Напоминание

Первоначальное обучение игре на готово-выборном баяне в ДШИ и ДМШ


Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Ясный,Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Первоначальное обучение игре на готово-выборном баяне в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ДШИ Ясненский городской округ, Оренбургская область

Методическая разработка на тему:

« Первоначальное обучение игре на готово-

выборном баяне в ДШИ и ДМШ».

Выполнила : Пригорская Н.Ю. 2022год

Вступление .

В последнее время широкое признание и распространение получил

готово-выборный баян. С каждым годом увеличивается число обучающихся

на этом инструменте в ДМШ, ДШИ и музыкальных колледжах.

Специфические особенности инструмента, отличающие его от баянов

других конструкций, сосредоточены в левой выборной клавиатуре, освоение

которой, должно проводиться параллельно с занятиями на баяне с обычной

системой готовых аккордов и басов. К обучению на готово-выборном баяне

следует

привлекать

учеников,

обладающих

хорошими

музыкальными

данными

и

успешно

справляющихся

с

программой.

1.Общая

характеристика

готово-выборного

баяна.

Баян - музыкальный инструмент, усовершенствованный от хроматической

гармоники. Название происходит от имени певца Древней Руси Бояна.

Баян состоит из двух крышек-коробок, соединенных между собой

мехами,

и двух кнопочных клавиатур для правой и левой рук. Правая

клавиатура используется обычно для выполнения голосов мелодии, а левая -

для аккомпанемента. Эта разновидность баяна получила название готового

баяна.

Ноты пишутся на двух нотоносцах, соединенных акколадой, в скрипичном и

басовом ключах; аккорды левой руки часто обозначаются буквами. Звуковой

диапазон клавиш правой руки - от B к cis4, двух строк клавиш левой руки - от

G к fis, другие три строки клавиш левой руки предназначены для исполнения

аккомпанемента.

Баян как сольный инструмент гораздо моложе инструментов

симфонического оркестра, фортепиано или органа. Инструмент со своей

первоначальной конструкции (гармоника) получил распространение во

многих странах мира, становясь в них национальным инструментом. Обладая

такими преимуществами как богатство звучания, несложная конструкция для

первоначального освоения, мобильность, стойкость к смене температуры,

баян стал истинно народным инструментом. Пройдя бурный этап развития в

20 веке, этот музыкальный инструмент с каждым днем занимает все более

прочное место в современном мире.

Усовершенствованные концертные баяны имеют несколько более

широкий диапазон, а также дополнительную строку кнопок левой руки для

игры уменьшенных септаккордов.

С появлением многотембрового готово-выборного баяна появилась

возможность

исполнять

переложения

для

баяна

произведений

классического

наследия

композиторов

прошлых

столетий,

что

дисциплинирует

художественное

мышление

музыканта,

открывает

исполнителям доступ к сокровищам культуры, без которой невозможно

воспитание музыканта-баяниста. Сегодня баян по существу превратился в

небольшой орган, или мини - симфонический оркестр, с огромным

диапазоном звучания, богатым тембровым разнообразием.

Разновидность баяна - выборный баян - отличается отсутствием готовых

аккордов. На выборном баяне левая рука может выполнять разнообразные

аккорды на усмотрение композитора или исполнителя, который увеличивает

возможности этого инструмента, но и значительно усложняет технику игры

на нем. Баян применяется как сольный и ансамблевый инструмент.

Многие

молодые

исполнители,

используя

возможности

современного

инструмента, занимают ведущие места на международных конкурсах и

фестивалях, тем самым еще раз подтверждая статус современного баяна как

классического

инструмента.

Благодаря

их

концертной

деятельности

повышается интерес к баяну и аккордеону не только в профессиональных

кругах, но и в широких массах. Современные молодые композиторы

знакомые

с

возможностями

баяна

и

аккордеона

создают

уже

высокохудожественный репертуар, в отличающийся от оригинальных пьес

для баяна и аккордеона прошлого века. Поэтому начальному этапу обучения

в любой современной школе игры на баяне и аккордеоне уделяется особое

внимание, ведь главные исполнительские навыки необходимо формировать

с

детства

,то

есть

в

рамках

детской

музыкальной

школы.

2.Современные методики обучения игры на готово-выборном баяне и их

применение.

Современные методики обучения игры на баяне ориентированы на

готово-выборный

инструмент,

с

его

тембровыми

и

техническими

возможностями. Всех их объединяет работа по пятипальцевой системе,

длинный до нотный период и большое внимание к игровым формам работы

на уроке. Ввести ребенка в мир классической музыки, заинтересовать его,

позволить ему полюбить инструмент - такую задачу ставят сегодня ведущие

педагоги. Приобрести основные навыки игры на инструменте и только после

этого аккуратно вводить нотную грамоту. Все методики, учитывая тенденции

развития в современном образовании, стремятся раскрыть творческий

потенциал ученика, поддерживая его инициативу и любознательность.

В «Современной школе игры на баяне» ведущего исполнителя

композитора и педагога В.А. Семенова хочется выделить следующие

моменты

и

коснуться

методики

начального

обучения:

приемам

звукоизвлечения

и

оригинального

дополнительного

приспособления,

изобретенного опытным педагогом-новатором.

Игра на баяне требует определенных физических усилий. В процессе

звукообразования на баяне важную роль принадлежит меху. Но при этом

важно сохранить ощущение свободы. Усилия, которые требуются при работе

мехом, могут вызвать зажатость отдельных групп мышц или всего корпуса.

Наибольшую сложность представляет вертикальное перемещение левой

руки

вдоль

клавиатуры.

В.А.Семенов

советует

сделать

небольшое

приспособление,

которое

представляет

собой

мягкий

щиток

из

металлической основы с добавлением тонкого слоя поролона, обтянутый

тканью или кожей. Приспособление крепиться к крышке левого полукорпуса.

Это позволяет приподнять руку над левой клавиатурой и тем самым

обеспечить

кисти

большую

свободу

движения.

Кроме

этого

педагог

рекомендует прикрепить два небольших деревянных порожка между

ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней части, чтобы дать свободу

передвижения левой руке.

Роль звукоизвлечения на баяне и невероятна высока. Для развития

координации движений В.А. Семенов рекомендует упражнение «Эхо». Одни

и те же звуки играют поочередно на правой и левой клавиатурах. Педагог

должен обратить внимание на начало продолжение и окончание звука.

Особо выделяет В.А.Семенов и приемы работы с большим пальцем правой

руки. Игра пяти пальцами правой руки – новый прием в процессе обучения

на баяне. Подготовка этого пальца необходима для успешного освоения

позиционной техникой игры, т.к. он отличается и формой и положением.

В.А.Семенов рекомендует начать с освоения легкого удара по клавише во

второй и третьей позиции. Потребуется немало времени для того, чтобы

появились ловкость и автоматизм движений первого пальца.

Остальные пальцы, не участвующие в работе должны оставаться над

клавиатурой.

В методике И.Г. Пурица важно отметить, что обучение проходит на

готово-выборном баяне с тремя рядами в правой и левой руке. Занятия на

таком инструменте имеют свои преимущества. Так, например трехрядный

баян намного легче пятирядных инструментов, что позволяет снять лишнюю

нагрузку на корпус, сделать движения рук свободными. Три ряда для правой

и

левой

рук

позволяют

ребенку

быстрее

начать

ориентироваться

в

клавиатуре, способствует пропорциональному развитию техники обеих рук.

Ну и конечно занятия в классе на готово-выборном инструменте позволяют

расширить

репертуар

начинающего

баяниста,

обогатить

его

музыкой

композиторов классиков. Как и в школе В.А.Семенова занятия с ребенком

начинаются без изучения нотной грамоты, т.н. «донотный» период длится у

И.Пурица в отличие В.А. Семенова от одного до нескольких месяцев. Очень

интересен метод от «целого к частному». На первом уроке ребенка не

сажают за инструмент, ученик должен визуально познакомиться с баяном.

Увидеть вертикальные и диагональные ряды, которые по виду напоминают

горки. Сравнить, как чередуются на инструменте черные и белые клавиши.

После этого ученика подводят к инструменту и предлагают провести

подушечкой второго пальца по вертикали и по диагональным рядам,

которые мы называем «хроматическими горками». Это расположение

кнопок баяна и есть хроматическая гамма, которая является алфавитом

баянной клавиатуры.

Необходимо сказать, что, как и во всех современных методиках

обучения

на

инструменте,

в

школе

И.Пурица

широко

применяются

творческие

формы

работы.

Например,

движение

под

музыку,

транспонирование. Особенности строения инструмента заставляют искать

нестандартные методики для освоения клавиатур. Начинают обучение с

небольших упражнений в 2-3 ноты, которые потом служат основой для

небольших

пьесок.

Именно эти

пьесы потом подбирают

на

слух

и

транспонируют, используя метод от частного к целому.

Стоит отметить, что в отличие от школы В.А. Семенова в методике

И.Пурица большой палец правой руки в течение двух-трех недель остается за

грифом. Это позволяет создать дополнительную точку опоры при движении

руки по грифу. Пятипальцевую систему на начальном этапе применяют

позднее.

Санкт-петербургская школа им. В.В. Андреева стала развиваться в

несколько другом направлении. Творческий коллектив преподавателей

создал и теоретически обосновал свою оригинальную авторскую программу,

по которой уже несколько лет сплоченно работает весь коллектив. Основа

этой методики - комплексная программа обучения музыке на уроках по

специальности. Кроме репродуктивного направления, появился и второй

путь

воспитания

юных

музыкантов

-

творческий.

Педагоги

школы

разработали и внедрили творческие разделы обучения: подбор по слуху,

транспонирование, сочинение мелодий на предложенные стихи, игра

кадансов, гармонизация одноголосных мелодий из песенных сборников по

буквенно-цифровой системе, чтение с листа. Подбор по слуху- центральный

раздел программы творческого музицирования. В этом ему помогает

освоить детям элемент такого раздела программы как изучение кадансов.

Другая форма творческого музицирования - сочинение мелолодии на текст.

Этот вид творчества выявляет сходство между музыкальной интонацией и

интонацией человеческой речи. Благодаря ей стало возможным не только

определить потенциальные творческие возможности ученика, но и овладеть

различными исполнительскими навыками в процессе обучения игре на

инструменте.

Изучив представленные методики преподавания баяна в школе, можно

сделать вывод, что современные преподаватели баянного искусства шагают

в ногу с инновационными образовательными стандартами. В основе всех

трех методик лежит принцип наглядности и доступности. Акцент в своей

работе педагоги делают не на освоении инструментом, а на повышении

общей

мотивации

учащихся

посредством

раскрытия

их

творческого

потенциала, что достигается различными приемами, но служит достижению

единой цели. Воспитание творчески активной личности, которая сможет

реализовать себя в быстро развивающемся информационном мире.

3.Краткая характеристика конструктивных особенностей и несколько

различных конструкций готово-выборного баяна .

Характерной особенностью готово- выборного баяна является наличие в

левой клавиатуре двух звукорядов: готового с кварто-квинтовым

расположением басов и готовыми аккордами, а также выборного, который

построен по принципу правой клавиатуры: его клавиши расположены в

хроматической последовательности на трёх-четырёх рядах готовых аккордов.

Выборный звукоряд звучит в унисон без какого-либо удвоения. Только

самые низкие звуки имеют октавное удвоение, что соответствует звучанию

басов основного и вспомогательного рядов. Переключение звучания в левой

клавиатуре с готового на выборный звукоряд и наоборот осуществляется с

помощью специального механизма нажатием на рычаг переключения. Для

обозначения готового и выборного звукоряда и их переключения

выработана особая запись в нотном тексте. Так, В - обозначает выборную

клавиатуру, Г - басы и готовые аккорды, О - основные басы (в некоторых

изданиях), Б - басы основного и вспомогательного рядов при включении

выборной механики. В современной педагогической и исполнительской

практике получили распространение и признание несколько различных

конструкций готово-выборных баянов:

«Россия» - конструкция баяна мастера В.А. Колчина. Производство

Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов.

Диапазон правой клавиатуры - от ми большой октавы до соль четвёртой

октавы, а диапазон выборной клавиатуры - от ми контроктавы до до-диез

третьей октавы. Правая клавиатура имеет 12 тембровых регистров.

«Ясная Поляна» - конструкция баяна В.К. Овсянкина. Производство

Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры

от ми большой октавы до ля-диез четвёртой октавы, а диапазон левой

выборной клавиатуры - от ми-бемоль контроктавы до си второй октавы.

«Рубин» - конструкция мастера Н.Ф. Самоделкина. Производство Кировской

фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль

большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной

клавиатуры от фа контроктавы до фа второй октавы.

«Юпитер» - конструкция мастера Ю.К. Волковича. Производство

Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов.

Диапазон правой клавиатуры - от ми большой октавы до соль четвёртой

октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми контроктавы до ми

третьей октавы. В правой клавиатуре существует 15 тембровых регистров.

«Тула 412» - производство Тульской фабрики музыкальных инструментов.

Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой

октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми-бемоль контроктавы

до ля-диез третьей октавы.

Необходимо отметить, что в конструкциях баянов «Ясная Поляна», «Тула

412», «Юпитер», «Россия» существует шестой ряд в левой клавиатуре, что

способствовало появлению дополнительного ряда выборной клавиатуры

дублирующего третий ряд основного выборного звукоряда.

4.Развитие первоначальных навыков движения пальцев левой руки.

Положение левой руки при игре на выборной клавиатуре имеет свои

особенности. Главной из них является иной принцип расположения по

сравнению с правой. Если на правой клавиатуре низкие звуки вверху, а

высокие снизу, то на выборной клавиатуре всё с точностью до наоборот. Эта

особенность предопределяет специфику игры.

Во-первых, кисть исполнителя предельно направлена со стороны левой

линии мизинцем и безымянным пальцами внутрь клавиатуры, к меху. Такая

позиция руки достигается с помощью более низкого, чем при игре на готовой

левой клавиатуре, положения локтевого сустава.

Во-вторых, на выборной клавиатуре пальцы левой руки, по сравнению с

готовой клавиатурой, совершают более гибкие и разнообразные движения,

которые связаны с исполнением гаммообразных аккордов и

арпеджированных последовательностей. Каждому из этих основных видов

техники соответствует определённое положение руки.

На начальном этапе освоения выборной клавиатуры следует усвоить два

основных положения руки. В первой позиции естественное положение руки,

которое подходит для исполнения хроматических гамм и других

гаммообразных последовательностей: первый палец и ребро ладони

составляют опору руки во время игры. Вторая позиция предназначена для

свободного исполнения арпеджио и аккордов. Здесь ладонь левой руки

плотно не прижимается, а прилегает к ней свободно. Кисти и запястье

расположены на одном уровне по отношению к клавиатуре.

Быстрая ориентация на левой клавиатуре у баянистов представляет на

начальном этапе обучения значительную трудность, так как на инструменте

исключена возможность визуального контроля действий левой руки (в

отличие, например, от пианистов). Тем не менее, уверенное и точное

исполнение немыслимо без свободной ориентировки, которая связана с

развитием интервального ощущения. В первую очередь необходимо

научиться точно находить любую клавишу до извлечения звука. Существует

несколько способов выполнения поставленной цели:

- отмер от верхней или нижней части клавиатуры;

- отмер от басов основного и вспомогательных аккордов;

- использование разметки по октавам.

Расстояние между клавишами ля бемоль-до-ми-соль основного звукоряда

соответствует интервалу октавы выборной клавиатуры. Вместе с этим

следует учитывать закономерность соотношения басов и выборной

клавиатуры - повторение одинаковых нот в основном басовом и первом

выборном рядах через каждые две клавиши.

Упражнения исполняются в умеренном темпе с соблюдением указанной

аппликатуры. Систематическая работа над упражнениями будет

способствовать постепенному развитию первоначальных навыков игры на

готово-выборной клавиатуре.

5.Игра двумя руками.

Первый этап должен начинаться с разучивания пьес, в которых

тематический материал проводится поочерёдно в партиях правой и левой

рукой. В процессе работы над таким произведением у учащегося появляется

возможность тщательно подготовить каждое мелодическое построение,

уточнить аппликатуру, уяснить ритмический рисунок. Во время исполнения

он может контролировать работу пальцев правой и левой руки и таким

образом добиваться правильного и чёткого звучания. Задача педагога на

данном этапе освоения инструмента заключается в том, чтобы помочь

учащемуся добиться смыслового единства тематического материала

музыкального произведения.

Вторым этапом освоения выборной клавиатуры является исполнение

произведений, в которых музыкальный материал изложен в партиях обеих

рук. Приступая к работе над пьесой, учащийся должен внимательно

разобрать партию каждой руки, уяснить их ритмическое строение и уточнить

аппликатуру. Вместе с этим необходимо выяснить темп и понять характер

музыкального произведения. После предварительной подготовки пьеса

исполняется двумя руками. Теперь задача учащегося состоит в том, чтобы

добиться чёткой координации движения пальцев правой и левой руки.

Педагог следит за развитием слухового контроля учащегося и

выразительным исполнением произведения.

На третьем этапе освоения в программу включаются произведения, в

которых в партии левой руки существуют мелодические обороты

арпеджированного характера и различные созвучия. Для дальнейшей

свободы исполнения пьес с новым фактурным изложением учащемуся

необходимо усвоить 2-ю позицию левой руки. Педагог, познакомив

учащегося с таким положением руки, должен сравнить его с 1-ой позицией и

на конкретном музыкальном материале выявить характерные особенности

второй позиции.

Четвертым этапом освоения выборной клавиатуры является развитие

координации пальцев при разнообразных приёмах звукоизвлечения. Теперь

учащемуся предлагается произведение, в котором поставлены более

сложные исполнительские задачи. Игру двумя руками следует начинать

только после уточнения характера штрихов. Особенно внимательно следует

прорабатывать штрихи в партии левой руки.

6.Работа над развитием техники левой руки.

В процессе занятий, работа над развитием исполнительской техники, как

показывает практика, ведется неравномерно. Нередко педагог

сосредотачивает внимание на разучивании пьес, меньше время уделяя

работе над гаммами, арпеджио и другими упражнениями. Систематическая

и последовательная работа над гаммами способствует закреплению

основных аппликатурных формул, развитию беглости пальцев, их

самостоятельности. Наиболее часто встречающиеся в музыкальных

произведениях гаммообразные последовательности в партии левой руки,

ставят перед педагогом задачу планомерного освоения этого вида техники

учащимися. Необходимо выработать определенный план в методике

изучения данного материала, последовательное выполнение которого

поможет учащимся овладевать этим видом техники.

На первом этапе работы должны решаться следующие задачи:

а) освоение основных аппликатурных формул мажорных и минорных гамм;

б) работа над качеством звука (выработка ровности звучания);

в) преодоление трудностей, связанных с приемами перекладывания и

подкладывания пальцев в гаммах;

г) достижение четкой координации рук, при исполнения гамм двумя руками;

На втором этапе работы над гаммами перед учащимися ставятся более

сложные задачи:

а) исполнение гамм в разнонаправлено движении;

б) исполнение гамм в терцию и сексту;

Третий этап работы— исполнение коротких арпеджио двумя руками.

Главная задача состоит в правильной организации работы пальцев : опорный

звук извлекается активным, подчеркнутым нажатием клавиши, в то время

как остальные звуки ритмической фигурации исполняются с меньшим

нажимом и более легким звучанием.

Четвертый этап ----работа над мажорными и минорными трезвучиями,

которая требует большого внимания со стороны учащихся. В процессе

исполнения аккордовой последовательности для взятия нового обращения

аккорда необходимо:

а) одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя

случайных призвуков;

б) подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;

в) путем одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд

Пятый этап—исполнение « скачков».Трудность этого вида техники

связана со спецификой инструмента. У баянистов полностью отсутствует

зрительный контакт с левой клавиатурой и частично с правой.

Методические рекомендации, направленные на освоение техники

« скачков»:

а)при выполнении скачка надо учитывать его направление( вверх или вниз

по клавиатуре);

б)подготовить соответствующее положение руки ,с учетом последующего

изложения( гаммообразное, аккордовое);

в) скачки удобнее исполнять при движении меха на разжим, так как при этом

рука может свободно совершать перемещение по клавиатуре;

Заключение.

Как бы ни хотел преподаватель ускорить процесс освоения выборной

клавиатуры учащимся, он все равно пройдет определенные начальные

этапы: тактильное определение меченых кнопок, определение октав,

извлечение отдельных звуков в восходящем и нисходяще движении на

первом, втором и третьем рядах различными штрихами и аппликатурами с

изменением направления движения меха, в разных темпах и т.д. Помимо

планового материала следует широко использовать и развивать навыки

чтения нот с листа, игры в ансамбле. Урок в классе по специальности

является основной формой работы с учащимися. Наряду с инструктивным

материалом, перечисленным выше необходимо включать в программу

учащихся художественные произведения, где встречаются уже освоенные

раннее виды техники.

Список литературы

А.Д.Алексеев. Работа над музыкальным произведением с учениками школ

и училищ. // Музгиз. 1957.

В.Семёнов

Формирование технического мастерства исполнителя на

готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1978.

В.Власов

,

«Методика

работы

баяниста

над

полифоническими

произведениями», Москва, 2004 г.

Ф. Липс , «Искусство игры на баяне», Москва, «Музыка», 2004

Ф. Липс , «Об искусстве баянной транскрипции», Москва, «Музыка»,

2007

И.Пуриц , «Методические статьи по обучению игре на баяне», Москва,

2009 г.

В.Семенов , «Современная школа игры на баяне», Москва, «Музыка»,

2007 г.

А.Онегин, « Школа игры на готово-выборном баяне.» , Музыка, 1977.

А.Сурков ,В. Плетнёв «Переложение музыкальных произведений для

готово-выборного баяна» Музыка, 1977.

А.Сурков « Пособие для начального обучения игре на готово-выборном

баяне» Москва1979 г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники