Напоминание

«Работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано»


Автор: Галкина Галина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: г.Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Усинска

«Челядьлы искусств школа» Усинск карса содтӧд тӧдӧмлун сетан

муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение

Методические рекомендации.

Теме: «Работа над мелкой техникой в классе специального фортепиано»

Выполнила:

Преподаватель

МДУДО «ДШИ» г.Усинска

Г.И.Галкина

г.Усинск

2022

Большое значение в исполнении фортепианной музыке имеет техника.

Роль мелкой техники в работе пианиста трудно переоценить. Без специальной и

многолетней работы овладеть

ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с

клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. Не случайно учиться на

рояле издавна принято с раннего детства, с 6-8-летнего возраста, что, в

первую очередь, связано с трудностями приобретения техники.

Под фортепианной техникой понимают ту сумму

умений и навыков приемов игры на фортепиано, при помощи которых

пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Но

каждой технической работе должно предшествовать уяснение, осознание

музыкально художественных задач изучаемого произведения. Осознание

характера произведения, его частей, различных тем и отрывков должно

превратиться в концертный звуковой идеал, к которому пианист будет

стремиться в процессе технической работы.

А. Бирмак классифицирует технику на два вида: крупная техника

(аккорды, октавы) и мелкая техника (пальцевая игра).

Мелкая фортепианная техника включает в себя: пальцевую

(подушечную) технику; репетиционную технику; а также мелизмы (форшлаг,

группетто, мордент, трель), тремоло, репетиции.

Рекомендации:

1.

Регулярность занятий

Обеспечить непрерывность работы учащегося, приучая его к

систематичности в занятиях

2.

Психологический аспект. Осознанность учеником в необходимости ежедневной

работе над техническими упражнениями, гаммами.

Важно, чтобы ученик понял – или, хотя бы поверил, - что надо работать над

упражнениями каждый день, не зависимо от того часто или не часто педагог

проверяет эту его работу.

3.

Развивать технику следует в единстве со всем комплексом музыкальной

выразительности. Технические средства должны превратиться в средства

выразительности, отвечающие требованиям изучаемого произведения.

4.

Пассажи.

Все встречающиеся в фортепианной литературе

пассажи представляют собой комбинации трех элементов: гамм, арпеджио,

ломанных арпеджио в прямом и противоположном движении. Упражняясь, важно

поработать над переходом одной ноты в другую, следить за тем, чтобы ни одна

нота не была передержана или не додержана. Существовавшие в старину

упражнения с задержанной нотой вредны, ибо калечат слух, приучают его к

«грязи». В начале обучения искусству пассажа полезно поиграть любые пять нот

любой гаммы, вслушиваясь в звуковые переходы.

Пальцы надлежит держать близко к клавишам, как бы ощупывая звук.

В начале изучения пассажа нужно слышать не только первый момент толчка, но и

последующее затухание звука.

Полезно играть пассажи crescendo, diminuendo, ritardando, accelerando.

Движение рук в пассаже. Любой пассаж следует учить по кускам.

Первый звук извлекается всей рукой, отталкивающейся от клавиши.

Движение руки не сверху вниз, а наоборот. Основные технические

правила исполнения пассажей:

- не опираться на первый палец, а отводить его. Первый палец не может быть

удобной точкой опоры, его целесообразно использовать для связи между

позициями. Постановка первого пальца должна делаться широким движением,

удаляющим этот палец от соседних, в противном случае при его движении

стягиваются сухожилия других пальцев. Последующий звук извлекается с

помощью переноса всей руки и отводом большого пальца от клавиатуры;

- звук, следующий за звуком, извлеченным первым пальцем, должен играться

более плоским пальцем, низкой кистью, как бы висящий на клавиатуре. Все

движения должны производиться без углов и «мертвых» точек, что относится ко

всей фортепианной игре.

5.

Выравненность пальцев. Играя гаммы, нужно сначала научиться

извлекать звуки равной силы. Для этого большой, четвертый и пятый пальцы

должны играть несколько сильнее, чем второй и третий. В повседневной жизни

большой палец приспособлен к движению подкладывания. Обычно большой палец

ударяет слишком слабо, хотя среди всех пальцев он самый сильный. Тихой игре

способствует близкое к клавиатуре положение.

Кроме правильных динамических и временных соотношений нужно

следить еще за состоянием мускулов. Чувство абсолютной релаксации,

которое должно сделаться второй натурой ученика, развивается как раз при игре

гамм. Указанные способы помогут выработать красивую, «жемчужную» игру.

Разумеется, нужно исполнять гаммы и двумя руками одновременно.

6.

Трели. Тремоло.

Учить трели (тремоло) нужно в определенной ритмической

структуре, лучше всего триолями, так как они предполагают чередование

ударений на разные пальцы, участвующие в трели. Переходить к быстрому темпу

следует в тех же ритмах; ритм в данном случае служит стимулятором скорости.

В медленном темпе пальцы самостоятельны; их форма слегка вытянутая,

подъем значительный; движение от запястья. Вытянутая форма пальцев

способствует свободе движения и легкости звучания. Если трели должны звучать

очень четко и сильно (а таких сравнительно немного), пальцы следует закруглить,

их движения становятся более энергичными.

В быстром темпе работа пальцев сочетается с вращательными

движениями предплечья. При этом пальцы как бы держатся за клавиши;

подъема — никакого.

При работе над тремоло нельзя упражняться ни медленно, ни

напряженной или свободной кистью. Работа должна быть распределена

между кистью, запястьем, предплечьем и, если необходимо, локтем. Плечо

образует ось, от которой должно исходить вибрирующее движение, вовлекающее

все части руки, расположенные по пути к пальцам. Разделение труда между ними

не может выполняться сознательно, а скорее должно исходить из ощущения,

словно вся рука во время игры тремоло подвергается действию электрического

тока.

7.

Для проверки отсутствия напряженности во всем теле полезно, не

прерывая игры, время от времени поворачиваться, вставать, садиться и т.п.

8.

Все приемы и упражнения следует проходить постепенно, от простого к

сложному, умело, дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого

ученика те упражнения, которые ему более всего необходимы в данный

момент

9.

Упражнения:

- Беззвучная подмена пальцев на одной клавише (подготовительное

упражнение). Переносите руку с одного пальца на другой, хорошо на них

опираясь, движением в горизонтальной плоскости. Пальцы освобождайте.

- "Идти к струне". На шестнадцатых повибрируйте на одном движении в

глубь клавиатуры, "к струне", чувствуя, как клавиша "сама играет". На

половинной ноте погружайтесь в клавиатуру с "вкладыванием" и

расширением ладони; хорошо опирайтесь на палец.

- Вибрато. Освобождая руки вибрационным движением, почувствуйте

полную «проводимость звука».

- Репетиция с "вкладыванием" ладони в октаву. Это упражнение помогает найти

естественное положение кисти глубоко в клавиатуре с опорой в ладонь.

Раздвижение косточек пясти (на широкой позиции) хорошо освобождает пальцы

для последующей игры репетиций.

- Репетиция со скачком пятого пальца на октаву

Играйте это упражнение с репетициями на трех, четырех, пяти звуках

соответствующей этим вариантам аппликатурой (3 – 2 – 1 – 5 , 4 – 3 – 2 – 1 –5, 5 – 4

– 3 – 2 – 1 – 5).

- Репетиции с различными аппликатурными комбинациями. Не меняйте

положение и уровень кисти.

10. При работе над любым техническим моментом пианист должен представить себе

внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть»

произведение в целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические

особенности, характер, темп и прочее. Как бы далеко от музыки ни уводила

пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед

собой музыкальный идеал. Не терять идеал из виду; всегда стремиться к

содержательному исполнению — вот основная установка для работы над

техникой!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники