Авторы: Красилова Ирина Валерьевна, Костякова Елена Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ЦТиР №1
Населённый пункт: Город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Танец и его роль в жизни детей
Раздел: дополнительное образование
Пдо Костякова Елена Викторовна
Танец и его роль в жизни детей
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только
учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой,
пением и изобразительным искусством, имеющими свое постоянное место в
сетке
школьного
расписания,
танец,
несмотря
на
усилия
известных
педагогов, хореографов, психологов и искусствоведов, так и не смог войти в
число
обязательных
предметов
образования
школьника.
Между
тем
хореография,
как
никакое
другое
искусство,
обладает
огромными
возможностями
для
полноценного
эстетического
совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия
хореографией
призваны:
развивать
силу,
выносливость,
ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности,
закалять волю и укреплять здоровье детей. А также развивать чувства ритма,
формировать
красивые
манеры,
походку,
осанку,
выразительность
телодвижений и поз, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов,
учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Речь может идти о своеобразной хореографии – методе, разработанном и
апробированном в последние годы.
Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал
говорить.
Желание
танцевать
выражало
потребность
передавать
окружающим свои чувства, эмоции с помощью тела. Для человека
первобытного общества танец был способом мышления, способом жизни –
почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть,
война, исцеление больного и тд. Через танец люди молились появлению
дождя, солнца, плодородию, защите и пр. Танец был не просто связан с
жизнью, а был самой жизнью.
Самое главное, что нет людей, которые не танцуют. Естественно,
имеется ввиду не профессиональный танец, где есть свои правила,
определенные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором
танцует только тело, а разум отключается. Такие танцы обычно можно
встретить на танцевальных площадках (дискотеки, клубы и пр.) и улицах.
Танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам
человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это
удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в
зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или
романтичный, нежный или страстный.
Танцевальное творчество как таковое занимает важное место в
духовном и нравственном воспитании детей, подростков и молодёжи.
Творческие коллективы хореографической направленности являются одним
из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой
деятельности,
дополнительного
образования
и
профессиональной
ориентации детей и молодёжи. В связи с этим, трудно переоценить значение
профессионального
педагогического
мастерства
для
руководителя
хореографического
коллектива.
В
своей
работе
руководитель
такого
коллектива решает огромное множество задач. Танцевальное искусство само
по себе является многогранным, хореограф должен разбираться практически
во всех сферах: искусстве, образовании, педагогике, психологии, экономике
и т. д. Он должен любить свою работу.
Дети, танцевать точно любят, им весело, они радуются, представляют
себя
в
разных
образах,
фантазируют
и
развиваются.
Они
учатся
целеустремленности, за счет стремления научиться, добиться правильного
исполнения того или иного движения, той или иной манере определенного
стиля танца. Детям интересно данное художественное направление, танцуя
они раскрываются, расслабляются и выплескивают избыток энергии. Если
ребенок серьезно увлечен танцем, то значит ему есть к чему стремиться, чем
заниматься, на кого равняться. В итоге конечный результат будет радовать
всех, но в первую очередь – детей и педагога. Танец важен для детей,
поэтому
танцевальное
искусство
необходимо
развивать,
создавать
хореографические кружки и коллективы, в школах, домах досуга и тп.
Занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают
воспитать силу волю, коммуникабельность и развить творческий потенциал.
Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети,
занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их
сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает
формировать
начальные
математические
и
логические
представления
ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве и развивает речь.
Занятия танцами помогают развить такие качества, как организованность и
трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения,
способности и препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают
двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные
мыслительные действия в процессе физических упражнений. Даже самые
замкнутые
дети
становятся
более
раскрепощенными,
открытыми
и
общительными.
Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хороший
музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь
между движением и мышлением. Через тренировку каждого нового
движения ребенок развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар
движений расширяется, то каждый шаг в развитии даст органам чувств (в
особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в
восприятии окружающей информации.
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития детей.
Оно обобщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.
Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу
положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и
делают его поведение естественным и красивым.