Напоминание

Перенос слов


Автор: Мазина Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перенос слов
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Учитель:

Мазина Галина Владимировна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Перенос слов. Правила переноса слов (35 урок (из 60) в теме «Звуки и буквы»).

Цель урока

Создать условия для ознакомления с переносом слов по слогам, правописанием словарного слова

«жёлтый»; формирование умения правильно переносить слова.

Тип урока

Комбинированный урок. Решение учебной задачи.

Планируемые

результаты

предметные:

сформировать представления учащихся о правиле переноса слов;

развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов;

формировать орфографическую зоркость; (работа с непроверямыми орфограммами);

личностные:

формировать ценностное отношение к русскому языку;

воспитывать доброжелательность, терпимость;

развивать навыки сотрудничества во время работы в парах;

метапредметные:

формировать умение анализировать, обобщать материал;

формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии

с задачами коммуникации;

здоровьесбережение:

создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.

Образовательные

ресурсы

Учебник. «Русский язык. 2 класс», орфографический словарь. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация;

таблица «Правила переноса слов».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Мотивирование к

учебной деятельности

(организационный

момент,

психологический

настрой)

Знаем много разных слов

Богат словарный наш улов.

Умеем грамотно писать

И орфограммы различать.

Но вот преграда на пути:

Нам слово надо перенести …

Догадались, что будем делать на уроке?

2. Словарная работа

Назовите каждое слово, что у них общего?

-Давайте попробуем проверить слово «жёлтый». Какой

вывод можно сделать?

Слайд 2

Ответы детей:

- слово «жёлтый» проверить нельзя,

значит это словарное слово;

Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова,

а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.

А теперь запишем эти слова в тетрадь.

Можно ли слова, которые вы записали назвать

однокоренными?

Составим предложение со словом «жёлтый» и запишем

его. (Желтый лист плавно упал на землю). Выделим

основу предложения. Как подчеркнём?

- можно, так как у них общий корень

и лексическое значение;

Подлежащее (лист) – одной чертой,

Сказуемое (упал) - двумя

3.Постановка учебной

задачи

Мы записали с вами слова, всем ли хватило места на

строке? Какой выход вы нашли

Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том,

как переносил слова один мальчик.

- Мы изучаем перенос.

- Вот как слова я перенёс:

- Едва

Я перенес: е – два

И получил за это «два».

Укол

Я перенес: у – кол

Разделили слова на слоги и

перенесли последний слог;

И получил за это «кол».

Опять

Я перенес: о – пять,

Теперь, наверно, будет «пять»?

- А как вы думаете, ребята?

- Почему?

- Подумайте, можно ли разделить для переноса слово

едва?

- А можно ли разделить для переноса слова едва и

опять.

- Сколько в этих словах слогов?

- Почему нельзя делить их для переноса?

Вывод: Одну букву нельзя переносить и оставлять на

строке.

Объясняют ошибки в переносе слов.

- Нет, пять за этот ответ поставить

нельзя.

- Потому что одну букву нельзя

переносить.

4. Усвоение и способов

действий

Учебник стр. 71 упражнение 107 (устно).

Вывод: сколько вы узнали способов переноса слов

Учебник стр. 71 упражнение 108.

В какие группы можно объединить слова?

Слайды № 3-7

Отвечают дети: таких способов пять

Слова, которые можно перенести и

которые нельзя перенести.

Записать:

1 столбик – слова, которые нельзя перенести

2 столбик – слова, которые переносятся

Проверка.

Дети выполняют задания в тетрадях.

Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

5. Закрепление знаний и

способов действий

- Внимательно прочитаем стихотворение Б. Заходера

«Сапожник». (При чтении учитель слово разделяет

голосом на два слога.)

Мастер, мастер,

Помоги -

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди -

Мы пойдем сегодня

Читает ученик вслух, дети на

каждый слог хлопают в ладоши

В гости!

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

- Ответьте, почему вы не каждый слог хлопали?

- Есть ли в стихотворении слова, которые нельзя

перенести?

- Назовите эти слова. Почему они не переносятся?

- А остальные слова из текста можем разделить для

переноса?

- Почему?

Вывод: Слова из одного слога не переносятся.

- Потому что в этом слове два слога,

а в остальных по одному.

- Был, шил.

Да.

- Они состоят из нескольких слогов.

Да.

6. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Что нужно сделать, чтобы проверить слово с

непроверяемой орфограммой.

- Какой словарь откроете?

- Какие тайны переноса слов мы открыли?

Дети, отвечают обратиться к

словарю

Орфографический.

Дети перечисляют пять способов

переноса.

7. Домашнее задание.

Выучить правила переноса слов страница 71 в

учебнике.

Рабочая тетрадь стр. упражнение.

Рассказать дома, о чём узнали на уроке.

Ученик выполняют задание в

рабочей тетради № 1

8. Итог урока.

- Оцените свою работу.

Если в вашей работе нет ошибок и вам все понятно за

полями поставьте оценку «5» карандашом;

Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения - «4»

Если вы считаете, что вам очень трудно переносить

слова, то еще раз проанализируйте свою работу.

Перенос слов.

Правила переноса слов

Учитель

МБОУ Школы № 144 г. о. Самара

Мазина Галина Владимировна

жёлтый, желток,

желторотик,

желтизна, желтуха,

пожелтели

Первое правило переноса слов

Слово переносить с одной

строчки на другую по слогам

кни-га, руч- ка, учеб-ник

Второе правило переноса слов

Одну букву не оставляют на

строке и не переносят на

другую строку

дом, мир, снег

Третье правило переноса слов

Не переносят слова, которые

имеют один слог и слог,

состоящий из одной гласной

буквы

улей, шкаф, слон

Четвертое правил переноса слов

Буквы й и ь не отделяют от

стоящей перед ними

буквы

воро - бьи, зай - ка, пень - ки

Пятое правило переноса слов

При переносе слов с

удвоенными согласными

одну букву оставлять на

строке, а другую переносят

дрож - жи, мас – са, сум - ма

Запомни эти пять

правил!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники