Автор: Андриянова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " ООШ №1"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Лениногорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска». Индивидуальная беседа как ведущий метод классного руководителя с отдельным учеником»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа №1г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Статья по теме
«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их
преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми
«группы риска». Индивидуальная беседа как ведущий метод
классного руководителя с отдельным учеником»
Классный руководитель:
Андриянова Людмила Александровна
2022-2023 учебный год
1."Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления"
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что
ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена
тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и
по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы
личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль.
Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы: первая -
неправильные представления и действия отцов и матерей, связанные с
влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; вторая -
неправильные
представления
и
поступки
родителей,
связанные
с
целенаправленным воздействием на формирование личности школьника.
К числу наиболее серьёзных и типичных ошибок в семейном воспитании
относится
недооценка
роли
личного
примера
родителей,
единства
предъявляемых к ребёнку требований, недостаточное внимание к организации
жизни детей в семье. Не менее пагубно на формирование личности детей в
семье отражается перекладывание ответственности за воспитание детей на
ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда;
неумение пользоваться поощрениями и наказаниями; применение физических
наказаний; отсутствие такта в отношениях с ребёнком; ссоры родителей в
присутствии детей; неправильное поведение отдельных родителей в быту
(пьянство,
скандалы);
переоценка
родителями
своих
воспитательных
возможностей и др. Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно
воздействуют
не
только
на
успеваемость
и
общественную
активность
школьников, но и на формирование у них трудолюбия, коллективизма,
инициативности,
дисциплинированности,
ответственности,
честности
и
требовательности к себе.
Бессмысленно
искать
панацею,
которая
избавит
от
разнообразных
и
многочисленных ошибок, встречающихся в семейном воспитании детей.
Универсального рецепта здесь быть не может. Исправление каждой такой
ошибки требует своего особого решения или, чаще всего, выбора оптимального
средства из нескольких возможных. Осознание и верное истолкование своей
ошибки подскажет родителю и путь её устранения.
Предупредить педагогические ошибки родителей - вот наиболее верный путь
совершенствования воспитания детей в семье. Каждая совершённая родителями
ошибка уже оказала своё отрицательное воздействие на ребёнка. Для
нейтрализации и устранения её последствий требуется чрезвычайно много
усилий... . Да и успехи не всегда очевидны...
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к
минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть
типичные
ошибки
семейного
воспитания,
необходимо
помнить
общие
внутрисемейные
психологические
факторы,
имеющие
воспитательное
значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие
в его жизни сложности и помогать развивать свои
умения и
таланты;
Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым
самостоятельно принимать решения;
Иметь представления о различных этапах в жизни ребёнка;
Уважать право ребёнка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к
ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что
обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов
семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
В ходе работы я особо отметила, какие ошибки в воспитании могут допустить
родители и как они могут повлиять на личность ребёнка, его дальнейшее
развитие, формирование потребностей и как он будет дальше идти с этими
качествами по жизни.
2.Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и
говорится
немало.
Как
правило,
так
называют
неуспевающих,
недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слабо,
порой, поддаётся обучению и воспитанию.
В группу риска входят дети,
находящиеся в особо трудных жизненных обстоятельствах.
Работа в этом разделе мною строится по нескольким основным направлениям:
- Индивидуальные беседы с детьми «группы риска», цель которых заключается
в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и
неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками,
взрослыми, знакомыми и чужими).
- Проведение коррекции положительного воздействия различных методов
воспитания.
- Организация свободного и досугового времени обучающихся;
- Изучение интересов детей «группы риска» с целью обучения рациональному
использованию свободного времени детей.
- Привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, общественную
деятельность.
- Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и
классных внеучебных мероприятиях.
Формы работы:
- разъяснительная работа;
- психологическая помощь;
- коррекционная работа;
- родительский всеобуч («Школа позитивного родительства»);
- работа узких специалистов с детьми и родителями.
3.Индивидуальная беседа как ведущий метод классного руководителя с
отдельным учеником
Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до
конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны,
наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он
весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он
чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не
ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает,
сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в
злобность, агрессию, на первый взгляд — немотивированную.
Бесполезно давать многочисленные советы — малыш их не запомнит.
Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому
себе — поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать
уверенность в себе и одновременно — учить нужному, конструктивному
способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом — внушение.
Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой.
Примерный алгоритм действий таков:
Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты.
Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как
можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения,
состояние здоровья.
Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и
начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель
поведения.
Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились
товарищи, ребята взяли его в свою команду.
Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время,
зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном.
Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду,
двору (с помощью социального педагога).
Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые
отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка
конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка
деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах — это 99%
успеха в воспитании!
Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение
закреплялись.
Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в
соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких
последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую
задачу.
Этапы беседы
Начальный этап
беседы
Главная
задача
этапа
заключается
в
установлении
эмоционального контакта с приглашенным на беседу
школьником. Необходимо убедить собеседника в том, что
его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете
его заботы и трудности. На первом этапе - только
внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и
критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так
как именно они часто являются резервными источниками
помощи и поддержки.
Второй
этап
беседы
В ходе второго этапа устанавливается последовательность
событий, в результате которых сложилась кризисная
ситуация,
выясняется,
что
повлияло
на
душевное
состояние ребенка. Один из наиболее существенных
моментов этого этапа - снятие у человека ощущения
безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том,
что подобные ситуации возникают и у других людей, что
положение дел вполне поправимо. В завершение этого
этапа
беседы
целесообразно
использовать
прием
«определение
конфликта»,
т.е.
высказать
четкую
формулировку ситуации, переживаемой человеком.
Третий
этап
беседы
Этот этап представляет собой совместное планирование
деятельности
по
преодолению
кризисной
ситуации.
Следует иметь в виду, что вероятность реализации
планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в
планировании ваш собеседник играет ведущую роль.
Если
он
испытывает
затруднения,
предложите
определенный вариант поведения, возможные способы
разрешения ситуации, которые могут привести к выходу
из
психологического
кризиса.
Преодоление
психотравмирующей
ситуации
разбивается
на
более
мелкие,
принципиально
разрешимые
задачи
и
для
ближайших
задач
предлагается
несколько
предварительных решений. Итогом этого этапа беседы
должен
стать
конструктивный
план
поведения,
направленного
на
преодоление
неблагоприятных
обстоятельств.
Завершающий
этап беседы
Этот
этап
окончательного
формирования
решения,
активной
психологической
поддержки
и
придания
человеку уверенности в своих силах и возможностях.
План действий должен быть выражен предельно ясно,
последовательно и кратко.