Автор: Мазина Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Орфографическая зоркость в начальной школе
Раздел: начальное образование
«Орфографическая зоркость в начальной школе»
С
точки
зрения
фонематической
концепции
русского
языка
правописания, орфографическая
зоркость –
это
умение
фонологически
(позиционно)
оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой,
и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен
разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой
позиции,
прежде
всего
и
состоит
орфографическая
зоркость.
Орфографическая
зоркость
развивается
постепенно,
в
процессе
выполнения
разнообразных
упражнений,
обеспечивающих
зрительное,
слуховое,
артикуляционное,
моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие
осуществляется
в
ходе
зрительного:
объяснительного
диктантов,
письма
по
памяти,
выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста
упражнений,
корректировки
письма.
Слуховое
восприятие
происходит
при
проведении
выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для
речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое
проговаривание.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки
орфографической
зоркости
дает комбинированное восприятие
и
запоминание,
которые
возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического
разбора.
Предложенные
упражнения
обеспечивают
сочетание
фронтального,
группового
и
индивидуального
способов
организации
обучения.
Кроме
того,
упражнения
должны
отбираться
в
соответствии
со
структурой
орфографической
зоркости.
Мотивации
орфографического
действия
способствует
анализ
задания
и
текста
упражнения,
взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка
способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного,
выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного
анализа
и
разбора
слов
по
составу.
Самоконтроль
формируется
на
основе
само-
и
взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта "Проверяю себя”.
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте,
когда
ведётся
аналитико-синтетическая
работа
над
слогом
и
словом,
развивается
фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Упражнения:
•
ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей
в классе,
•
постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка
нет, надо дать этому образец),
•
использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-
ы-ы-р,
•
на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля,
•
приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?),
•
при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может
работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать),
•
подбор слов к звуковым моделям,
•
использовать задания ловушки (сколько звуков в слове "два”?; какое слово длиннее:
час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?)
•
Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди
предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по
слуху.
•
Проведение
звукового
анализа
с
составлением
схемы,
в
которой
обозначаются
"опасные места”
Самый
распространенный
вид
упражнения
по
русскому
языку,
"Вставьте
пропущенную букву ”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно
лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами.
А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть
орфографическая зоркость.
Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
•
развивать
орфографическую
зоркость
в
процессе
поиска
слов
с
орфограммами,
самостоятельно проверить результат работы;
•
видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
Орфографическое чтение
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на
основе орфографического чтения. Если ежедневно, на каждом уроке (математике, русском
языке, чтении, природоведении) отводить по 3-5 минут для орфографического чтения, это
принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики
слов,
словосочетаний,
в
парах,
по
памятке,
по
упражнению
и
т.д.)
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не
просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения,
включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При
комментировании
или орфографическом
разборе
ученик,
прежде всего,
находит
объект
объяснения, т.е. орфограмму.
Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность,
красивое
письмо,
практически
полное
отсутствие
ошибок.
Письмо
с
проговариванием
объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале
проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние,
и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Диктант «Проверяю себя»
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети
начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем
возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и
много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется
и укрепляется. Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и
графические диктанты.
Специально организованное списывание
Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна
проводиться
ежедневно,
желательно
на
протяжении
всей
начальной
школы,
во-вторых,
должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную
смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение
алгоритма
гарантирует
успех.
В
классе
алгоритм
списывания
составляется
с
детьми
коллективно
и
размещается
рядом
с
доской.
Каждый
ученик
получает
дополнительно
карточку,
на
которой
записан
весь
порядок
действия
при
списывании.
Памятка
1.
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4.
Прочитай предложение так, как оно написано.
5.
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.
Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.
Проверь написанное:
✓
читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
✓
подчеркни орфограммы в написанном;
✓
сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных
орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию
орфограмм и повышению орфографической грамотности.
Возможные
причины
неразвитости орфографической
зоркости:
у
обучающихся
низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной
деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и
распределения
внимания,
низкий уровень
развития кратковременной
памяти.
Снижение
данных причин - кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога, и
при этом не всегда приводящий к желаемому успеху. Работа над развитием орфографической
зоркости позволяет добиваться высокого качества обучения.