Напоминание

Орфографическая зоркость в начальной школе


Автор: Мазина Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Орфографическая зоркость в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




«Орфографическая зоркость в начальной школе»

С

точки

зрения

фонематической

концепции

русского

языка

правописания, орфографическая

зоркость

это

умение

фонологически

(позиционно)

оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой,

и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен

разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой

позиции,

прежде

всего

и

состоит

орфографическая

зоркость.

Орфографическая

зоркость

развивается

постепенно,

в

процессе

выполнения

разнообразных

упражнений,

обеспечивающих

зрительное,

слуховое,

артикуляционное,

моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие

осуществляется

в

ходе

зрительного:

объяснительного

диктантов,

письма

по

памяти,

выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста

упражнений,

корректировки

письма.

Слуховое

восприятие

происходит

при

проведении

выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для

речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое

проговаривание.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки

орфографической

зоркости

дает комбинированное восприятие

и

запоминание,

которые

возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического

разбора.

Предложенные

упражнения

обеспечивают

сочетание

фронтального,

группового

и

индивидуального

способов

организации

обучения.

Кроме

того,

упражнения

должны

отбираться

в

соответствии

со

структурой

орфографической

зоркости.

Мотивации

орфографического

действия

способствует

анализ

задания

и

текста

упражнения,

взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка

способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного,

выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного

анализа

и

разбора

слов

по

составу.

Самоконтроль

формируется

на

основе

само-

и

взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта "Проверяю себя”.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте,

когда

ведётся

аналитико-синтетическая

работа

над

слогом

и

словом,

развивается

фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Упражнения:

ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей

в классе,

постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка

нет, надо дать этому образец),

использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-

ы-ы-р,

на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля,

приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?),

при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может

работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать),

подбор слов к звуковым моделям,

использовать задания ловушки (сколько звуков в слове "два”?; какое слово длиннее:

час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?)

Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди

предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по

слуху.

Проведение

звукового

анализа

с

составлением

схемы,

в

которой

обозначаются

"опасные места”

Самый

распространенный

вид

упражнения

по

русскому

языку,

"Вставьте

пропущенную букву ”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно

лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами.

А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть

орфографическая зоркость.

Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом” тексте.

Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

развивать

орфографическую

зоркость

в

процессе

поиска

слов

с

орфограммами,

самостоятельно проверить результат работы;

видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Орфографическое чтение

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на

основе орфографического чтения. Если ежедневно, на каждом уроке (математике, русском

языке, чтении, природоведении) отводить по 3-5 минут для орфографического чтения, это

принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики

слов,

словосочетаний,

в

парах,

по

памятке,

по

упражнению

и

т.д.)

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не

просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения,

включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При

комментировании

или орфографическом

разборе

ученик,

прежде всего,

находит

объект

объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность,

красивое

письмо,

практически

полное

отсутствие

ошибок.

Письмо

с

проговариванием

объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале

проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние,

и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Диктант «Проверяю себя»

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети

начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем

возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и

много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется

и укрепляется. Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и

графические диктанты.

Специально организованное списывание

Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна

проводиться

ежедневно,

желательно

на

протяжении

всей

начальной

школы,

во-вторых,

должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную

смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение

алгоритма

гарантирует

успех.

В

классе

алгоритм

списывания

составляется

с

детьми

коллективно

и

размещается

рядом

с

доской.

Каждый

ученик

получает

дополнительно

карточку,

на

которой

записан

весь

порядок

действия

при

списывании.

Памятка

1.

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.

Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.

Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4.

Прочитай предложение так, как оно написано.

5.

Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.

Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.

Проверь написанное:

читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

подчеркни орфограммы в написанном;

сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных

орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию

орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Возможные

причины

неразвитости орфографической

зоркости:

у

обучающихся

низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной

деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и

распределения

внимания,

низкий уровень

развития кратковременной

памяти.

Снижение

данных причин - кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога, и

при этом не всегда приводящий к желаемому успеху. Работа над развитием орфографической

зоркости позволяет добиваться высокого качества обучения.



В раздел образования