Автор: Чешенок Алёна Евгеньевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ ИППО
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
Чешенок А.Е.
магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ
Руководитель: к.п.н., доц. Павлова Н.П.
cheshenok
.
alena
@
.
ru
СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
АНОТАЦИЯ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством
в
целом.
В
статье
раскрывается
сущность
проблемы
нравственного воспитания, описаны компоненты и уровни нравственности.
КЛЮЧЕВЫЕ
СЛОВА:
нравственность,
мораль,
воспитание,
нравственные представления, нормы.
Анализ сущности нравственного воспитания необходимо начинать с
рассмотрения характеристики раскрывающих это процесс понятий, наиболее
общим термином является, термин «нравственность», этот термин берет
начало от слова «нрав». По латыни «нравы » звучат ка к «moralis» – мораль.
Обратившись к толковому словарю В.И. Даля, в котором слово «мораль»
трактуется, как нравственное ученье правила для воли , совести человека ».
Мораль выступает, как регулятор взаимоотношений людей. Личность
руководствуясь
общепринятыми
моральными
нормами
помогает
жизнедеятельности общества в целом. Рассмотрим эту ситуацию со стороны
общества, общество распространяя и поддерживая правильную сторону
марали формирует личность, которая соответствует идеалам общества, в
котором она воспитывается. Мораль обычно соблюдается в силу убеждений
и поддерживается силой общественного мнения. При этом всем мораль
оформляется
в
различных
предписывающих,
как
следует
поступать,
заповедях и принципах. Нравственное воспитание это многокомпонентный
процесс
в воспитании
современной соответствующей всем
правилам
общества личности. Этот процесс является неотъемлемой частью жизни
каждого человека в отдельности и немаловажной частью формирования
образа жизни народа в целом.
В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания
(О .С. Богданова , И .А . Каиров, С.В. Черепкова и др.), оно рассматривается
как целостный процесс формирования и развития нравственной личности
ребенка .
Структурными
компонентами
нравственного
воспитания ,
с
позиций
данного
подхода ,
являются
нравственное
просвещение ,
формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств,
формирование навыков и привычек нравственного по ведения , выработка
правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера ,
черт личности , формирован е общечеловеческих ценностей и мировоззрения
человека .
Исходя из выше сказанного напрашивается вопрос, так что же такое
нравственное
воспитание ?
Нравственное
воспитание
–
это
целенаправленное
и
систематическое
воздействие
на
сознание ,
представления , чувства и поведение воспитанников с целью формирования
у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной
морали . Нравственность – совокупность реальных отношений, которые
возникают между людьми согласно общепринятым норм м и правилам,
оцениваемым с позиций добра и зла . Нравственная культура – осознанно
выработанный на
основе
традиций и
постоянно
совершенствуемый
личностью
индивидуальный опыт нравственных отношений к жизни ,
человеку, окружающему миру , самому себе .
В системе всестороннего развития личности основным стержнем,
является нравственное воспитание. В процессе нравственного воспитания
необходимо развивать положительное отношение к Родине, к окружающим
людям и к обществу в целом. Необходимо постараться зародить в детях
желание делать мир лучше.
Педагогам
в
процессе
нравственного
воспитания
необходимо
социальные требования общества преобразовывать во внутренние стимулы
младших школьников.
Рассмотрим теорию Кольберга, как одну из существующих теорий
когнитивного развития личности. Данная теория рассматривает детские
рассуждения о моральных дилеммах, как продукт их интеллектуального
развития.
Кольберг выделяет следующие уровни нравственности:
1 уровень.
Преднравственный. Основой первого уровня считается
наказание и поощрение. Также выделяют две стадии: на первой стадии
ребенок оценивает поступки как плохие или хорошие, основывая свою
оценку на правилах усвоенных от взрослых. Ребенок стремится быть
послушным и считает, что подчиняясь общепринятым правила он избежит
наказания за совершенный поступок. (“гетерономная мораль”).
Вторая стадия основывается на ориентации на полезность для самого
себя, то есть стремление к получению собственной выгоды. Находясь на
второй стадии ребенок рассуждает так: для получения личной выгоды или
вознаграждения за поступок необходимо следовать правила (“автономная
мораль”).
2 уровень.
Конвенциональный. Ребенок придерживается условной
роли и учитывается принципы других людей. Также выделяют две стадии: 3-
я стадия заключается в ориентации на поддержании хороших отношений с
окружающими и получение одобрения с их стороны. Ребенок находящийся
на 3-й стадии, считает, чтобы избежать неодобрения поступка со стороны
окружающих
его
людей,
необходимо
следовать
определенным
общепринятым правилам. На 4-й стадии идет ориентация на авторитет.
Представления формируются в соответствии с установленным порядком и
официальным законами общества.
3 уровень. Постконвенциональный. Рассуждение поступка строится
опираясь на собственные критерии. На 5-й стадии рассуждение строится
таким образом: нужно соблюдать законны страны, в которой находишься для
всеобщего благополучия.
На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он
продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других
людей.
Таким образом, можно
сделать вы вод о
том, что в структуру
нравственности входят:
- нравственные чувства или отношения ;
- нравственное сознание ;
- нра встве нная деятельность и ли поведени е .
Нравственное
воспитание
с
точки
зрения
развития
личности
раскрывается как целенаправленный двухсторонний процесс формирования ,
во -первых, нравственного сознания , включающего знание нравственных
норм и правил, выработанных обществом нравственных ценностей; во -
вторых,
нравственных
чувств
как
эмоциональных
переживаний
нравственных ценностей, идеалов, межличностных отношений; в-третьих,
опыта нравственной деятельности или поведения , его мотивации, освоение
опыта самостоятельных осознанны х поступков как отдельных действий в
личностном поведении .
Нравственные нормы – это бщепринятые правила поведения, в
конкретно взятых ситуациях. Именно маральные нормы мотивируют
человека к поступкам или выступают с запретом на совершение поступка
нарушающего допустимые нормы. Исходя из этого следует, что действия
человека следующего нравственным нормам, строятся на общепринятых
нравственных нормах общества, но осознаном представлении о том, как
нужно
себя
вести,
какие
поступки
оцениваются
обществом
как
доброжелательные, а какие считаются недопустимыми.
Нравственность, таким образом, может рассматриваться и как такая
личностная
характеристика
человека ,
которая
определяет
уровень
сформированности
его
нравственных
представлений,
служащих
ему
образцом для нравственного поведения . Исходя из этого сделаем вывод,
что
воспитание
нравственности
должно
начинаться
с формирования
нравственных представлений. Представление (англ. «representation», «mental
representation») – «наглядный образ предмета
или
явления
(события ),
возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в
памяти или в воображении ». Нравственные представления – это важные
смысловые образования в структуре личности , являющиеся продуктом
трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры , на
основе
которых личность осмысляет действительность и
выстраивает
конструктивные отношения с миром и собою.
Нравственные
представления
являются
составной
частью
общественной и нравственной позиции личности, формируют формы
нравственного сознания и самоконтроля, отражают многообразие ситуаций
нравственного выбора и нравственных решений. Не смотря на то, что
проблема нравственного воспитания возникла давно и написано много
трудов о проблеме нравственного воспитание в современном обществе,
вопрос формирования нравственных представлений остается открытым и
мало изученным. Так, не раскрыты механизмы и закономерности развития
моральных
представлений ,
содержательная
специфика
нравственных
представлений детей разных возрастов. Безусловно, изучение этих вопросов
позволит грамотно, более адекватно и целенаправленно вести нравственное
воспитание детей. Особый интерес представляет вопрос о характеристике
нравственных представлений младших школьников.
Приведем несколько причин почему это так важно, первая причина,
данный
возраст
является
наиболее
подходящим
в
силу
изменений
происходящий
в
сознании
младшего
школьника.
Во-вторых,
можно
предположить, что нравственные представления в младших школьников
весьма изменчивы и что их характер и содержание могут существенно
измениться
за
относительно
короткий
промежуток
времени.
Эти
обстоятельства необходимо учитывать при проведении воспитательного
процесса с детьми младшего школьного возраста.
Проведя анализ научных источников по проблеме формирования
нравственных
представлений,
можно
сделать
вывод,
что
правильно
сформированные нравственные представления личности являются надежным
основание для формирования правильного нравственного поведения и
деятельности личности, соответствующей моральным нормам современного
общества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред.
И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.
2.
Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского
языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А.
Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА
Медиа Групп, 2009. - 573 c.
3.
Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения
[Текст]/ Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.
4.
Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед.
вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.:
ВЛАДОС, 2000. - 575 с.
5.
Фридман, Лев Моисеевич. Психологический справочник учителя / Л.
М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М. : Просвещение, 1991. – 287