение ритмических канонов с текстом или ритмослогами

(например, «Осенняя песенка» А. Плещеева со сдвигом на один такт).

VI.На уроках сольфеджио необходимо применять игры и задания,

развивающие творческие способности у учащихся.

К таким относятся:

1. Игра «Эхо-ответ» или «Эхо с продолжением», когда ученик заканчивает

фразу

учителя или прохлопывает вариацию на нее;

2. Игра «Вопрос-ответ», в которой два ученика сочиняют ритм, исполняя его

на детских

инструментах, фортепиано или прохлопывая ритмослогами;

3. Составление ритма по карточкам;

4. Сочинение ритма и его запись.

VII.Еще один вид ритмического упражнения – сольмизация, т.е.

прохлопывание текста с названием нот. Данный вид работы особенно

полезен при

первичной обработке нового примера. А для учеников с нечистой

интонацией

особенно важен и необходим, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту

пения,

сосредоточится на ритмической стороне мелодии.

VIII.Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет

дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет

для

учащихся значительную трудность. Поэтому его можно заменить

тактированием.

Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и

отрабатывается схема жестов.

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых

мелодий,

упражнениях, а также при слушании музыки.

Дирижирование поможет учащимся ощутить двухдольность и трехдольность

музыкального произведения, передать его характер и жанр.

Описанные выше формы работы являются весьма полезными и

эффективными при

развитии чувства метроритма у учащихся младших классов, и помогут

педагогу в

этом непростом виде деятельности на уроке сольфеджио.

Работе над воспитанием чувства метро-ритма должно быть уделено много

внимания.

К этому надо приучать учащихся с самого начала. Ритмом нужно заниматься

не

только одновременно с работой над интонацией, но и отдельно. Главное –

воспитание

чувства метричности в разных темпах, свободы дирижёрского жеста и

проработка

разных ритмических длительностей.

«И всё-таки, главное в музыке ритм и только он один!»

Н. А. Римский-Корсаков.

Список используемой литературы.

А. Островский Курс теории музыки. Л.:Музыка, 1998.

М. Картавцева Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. –

М.,1978.

Л.Синяева Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио. –

М.:

«Музыка», 1988

В.Вахрамеев Методика преподавания сольфеджио.– М.: «Музыка», 1978

В. Холопова Проблемы музыкального ритма. . – М.: «Музыка», 1993



В раздел образования