Напоминание

«Закрепление навыков игры основными штрихами: non legato, legato, staccato»


Автор: Галкина Галина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: г.Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Закрепление навыков игры основными штрихами: non legato, legato, staccato»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка урока

Тема: «Закрепление навыков игры основными штрихами: non legato, legato, staccato».

(Для обучающихся 1 класса специальности фортепиано в ДШИ)

Выполнила:

Преподаватель ДШИ

Г.И.Галкина

г.Усинск

2022

Тип занятия: индивидуальное занятие в классе фортепиано с обучающимся 1-го года

обучения.

Тема: «Закрепление навыка игры основными штрихами: non legato, legato, staccato».

Цель: Формирование навыка игры основными штрихами.

Задачи:

Обучающие:

- воспроизведение полученных знаний на практике,

- умение слушать себя.

Развивающие:

- развитие навыка игры на инструменте основными штрихами,

- подготовка пианистического аппарата к исполнению штрихами non legato, legato,

staccato.

Воспитательные:

- расширение музыкального кругозора.

Здоровьесберегающие:

- снятие мышечных зажимов,

- организация пианистического аппарата.

Используемые методы и приемы:

- аналитический,

- прослушивание музыкального произведения,

- практический,

- наглядный,

- метод обучения в сотрудничестве,

- метод эмоциональной драматургии (создание ситуации успеха),

- игровой.

Реализуемые педагогические технологии:

- технология развивающего обучения,

- художественные,

- информационно-компьютерные,

- здоровьесберегающие,

- игровые,

- личностно – ориентированное обучение.

Оборудование:

- фортепиано,

- ноты,

- компьютер.

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение пьес штрихами non legato,

legato, staccato.

Технологическая карта урока.

1. Организационный мо-

мент. Сообщение темы уро-

ка и постановка учебной за-

дачи.

-

-

Основная часть.

Игра пьес штрихами non

legato, legato, staccato.

2.1.

упражнения

для

правильной

постановки

руки и посадки за инстру-

ментом.

Практический метод:

(выполнение

учени-

ком игровых упражнений

для организации пиани-

стического аппарата)

Применение игровой техноло-

гии на основе ассоциативного

мышления и ролевой игры

2.2. Игра гаммы «до мажор»

штрихами

non

legato,

legato, staccato.

Практический метод:

(выполнение учени-

ком гаммы штрихами non

legato, legato, staccato).

Применение здоровьесберега-

ющей технологии (упражне-

ния на расслабление мышц,

постановка

пианистического

аппарата, акцентирование вни-

мание

на

свободе

игровых

движений).

2.3.

Проверка

домашнего

задания. Исполнение пьесы

«Два веселых гуся»

Практический

метод

(показ пьесы учеником);

наглядный метод (по-

каз пьесы педагогом);

аналитический метод

(выявление

учеником

необходимых

исполни-

тельских приемов).

Применение элементов разви-

вающего обучения: пробужде-

ние творческого, образного во-

ображения, побуждение к по-

иску самостоятельных реше-

ний.

2.4. Работа над ансамблем.

Исполнение пьесы

«Ехал

казак за Дунай»

Методы:

наглядный (просмотр

иллюстраций; исполнение

фрагментов пьесы педаго-

гом);

аналитический

(ана-

лиз средств выразительно-

сти изображения на карти-

не);

обучения в сотрудни-

честве

(

совместный поиск

исполнительских приемов

Использование средств ИКТ;

элементов развивающего обу-

чения;

обращение к образному мыш-

лению и восприятию обучаю-

щегося;;

побуждение обучающегося к

самостоятельному

поиску

необходимых средств вырази-

тельности

при

исполнении

произведения;

для передачи

характера

произведения, игра в ан-

самбле обучающегося с

педагогом);

практический

метод

(показ пьесы учеником);

метод эмоциональ-

ной драматургии (созда-

ние ситуации успеха).

применение личностно-ориен-

тированной технологии (ори-

ентирование на обучающегося

– его исполнительские и музы-

кально-эстетические

предпо-

чтения);

применение

художественной

технологии (раскрытие образа

произведения).

2.5. Разучивание новой пье-

сы.

Знакомство с новой пьесой

«Как за синею рекой»

Практический

метод

(показ пьесы учеником);

наглядный метод (по-

каз пьесы педагогом);

метод эмоциональной

драматургии (создание си-

туации успеха).

Применение личностно-ориен-

тированной технологии (ори-

ентирование на обучающегося

его

музыкально-эстетиче-

ские предпочтения);

применение технологии разви-

вающего обучения (побужде-

ние обучающегося к самосто-

ятельному поиску методов ре-

шения поставленной задачи).

2.6. Проведение физкульт-

минутки. Выполнение здо-

ровьесберегающих

упраж-

нений.

Практический метод:

(выполнение

учени-

ком упражнений для сня-

тия мышечного напряже-

ния).

Применение здоровьесберега-

ющей технологии (упражне-

ния на расслабление мышц пи-

анистического аппарата).

2.7. Разучивание новой пье-

сы.

Знакомство с новой пьесой

«Дождик»

Практический

метод

(показ пьесы учеником);

наглядный метод (по-

каз пьесы педагогом);

метод эмоциональной

драматургии (создание си-

туации успеха).

Применение личностно-ориен-

тированной технологии (ори-

ентирование на обучающегося

его

музыкально-эстетиче-

ские предпочтения);

применение технологии разви-

вающего обучения (побужде-

ние обучающегося к самосто-

ятельному поиску методов ре-

шения поставленной задачи).

3. Подведение итогов урока.

Создание ситуации успеха

обучающегося. Рефлексия.

Методы:

аналитический

(со-

оттнесение поставленных

задач с достигнутым ре-

зультатом, оценка своих

Применение здоровьесберега-

ющей (создание ситуации пси-

хологического

комфорта

и

удовлетворённости от проде-

ланной работы) и личностно-

ориентированной

технологий

результатов);

метод эмоциональной

драматургии (создание си-

туации успеха).

(ориентация на индивидуаль-

ность обучающегося).

4. Совместное планирова-

ние домашней работы.

Метод:

аналитический (фик-

сация

нового

задания,

планирование новых це-

лей).

Применение здоровьесберега-

ющей и личностно-ориентиро-

ванной технологий (ориента-

ция на индивидуальность обу-

чающегося).

1. Организационный мо-

мент. Сообщение темы уро-

ка и постановка учебной за-

дачи.

-

-

Основная часть.

Игра пьес штрихом легато.

2.1.

упражнения

для

правильной

постановки

руки и посадки за инстру-

ментом.

Практический метод:

(выполнение

учени-

ком игровых упражнений

для организации пиани-

стического аппарата)

Применение игровой техноло-

гии на основе ассоциативного

мышления и ролевой игры

2.2. Игра гаммы «до мажор»

и

упражнений

штрихом

legato.

Практический метод:

(выполнение учени-

ком упражнений и гаммы

приёмом legato).

Применение здоровьесберега-

ющей технологии (упражне-

ния на расслабление мышц,

постановка

пианистического

аппарата, акцентирование вни-

мание

на

свободе

игровых

движений).

2.3.

Проверка

домашнего

задания. Исполнение пьесы

«Два веселых гуся»

Практический

метод

(показ пьесы учеником);

наглядный метод (по-

каз пьесы педагогом);

аналитический метод

(выявление

учеником

необходимых

исполни-

тельских приемов).

Применение элементов разви-

вающего обучения: пробужде-

ние творческого, образного во-

ображения, побуждение к по-

иску самостоятельных реше-

ний.

2.4. Работа над ансамблем.

Исполнение пьесы

«Ехал

казак за Дунай»

Методы:

наглядный (просмотр

иллюстраций; исполнение

фрагментов пьесы педаго-

Использование средств ИКТ;

элементов развивающего обу-

чения;

обращение к образному мыш-

гом);

аналитический

(ана-

лиз средств выразительно-

сти изображения на карти-

не);

обучения в сотрудни-

честве

(

совместный поиск

исполнительских приемов

legato для передачи

ха-

рактера

произведения,

игра в ансамбле обучаю-

щегося с педагогом);

практический

метод

(показ пьесы учеником);

метод эмоциональ-

ной драматургии (созда-

ние ситуации успеха).

лению и восприятию обучаю-

щегося;;

побуждение обучающегося к

самостоятельному

поиску

необходимых средств вырази-

тельности

при

исполнении

произведения;

применение личностно-ориен-

тированной технологии (ори-

ентирование на обучающегося

– его исполнительские и музы-

кально-эстетические

предпо-

чтения);

применение

художественной

технологии (раскрытие образа

произведения).

2.5. Разучивание новой пье-

сы.

Знакомство с новой пьесой

«Как за синею рекой»

Практический

метод

(показ пьесы учеником);

наглядный метод (по-

каз пьесы педагогом);

метод эмоциональной

драматургии (создание си-

туации успеха).

Применение личностно-ориен-

тированной технологии (ори-

ентирование на обучающегося

его

музыкально-эстетиче-

ские предпочтения);

применение технологии разви-

вающего обучения (побужде-

ние обучающегося к самосто-

ятельному поиску методов ре-

шения поставленной задачи).

2.6. Проведение физкульт-

минутки. Выполнение здо-

ровьесберегающих

упраж-

нений.

Практический метод:

(выполнение

учени-

ком упражнений для сня-

тия мышечного напряже-

ния).

Применение здоровьесберега-

ющей технологии (упражне-

ния на расслабление мышц пи-

анистического аппарата).

2.7. Повторение жанров му-

зыки, прослушивание фраг-

ментов пьес.

Метод

прослушива-

ния музыкального произ-

ведения;

(прослушивание обу-

чающимся

фрагментов

пьес в исполнении педаго-

га);

Использование средств ИКТ;

Технология

развивающего

обучения (знакомство с образ-

цами музыкальных жанров);

выполнение

воспитательной

задачи – расширение музы-

(при

помощи

компьютера прослушива-

ние записи «Марша дере-

вянных солдатиков» в ор-

кестровом исполнении)

кального кругозора.

3. Подведение итогов урока.

Создание ситуации успеха

обучающегося. Рефлексия.

Методы:

аналитический

(со-

оттнесение поставленных

задач с достигнутым ре-

зультатом, оценка своих

результатов);

метод эмоциональной

драматургии (создание си-

туации успеха).

Применение здоровьесберега-

ющей (создание ситуации пси-

хологического

комфорта

и

удовлетворённости от проде-

ланной работы) и личностно-

ориентированной

технологий

(ориентация на индивидуаль-

ность обучающегося).

4. Совместное планирова-

ние домашней работы.

Метод:

аналитический (фик-

сация

нового

задания,

планирование новых це-

лей).

Применение здоровьесберега-

ющей и личностно-ориентиро-

ванной технологий (ориента-

ция на индивидуальность обу-

чающегося).

План - конспект урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

2. Основная часть:

Игра пьес штрихами non legato, legato, staccato.

2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.

Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение игры-упражнения:

«Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Подковка» - подушечка каждого

пальца поочерёдно встаёт на верхний конец карандаша. При этом кончик пальца актив-

ный, ученику предлагается представить на своих подушечках подкову лошади, образно

говоря – «подковать каждый пальчик». «Домик»- рука кладется на колено, а затем плав-

ное ее перенесение на клавиатуру. «Колобок» - учитель берёт в свои руки руку ученика и

раскручивает, имитируя колобок, добивается свободы и мягкости в запястье. Упражнение

«Медвежонок и солдатик».

- Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).

- А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).

2.2. Игра гаммы «до мажор» поочерёдно штрихами: non legato, legato, staccato.

Играем гамму «до мажор» 3-м пальцем отдельно правой рукой, затем левой. Показ

педагогом. Затем отрабатывает ученик. Ставим палец на клавишу, с места берём звук, за-

тем плавно снимаем руку и переносим на следующую клавишу и т.д. Добиваемся мягкого

глубокого звучания, проверяем свободу руки, правильного положения руки на клавиатуре.

Такой способ звукоизвлечения называется non legato.

Играем гамму «до мажор» 2-м и 3-м пальцами отдельно правой рукой, затем левой.

Добиваемся плавного и непрерывного перехода от одного звука к другому, такой способ

звукоизвлечения называется legato. Показ педагогом. Затем отрабатывает ученик.

Теперь играем гаммообразное упражнение, залиговывая по три нотки 2-м, 3-м и 4-м паль-

чиками. Так же, добиваемся плавного перехода от одного пальца к другому, слушаем не-

прерывность мелодии, звук не должен прерываться, активируем слух, добиваемся макси-

мально плавного звучания. При этом следим за свободой руки – кисть мягкая, пальчики

активные.

Играем гамму «до мажор» 3-м пальцем отдельно правой рукой, затем левой штри-

хом staccato. Показ педагогом. Затем отрабатывает ученик. Ставим палец на клавишу. За-

пястье активное. Отталкиваемся от клавиши, представляя, что подушечка пальца попала

на иголочку и быстрым, острым движением отскакиваем на следующую клавишу. Движе-

ние запястья активное, мягкое, рука свободная. Таким образом прорабатываем всю гамму.

2.3. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Исполнение песенки «Два веселых гуся» штрихом non legato.

- Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.)

- Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Руку плавно снимаем, перехо-

дим с одного звука на другой.

- Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.

- Исполни пожалуйста целиком всё произведение и внимательно слушай себя, старайся,

чтобы получилось плавное и мягкое звучание штрихом non legato.

Всё верно, ты успешно справился с заданием.

2.4. Работа над штрихами staccato и legato, игра в ансамбле с педагогом, просмотр ил-

люстраций по теме на компьютере.

Работа над ансамблем «Ехал казак за Дунай».

- Кто такой казак? Казак - это воин. Песня о том, что казак уезжает на войну. Семен Кли-

мовский сочинил эту песню, а она так понравилась людям, что в Германии сочинили сло-

ва, и она стала немецкой народной песней. А композитор Л. Бетховен использовал эту ме-

лодию в одном из своих произведений. - Давай посмотрим, как выглядели казаки. (Про-

смотр при помощи компьютера картин: С.А. Гавриляченко «В поход» и П.А. Федотова

«Казаки»). Казаки движутся неторопливо, на них тяжелое снаряжение. Попробуем пере-

дать это в характере исполнения пьесы.

- Послушай, как звучит партия сопровождения. (Как поступь коня).

- Теперь разберём партию мелодии. Какими штрихами она изложена?

- Чередование staccato и legato.

- Верно. Начинается пьеса на повторяющихся звуках, которые исполняются очень отрыви-

сто – штрихом staccato. Показ педагога. Вспомни «Подкови». Постарайся представить об-

раз казаков, которые скачут на конях. Звук должен получиться активным, энергичным.

Важно брать правильную аппликатуру. Вспомни ощущение «иголочек» в кончиках паль-

цев. Попробуй. Молодец, у тебя хорошо получается.

Теперь разберём отрывок, который исполняется legato. Здесь legato переходит из левой

руки в правую. Как ты думаешь, каким должен быть переход?

- Плавным и незаметным.

- Верно. Посмотри, как это сделаю я. А теперь закрой глазки и послушай – заметно ли, что

я меняю руки?

- Нет, не заметно.

- Попробуй теперь ты. «Переливай» мелодию из одной руки в другую, переноси вес с од-

ного пальчика на другой. Тебе нравится, как у тебя получается?

- Да, мне кажется, что у меня мелодия «льётся» так же, как и у Вас.

- Да, ты прав, у тебя получается плавное legato. Теперь попробуем пьесу исполнить вме-

сте, ансамблем. На фоне партии сопровождения старайся играть staccato остренько, актив-

но и отрывисто, а legato плавно и выразительно.

- Ну что, скажи, как интереснее исполнять эту пьесу – одному или в ансамбле?

- Мне больше нравится исполнять эту пьесу в ансамбле. Так полнее представляется образ

героев.

- Я рада, что тебе понравилось. А теперь давай подумаем к какому жанру можно отнести

эту пьесу?

- Конечно это песня.

- Верно.

2.5. Разучивание новой пьесы «Как за синею рекой».

Знакомство с новой пьесой «Как за синею рекой». Пропевание со словами мелодии плавно

и связно. Прохлопывание ритмического рисунка. Игра пьесы «на столе» - добиваясь, что-

бы пальчики не отрывались от поверхности стола, как-бы шагали, плавно переваливаясь с

одного пальчика на другой.

Затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Акцентирование внимания на

опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой, добиваясь при

этом максимально плавного и певучего legato. Ноты как бы вплывают одна в другую.

- Представь себе тёплую речку, старайся погрузиться пальчиками в клавишу, как ты по-

грузил бы их в воду. В этой пьесе мелодия особенно нежная. Как ты думаешь – как до-

биться такого нежного исполнения?

- Я очень мягко и бережно извлекаю мелодию, она очень красивая. Здесь legato как бы

само льётся из-под пальцев, мне нравится, как у меня получается.

- Да, в этой пьесе у тебя действительно получилось очень плавное legato. А как ты дума-

ешь, какой жанр у этой пьесы?

- Это тоже песня.

- Да, верно.

2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений.

Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от ки-

сти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упражнения «Птица» - предлагается

представить, что ученик - большая нежная птица, которая машет крыльями.

2.7. Разучивание новой пьесы «Дождик».

Исполнение пьесы педагогом.

- Скажи пожалуйста, каким штрихом исполняется «Дождик»?

- staccato.

- Верно. А как ты думаешь, почему в этой пьесе используется именно такой штрих?

- Потому что с помощью staccato легче всего передать характер дождика – он весёлый,

озорной, капли как будто отпрыгивают от асфальта.

- Все верно. О каких ощущениях нужно помнить при исполнении этой пьесы?

- «Иголочки» в подушечках пальцев, «подковки» и плавное запястье.

- Молодец, всё верно. Попробуй исполнить.

- Очень хорошо и весело у тебя получилось.

3. Подведение итогов урока. Создание ситуации успеха обучающегося. Рефлексия.

4. Совместное планирование домашней работы.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники