Автор: Галкина Галина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" г.Усинска
Населённый пункт: г.Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Закрепление навыков игры основными штрихами: non legato, legato, staccato»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка урока
Тема: «Закрепление навыков игры основными штрихами: non legato, legato, staccato».
(Для обучающихся 1 класса специальности фортепиано в ДШИ)
Выполнила:
Преподаватель ДШИ
Г.И.Галкина
г.Усинск
2022
Тип занятия: индивидуальное занятие в классе фортепиано с обучающимся 1-го года
обучения.
Тема: «Закрепление навыка игры основными штрихами: non legato, legato, staccato».
Цель: Формирование навыка игры основными штрихами.
Задачи:
Обучающие:
- воспроизведение полученных знаний на практике,
- умение слушать себя.
Развивающие:
- развитие навыка игры на инструменте основными штрихами,
- подготовка пианистического аппарата к исполнению штрихами non legato, legato,
staccato.
Воспитательные:
- расширение музыкального кругозора.
Здоровьесберегающие:
- снятие мышечных зажимов,
- организация пианистического аппарата.
Используемые методы и приемы:
- аналитический,
- прослушивание музыкального произведения,
- практический,
- наглядный,
- метод обучения в сотрудничестве,
- метод эмоциональной драматургии (создание ситуации успеха),
- игровой.
Реализуемые педагогические технологии:
- технология развивающего обучения,
- художественные,
- информационно-компьютерные,
- здоровьесберегающие,
- игровые,
- личностно – ориентированное обучение.
Оборудование:
- фортепиано,
- ноты,
- компьютер.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение пьес штрихами non legato,
legato, staccato.
Технологическая карта урока.
1. Организационный мо-
мент. Сообщение темы уро-
ка и постановка учебной за-
дачи.
-
-
Основная часть.
Игра пьес штрихами non
legato, legato, staccato.
2.1.
упражнения
для
правильной
постановки
руки и посадки за инстру-
ментом.
Практический метод:
(выполнение
учени-
ком игровых упражнений
для организации пиани-
стического аппарата)
Применение игровой техноло-
гии на основе ассоциативного
мышления и ролевой игры
2.2. Игра гаммы «до мажор»
штрихами
non
legato,
legato, staccato.
Практический метод:
(выполнение учени-
ком гаммы штрихами non
legato, legato, staccato).
Применение здоровьесберега-
ющей технологии (упражне-
ния на расслабление мышц,
постановка
пианистического
аппарата, акцентирование вни-
мание
на
свободе
игровых
движений).
2.3.
Проверка
домашнего
задания. Исполнение пьесы
«Два веселых гуся»
Практический
метод
(показ пьесы учеником);
наглядный метод (по-
каз пьесы педагогом);
аналитический метод
(выявление
учеником
необходимых
исполни-
тельских приемов).
Применение элементов разви-
вающего обучения: пробужде-
ние творческого, образного во-
ображения, побуждение к по-
иску самостоятельных реше-
ний.
2.4. Работа над ансамблем.
Исполнение пьесы
«Ехал
казак за Дунай»
Методы:
наглядный (просмотр
иллюстраций; исполнение
фрагментов пьесы педаго-
гом);
аналитический
(ана-
лиз средств выразительно-
сти изображения на карти-
не);
обучения в сотрудни-
честве
(
совместный поиск
исполнительских приемов
Использование средств ИКТ;
элементов развивающего обу-
чения;
обращение к образному мыш-
лению и восприятию обучаю-
щегося;;
побуждение обучающегося к
самостоятельному
поиску
необходимых средств вырази-
тельности
при
исполнении
произведения;
для передачи
характера
произведения, игра в ан-
самбле обучающегося с
педагогом);
практический
метод
(показ пьесы учеником);
метод эмоциональ-
ной драматургии (созда-
ние ситуации успеха).
применение личностно-ориен-
тированной технологии (ори-
ентирование на обучающегося
– его исполнительские и музы-
кально-эстетические
предпо-
чтения);
применение
художественной
технологии (раскрытие образа
произведения).
2.5. Разучивание новой пье-
сы.
Знакомство с новой пьесой
«Как за синею рекой»
Практический
метод
(показ пьесы учеником);
наглядный метод (по-
каз пьесы педагогом);
метод эмоциональной
драматургии (создание си-
туации успеха).
Применение личностно-ориен-
тированной технологии (ори-
ентирование на обучающегося
–
его
музыкально-эстетиче-
ские предпочтения);
применение технологии разви-
вающего обучения (побужде-
ние обучающегося к самосто-
ятельному поиску методов ре-
шения поставленной задачи).
2.6. Проведение физкульт-
минутки. Выполнение здо-
ровьесберегающих
упраж-
нений.
Практический метод:
(выполнение
учени-
ком упражнений для сня-
тия мышечного напряже-
ния).
Применение здоровьесберега-
ющей технологии (упражне-
ния на расслабление мышц пи-
анистического аппарата).
2.7. Разучивание новой пье-
сы.
Знакомство с новой пьесой
«Дождик»
Практический
метод
(показ пьесы учеником);
наглядный метод (по-
каз пьесы педагогом);
метод эмоциональной
драматургии (создание си-
туации успеха).
Применение личностно-ориен-
тированной технологии (ори-
ентирование на обучающегося
–
его
музыкально-эстетиче-
ские предпочтения);
применение технологии разви-
вающего обучения (побужде-
ние обучающегося к самосто-
ятельному поиску методов ре-
шения поставленной задачи).
3. Подведение итогов урока.
Создание ситуации успеха
обучающегося. Рефлексия.
Методы:
аналитический
(со-
оттнесение поставленных
задач с достигнутым ре-
зультатом, оценка своих
Применение здоровьесберега-
ющей (создание ситуации пси-
хологического
комфорта
и
удовлетворённости от проде-
ланной работы) и личностно-
ориентированной
технологий
результатов);
метод эмоциональной
драматургии (создание си-
туации успеха).
(ориентация на индивидуаль-
ность обучающегося).
4. Совместное планирова-
ние домашней работы.
Метод:
аналитический (фик-
сация
нового
задания,
планирование новых це-
лей).
Применение здоровьесберега-
ющей и личностно-ориентиро-
ванной технологий (ориента-
ция на индивидуальность обу-
чающегося).
1. Организационный мо-
мент. Сообщение темы уро-
ка и постановка учебной за-
дачи.
-
-
Основная часть.
Игра пьес штрихом легато.
2.1.
упражнения
для
правильной
постановки
руки и посадки за инстру-
ментом.
Практический метод:
(выполнение
учени-
ком игровых упражнений
для организации пиани-
стического аппарата)
Применение игровой техноло-
гии на основе ассоциативного
мышления и ролевой игры
2.2. Игра гаммы «до мажор»
и
упражнений
штрихом
legato.
Практический метод:
(выполнение учени-
ком упражнений и гаммы
приёмом legato).
Применение здоровьесберега-
ющей технологии (упражне-
ния на расслабление мышц,
постановка
пианистического
аппарата, акцентирование вни-
мание
на
свободе
игровых
движений).
2.3.
Проверка
домашнего
задания. Исполнение пьесы
«Два веселых гуся»
Практический
метод
(показ пьесы учеником);
наглядный метод (по-
каз пьесы педагогом);
аналитический метод
(выявление
учеником
необходимых
исполни-
тельских приемов).
Применение элементов разви-
вающего обучения: пробужде-
ние творческого, образного во-
ображения, побуждение к по-
иску самостоятельных реше-
ний.
2.4. Работа над ансамблем.
Исполнение пьесы
«Ехал
казак за Дунай»
Методы:
наглядный (просмотр
иллюстраций; исполнение
фрагментов пьесы педаго-
Использование средств ИКТ;
элементов развивающего обу-
чения;
обращение к образному мыш-
гом);
аналитический
(ана-
лиз средств выразительно-
сти изображения на карти-
не);
обучения в сотрудни-
честве
(
совместный поиск
исполнительских приемов
legato для передачи
ха-
рактера
произведения,
игра в ансамбле обучаю-
щегося с педагогом);
практический
метод
(показ пьесы учеником);
метод эмоциональ-
ной драматургии (созда-
ние ситуации успеха).
лению и восприятию обучаю-
щегося;;
побуждение обучающегося к
самостоятельному
поиску
необходимых средств вырази-
тельности
при
исполнении
произведения;
применение личностно-ориен-
тированной технологии (ори-
ентирование на обучающегося
– его исполнительские и музы-
кально-эстетические
предпо-
чтения);
применение
художественной
технологии (раскрытие образа
произведения).
2.5. Разучивание новой пье-
сы.
Знакомство с новой пьесой
«Как за синею рекой»
Практический
метод
(показ пьесы учеником);
наглядный метод (по-
каз пьесы педагогом);
метод эмоциональной
драматургии (создание си-
туации успеха).
Применение личностно-ориен-
тированной технологии (ори-
ентирование на обучающегося
–
его
музыкально-эстетиче-
ские предпочтения);
применение технологии разви-
вающего обучения (побужде-
ние обучающегося к самосто-
ятельному поиску методов ре-
шения поставленной задачи).
2.6. Проведение физкульт-
минутки. Выполнение здо-
ровьесберегающих
упраж-
нений.
Практический метод:
(выполнение
учени-
ком упражнений для сня-
тия мышечного напряже-
ния).
Применение здоровьесберега-
ющей технологии (упражне-
ния на расслабление мышц пи-
анистического аппарата).
2.7. Повторение жанров му-
зыки, прослушивание фраг-
ментов пьес.
Метод
прослушива-
ния музыкального произ-
ведения;
(прослушивание обу-
чающимся
фрагментов
пьес в исполнении педаго-
га);
Использование средств ИКТ;
Технология
развивающего
обучения (знакомство с образ-
цами музыкальных жанров);
выполнение
воспитательной
задачи – расширение музы-
(при
помощи
компьютера прослушива-
ние записи «Марша дере-
вянных солдатиков» в ор-
кестровом исполнении)
кального кругозора.
3. Подведение итогов урока.
Создание ситуации успеха
обучающегося. Рефлексия.
Методы:
аналитический
(со-
оттнесение поставленных
задач с достигнутым ре-
зультатом, оценка своих
результатов);
метод эмоциональной
драматургии (создание си-
туации успеха).
Применение здоровьесберега-
ющей (создание ситуации пси-
хологического
комфорта
и
удовлетворённости от проде-
ланной работы) и личностно-
ориентированной
технологий
(ориентация на индивидуаль-
ность обучающегося).
4. Совместное планирова-
ние домашней работы.
Метод:
аналитический (фик-
сация
нового
задания,
планирование новых це-
лей).
Применение здоровьесберега-
ющей и личностно-ориентиро-
ванной технологий (ориента-
ция на индивидуальность обу-
чающегося).
План - конспект урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
2. Основная часть:
Игра пьес штрихами non legato, legato, staccato.
2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.
Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение игры-упражнения:
«Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Подковка» - подушечка каждого
пальца поочерёдно встаёт на верхний конец карандаша. При этом кончик пальца актив-
ный, ученику предлагается представить на своих подушечках подкову лошади, образно
говоря – «подковать каждый пальчик». «Домик»- рука кладется на колено, а затем плав-
ное ее перенесение на клавиатуру. «Колобок» - учитель берёт в свои руки руку ученика и
раскручивает, имитируя колобок, добивается свободы и мягкости в запястье. Упражнение
«Медвежонок и солдатик».
- Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).
- А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).
2.2. Игра гаммы «до мажор» поочерёдно штрихами: non legato, legato, staccato.
Играем гамму «до мажор» 3-м пальцем отдельно правой рукой, затем левой. Показ
педагогом. Затем отрабатывает ученик. Ставим палец на клавишу, с места берём звук, за-
тем плавно снимаем руку и переносим на следующую клавишу и т.д. Добиваемся мягкого
глубокого звучания, проверяем свободу руки, правильного положения руки на клавиатуре.
Такой способ звукоизвлечения называется non legato.
Играем гамму «до мажор» 2-м и 3-м пальцами отдельно правой рукой, затем левой.
Добиваемся плавного и непрерывного перехода от одного звука к другому, такой способ
звукоизвлечения называется legato. Показ педагогом. Затем отрабатывает ученик.
Теперь играем гаммообразное упражнение, залиговывая по три нотки 2-м, 3-м и 4-м паль-
чиками. Так же, добиваемся плавного перехода от одного пальца к другому, слушаем не-
прерывность мелодии, звук не должен прерываться, активируем слух, добиваемся макси-
мально плавного звучания. При этом следим за свободой руки – кисть мягкая, пальчики
активные.
Играем гамму «до мажор» 3-м пальцем отдельно правой рукой, затем левой штри-
хом staccato. Показ педагогом. Затем отрабатывает ученик. Ставим палец на клавишу. За-
пястье активное. Отталкиваемся от клавиши, представляя, что подушечка пальца попала
на иголочку и быстрым, острым движением отскакиваем на следующую клавишу. Движе-
ние запястья активное, мягкое, рука свободная. Таким образом прорабатываем всю гамму.
2.3. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Исполнение песенки «Два веселых гуся» штрихом non legato.
- Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.)
- Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Руку плавно снимаем, перехо-
дим с одного звука на другой.
- Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
- Исполни пожалуйста целиком всё произведение и внимательно слушай себя, старайся,
чтобы получилось плавное и мягкое звучание штрихом non legato.
Всё верно, ты успешно справился с заданием.
2.4. Работа над штрихами staccato и legato, игра в ансамбле с педагогом, просмотр ил-
люстраций по теме на компьютере.
Работа над ансамблем «Ехал казак за Дунай».
- Кто такой казак? Казак - это воин. Песня о том, что казак уезжает на войну. Семен Кли-
мовский сочинил эту песню, а она так понравилась людям, что в Германии сочинили сло-
ва, и она стала немецкой народной песней. А композитор Л. Бетховен использовал эту ме-
лодию в одном из своих произведений. - Давай посмотрим, как выглядели казаки. (Про-
смотр при помощи компьютера картин: С.А. Гавриляченко «В поход» и П.А. Федотова
«Казаки»). Казаки движутся неторопливо, на них тяжелое снаряжение. Попробуем пере-
дать это в характере исполнения пьесы.
- Послушай, как звучит партия сопровождения. (Как поступь коня).
- Теперь разберём партию мелодии. Какими штрихами она изложена?
- Чередование staccato и legato.
- Верно. Начинается пьеса на повторяющихся звуках, которые исполняются очень отрыви-
сто – штрихом staccato. Показ педагога. Вспомни «Подкови». Постарайся представить об-
раз казаков, которые скачут на конях. Звук должен получиться активным, энергичным.
Важно брать правильную аппликатуру. Вспомни ощущение «иголочек» в кончиках паль-
цев. Попробуй. Молодец, у тебя хорошо получается.
Теперь разберём отрывок, который исполняется legato. Здесь legato переходит из левой
руки в правую. Как ты думаешь, каким должен быть переход?
- Плавным и незаметным.
- Верно. Посмотри, как это сделаю я. А теперь закрой глазки и послушай – заметно ли, что
я меняю руки?
- Нет, не заметно.
- Попробуй теперь ты. «Переливай» мелодию из одной руки в другую, переноси вес с од-
ного пальчика на другой. Тебе нравится, как у тебя получается?
- Да, мне кажется, что у меня мелодия «льётся» так же, как и у Вас.
- Да, ты прав, у тебя получается плавное legato. Теперь попробуем пьесу исполнить вме-
сте, ансамблем. На фоне партии сопровождения старайся играть staccato остренько, актив-
но и отрывисто, а legato плавно и выразительно.
- Ну что, скажи, как интереснее исполнять эту пьесу – одному или в ансамбле?
- Мне больше нравится исполнять эту пьесу в ансамбле. Так полнее представляется образ
героев.
- Я рада, что тебе понравилось. А теперь давай подумаем к какому жанру можно отнести
эту пьесу?
- Конечно это песня.
- Верно.
2.5. Разучивание новой пьесы «Как за синею рекой».
Знакомство с новой пьесой «Как за синею рекой». Пропевание со словами мелодии плавно
и связно. Прохлопывание ритмического рисунка. Игра пьесы «на столе» - добиваясь, что-
бы пальчики не отрывались от поверхности стола, как-бы шагали, плавно переваливаясь с
одного пальчика на другой.
Затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Акцентирование внимания на
опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой, добиваясь при
этом максимально плавного и певучего legato. Ноты как бы вплывают одна в другую.
- Представь себе тёплую речку, старайся погрузиться пальчиками в клавишу, как ты по-
грузил бы их в воду. В этой пьесе мелодия особенно нежная. Как ты думаешь – как до-
биться такого нежного исполнения?
- Я очень мягко и бережно извлекаю мелодию, она очень красивая. Здесь legato как бы
само льётся из-под пальцев, мне нравится, как у меня получается.
- Да, в этой пьесе у тебя действительно получилось очень плавное legato. А как ты дума-
ешь, какой жанр у этой пьесы?
- Это тоже песня.
- Да, верно.
2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений.
Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от ки-
сти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упражнения «Птица» - предлагается
представить, что ученик - большая нежная птица, которая машет крыльями.
2.7. Разучивание новой пьесы «Дождик».
Исполнение пьесы педагогом.
- Скажи пожалуйста, каким штрихом исполняется «Дождик»?
- staccato.
- Верно. А как ты думаешь, почему в этой пьесе используется именно такой штрих?
- Потому что с помощью staccato легче всего передать характер дождика – он весёлый,
озорной, капли как будто отпрыгивают от асфальта.
- Все верно. О каких ощущениях нужно помнить при исполнении этой пьесы?
- «Иголочки» в подушечках пальцев, «подковки» и плавное запястье.
- Молодец, всё верно. Попробуй исполнить.
- Очень хорошо и весело у тебя получилось.
3. Подведение итогов урока. Создание ситуации успеха обучающегося. Рефлексия.
4. Совместное планирование домашней работы.