Автор: Мазина Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перенос слов
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет
Русский язык
Класс
2 класс
Учитель:
Мазина Галина Владимировна
УМК
Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.
Тема урока
Перенос слов. Правила переноса слов (35 урок (из 60) в теме «Звуки и буквы»).
Цель урока
Создать условия для ознакомления с переносом слов по слогам, правописанием словарного слова
«жёлтый»; формирование умения правильно переносить слова.
Тип урока
Комбинированный урок. Решение учебной задачи.
Планируемые
результаты
предметные:
➢
сформировать представления учащихся о правиле переноса слов;
➢
развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов;
➢
формировать орфографическую зоркость; (работа с непроверямыми орфограммами);
личностные:
➢
формировать ценностное отношение к русскому языку;
➢
воспитывать доброжелательность, терпимость;
➢
развивать навыки сотрудничества во время работы в парах;
метапредметные:
➢
формировать умение анализировать, обобщать материал;
➢
формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
➢
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии
с задачами коммуникации;
здоровьесбережение:
➢
создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.
Образовательные
ресурсы
➢
Учебник. «Русский язык. 2 класс», орфографический словарь. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
➢
ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация;
➢
таблица «Правила переноса слов».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Мотивирование к
учебной деятельности
(организационный
момент,
психологический
настрой)
Знаем много разных слов
Богат словарный наш улов.
Умеем грамотно писать
И орфограммы различать.
Но вот преграда на пути:
Нам слово надо перенести …
Догадались, что будем делать на уроке?
2. Словарная работа
Назовите каждое слово, что у них общего?
-Давайте попробуем проверить слово «жёлтый». Какой
вывод можно сделать?
Слайд 2
Ответы детей:
- слово «жёлтый» проверить нельзя,
значит это словарное слово;
Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова,
а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.
А теперь запишем эти слова в тетрадь.
Можно ли слова, которые вы записали назвать
однокоренными?
Составим предложение со словом «жёлтый» и запишем
его. (Желтый лист плавно упал на землю). Выделим
основу предложения. Как подчеркнём?
- можно, так как у них общий корень
и лексическое значение;
Подлежащее (лист) – одной чертой,
Сказуемое (упал) - двумя
3.Постановка учебной
задачи
Мы записали с вами слова, всем ли хватило места на
строке? Какой выход вы нашли
Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том,
как переносил слова один мальчик.
- Мы изучаем перенос.
- Вот как слова я перенёс:
- Едва
Я перенес: е – два
И получил за это «два».
Укол
Я перенес: у – кол
Разделили слова на слоги и
перенесли последний слог;
И получил за это «кол».
Опять
Я перенес: о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?
- А как вы думаете, ребята?
- Почему?
- Подумайте, можно ли разделить для переноса слово
едва?
- А можно ли разделить для переноса слова едва и
опять.
- Сколько в этих словах слогов?
- Почему нельзя делить их для переноса?
Вывод: Одну букву нельзя переносить и оставлять на
строке.
Объясняют ошибки в переносе слов.
- Нет, пять за этот ответ поставить
нельзя.
- Потому что одну букву нельзя
переносить.
4. Усвоение и способов
действий
Учебник стр. 71 упражнение 107 (устно).
Вывод: сколько вы узнали способов переноса слов
Учебник стр. 71 упражнение 108.
В какие группы можно объединить слова?
Слайды № 3-7
Отвечают дети: таких способов пять
Слова, которые можно перенести и
которые нельзя перенести.
Записать:
1 столбик – слова, которые нельзя перенести
2 столбик – слова, которые переносятся
Проверка.
Дети выполняют задания в тетрадях.
Физминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
5. Закрепление знаний и
способов действий
- Внимательно прочитаем стихотворение Б. Заходера
«Сапожник». (При чтении учитель слово разделяет
голосом на два слога.)
Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
Читает ученик вслух, дети на
каждый слог хлопают в ладоши
В гости!
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожки?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
- Ответьте, почему вы не каждый слог хлопали?
- Есть ли в стихотворении слова, которые нельзя
перенести?
- Назовите эти слова. Почему они не переносятся?
- А остальные слова из текста можем разделить для
переноса?
- Почему?
Вывод: Слова из одного слога не переносятся.
- Потому что в этом слове два слога,
а в остальных по одному.
- Был, шил.
Да.
- Они состоят из нескольких слогов.
Да.
6. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Что нужно сделать, чтобы проверить слово с
непроверяемой орфограммой.
- Какой словарь откроете?
- Какие тайны переноса слов мы открыли?
Дети, отвечают обратиться к
словарю
Орфографический.
Дети перечисляют пять способов
переноса.
7. Домашнее задание.
Выучить правила переноса слов страница 71 в
учебнике.
Рабочая тетрадь стр. упражнение.
Рассказать дома, о чём узнали на уроке.
Ученик выполняют задание в
рабочей тетради № 1
8. Итог урока.
- Оцените свою работу.
Если в вашей работе нет ошибок и вам все понятно за
полями поставьте оценку «5» карандашом;
Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения - «4»
Если вы считаете, что вам очень трудно переносить
слова, то еще раз проанализируйте свою работу.
Перенос слов.
Правила переноса слов
Учитель
МБОУ Школы № 144 г. о. Самара
Мазина Галина Владимировна
жёлтый, желток,
желторотик,
желтизна, желтуха,
пожелтели
Первое правило переноса слов
Слово переносить с одной
строчки на другую по слогам
кни-га, руч- ка, учеб-ник
Второе правило переноса слов
Одну букву не оставляют на
строке и не переносят на
другую строку
дом, мир, снег
Третье правило переноса слов
Не переносят слова, которые
имеют один слог и слог,
состоящий из одной гласной
буквы
улей, шкаф, слон
Четвертое правил переноса слов
Буквы й и ь не отделяют от
стоящей перед ними
буквы
воро - бьи, зай - ка, пень - ки
Пятое правило переноса слов
При переносе слов с
удвоенными согласными
одну букву оставлять на
строке, а другую переносят
дрож - жи, мас – са, сум - ма
Запомни эти пять
правил!