Напоминание

Народная игрушка в куклотерапии


Автор: Гонтаренко Алена Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию "Спутник"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Народная игрушка в куклотерапии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого занятия по теме: Изготовление народной куклы «Крупеничка».

Дата 26.02.2022г. Семейная группа № 4

(проводит социальный педагог: Гонтаренко Алена Владимировна)

Цель: развить интерес воспитанников к народному творчеству в процессе

изготовления народной куклы «Крупеничка».

Задачи урока:

1. Познакомить воспитанников с историей народной игрушки,с разнообразием

технологий изготовления.

1.

Расширить

кругозор воспитанников в области народного творчества.

2. Развивать творческие способности, фантазию, любознательность, поощрять

самостоятельность.

3.

Воспитывать художественный и эстетический вкус, уважение к народным

традициям и промыслам своего края.

4.Закреплять навык эффективного взаимодействия друг с другом.

Оборудование и материалы:

Лоскуты тканей.

Верёвки, тесьма (разных цветов, предпочтительно красных) Перловая крупа.

Наглядно-демонстрационный материал:

Образцы Народных кукол из различных материалов, выполненных в различных

техниках. Видеоролик «Крупеничка».

Технологические карты «Последовательность изготовления народной куклы

Крупенички».

Деревянные ложки.

Ход урока

1. Организационная часть.

Проверка готовности рабочих мест, наличия материалов и инструментов для работы.

2.

Сообщение нового материала.

- Добрый день ребята и наши дорогие гости. Давайте начнем наш урок с хорошего

настроения, сегодня у нас не совсем обычное мероприятие, потому, что обычно мы

самостоятельно проводим наши семейные уроки но сегодня к нам приглашены мои

коллеги, они вам всем знакомы это воспитатели из других семейных групп и наша

администрация

старший воспитатель: Ольга Александровна методист : Елена Валерьевна.

Давайте их поприветствуем своими улыбками ,зарядим всех хорошим настроением.

- Ну, что настрой позитивный ?

- Готовы к работе ?

- Тогда начнем !

- Вы наверное уже обратили внимание на наш стенд? Что вы видите на нем ?

- Д а вы молодцы на нашей выставке представлены самые разные куклы. Кукла -

это образ человека, его маленькая копия. Традиционная русская игрушка

появилась много веков назад, это древние творения человека . Русское слово

«кукла» произошло от греческого «киклос» ( «круг») Таким названием обозначали

некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать.

Проявляя материнский инстинкт.

На Руси широкое распространение имели самодельные Куклы из различных

материалов ...

Из каких материалов они выполнены кто знает ?

-Да действительно они выполнены из природных материалов. Материалом служило

все, что было под рукой: солома, лыко, лен, глина, дерево, ткани, нитки .

Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом,

служили защите дома, семьи от злых сил. У славянских кукол оберегов есть еще одна

отличительная особенность - отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не

позволяет вселиться в куклу злому духу, голова этой игрушки чистая и светлая.

- Игрушка считалась народной потому ,что была важной частью в жизни славян.

Им покланялись и использовали как средства защиты от негатива.

- Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовать глаз и

занимать ребят.

Первоначальная задача славянской народной куклы - привлечение желаемого для

конкретного человека или семьи.

Они использовались как участницы в самых значимых событиях в жизни, а также для

праздников.

- И вот такой народной куклой из соломы ,лыка , дерева стало « Чучело ...кого ?

Правильно « Масленицы».

А кто из вас знает когда у нас начинается Масленицы ?

С 28 февраля начинается масленичная неделя по б марта (в прощеное воскресенье -

проводы зимы и сжигание Чучела).

История возникновения, порядок изготовления «Крупенички» :

- В старые времена практически в каждой избе можно было увидеть самодельную

куклу.

Благополучницу или Веснянку, Берегиню или Подорожницу - неважно. Главное, что

каждая из них, включая наиболее почитаемую Крупеничку, или Зерновушку, призвана

была охранять жилище и домочадцев. А потому мотанке так еще называли любую

самодельную куклу- всегда отводили в избе самое почетное место.

Почему Крупеничка ?

- Крестьяне очень трепетно относились к процессам посева и уборки

зерновых. Ведь оттого, какой урожай получала семья , зависело ее

благополучие и то как она переживет суровую зиму.

По этой причине славяне еще с языческих времен придумали шить куклу, которую

туго набивали крупой. Изначально это была кормилица греча, затем к ней добавились

наиболее востребованные у крестьян овес, рожь, горох.

Именно ими обычно засевали простые люди свои поля и ими же питались всю зиму .

Хотя в зажиточных семьях водились и более дорогие пшеничка или рис, которые,

соответственно, и составляли нутро Зерновушки. Самой распространенной версией

того, почему назвали эту куклу - оберег Крупеничкой, является легендой о появлении

гречихи на Руси. Именно ее и предполагалось изначально засыпать в Крупеничку. Вот

одну такую легенду я предлагаю вам сейчас посмотреть...

- Включается видео « Крупеничка» ( просмотр диафильма)

После просмотра фильма беру большую Крупеничку в руки и продолжается

обсуждение :

Ребята понятна вам эта легенда?

Позже конечно появилась традиция наполнять обереги любым другим зерном,

которое выращивали в семье. А наряду с Крупеничкой стали использовать другие

названия этой мотанки - Зерновушка или Зернушка.

Какой смысл вкладывали в куклу ?

-Оберег Крупеничка имел четкое назначение - привлечь в дом достаток и обеспечить

его жильцам сытую жизнь. Одновременно в избе могло храниться несколько

Зерновушек, набитых разными крупами Соответственно, каждая из них обладала еще

дополнительным значением :

-

Гречневая слыла источником достатка и изобилия;

-

Овсяная - здоровья и физической силы;

-

Перловая - сытости;

-

Рисовая - богатства.

В Зерновушку насыпали один вид крупы или сразу несколько - в первую очередь все

зависело от достатка семьи. Считалось : чем больше в избе Крупеничек, тем

благополучнее будет жизнь домочадцев. Причем одну из них непременно старались

сохранить нетронутой до весны - это символизировало защиту дома от бед и сглаза.

Когда делали Крупеничку ?

-Традиционно куклу мастерили осенью после сбора урожая . Ее туго набивали свежей

отборной крупой-желательно, полученной из первого снопа - и оставляли до весны,

когда приходило время засевать поля. Считалось, что первая горсть, брошенная в

землю ,должна быть извлечена именно из куклы Крупенички. Это сулило хороший

урожай в будущем и обновляло его, принося семье достаток.

Саму мотанку предавали стихии- земле или огню - либо разбирали на лоскутики и

хранили их до осени, когда предстояло собирать новую куклу- оберег.

Крупеничку могли открыть и зимой. Это происходило в том случае , если в доме

заканчивалась крупа.

Случалось, что именно Зерновушка спасала домочадцев от голодной смерти. Кстати,

незнакомый человек сразу мог определить, богато ли живет семья: Крупеничка туго

набита - все хорошо, исхудала - в избе беда. Если в доме хранилось несколько

мотанок, крупу из них брали и просто для того, чтобы добавить ее в варево.

Считалось, что такая еда обладает целебными свойствами и укрепляет здоровье. По

этой же причине время от времени Зерновушку давали детям - играть с ней, они

якобы заряжались энергией и силой.

Как выглядит оберег ?

-По преданию, любая мотанка,в том числе Крупеничка,не должна иметь лица.

Это связано с верой христиан в то, что в куклу с лицом может вселиться злой дух. В

остальном все зависело от фантазии мастерицы и возможности семьи Крупеничку

старались делать полненькой и нарядной ,основной элемент одежды был сарафан и

фартук, дополнением шли повойник-(лента стягивающая волосы) и косынка.

Украшением служили ленты, бусы, в руки вкладывали маленькие ложечки

(Загрибушки),ключики, мешочки. В некоторых семьях рядом с Зерновушкой можно

было увидеть ее товарища - куклу Богача, которого также туго набивали зерном.

В общем чем добротнее и наряднее были обереги, тем благополучнее жила семья.

Где хранили куклу ?

- Лучшим местом для куклы оберега Крупкнички всегда являлся Красный угол.

Именно рядом с иконами она превращалась в настоящую защитницу домашнего

очага. Обычно на Руси Красный угол устраивали неподалеку от стола и полок для

утвари. Здесь же ставили и обереги.

В современных домах и квартирах Крупеничку чаще всего можно увидеть на кухне,

рядом со шкафами в которых хранятся припасы.

Рассматривание образца

( Я могу вам сейчас дать рассмотреть образец Крупенички , дети смотрят передают

друг другу)

В современном мире осталась традиция дарить этих кукол с пожеланиями Но также

как и разная крупа имеет свой смысл так и цвет наряда Крупенички тоже подбирали в

соответствии с тем цветом ,что хотели пожелать данному человеку.

Ассоциация цвета (деревянные ложки) ?

Каждый цвет ассоциируется с какими-то приятными моментами в жизни :

- Красный - Истинный цвет Руси ,цвет огня, страсти, силы, любви, уверенности

(Если мы хотим пожелать этих качеств принимающему в дар Крупеничку можно

наряды выбирать в красных цветовых вариантах...и так со всеми цветами)

- Синий -Вода ,жизнь, небо - с пожеланием крепкого здоровья

- Розовый - весна, сладость, нежность, молодость - подарок молодожонам

- Оранжевый - Цвет ожидания, комфорта, солнышка, чего-то теплого, хорошего с

пожеланием исполнения желаний

- Зеленый - цвет денег,листвы , травы ,восхищения - с пожеланием достатка,

благополучия

-Белый -Чистый лист ,пух, снег, свежесть - с пожеланием хорошего начала

- Фиолетовый - игривость , цвет первоцветов и весенних цветов, свежесть - с

пожеланием семейной радости

Практическая самостоятельная работа.

- Ребята вот и я хотела вам предложить сделать сейчас такую Крупеничку своими

руками с пожеланием, но есть некое волшебство вам нужно выбрать стул за рабочим

столом и пока не садиться так ,как под сидением (сидушка мягкая на стуле) находиться

цвет с каким пожеланием ребенок будет изготавливать наряд кукле, (поднимают

подушки- сидушки, раздаю наряды куклам по цветам)

Определение последовательности работы.

- Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты).

- Повторение техники безопасности с ножницами.

- Сегодня вам предстоит изготовить тряпичную куклу Крупеничку.

В первую очередь необходимо настроиться на то, что вы сейчас будете делать что-то

очень важное. Отбросьте все мысли, отвлекающие вас от процесса. Будьте только

здесь и сейчас. Это лучшее состояние для создания куклы-оберега.

Перед вами изготовленная на предыдущем уроке заготовка - туловище куклы, а также

ленточка - пояс, нитки, ножницы. ( Кто-то из детей рассказывает ,как набивается

мешочек зерном почему выбрали перловую крупу и т.д)

Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила техники безопасности, собрать куклу. В

этом вам помогут тех.карты, на которых изображена последовательность вашей

работы. Выберете себе детали куклы и за работу.

Можно на первых 2-х этапах работать вдвоем: один держит туловище куклы, а второй

надевает платок и обвязывает его нитками в области шеи.

(обращение к гостям : Чайная пауза - предлагаю обратить внимание на наш чайный

столик и сделать чайную минутку пока ребята будут в процессе изготовления)

Итог:

Наша кукла-оберег готова! Вы молодцы! Видна творческая работа, славно

потрудились! Ваша кукла может стать прекрасным подарком вашим друзьям или

знакомым. Или можно оставить своих куколок себе на память.

Рефлексия

1. Что вам понравилось на уроке?

2.

Что было для вас трудно в практической части?

По кругу из рук в руки ребята передают основную куклу и отвечают на вопросы.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они

несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это

вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из

поколения в поколение.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь

благодаря людям, которые увлечены этим делом. Мы с вами тоже принимаем в этом

участие. Народная кукла не утратила своей красоты, тепла и способности радовать

людей.

Уборка рабочих мест.

Послесловие : чтобы наши гости не ушли обиженными мы подготовили тайные

благодарственные сюрпризы ( вручаем куколок) Благодарим всех за участие .



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники