Автор: Кудина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Холмск Сахалинской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок русского языка по теме "Изменение личных местоимений" 4 класс
Раздел: начальное образование
Русский язык 4класс
Тема урока. Склонение личных местоимений.
Цели:
Образовательная:
ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка
умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через
выполнение самостоятельных задач;
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие
качества
личности
(активность,
коммуникабельность)
и
навыки
культуры
труда
(организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки
деятельности;
Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно
употреблять их в речи; умение работать в паре.
Метапредметные
(критерии
сформированности
/
оценки
компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
выбирают
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей,
предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с
учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение,
строят монологическое высказывание,
оказывают в сотрудничестве взаимопомощь,
умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия,
управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь
рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности,
участвовать
в
творческом,
созидательном
процессе;
осознание
себя
как
индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих
действий, поступков.
Оборудование: тетради, , таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для
самостоятельной работы,
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа, работа в паре,
самостоятельная работа.
Приёмы
работы:
средства
речевого
взаимодействия
учителя
с
обучающимися
(побуждение, обращение, похвала)
Технологии:, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Соберёте много знаний,
Если приложить старанье.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
2.Актуализация знаний.
-С какой частью речи мы знакомились на прошлых уроках? ( С личными
местоимениями)
-Назовите местоимения ед. числа…. Мн. Числа.
-Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?
-Чем личные местоимения отличаются от имени существительного? (Местоимение
не называет предмет, а только указывает на него)
1. В каком местоимении два звука, одна буква? ( Я)
2.Сколько личных местоимений в слове семья? ( 7 – я)
3.Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? ( я – мы)
4. Первый
слог – личное местоимение 2-го лица. Второй слог - звук, который издает
лягушка.
( ты – ква)
3. Постановка учебной задачи и решение проблемы.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (слайд , индивидуальная карточка)
1) Ветер, ветер!____ могуч! Ты гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)
2) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ (И.А.Крылов)
3) Всех я ___ люблю сердечно,
Но другому _ навечно отдана. (А.С.Пушкин)
4) «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты ___ назло».
(А.С. Пушкин)
5)Не оставь___, кум милый.
Дай быстрей собраться с силой. (И.А.Крылов
)
( Вставленные местоимения: ТЫ, ОНА,ВАС, Я, МНЕ, МЕНЯ).
- Назовите местоимения, которые стоят в начальной форме.
- Какой частью речи являются остальные слова? (Местоимения)
-Что вы можете сказать о форме этих местоимений? (Не является начальной)
-Значит личные местоимения могут изменяться.
- Назовите тему нашего урока. (Изменение личных местоимений…..)
_Какую учебную задачу мы перед собой поставим? ( Выяснить, как изменяются
личные местоимения).
4. «Открытие» нового знания.
1) - Откройте учебник на стр. 56 упр. 118. Прочитайте задание.
Выпишите выделенные слова, поставив к ним вопросы.
(кто?) я
(кого?) меня
( к кому?) ко мне
(на кого?) на меня
( над кем?) надо мной
( на ком?) на мне
- Обратите внимание на вопросы. Слова какой части речи изменяются по этим вопросам?
( Имена существительные по падежам)
- Сделайте вывод о том, как изменяются личные местоимения. (Личные местоимения
изменяются по падежам)
- Дополните тему нашего урока. (Изменение местоимений по падежам)
- Местоимение какого лица мы с вами изменили по падежам? ( 1 лица)
2) Измените по падежам местоимения 2 и 3 лица. Работа по вариантам :
1 вариант – ты, вы
2 вариант - ОН, ОНИ
Проверьте себя по учебнику на стр. 57 и 60.
- что вы можете сказать о местоимениях 2го и 3 лица? ( изменились по падежам)
-Сделайте вывод. ( Все личные местоимения изменяются по падежам)
- -Прочитайте правило на стр. 56.
-Давайте ещё раз вернёмся к таблице на стр. 60.
-Сравните правописание местоимений 3 лица без предлогов и с предлогами. Что вы
заметили?
Сделайте вывод. Проверьте себя по учебнику.
-Мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам.
Какую следующую цель мы перед собой поставим?(Будем учиться определять падежи
личных местоимений0
5.Применение нового знания и первичное закрепление.
Как определить падеж личного местоимения? Давайте составим алгоритм.
Алгоритм:
1.
Найду личное местоимение.
2.
Найду слово, от которого можно задать вопрос к личному местоимению.
3.
Задам вопрос.
4.
По вопросу определю падеж личного местоимения.
-Опираясь на данный алгоритм давайте выполним задание.
На доске записаны пословицы, прочитайте их и объясните их смысл
1) Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
2) Если у тебя есть друг, советуйся с ним .
3) Не хвали себя сам, пусть тебя другие похвалят.
-Спишите в тетрадь. Найдите личные местоимения и укажите их падеж, опираясь
на алгоритм.
-Как вы определили падеж у личных местоимений? ( Несколько человек объясняют
выполнение задания0
Физминутка.
Как живёте?
Как идёте?
Как летите?
Как едите?
Как вы спите?
А как сидите?
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в паре.
- На столе у вас лежат карточки. Прочитайте, определите автора и произведение.
Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.
-Вспомните, как пишутся местоимения третьего лица, если они употреблены с предлогом?
( В начале местоимения пишется буква Н)
1) Приплыла к (он)___________рыбка, спросила:
«Чего (ты)_________надобно старче?»
2) Воротился старик ко старухе,
Рассказал (она)_________ великое чудо.
3) Не посмел я взять с (она)__________ выкуп,
Так пустил (она)____________ в синее море.
4) На (он)____________ прикрикнула старуха,
На конюшню служить (он)___________ послала.
Проверка по образцу на доске.
Что вы можете сказать о написании местоимений 3 лица с предлогом??
Вывод: у местоимений 3 лица с предлогом появляется впереди н-
7. Включение в систему знаний и повторение.
-Сейчас вы выполните самостоятельную работу. У вас на столе лежат карточки для
самостоятельной работы.
Желтая карточка. ( 1 уровень)
- Прочитай загадки, напиши в скобках отгадки.
- Найди личные местоимения, укажи над ними падеж пользуясь алгоритмом.
Ты за ней, а она от тебя, ты от неё, а она за тобой. ( Т . . .)
У неё стальные зубы. С нею дружат лесорубы. ( . . . . )
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. ( . . . )
Все её топчут ногами, а она бежит перед нами. ( Д . . . . .)
Зелёная карточка. (2 уровень)
-Прочитай словосочетания. Запиши данные местоимения в нужном падеже.
Укажи падеж записанных местоимений.
играю с (он) _________________( )
надеюсь на ( ты) _________________( )
напишу (они) _________________( )
увижусь с (вы) _________________( )
отошёл от ( мы) _________________( )
встречают ( я ) _________________( )
подбежал к (она) _________________( )
гордимся ( ты) _________________( )
посмотрел на ( вы) _________________( )
Голубая карточка ( 3 уровень)
Исправьте ошибки.
Над местоимениями укажите падеж.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею
постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были
закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
Вывод:
- Как изменяются личные местоимения? ( по падежам)
- Как определяется падеж личных местоимений?
-Какой звук и буква появляются в начале местоимений третьего лица с предлогом?
8. Домашнее задание.
Упр. 3 стр.66
Прочитайте задание. Дополнительно определите падежи мест, пользуясь алгоритмом.
9. Рефлексия.
- Вспомните тему нашего урока.
Какую цель мы перед собой ставили?
-Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
Что получилось?
Над чем надо ещё поработать?
Понравился вам урок?
Возьмите карточки настроений, определите свое настроение в конце урока.
- Поднимите зелёные фишки, кто сегодня ответил на все вопросы правильно (даже если
вас не спросили) и задания выполнены верно, вы довольны своей работой на уроке.
- Красные фишки, кто не совсем доволен, у кого были затруднения в выполнении заданий
Дополнительно. Игра «Или нет, или да, а не знаешь беда»
Местоимение – это часть речи? Да
Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
Личные местоимения мн.ч склоняются? Да
Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
В русском языке шесть падежей? Да
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок? Да