Автор: Кобозева Татьяна Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУДО Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В.Рахманинова
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Принципы подбора репертуара на начальном этапе обучения в классе баяна, аккордеона
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В.Рахманинова»
Принципы подбора репертуара на начальном
этапе обучения в классе баяна, аккордеона
Выполнила преподаватель
по классу аккордеона
Кобозева Т.Ю.
Великий Новгород
Оглавление
Введение.............................................................................................................3
1.
Репертуар баяниста и аккордеониста........................................................4
2.
Принципы подбора репертуара баяниста и аккордеониста....................4
3.
Репертуар первого года обучения баяниста и аккордеониста................7
Заключение......................................................................................................11
Список использованной литературы.............................................................12
2
Введение
Когда ученик поступает в муз школу, перед преподавателем становится
очень сложная задача – приобщить ребенка к миру музыки, развить его
способности.
И,
конечно
же,
здесь
музыкальный инструмент (баян,
аккордеон)
является
основным
«воспитательным
и
образовательным
средством», при помощи которого реально можно активизировать процесс
развития ребенка. Родители, приводя своего ребенка в музыкальную школу,
как правило, однобоко понимают смысл занятий музыкой. И, если у ребенка
не совсем блестящие успехи, они зачастую прекращают посещать занятия.
Но давно замечено, что реальная польза от занятий музыкой на инструменте
лежит не только в музыкальной плоскости. Занимаясь на музыкальном
инструменте, ребенок приобретает три важных качества, позволяющих ему
совершенствовать свои функциональные возможности – концентрация
внимания, координация движений и чувство собственной значимости (вера в
свои силы).
Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он
основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту,
занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От
педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие
особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и
авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую
роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит
отношение ученика к занятиям.
Цель
работы
заключается
в
рассмотрении
принципов
подбора
репертуара на начальном этапе обучения в классе баяна, аккордеона.
3
1.
Репертуар баяниста и аккордеониста
Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса
ученика к музыке.
Учащийся - баянист (аккордеонист) должен глубоко понимать, что игра
по слуху необходима ему для совершенствования профессионального
мастерства. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученик ощущал
практическое значение получаемых результатов. Педагогу следует живо
интересоваться тем, как часто и где учащийся претворяет получаемые в
классе навыки. [1]
Преподаватель должен идти навстречу пожеланиям ученика при
выборе для игры по слуху музыкального репертуара, который можно
успешно использовать в практической деятельности. При этом, однако,
педагог должен быть абсолютно уверен, что ученик справится с подбором
самостоятельно. Если же такой уверенности нет, рекомендуется провести
определённую подготовительную работу, которая заключается в выявлении
ясности и прочности музыкально-слухового представления задаваемого
материала.
Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное
введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя
при этом его эмоциональную увлеченность музыкой.
Хотелось бы отметить некоторые сложности, с которыми сталкиваются
преподаватель и ученик в сегодняшней музыкальной школе.
Проходя последовательно все стадии обучения на инструменте от
начальной до высшей, нельзя не отметить, что за последние 15-20 лет в этой
области произошли большие изменения. Особенно сильно они затронули
начальную ступень обучения игре на баяне.
2.
Принципы подбора репертуара баяниста и аккордеониста
Занимаясь
подбором
музыкальных
произведений,
преподавателю
необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности.
4
Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес,
должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один
технический
прием,
вид
техники
подбирается
несколько
пьес.
Это
способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане
не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным
исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений
должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном
потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не
стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному
отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает
интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.
1 принцип.
Составлять репертуар для баяниста и аккордеониста
преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для
учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от
простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при
таком
подходе
к
учебному
процессу
учащийся
достигает
хороших
результатов, увеличивая свой профессиональный рост.
2 принцип.
Чаще всего на начальном этапе обучения баяниста и
аккордеониста
нужно использовать детские песенки, потешки. Песня -
наиболее доступный для понимания жанр, потому что содержание имеет
вербальную
форму.
Поэзия
обогащает
эмоциональное
восприятие
переживаний музыки. Смысловое и образное насыщение мелодий, которое
используется в детских сборниках, облегчает работу, будит фантазию,
увлекает
желанием
в
творческих
поисках
художественного
образа.
Осознанное восприятие мелодического содержания песни основывается на
анализе ее наиболее выразительных особенностей. [2]
Вниманию ученика доступны такие характеристики мелодии, как темп
(быстро, умеренно, медленно), артикуляция (связно, отрывисто), динамика
(громко, тихо), характер песни (светло, печально) и т.д. Переход к анализу
мелодической линии сопровождается выделением фрагментов с ясно
5
выраженным
движением
вверх
или
вниз,
оборотов
со
смешанным
восходяще-нисходящим
движением,
с
повторением
одного
звука,
со
скачками и без скачков. Вместе с тем выясняется ритмическая организация
музыки.
3 принцип.
При выборе репертуара баяниста и аккордеониста
для
младших школьников необходимо учитывать не только исполнительские и
музыкальные задачи, но и доступность музыкального образа, черты
характера ребенка, его интеллект, артистизм, темперамент, душевные
качества, наклонности. Природа и животный мир вызывают в ребенке
эмоциональную отзывчивость, нежность, доброту, мечтательность. Поэтому
на раннем этапе обучения используем произведения, связанные с природой
или животными.
На основе опыта, полученного в раннем детстве, закладывается
понимание
музыкальных
образов.
Опираясь
на
образно-конкретное
восприятие детей, я подбираю циклы музыкальных произведений, связанных
образно, жанрово, тематически. Например: «Природа в музыке» (пьесы
«Зима», «Голубые санки», «На льду»; «Веснянка», «Во поле береза стояла»,
«Листопад», «Осень» и т.д.), «Музыкальный зоопарк» («Петушок», «Не
летай, соловей», «По дороге жук», «Сказка о дятлах»), «Праздник»
(«Маленькая елочка», «В лесу родилась елочка», «Новогодняя полька»).
Интерес к подобным произведениям обусловлен наличием яркой
образно-ассоциативной серии, содержащейся в сюжетах с этими героями и
персонажами. Здесь стоит вспомнить, в каких рассказах, пословицах, стихах
и загадках этот образ был главным героем. Поскольку категории героев и
персонажей универсальны, для сравнения и обсуждения при подборе
программы
используются
произведения
разных
композиторов.
Ярким
примером использования известных сказочных персонажей в качестве героев
музыкальных произведений является сюита А. Латышева «В мире сказок».
6
3.
Репертуар первого года обучения баяниста и аккордеониста
При анализе учебного репертуара баяниста и аккордеониста первого
года обучения можно определить следующие характеристики:
- в основном, материал состоит из произведений, которые звучат на
основе народной музыки или произведений современных композиторов и
созданы в дидактических целях;
- форма произведений одночастная или двухчастная, преобладают
жанры песни и танца;
- тип музыки легко определить в разговоре с учеником;
- темп произведений в основном умеренный, пьесы в тональности с
минимальным количеством знаков, объем пьес 8-16 тактов;
-
фактура
подачи
-
преимущественно
унисонная
мелодия
с
аккомпанементом;
- штрихи нон легато, стаккато, длительности нот от половинной до
восьмой [3].
На начальном этапе обучения баянисту и аккордеонисту
важно
накапливать
музыкальные
впечатления
путем
активного
слушания,
сохранения в памяти и «в пальцах» выученных пьес и чтения с листа новых
произведений.
Серьезное и глубокое воздействие музыки на воспитание детей
возможно лишь в том случае, если изучаемый репертуар будет осваиваться
активно и сознательно. Для этого необходимо поддерживать творческую
атмосферу урока, каждое занятие проводить на эмоциональном подъеме.
В.А. Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение
разума дает положительные результаты в работе».
Целесообразно сочетать в репертуаре ученика 3 группы произведений:
1) пьесы, полностью соответствующие исполнительским возможностям
баяниста и аккордеониста;
2) произведения, опережающие эти возможности;
3) произведения легче достигнутого уровня.
7
Соблюдение
этого
принципа
активизирует
занятия
и
помогает
сознательно усваивать материал. Наличие 3-х групп сложности дает
возможность
педагогу
своевременно
переключать
внимание
детей
с
«трудного» на «легкое»; меняет ритм в работе и вовремя снимает
напряжение. Следует помнить, что только увлеченная работа приносит детям
радость и не утомляет их.
Следует серьезно отнестись к знакомству детей с современной
музыкой, с особенностями ее звучания. В репертуарные списки учеников
полезно включать современные песни разных стилей и жанров - это
позволяет ученикам сразу погрузиться в музыкальную и образовательную
жизнь общеобразовательной школы, разных детских коллективов. Все это
позволит повысить социальную ценность обучения в музыкальной школе при
интенсификации учебного процесса в инструментальном классе.
Проблемы начального этапа обучения игре на баяне и аккордеоне есть
практически в обучении каждого нового поколения музыкантов. Эти
проблемы сегодня особенно остро стоят. В связи с новыми условиями, в
которых работают учителя - баянисты, аккордеонисты. С одной стороны,
исполнение
баяна
постоянно
развивается
в
сторону
высокого
профессионализма, с другой - богатые выразительные возможности этого
инструмента позволяют значительно расширить репертуар, решать сложные
и разнообразные художественные задачи и постоянно совершенствовать
технические задачи и возможности внедрения новых приемов и внедрять
методы, ранее не встречавшиеся в музыкальной и образовательной практике.
[4]
А пока мы можем говорить о воспитании в школе и методах обучения
игре
на
инструменте.
Разнообразная
методическая
литература,
многочисленные статьи, отчеты и рекомендации за последнее десятилетие
обобщают некоторые достижения в теоретических основах образования.
Вопросы начального образования существенно изменились за полвека
8
развития школы баяна. Пора систематизировать материал и обобщить
выводы по данному вопросу.
С другой стороны, проблема первоначального обучения стоит очень
остро в настоящий момент, поскольку с тех времен, когда баян и аккордеон
пользовались любовью народа, были самыми популярными инструментами,
когда проводился конкурс для музыкальной школы и колледжа, отбор самых
одаренных детей
на обучение,
к сожалению прошли. Сегодня перед
учителями стоит непростая задача - возродить престиж баяна, аккордеона,
привить интерес к своим народным инструментам, а через них - к русской
культуре и национальным традициям подрастающего поколения.
Начальное обучение игре на инструменте - один из самых важных
этапов. Дальнейшие успехи неопытного музыканта во многом зависят от
навыков преподавателя, его профессиональных навыков, владения методом
индивидуального подхода, умения грамотно, конкретно и точно объяснить
материал, помочь ученику усвоить достигаются первые положительные
результаты.
Начинающий музыкант, не имеющий навыков и знаний, полностью
доверяет своему учителю, и каждая ошибка и недоразумение в работе
учителя обходятся ученику очень дорого в будущем. Плохо установленный
инструмент, привязанный и зажатый игровой аппарат в конечном итоге
приводят к тому, что ученик, который не получает положительных
результатов от игры, быстро теряет интерес к обучению и становится
нерегулярно вовлеченным после окончания средней школы в практику игры
на инструменте. Его работа не направлена на улучшение его навыков и
способностей. В этот первый период обучения особенно необходимы
навыки, знания и профессиональная интуиция учителя. [5]
Знакомые слова - «Какая песня без баяна» - выражают суть отношения
к этому инструменту. У Баяна прекрасный голос, способный «спеть»
задушевную песню. Его глубокий, густой звук, соответствующий широте
9
русского характера, может передать целый спектр эмоций, от глубокой
печали до безудержной радости.
10
Заключение
Одним из важнейших этапов профессиональной подготовки музыканта
является начальный этап, когда ученик впервые знакомится с инструментом
и закладываются основные слуховые и физические ощущения. Задача
начального образования - познакомить ребенка с миром музыки, средствами
ее
выражения
и
инструментальным
воплощением
в
доступной
и
увлекательной для этого возраста форме.
Обучение детей музыке - это сложный и многогранный процесс, и
проблема выбора репертуара играет в этом большую роль. Репертуар,
искусно составленный в соответствии с перечисленными принципами,
становится
наиболее
важным
фактором
в
обучении
начинающего
аккордеониста и делает игру на инструменте любимым занятием ребенка.
Таким образом педагог создает благоприятные условия для разностороннего
развития личности ученика.
Сегодня необходимо вернуть баян и аккордеон в школу, детский сад,
чтобы приучить молодежь любить русские песни и национальную культуру.
Решение этой проблемы во многом зависит от учителей, которые работают в
образовательных школах - колледжах со студентами, которые должны
представлять свою позицию в отношении баяна, аккордеона для самой
широкой аудитории школьников.
Поэтому начальный этап обучения имеет значение фундамента, на
котором строятся и решаются основные художественные задачи.
11
Список использованной литературы
1.
Белоусов
А.
«Я
играть
всегда
готов!».
Издание
второе.
Педагогический репертуар для младших классов ДМШ. –Тула, 2015. –25 с.
2.
Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем:
учебное
пособие
для
начинающих
пианистов.
–
Уфа:
Лаборатория
музыкальной семантики, 2013.
3.
Щербакова Е.Г. Нескучные этюды: Методическая разработка для
младших и средних классов ДМШ / Серия «Мои первые транскрипции». –
Вып. 3. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2013.
4.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста. Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС,2000.
5.
Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне / И.
Алексеев. - Киев, 1966.
6.
Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков
баяниста / П.Говорушко. - Л., 1971.
12