Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительное искусство, как средство эстетического воспитания.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Минеральные Воды.
Изобразительное искусство, как средство эстетического
воспитания.
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Саломахина Марина Петровна.
2022г.
Воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – одна из важнейших задач
современного общества. Эстетическое воспитание способствует развитию в человеке
потребности и способности не только к творческому освоению действительности, но и к её
перестройке по законам красоты. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды и
чувства, вкусы и идеалы человека, что тесно связано с нравственным и творчески активным
воспитанием личности. Эстетически личность складывается под влиянием многих факторов –
таких, как искусство, природа, трудовая деятельность людей, их общественные отношения, быт,
научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов
действительности.
Под эстетическим воспитанием мы понимаем воспитание способностей воспринимать,
чувствовать и правильно оценивать прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни.
Воспитание любви к прекрасному и умению воплощать его в творческой деятельности, и в
повседневной жизни.
Важное место в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Уникальность каждого вида
искусства представлена своеобразием его художественного языка, оказывающего особое
воздействие на человека ( слово, звук, цвет, форма, гармония и т. п.) Например, скульптура
наглядно передает объемную, пластическую выразительность тела, развивая у детей
способности воспринимать его форму, гармонию и т. д. Живопись же обращена к нашему
восприятию чувства формы и цвета; созерцая живописное полотно, мы не только замечаем
общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, но и следим за композицией
расположения фигур и выразительностью рисунка.
Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, но и приобщает к
очень сложному и трудному искусству – искусству видеть мир. Мир красок и форм, гармонической
закономерности постоянно окружает нас, но заметить его умеет не каждый. Шел
человек по улице, посмотрел на осеннее, хмурое небо и ничего не заметил. Он увидел серое
небо. А на самом деле оно имеет серебристый оттенок, с тонкими переходами от светло - серо
– голубого, до желтовато – перламутрового. А там, где тучи сгустились, ясно виден фиолетовый
оттенок. Или в лесу. Кто – то, смотря на обнажившиеся корни деревьев или причудливые
сплетения веток, ничего интересного не увидит – осень, голые ветки. А художник может увидеть в
этом целый мир фантастических образов.
Искусство видеть мир – сложное искусство. Овладеть им может каждый. Вот как пишет К.
Паустовский в своем рассказе «Искусство видеть мир»: « Я послушался художника, и
действительно – и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на
них бегло и торопливо. И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. Сколько
бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей!».
Рассмотрим возможности решения вопросов эстетического воспитания учащихся средствами
изобразительного искусства. Данный вид искусства не только воплощает многообразие
окружающего мира в его конкретно – чувственных образах, но и выражает философско –
эстетическое мировосприятие художника. В изоискусстве отражаются все стороны нашей жизни –
труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно средствами изобразительного
искусства воспитывать у детей уважения к тому, что создается трудом человека.
Программой дополнительного образования предусмотрено четыре основных вида занятий:
рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.
Для каждого типа урока изоискусства характерна определенная структура. На уроках изоискусства
обучающиеся знакомятся с различными видами и жанрами изоискусства и декоративно –
прикладного творчества. Актуальной задачей эстетического воспитания обучающихся средствами
изоискусства является развитие у них способности эмоционально воспринимать изображаемые
предметы, постигая их эстетическую сущность. Эмоционально – эстетическое восприятие, прежде
всего, предполагает направленность зрительного восприятия на те, особенности предметов,
которые выражают их эстетическое содержание: соразмерность, пропорциональность объемных
форм и поверхностей, гибкость, изящество линий и очертаний предмета, гармоничность
отношений светотени и световых оттенков.
Впечатления детства имеют большое значение для формирования эстетических чувств. В этом
отношении изоискусство как средство эстетического воспитания оказывается в самых
благоприятных условиях. У всех детей наблюдается повышенная тяга к изоискусству – они с
радостью выступают и как зрители, и как творцы. Рисование – это творческий акт, позволяющий
ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от
конфликтов сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это
не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование.
Процесс эстетического воспитания на уроках изоискусства должен осуществляться в единстве
различных видов занятий: проведение бесед и докладов по живописи, рисунку, скульптуре,
декоративно – прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на
выставки, в мастерские художников; организацию выставок, выходов на природу с целью
наблюдения и зарисовок. К формам эстетического воспитания обучающихся средствами
изоискусства также относятся художественный салон, конкурс рисунков, викторины, виртуальное
путешествие по музеям мира и России.
Важным условием эффективности и эстетического воспитания детей выступает
организация эмоционально насыщенного общения с изобразительным искусством на основе
сотрудничества, совместного художественного творчества педагога и обучающихся, в процессе
которого создаются новые образы. Другим моментом, ведущим ребенка к успеху, является
длительная творческая дружба с педагогом. Дети должны привыкнуть к педагогу, желать с ним
встречи и получать радость от совместной работы.
Встреча с явлениями искусства не делает ребенка сразу эстетически развитым, но опыт
эстетического переживания помнится долго, и ему хочется вновь испытать знакомые эмоции и
чувства, возникшие от встречи с прекрасным. Успех эстетического воспитания возможен лишь при
условии планомерного, систематического приобщения к искусству, и чем раньше оно начинается,
тем лучше, так как, органы чувств, в детском возрасте особенно восприимчивы. Эстетические
переживания детских лет оставляют глубокий след в памяти человека. Задача педагога
заключается в том, чтобы воспитать у школьников способность наслаждаться искусством,
развивать эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а
затем и идеала.