Автор: Казанкова Екатерина Сергеевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБУ ДО ДШИ с.Святославка
Населённый пункт: Россия, Саратовская область, село Святославка
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
ГБУ ДО ДШИ С.Святославка
Методическое сообщение
«Развитие чувства метроритма на
уроках сольфеджио»
Составитель:
Преподаватель
музыкально – теоретических дисциплин
Казанкова Е.С.
с.Святославка 2022г.
«Ритм в музыке – пульсация,
свидетельствующая о жизни» -
А. Г. Рубинштейн.
«Ритм – это скелет в музыкальном произведении, без которого музыка не
могла бы
существовать», говорил современный гобоист и педагог Иван Фёдорович
Пушечников.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Систематическое развитие ритмических навыков - необходимое условие для
грамотного разбора нотного текста на всех этапах обучения музыканта.
Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе
музыкальной
деятельности.
В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:
- ощущение равномерности движения в разных темпах;
- ощущение размера, т.е. сочетание и чередование ударных и безударных
долей;
- сознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности,
т.е.
ритмического рисунка.
Б. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и
сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у
человека
возникает потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.
Воздействие
ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является
как бы
простейшим, первичным проявлении музыкальности. Умение охватывать
многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых
пульсирующих долей – этот навык и составляет главное направление работы
над
ритмом на уроках сольфеджио.
Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в
себя
восприятие, понимание и воплощение ритмической стороны музыкального
образа.
Формирование чувства метроритма у учащихся – одна из наиболее важных и
сложных задач музыкальной педагогики.
Развитие чувства метроритма – важнейшая форма работы на уроках
сольфеджио. Кроме того, ритмическое воспитание является составляющей
частью
освоения всех учебных дисциплин в процессе обучения в музыкальных
школах и в
школах искусств. Ритм формирует речь, становление слуха, развивает
интеллектуальные возможности ребёнка.
Практика показывает, что систематическая работа над ритмом позволяет
превратить
чтение нотного текста в естественную деятельность. Кроме того, при
регулярном
чтении ритмического рисунка произведения параллельно со звучанием
музыки,
участники непроизвольно переходят на пение, и интонационные дефекты
уходят
сами по себе, без привлечения к ним особого внимания.
Таким образом, при воспитании чувства метроритма на занятиях по
сольфеджио следует использовать специальные ритмические упражнения,
составленные с учётом возрастных особенностей учащихся. Без чувства
ритма
музыкальная деятельность невозможна. Формирование этого чувства – одна
из
важнейших задач педагога.
Основные формы работы над развитием чувства метроритма
на уроках сольфеджио в 1 классе ДМШ
Современная методика предлагает освоение метроритма через движение:
ходьбу,
простукивание, дирижирование. Основоположником современной теории
ритмического воспитания является швейцарский музыкант-педагог Жак
Эмиль
Далькроз
(1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он
впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий
композитор и
педагог Карл Орф (1895-1982), изложивший в своем сборнике «Шульверк»
основные
принципы ритмического воспитания детей – движение, речь, игра на
элементарных
музыкальных инструментах.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в различных
формах работы
на уроках сольфеджио: пении песен с прохлопыванием пульса и ритма,
ритмизация
текста, ритмических диктантах, остинато и канонах, сольфеджировании с
дирижированием, сольмизации и творческих заданиях (импровизация,
сочинение).
Рассмотрим изложенные выше формы работы над метроритмом у учащихся
1 класса
ДМШ.
I.Пение разучиваемых песен с прохлопыванием метрических долей
и ритмического рисунка.
В данном разделе возможны следующие варианты заданий:
1. Исполнение песни с пульсом;
2. Слушание музыки с определением размера (2/4 или 3/4), и
простукиванием
метрических долей (сильную долю акцентировать);
3. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка с текстом и ритмо-
слогами («стоп» - половинная длительность, «шаг» - четвертная, «бегать» -
восьмые,);
4. Пение с «переходом» (1 куплет исполняется с пульсом, 2 куплет с ритмом;
то же
самое по фразам);
5. Одновременное исполнение пульса и ритма группами учащихся или двумя
учениками;
6. Одновременное исполнение пульса левой рукой, а ритма правой рукой
самим
учащимся (2 вариант – пульс шагать, а ритм хлопать).
Примеры песен: «Добрый жук» А. Спадавеккиа, Е. Шварца; «Строим мы
мажор»
О.П. Камозиной.
Для достижения эффективного результата в развитии чувства ритма
целесообразно
вычленять и прорабатывать отдельно различные ритмические обороты как в
специальных ритмических упражнениях, так и в музыкальных
произведениях.
II.Ритмизация слов, фраз, небольших стихотворений.
В данной форме работы над ритмом используется так называемый метод
«вербального эквивалента» К. Орфа, т.е. усвоение ритмических оборотов
через
звучащее слово.
Варианты заданий:
1. Подбор слов к ритмооборотам;
2. Ритмизация фраз (например, «Косой, косой не ходи босой», «Солнышко,
солнышко,
ярче нам свети», «Ворон в гнездо уложил воронят»);
3. Ритмизация стихотворений (например, «Как под горкой, под горой» р.н.п.,
«Петрушки» Ю. Слонова, «Колечко» греческая народная песня).
Выполняя данные задания, целесообразно использовать ритмические
карточки или
другие наглядные пособия.
III.Ритмические диктанты – основная форма работы, предшествующая
записи мелодии.
В данном разделе возможны следующие варианты заданий:
1. Повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом (игра
«ритмическое
эхо»);
2. Запоминание ритма, показанного на несколько секунд с последующим
исполнением
ритмослогами;
3. Исправление ошибок в записи ритма;
4. Дописывание ритма в пропущенных тактах;
5. Узнавание по ритмическому рисунку знакомой мелодии (ритм может быть
прохлопан, сыгран на одном звуке или записан на доске);
6. Запись ритма знакомой мелодии по памяти;
7. Запись ритма «стенограммой».
IV.Для освоения ритма, творческих навыков, ощущения жанра и формы
используется остинато – короткая ритмическая фигура, отрабатываемая на
уроке.
Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне
или пьесе.
Каждое остинато темброво дифференцируется либо ритмическим
оформлением, либо
ударными инструментами (барабаны, тарелки, треугольники, бубны). По
Орфу
остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм
остинато на
простой ритмический рисунок и, наоборот. К каждой части пьесы должно
подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы.
V.Весьма полезной формой работы над развитием чувства метроритма
является исполнение ритмических канонов с текстом или ритмослогами
(например, «Осенняя песенка» А. Плещеева со сдвигом на один такт).
VI.На уроках сольфеджио необходимо применять игры и задания,
развивающие творческие способности у учащихся.
К таким относятся:
1. Игра «Эхо-ответ» или «Эхо с продолжением», когда ученик заканчивает
фразу
учителя или прохлопывает вариацию на нее;
2. Игра «Вопрос-ответ», в которой два ученика сочиняют ритм, исполняя его
на детских
инструментах, фортепиано или прохлопывая ритмослогами;
3. Составление ритма по карточкам;
4. Сочинение ритма и его запись.
VII.Еще один вид ритмического упражнения – сольмизация, т.е.
прохлопывание текста с названием нот. Данный вид работы особенно
полезен при
первичной обработке нового примера. А для учеников с нечистой
интонацией
особенно важен и необходим, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту
пения,
сосредоточится на ритмической стороне мелодии.
VIII.Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет
дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет
для
учащихся значительную трудность. Поэтому его можно заменить
тактированием.
Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и
отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых
мелодий,
упражнениях, а также при слушании музыки.
Дирижирование поможет учащимся ощутить двухдольность и трехдольность
музыкального произведения, передать его характер и жанр.
Описанные выше формы работы являются весьма полезными и
эффективными при
развитии чувства метроритма у учащихся младших классов, и помогут
педагогу в
этом непростом виде деятельности на уроке сольфеджио.
Работе над воспитанием чувства метро-ритма должно быть уделено много
внимания.
К этому надо приучать учащихся с самого начала. Ритмом нужно заниматься
не
только одновременно с работой над интонацией, но и отдельно. Главное –
воспитание
чувства метричности в разных темпах, свободы дирижёрского жеста и
проработка
разных ритмических длительностей.
«И всё-таки, главное в музыке ритм и только он один!»
Н. А. Римский-Корсаков.
Список используемой литературы.
А. Островский Курс теории музыки. Л.:Музыка, 1998.
М. Картавцева Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. –
М.,1978.
Л.Синяева Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио. –
М.:
«Музыка», 1988
В.Вахрамеев Методика преподавания сольфеджио.– М.: «Музыка», 1978
В. Холопова Проблемы музыкального ритма. . – М.: «Музыка», 1993