Автор: Ольга Викторовна Мотова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Зерносовхозская детская школа искусств""
Населённый пункт: п. новоселки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методическая разработка "Новые формы и приёмы работы в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного
образования «Зерносовхозская ДШИ»
Методическая разработка
Тема: «Современные формы и приёмы работы в классе
фортепиано »
преподаватель МКУ ДО
«Зерносовхозская ДШИ» Мотова О.В.
Главная и наиболее ответственная и трудноразрешимая задача педагога,
работающего с детьми – сделать так, чтобы работа на музыкальном
инструменте не внушала ему острой и стойкой неприязни. В дальнейшем,
при умелом и гибком руководстве, приходят интерес и увлеченность. Как
этого добиться – секрет каждого опытного педагога. Интересно, что
подобные секреты заново открываются с каждым учеником.
Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику
интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы “НАДО” в занятиях на
каком-то этапе незаметно перешло в “ХОЧУ”.
Синоним “ХОЧУ” – “желаю”. Между “НАДО” и “ХОЧУ” в музыкальных
занятиях сложные взаимоотношения. Основываясь на чем-то одном,
технических проблем не решить.
Стратегическая линия педагога – обратить “НАДО” в “ХОЧУ”. Возможны
различные приемы и способы активизации учащегося. Имеет смысл в
определенных обстоятельствах сыграть на честолюбии. Ауэр писал:”Я
очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая
какое-либо
достижение
в
дело
чести,
я
добиваюсь
превосходных
результатов”Только на одном честолюбии, далеко не продвинуться, но и
без него подчас не сдвинуться. Здесь главное, чтобы человек управлял
своим честолюбием, а не честолюбие им.
Большую роль в продвижении ученика играет правильный подбор
репертуара. Правильность не только в практической, технологической
целесообразности. Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать
живой, непосредственный отклик. “Самое важное – любить то, что
исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает,
произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается”. (С.Рихтер).
Работая над техникой ученика, педагог может использовать на уроке два
основных метода.
Собственноручный показ и словесное пояснение.
Каждый из методов может существенно меняться в зависимости от тех или
иных конкретных задач.
Если, учащийся пользуется неверными игровыми движениями, не может
отыскать удобного положения пальцев, рук, если делает лишние движения,
то педагогу проще самому сесть за инструмент и показать как надо.
В других случаях, когда речь идет уже не столько о практических игровых
моментах, сколько о трактовке произведения, когда педагог обращается к
интеллекту ученика, воображению, эффективным оказывается слово.
Полезны записи аудио, видео, где ученик уже может брать сам, учиться у
больших мастеров. Впечатления от концертов.
Определение
техники
с
большой
буквы
–
изящество,
легкость,
непринужденность выполнения. Когда исполнитель старательно трудится,
покрываясь потом от усилий, удовольствия от его исполнения мало.
Делакруа уверял, что первое достоинство живописного полотна – радовать.
Примерно те же достоинства нужны и звуковому полотну. “Искусство
заключается в отсутствии видимого напряжения.”(Бузони). Важно не
только овладеть трудностями, но и преодолеть их грацией, а отнюдь не
выставлять их напоказ.
Чтобы результат нашей работы – исполнение программы на экзамене,
участие в концерте, в конкурсах выглядел технически с блеском,
эмоционально, увлеченно и ярко, нужна вера ученика в свои силы и
возможности. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь.
Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство
уверенности. “Воля крепнет в преодолении себя” – говорили Аристотель и
Сенека. Воля нужна во всем, начиная с обычного, повседневного рабочего
обихода. Каждый день заставить себя заниматься – хочешь, не хочешь,
есть настроение или нет. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя
сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо.
Наконец, публичные выступления. Успех или неуспех тут напрямую
зависит от воли. Умение собраться, сосредоточится, отбросить сомнения-
кому-то это удаётся лучше, кому-то хуже. «Между тем, какой прок от
самых талантливых действий педагога, если у ученика не хватает
исполнительской воли» (Гинзбург). Проблема в том, насколько удаётся
сократить зазор между «хочу» и «делаю».
Шаляпин, когда был неудовлетворён каким-то исполнением, говорил:
Получилось около» Мы сами, прошедшие эти испытания, понимаем
состояние наших учеников-путаницу мыслей, дрожание ног и рук.
Зажатость
психологическая
переходит
в
зажатость
физическую
и
усугубляется психологической скованностью. Конечно, многое в такой
ситуации зависит от общей готовности к выступлению. Хорошо ли
выучена программа, обыграна предварительно, удачно ли подобраны
произведения. И всё же наиболее важна в решающий момент воля
исполнителя.
Психологи
отмечают
семь
психологических
параметров
волевого
человека: инициативность, самостоятельность, решительность, энергию,
настойчивость, самоконтроль, принципиальность. Некоторые педагоги
приходят к выводу, что надо ставить специальной задачей воспитание
волевых качеств у ученика.
В любом случае – правило №1 – воля формируется и крепнет, когда
существует цель. Цели могут быть различные – выучить то или иное
произведение, подготовиться к экзаменам и т.д. Принципиально важно в
данном случае, существуют ли они у учащегося вообще, принимает ли он
их как собственные, а не навязанные. В первом случае занятия музыкой
имеет смысл, во втором – нет. Многое из нерешенного, несделанного в
жизни – результат не слабости воли, а слабого видения цели.
Небезинтересен еще ракурс проблемы: воля и упрямство. Как соотносятся
эти свойства личности, в какой находятся степени родства. Порой
сливаются, взаимопроникают друг в друга. Но есть между ними и отличия.
Упрямство
на
бытовом
уровне
выглядит
непривлекательно.
Оно
примитивно, выступает нередко вопреки логике и здравому смыслу. Воля
отличает обычно людей неглупых: они знают - чего хотят, и действуют
сообразно обстоятельствам. Важно и то, что в процессе внутренней
эволюции человека упрямство может трансформироваться в волю.
Определенный
“самонастрой” помогает в работе. Помочь его найти
должен
педагог.
Не
случайно
Шопен
наставлял
молодых
музыкантов:”Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще
лучше.”
Итак, уверенность в своей правоте может и должна быть включена в
психологическое содержание творческой деятельности человека. Нейгауз
как-то сказал: ”Чувство уверенности в том, что нужно именно так
понимать и передавать музыку – это было у меня с детства. У меня всегда
была большая убежденность и упрямство страшное”.
Особенно важно суметь наилучшим образом настроить учащегося, создать
для него по возможности благоприятный душевный климат накануне
публичного выступления. Вместо того, чтобы настроиться, войти в образ,
сбросить все, что отвлекает, учащийся старается не ”забыть”. Педагоги
помудрее поступают так, все что угодно, лишь бы не болезненное
самососредоточение на возможных технических неполадках.
У нас у каждого свои настрои – кто-то, разыгрываясь, повторяет
программу медленно, кто-то намечает темы, кто-то играет гаммы.
Власенко предлагал психологически настроить ученика так: “Поверьте, то,
что можете сделать вы, никто другой не сделает”. Словом психологическая
поддержка перед выступлением нужна. Желательно даже похвала. Пусть
эта похвала будет не вполне чистосердечной и искренней – бывают же
ситуации в педагогике, где цель оправдывают средства. Случается, правда,
что похвала учащегося противопоказана. Только сам педагог сможет
решить, что и когда сказать своему воспитаннику.
И еще одно не должно быть упущено, когда настраиваешься на
выступление – это реакция на возможную техническую помарку. Главное,
чтобы это не выбило из колеи. Поэтому Третьяков и говорит: “Главное
здесь не расстраиваться, выпутаться, поскорее проскочить неудавшееся
место. И затем не только не упасть духом, но и напротив, заиграть с еще
большей энергией и подъемом”.
Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страхи, переживания.
Педагоги редко задумываются, насколько существенны и значимы,
глубоко западают в душу их первые, именно первые слова, сказанные
ученику. Настолько важна первая реакция на то, что он только что
услышал- его выражение лица, манера общения с учеником.
Лучше всего излечивает от «эстрадобоязни» успех, удачи - одна, другая,
третья.
Удача
не только
просто приятна,
она
ведёт к
довольно
существенным изменениям в психике, меняется самооценка, укрепляется
характер, доверие к себе. «У победителей раны заживают быстрее».
Чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не так уж много:
чтобы работа была технически посильной, не изнуряла духовно и
физически и приносила успех. Ведите счёт своим удачам, а неприятностям,
советуют опытные музыканты и психологи.
Литература:
Д.Кабалевский «Педагогические размышления»
«Воспитание ума и сердца»
Л. Фридман «Педагогический опыт глазами психолога»