Напоминание

Изобразительное искусство, как средство эстетического воспитания.


Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительное искусство, как средство эстетического воспитания.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества г. Минеральные Воды.

Изобразительное искусство, как средство эстетического

воспитания.

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Саломахина Марина Петровна.

2022г.

Воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – одна из важнейших задач

современного общества. Эстетическое воспитание способствует развитию в человеке

потребности и способности не только к творческому освоению действительности, но и к её

перестройке по законам красоты. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды и

чувства, вкусы и идеалы человека, что тесно связано с нравственным и творчески активным

воспитанием личности. Эстетически личность складывается под влиянием многих факторов –

таких, как искусство, природа, трудовая деятельность людей, их общественные отношения, быт,

научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов

действительности.

Под эстетическим воспитанием мы понимаем воспитание способностей воспринимать,

чувствовать и правильно оценивать прекрасное в природе, искусстве и общественной жизни.

Воспитание любви к прекрасному и умению воплощать его в творческой деятельности, и в

повседневной жизни.

Важное место в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Уникальность каждого вида

искусства представлена своеобразием его художественного языка, оказывающего особое

воздействие на человека ( слово, звук, цвет, форма, гармония и т. п.) Например, скульптура

наглядно передает объемную, пластическую выразительность тела, развивая у детей

способности воспринимать его форму, гармонию и т. д. Живопись же обращена к нашему

восприятию чувства формы и цвета; созерцая живописное полотно, мы не только замечаем

общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, но и следим за композицией

расположения фигур и выразительностью рисунка.

Изобразительное искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, но и приобщает к

очень сложному и трудному искусству – искусству видеть мир. Мир красок и форм, гармонической

закономерности постоянно окружает нас, но заметить его умеет не каждый. Шел

человек по улице, посмотрел на осеннее, хмурое небо и ничего не заметил. Он увидел серое

небо. А на самом деле оно имеет серебристый оттенок, с тонкими переходами от светло - серо

– голубого, до желтовато – перламутрового. А там, где тучи сгустились, ясно виден фиолетовый

оттенок. Или в лесу. Кто – то, смотря на обнажившиеся корни деревьев или причудливые

сплетения веток, ничего интересного не увидит – осень, голые ветки. А художник может увидеть в

этом целый мир фантастических образов.

Искусство видеть мир – сложное искусство. Овладеть им может каждый. Вот как пишет К.

Паустовский в своем рассказе «Искусство видеть мир»: « Я послушался художника, и

действительно – и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на

них бегло и торопливо. И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. Сколько

бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей!».

Рассмотрим возможности решения вопросов эстетического воспитания учащихся средствами

изобразительного искусства. Данный вид искусства не только воплощает многообразие

окружающего мира в его конкретно – чувственных образах, но и выражает философско –

эстетическое мировосприятие художника. В изоискусстве отражаются все стороны нашей жизни –

труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно средствами изобразительного

искусства воспитывать у детей уважения к тому, что создается трудом человека.

Программой дополнительного образования предусмотрено четыре основных вида занятий:

рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.

Для каждого типа урока изоискусства характерна определенная структура. На уроках изоискусства

обучающиеся знакомятся с различными видами и жанрами изоискусства и декоративно –

прикладного творчества. Актуальной задачей эстетического воспитания обучающихся средствами

изоискусства является развитие у них способности эмоционально воспринимать изображаемые

предметы, постигая их эстетическую сущность. Эмоционально – эстетическое восприятие, прежде

всего, предполагает направленность зрительного восприятия на те, особенности предметов,

которые выражают их эстетическое содержание: соразмерность, пропорциональность объемных

форм и поверхностей, гибкость, изящество линий и очертаний предмета, гармоничность

отношений светотени и световых оттенков.

Впечатления детства имеют большое значение для формирования эстетических чувств. В этом

отношении изоискусство как средство эстетического воспитания оказывается в самых

благоприятных условиях. У всех детей наблюдается повышенная тяга к изоискусству – они с

радостью выступают и как зрители, и как творцы. Рисование – это творческий акт, позволяющий

ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от

конфликтов сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это

не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование.

Процесс эстетического воспитания на уроках изоискусства должен осуществляться в единстве

различных видов занятий: проведение бесед и докладов по живописи, рисунку, скульптуре,

декоративно – прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на

выставки, в мастерские художников; организацию выставок, выходов на природу с целью

наблюдения и зарисовок. К формам эстетического воспитания обучающихся средствами

изоискусства также относятся художественный салон, конкурс рисунков, викторины, виртуальное

путешествие по музеям мира и России.

Важным условием эффективности и эстетического воспитания детей выступает

организация эмоционально насыщенного общения с изобразительным искусством на основе

сотрудничества, совместного художественного творчества педагога и обучающихся, в процессе

которого создаются новые образы. Другим моментом, ведущим ребенка к успеху, является

длительная творческая дружба с педагогом. Дети должны привыкнуть к педагогу, желать с ним

встречи и получать радость от совместной работы.

Встреча с явлениями искусства не делает ребенка сразу эстетически развитым, но опыт

эстетического переживания помнится долго, и ему хочется вновь испытать знакомые эмоции и

чувства, возникшие от встречи с прекрасным. Успех эстетического воспитания возможен лишь при

условии планомерного, систематического приобщения к искусству, и чем раньше оно начинается,

тем лучше, так как, органы чувств, в детском возрасте особенно восприимчивы. Эстетические

переживания детских лет оставляют глубокий след в памяти человека. Задача педагога

заключается в том, чтобы воспитать у школьников способность наслаждаться искусством,

развивать эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а

затем и идеала.



В раздел образования