Напоминание

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Чешенок Алёна Евгеньевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ ИППО
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




Чешенок А.Е.

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Руководитель: к.п.н., доц. Павлова Н.П.

cheshenok

.

alena

@

mail

.

ru

СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

АНОТАЦИЯ

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из

ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и

государством

в

целом.

В

статье

раскрывается

сущность

проблемы

нравственного воспитания, описаны компоненты и уровни нравственности.

КЛЮЧЕВЫЕ

СЛОВА:

нравственность,

мораль,

воспитание,

нравственные представления, нормы.

Анализ сущности нравственного воспитания необходимо начинать с

рассмотрения характеристики раскрывающих это процесс понятий, наиболее

общим термином является, термин «нравственность», этот термин берет

начало от слова «нрав». По  латыни  «нравы » звучат ка к «moralis» – мораль.

Обратившись к толковому словарю В.И. Даля, в котором слово «мораль»

трактуется, как нравственное  ученье правила  для  воли , совести человека ».

Мораль выступает, как регулятор взаимоотношений людей. Личность

руководствуясь

общепринятыми

моральными

нормами

помогает

жизнедеятельности общества в целом. Рассмотрим эту ситуацию со стороны

общества, общество распространяя и поддерживая правильную сторону

марали формирует личность, которая соответствует идеалам общества, в

котором она воспитывается. Мораль обычно соблюдается в силу убеждений

и поддерживается силой общественного мнения. При этом всем мораль

оформляется

в

различных

предписывающих,

как

следует

поступать,

заповедях и принципах. Нравственное воспитание это многокомпонентный

процесс

в воспитании

современной соответствующей всем

правилам

общества личности. Этот процесс является неотъемлемой частью жизни

каждого человека в отдельности и немаловажной частью формирования

образа жизни народа в целом.

В рамках целостного  подхода  к сущности  нравственного  воспитания

(О .С. Богданова , И .А . Каиров, С.В. Черепкова и  др.), оно рассматривается

как целостный процесс формирования  и  развития  нравственной личности

ребенка .

Структурными 

компонентами

нравственного 

воспитания ,

с

позиций

данного 

подхода ,

являются 

нравственное 

просвещение ,

формирование нравственных убеждений, развитие  нравственных чувств,

формирование  навыков и  привычек нравственного  по ведения , выработка

правильных нравственных оценок и отношений, формирование  характера ,

черт личности , формирован е  общечеловеческих ценностей и  мировоззрения

человека .

Исходя из выше сказанного напрашивается вопрос, так что  же  такое

нравственное 

воспитание ?

Нравственное 

воспитание 

это

целенаправленное 

и 

систематическое 

воздействие 

на 

сознание ,

представления , чувства  и  поведение  воспитанников с целью  формирования

у  них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной

морали . Нравственность – совокупность реальных отношений, которые

возникают между  людьми  согласно  общепринятым норм м и правилам,

оцениваемым с позиций добра  и  зла . Нравственная  культура  – осознанно

выработанный на 

основе 

традиций и 

постоянно 

совершенствуемый

личностью 

индивидуальный опыт нравственных отношений к жизни ,

человеку, окружающему  миру , самому  себе .

В системе всестороннего развития личности основным стержнем,

является нравственное воспитание. В процессе нравственного воспитания

необходимо развивать положительное отношение к Родине, к окружающим

людям и к обществу в целом. Необходимо постараться зародить в детях

желание делать мир лучше.

Педагогам

в

процессе

нравственного

воспитания

необходимо

социальные требования общества преобразовывать во внутренние стимулы

младших школьников.

Рассмотрим теорию Кольберга, как одну из существующих теорий

когнитивного развития личности. Данная теория рассматривает детские

рассуждения о моральных дилеммах, как продукт их интеллектуального

развития.

Кольберг выделяет следующие уровни нравственности:

1 уровень.

Преднравственный. Основой первого уровня считается

наказание и поощрение. Также выделяют две стадии: на первой стадии

ребенок оценивает поступки как плохие или хорошие, основывая свою

оценку на правилах усвоенных от взрослых. Ребенок стремится быть

послушным и считает, что подчиняясь общепринятым правила он избежит

наказания за совершенный поступок. (“гетерономная мораль”).

Вторая стадия основывается на ориентации на полезность для самого

себя, то есть стремление к получению собственной выгоды. Находясь на

второй стадии ребенок рассуждает так: для получения личной выгоды или

вознаграждения за поступок необходимо следовать правила (“автономная

мораль”).

2 уровень.

Конвенциональный. Ребенок придерживается условной

роли и учитывается принципы других людей. Также выделяют две стадии: 3-

я стадия заключается в ориентации на поддержании хороших отношений с

окружающими и получение одобрения с их стороны. Ребенок находящийся

на 3-й стадии, считает, чтобы избежать неодобрения поступка со стороны

окружающих

его

людей,

необходимо

следовать

определенным

общепринятым правилам. На 4-й стадии идет ориентация на авторитет.

Представления формируются в соответствии с установленным порядком и

официальным законами общества.

3 уровень. Постконвенциональный. Рассуждение поступка строится

опираясь на собственные критерии. На 5-й стадии рассуждение строится

таким образом: нужно соблюдать законны страны, в которой находишься для

всеобщего благополучия.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он

продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других

людей.

Таким образом, можно 

сделать вы вод о 

том, что в структуру

нравственности  входят:

- нравственные   чувства или  отношения ;

- нравственное  сознание ;

- нра встве нная  деятельность и ли  поведени е .

Нравственное 

воспитание 

с

точки 

зрения 

развития 

личности

раскрывается  как целенаправленный двухсторонний процесс формирования ,

во -первых, нравственного  сознания , включающего  знание  нравственных

норм и  правил, выработанных  обществом нравственных ценностей; во -

вторых,

нравственных

чувств

как

эмоциональных

переживаний

нравственных ценностей, идеалов, межличностных отношений; в-третьих,

опыта  нравственной деятельности  или  поведения , его мотивации, освоение

опыта  самостоятельных осознанны х поступков как отдельных действий в

личностном поведении .

Нравственные нормы – это бщепринятые правила поведения, в

конкретно взятых ситуациях. Именно маральные нормы мотивируют

человека к поступкам или выступают с запретом на совершение поступка

нарушающего допустимые нормы. Исходя из этого следует, что действия

человека следующего нравственным нормам, строятся на общепринятых

нравственных нормах общества, но осознаном представлении о том, как

нужно

себя

вести,

какие

поступки

оцениваются

обществом

как

доброжелательные, а какие считаются недопустимыми.

Нравственность, таким образом, может рассматриваться  и  как такая

личностная 

характеристика 

человека ,

которая 

определяет

уровень

сформированности 

его 

нравственных

представлений,

служащих

ему

образцом для  нравственного  поведения . Исходя  из этого  сделаем вывод,

что 

воспитание 

нравственности 

должно 

начинаться 

с формирования

нравственных представлений. Представление  (англ. «representation», «mental

representation») – «наглядный образ предмета 

или 

явления 

(события ),

возникающий на  основе  прошлого  опыта путем его  воспроизведения  в

памяти  или  в воображении ». Нравственные  представления  – это  важные

смысловые  образования  в структуре  личности , являющиеся  продуктом

трансформации  общественных ценностей в индивидуальные  ориентиры , на

основе 

которых личность осмысляет действительность и 

выстраивает

конструктивные  отношения  с миром и  собою.

Нравственные

представления

являются

составной

частью

общественной и нравственной позиции личности, формируют формы

нравственного сознания и самоконтроля, отражают многообразие ситуаций

нравственного выбора и нравственных решений. Не смотря на то, что

проблема нравственного воспитания возникла давно и написано много

трудов о проблеме нравственного воспитание в современном обществе,

вопрос формирования нравственных представлений остается открытым и

мало изученным. Так, не  раскрыты  механизмы  и закономерности  развития

моральных

представлений ,

содержательная 

специфика 

нравственных

представлений детей разных возрастов. Безусловно, изучение этих вопросов

позволит грамотно, более адекватно и целенаправленно вести нравственное

воспитание детей. Особый интерес представляет вопрос о характеристике

нравственных представлений младших школьников.

Приведем несколько причин почему это так важно, первая причина,

данный

возраст

является 

наиболее

подходящим

в

силу

изменений

происходящий

в

сознании

младшего

школьника.

Во-вторых,

можно

предположить, что нравственные представления в младших школьников

весьма изменчивы и что их характер и содержание могут существенно

измениться

за

относительно

короткий

промежуток

времени.

Эти

обстоятельства необходимо учитывать при проведении воспитательного

процесса с детьми младшего школьного возраста.

Проведя анализ научных источников по проблеме формирования

нравственных

представлений,

можно

сделать

вывод,

что

правильно

сформированные нравственные представления личности являются надежным

основание для формирования правильного нравственного поведения и

деятельности личности, соответствующей моральным нормам современного

общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред.

И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.

2.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского

языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А.

Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА

Медиа Групп, 2009. - 573 c.

3.

Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения

[Текст]/ Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.

4.

Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед.

вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.:

ВЛАДОС, 2000. - 575 с.

5.

Фридман, Лев Моисеевич. Психологический справочник учителя / Л.

М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М. : Просвещение, 1991. – 287



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники