Напоминание

«Применение кейстехнологии в начальных классах»


Автор: Чупина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13"
Населённый пункт: г.Нефтеюганска
Наименование материала: статья
Тема: «Применение кейстехнологии в начальных классах»
Раздел: начальное образование





Назад




«Применение кейстехнологии в начальных классах»

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ№13»

Чупиной Т.А.

На

современном

этапе

изменилась

не

только

сумма

знаний,

необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли

в способах изучения нового.

В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное

содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем

учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить

результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с

заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому

учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать

эффективные методы

обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

На сегодняшний день данные технологи широко используются в

средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов

использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной

школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере

конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую

мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на

конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет

развивать такие личностные качества младшего школьника

как

способность

к

сотрудничеству,

чувство

лидерства

и

ответственности за решение группы,

и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ

деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и

метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология

предполагает значительную индивидуализацию учебного

процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется

индивидуальный план, каждый обучающийся получает так

называемый кейс, содержащий пакет учебных карт,

правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные

вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях

обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет,

тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут

быть и межпредметными.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в

виде презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления

материалов из разных источников в новом формате: создание

презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на

основе заданных условий.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре -

создание стихотворения, видеоролика.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов

на основе уникальных он-лайн источников.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые

отражают реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление

исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать

практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее

часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что

называется«действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть

максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к

познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство

сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана

личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в

процессе принятия решения.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому

предмету,

развивает

у

школьников

такие

качества,

как

социальная

активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои

мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так

и в составе группы:

анализировать информацию,

сортировать ее для решения заданной задачи,

выявлять ключевые проблемы,

генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и

т.п.

Кроме того, дети:

получают коммуникативные навыки

развивают презентационные умения

формируют

интерактивные

умения,

позволяющие

эффективно

взаимодействовать и принимать коллективные решения

приобретают экспертные умения и навыки

учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для

решения ситуационной проблемы

изменяют мотивацию к обучению.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой

включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение

определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную

проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации,

явления, границы рассматриваемого предмета);

Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в

зависимости от предмета может быть более или менее

детализированным;

Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях

неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных,

необусловленных факторов);

Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным

проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а

результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет,

тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных

ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее

детализированным, объёмным).

Структура кейса:

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и

более страниц) объём информации, первичных данных, образцов

документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может

использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём

информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны

выполнить задание по теме.

Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов:

Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5

человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём

лежит ответственность за организацию работы групп, распределении

вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения

работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной

работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за

учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные

материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение

кейса.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание

кейса и проблемы.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах,

обеспечивая их дополнительными

сведениями.

2. Разрабатывает варианты решений,

слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в

принятии решения.

После занятия:

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или

поставленные вопросы.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе

реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение

знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на

определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не

испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается

эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать

кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение

конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего

интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к

этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно

стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где

бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и

обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время

воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные

предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;

создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно,

качественно и, по возможности, солнечно.

И давайте делать только хорошую погоду!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники