Авторы: Красилова Ирина Валерьевна, Захарова Ольга Сергеевна
Должность: директор
Учебное заведение: Центр творчества и развития №1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное выгорание: причины, диагностика, способы решения проблемы".
Раздел: дополнительное образование
Что такое проф выгорание и почему оно появляется?
В психологической науке существует мнение, что
профессиональное выгорание рассматривается как
длительная стрессовая реакция на различные стрессогенные
факторы на работе. Проще выгорание можно описать как
критический упадок мотивации, когда уже обычные
рутинные задачи кажутся неподъёмными, не говоря уже о
более сложных. Появляется желание не заморачиваться с
качеством работы, поскорее закончить работу или
усомниться в необходимости её выполнения(схалтурить,
проще сказать). Появляется чувство непреодолимое
истощение(как умственного, так и физического), чувство
отстраненности от работы, а также чувство
неэффективности и отсутствия достижений.
Уязвимость и степень защиты от выгорания зависит как и
от постоянных индивидуальных особенностей
личности(характер, темперамент, уровень знаний), так и от
временных событий(ссора с незнакомцами в метро,
проблемы в семье и т.д.). Так же на это во многом влияет
атмосфера в коллективе, стиль управления персоналом,
нагрузки на сотрудников, экологическая ситуация в
городе...
Когда сотрудник в состоянии справиться с
профессиональной нагрузкой, тогда он остается активным и
уверенным в своих возможностях. Если же требования
долгое время преобладают над возможностями работника,
тогда нарушается сохранение баланса, что в результате
неизбежно приводит к выгоранию. Главным признаком и
причиной стрессовых ситуаций является конфликт между
требованиями со стороны начальства, ожиданиями и
реальными возможностями подчиненных.
Напротив, устойчивая и управляемая рабочая нагрузка дает
возможность использовать и совершенствовать имеющиеся
навыки, а также добиваться успеха в новых областях
деятельности. Существует связь между отсутствием
контроля от руководителя и выгоранием персонала. Когда
сотрудники самолично могут влиять на решения, влияющие
на их работу, получая только советы от руководителя,
проявлять профессиональную автономию и получать
доступ к ресурсам, необходимым для эффективной работы,
они с большей вероятностью будут испытывать
вовлеченность в работу. Этот стиль руководства называется
либеральным. Он имеет свои минусы - со временем
значимость руководителя в глазах подчинённых
уменьшается и лидер не может в важный момент дать
четкие указания персоналу.
Безусловно, выгорание одного или двух сотрудников может
быть по личным причинам и обстоятельствам, а не по вине
компании, но когда происходит каскад выгораний, стоит
проанализировать текущую модель управления и
постановки задач. Каскад выгораний может привести к
выгоранию самой компании и неспособностью выполнять
компанией свою бизнес деятельность( исполнение заказов,
выпуск своих продуктов).
Методика диагностика профессионального «выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е.
Водопьяновой)
Тест профессионального выгорания предназначен для
выявления выраженности проявлений выгорания у
специалистов различных профессий, прежде всего,
коммуникативных.
Современные психологические исследования, касающиеся
работников социальных профессий, показывают
подверженность их профессиональным деформациям.
Одним из частых негативных проявлений у представителей
названных профессий является феномен «эмоционального
выгорания» или, в другой редакции, синдром
эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в
ситуациях интенсивного профессионального общения под
влиянием множества внешних и внутренних факторов и
проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение
остроты чувств и переживаний, увеличение числа
конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и
отгороженность от переживаний другого человека, потеря
ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные
силы и др.
Методика содержит три шкалы:
1) «Эмоциональное истощение» - отражает тяжесть
эмоционального состояния в связи с профессиональной
деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с
угнетенностью, апатией, высоким утомлением,
эмоциональной опустошенностью. По данной методике
испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий
уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий
уровень).
2) «Деперсонализация» - показатель по этой шкале
отражает уровень отношений с коллегами по работе, а
также общее ощущения себя как личности в связи с
профессиональной деятельностью. Высокий показатель по
этой шкале означает выраженность черствого, формального
отношения с пациентами, ощущения несправедливого к
себе отношения со стороны пациентов. По данной методике
испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий
уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий
уровень).
3) «Редукция личных достижений» - эта шкала
диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в
свои силы и веру в способность решать возникающие
проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам.
По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40
баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это
означает, что большее значение баллов означает меньший
уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий
уровень редукции личных достижений; 23-30 средний
уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий
уровень редукции личных достижений.
Текст опросника профессионального «выгорания» (К.
Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
(ниже приводится вариант теста профессионального
выгорания для врачей)
Инструкция: Ниже приведен список утверждений,
характеризующий чувства и переживания, которые могут
возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста,
каждое из утверждений и оцените, насколько оно
соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас
они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0».
Если такие переживания возникают, оцените, как часто это
случается; «1» - очень редко; «2» - редко; «3» — иногда; «4»
- часто; «5» - очень часто; «6» -всегда.
№
Утверж
дения
Никог
да
Оче
нь
ред
ко
Ред
ко
Иног
да
Час
то
Оче
нь
час
то
Всег
да
1
Я чувствую
себя
эмоционально
опустошенным(
ой).
0
1
2
3
4
5
6
2
К концу
рабочего дня я
чувствую себя,
как выжатый
лимон.
0
1
2
3
4
5
6
3
Я чувствую
себя
усталым(ой),
когда встаю
утром и
должен(на)
идти на работу.
0
1
2
3
4
5
6
4
Я хорошо
понимаю, что
0
1
2
3
4
5
6
чувствуют мои
пациенты и
коллеги, и
использую это
для более
успешного
лечения.
5
Я общаюсь с
моими
пациентами
только
формально, без
лишних
эмоций, и
стремлюсь
свести время
общение с ними
до минимума.
0
1
2
3
4
5
6
6
Я чувствую
себя
энергичным(ой)
и эмоционально
приподнятым(о
й).
0
1
2
3
4
5
6
7
Я умею
находить
правильное
решение в
конфликтных
ситуациях с
больными и их
родственникам
и.
0
1
2
3
4
5
6
8
Я чувствую
угнетенность и
апатию.
0
1
2
3
4
5
6
9
Я могу
позитивно
влиять на
самочувствие и
настроение
больных
(пациентов).
0
1
2
3
4
5
б
10
В последнее
время я стал(а)
более
черствым(ой)
(бесчувственны
м) по
отношению к
больным.
0
1
2
3
4
5
6
11
Как правило,
окружающие
меня люди
слишком много
требуют от
меня. Они
скорее
утомляют, чем
радуют меня.
0
1
2
3
4
5
6
12
У меня много
планов на
будущее, и я
верю в их
осуществление.
0
1
2
3
4
5
6
13
Я испытываю
все больше
жизненных
разочарований.
0
1
2
3
4
5
6
14
Я чувствую
равнодушие и
потерю
0
1
2
3
4
5
6
интереса ко
многому, что
радовало меня
раньше.
15
Бывает, мне
действительно
безразлично то,
что происходит
с некоторыми
моими
больными.
0
1
2
3
4
5
6
16
Мне хочется
уединиться и
отдохнуть от
всего и от всех.
0
1
2
3
4
5
6
17
Я легко могу
создать
атмосферу
доброжелательн
ости и
оптимизма в
отношениях с
моими
коллегами и в
отношениях с
моими
больными.
0
1
2
3
4
5
6
18
Я легко
общаюсь с
больными и их
родственникам
и независимо
от их
социального
статуса и
характера..
0
1
2
3
4
5
6
19
Я много
успеваю
сделать за день.
0
1
2
3
4
5
6
20
Я чувствую
себя на пределе
своих
возможностей.
0
1
2
3
4
5
6
21
Я многого еще
смогу достичь в
своей жизни.
0
1
2
3
4
5
6
22
Больные, как
правило, -
неблагодарные
люди.
0
1
2
3
4
5
6
Ключи к психодиагностической методике выявления
уровня профессионального выгорания К. Маслач и С.
Джексона
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9
утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений),
«редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1
балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла –
«иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6
баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6,
8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9,
12, 17, 18, 19, 21.
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в
отдельности, тем больше у обследуемого
выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше
профессиональное «выгорание».
Нормативные значения тесты профессионального
выгорания
Компонент
Крайн
е
низки
е
Низкие
значени
я
Средни
е
значени
я
Высоки
е
значени
я
Крайне
высоки
е
«Психоэмоциональн
ое истощение»
0 -10
11 - 20
21 - 30
31 - 40 41 - 54
«Деперсонализация»
(личностное
отдаление)
0 - 5
6 - 11
12 - 17
18 - 23 24 – 30
«Редукция личных
достижений»
(профессиональная
мотивация)
39 –
48
0 - 8
29 – 38
9 - 18
19 – 28
9 – 18
29 - 38
0 – 8
39 - 48
Психическое
выгорание
0 - 23
24 - 49
50 - 75
76 - 101
102 -
132
Для подсчета индекса «психического выгорания»
значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное
истощение», «деперсонализация», «редукция личных
достижений») ссумируются. Однако по третьему
компоненту «Редукция личных достижений» при
определении итогового индекса используются его обратные
значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).
Содержательные характеристик шкал теста
профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
«Психоэмоциональное истощение» - процесс исчерпания
эмоциональных, физических, энергетических ресурсов
профессионала, работающего с людьми. Истощение
проявляется в хроническом эмоциональном и физическом
утомлении, равнодушии и холодности по отношению к
окружающим с признаками депрессии и
раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) -
специфическая форма социальной дезадаптации
профессионала, работающего с людьми. Личностное
отдаление проявляется в уменьшении количества контактов
с окружающими, повышении раздражительности и
нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по
отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная
мотивация) – снижение чувства компетентности в своей
работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей
деятельности, негативное самовосприятие в
профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за
собственные негативные проявления или чувства, снижение
профессиональной и личной самооценки, появление чувства
собственной несостоятельности, безразличия к работе.
Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по
отношению к работе альтруистического содержания.
Состояние мотивационной сферы оценивается таким
показателем, как продуктивность профессиональной
деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе,
самооценка профессиональной компетентности и степени
успешности в работе с людьми.
ЧТО ДЕЛАТЬ???
Первый метод — не гнаться за многозадачностью. Был
период, когда это качество обязательно указывали в
вакансиях. Я считаю, что нужно брать в работу одну-две
задачи, погружаться в них и наслаждаться процессом. Это
позволяет сохранять энергию на нужном уровне.
Второй метод — следить за гигиеной коммуникаций. Я
избегаю общения, которое не приводит к комфорту и
развитию. У Вячеслава Полунина есть отличное выражение:
«Общайтесь только с теми, кого вы хотите обнять». Это
значит, что нужно создавать комфортную атмосферу вокруг
себя. Например, иногда ужинать в любимом заведении или
покупать какие-то вещи, потому что в них содержится
нужная энергия. Но здесь важно не бежать за трендами, а
ориентироваться на себя.
Третий метод — задавать себе вопрос: если мне осталось
жить сутки, и я могу сделать что угодно, на что я их
потрачу? Ответ на этот вопрос позволяет понять, в нужном
ли направлении я двигаюсь. Иногда я задаю себе этот
вопрос каждый день, и мне нравится на него отвечать. Это
осознание, к которому я пришла только сейчас: нужно
думать в первую очередь о себе. Потому что только я могу
почувствовать собственное счастье.
Энергия может стать новым паттерном эффективности.
Если мы будем рефлексировать и определять, насколько мы
в ресурсе здесь и сейчас, это положительно скажется на
работе. Нужно нести ответственность за себя, потому что
никто другой не будет это делать вместо нас. Просто
снимите жизнь с паузы и будьте счастливы.
Быть честным с самим собой-нужно четко понимать, что
мы даем работе- и что взамен дает работа нам. Это не
обнадеживать себя на сверхпоощрение, крупный заработок
и тд (откуда им взяться?если раньше такого и не было).
Делать ровно столько, на сколько хватает сил, времени,
возможности (совмещение и распределение
времяпрепровождения с семьей, друзьями, отдых).Ресурс
человек теряет часто, когда неправильно распределяет
режим своего времени (сон, обед, работа, отдых, семья и
тд). Если вы беретесь за трудную, многочасовую,
муторную, либо высокоэмоциональную работу, вы должны
настроиться морально и физически, понимать, зачем ВАМ
это надо, принять эту мысль, согласиться с ней и с собой, не
противоречить саомоу себе. Если вам не по силам-
откажитесь. Какое вознаграждение для вас будет
достаточным?-деньги, признание администрации работы,
района , города, может почетная грамота? Определитесь,
что будет для вас достаточным! Так как накопленное
недовольство, неудовлетворенность приносит постепенное
выгорание.
Если основной коллектив-женщины... Женщинам
свойственны эмоциональные, гормональные всплески,
упадки, в сравнении с мужчинамии женщины-менее
устойчивы к стрессам, более резко относятся к критике,
изменениям на работе, новшествам в плане развития
технологий, переутсройства системы работы и тд.
Изменения могут приравниваться чаще к негативному, так
как если для кого то «Свыше» администрации например,
эти изменения вынужденные, прогрессивные, то для
работника часто приносят хлопоты, длительность копания в
документации. Тут опять же нужно правильно распределить
время, выделить определенные часы, дни, для выполнения
этой работы, отнестись к ней как к обязательству, от
которого не уйдешь, принять эту работу, сделать ее
спокойно.
Часто возмущение, несогласие выражаются
общественностти в грубой, некорректной форме, это ни к
чему хорошему не приводит. Результативность в данном
случае-минимальная, такое поведение так же резко
воспринимается и реакция на него у другого человека
«злопамятно-негативная». Стабильность,
уравновешенность, дружелюбность, дипломатичноть в
решении любого вопроса-залог добиться нужной цели и не
растрачивать нервы себе и другим. Накопленный ком
негатива, непонимания, агрессивности обязательно может
привести к «моральному самоуничтожению на работе»,
выльется это как раз в проф выгорание (неохота идти на
работу, видеть и с некоторыми сотрудниками, проводить
продуктивные занятия с детьми.
Некоторые психологические приемы для «перезагрузки»:
Взять сантиметр. Отмерить вой возраст, ОТРЕЗАТЬ.
Отмерить возраст максимально активного, продуктивного
движения. Там, где он заканчивается, отрезать. Взять
оставшийся отрезок и подумать, наскко он мал, что бы в
этот отрезок жизни хотелось бы вложить, где работать, кого
терпеть, с кем жить, на кого и что тратить свое время, что
можно сделать полезного для себя, для этого отрезка своей
жизни. Так как этот отрезок и есть вся жизнь, что осталась у
нас в руках.
Если хотите в жизни сделать что-то бОльшее-сначала
запрвьте свою кровать. Когда вы заправляете свою кровать
с утра-вы выполняете свое пепрвое задание зав день. Вы
будете гордиться собой чуь больше. Это вас вдохновит. Вы
дальше сделаете и второе и третье. Выполнив маленькое
дело с утра-заправив кровать, вы подтвердите тот факт, что
маленькие дела имеют значение. Если не делать маленькие
дела, то не сможете сделать и большого. А если вдруг у вас
не удался день- у вас будет хотя бы заправлена кровать.
Придя домой, уют, чистота и порядок как минимум
психологически не расстроят вас еще больше, а наоборот,
переключат вас на теплоту домашнего очага.