Напоминание

Развитие восприятия в младшем школьном возрасте


Автор: Рослякова Елена Игоревна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ 4 им. В. Г. Яовлева г Курска
Населённый пункт: Город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие восприятия в младшем школьном возрасте
Раздел: дополнительное образование





Назад




Способность ребенка успешно включаться в процесс обучения во многом

зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.

Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому

нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на

полноценное восприятие.

Психологические исследования показывают, что к началу младшего

школьного возраста восприятие детей, несмотря на его большие

возможности, еще очень несовершенно .Это связано с тем, что примерно до

семи лет восприятие ребенка носит глобальный характер. К примеру в

сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, то есть

ребенок хочет увидеть все.

Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем

школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося

мышления восприятие ребенка становится «думающим». Именно это

позволяет ребенку успешно анализировать различные свойства предметов и

образов, сопоставлять их друг с другом (анализирующее восприятие)

Так и в занятиях музыкой, музицировании с ребенком на этапе разбора

простых пьес, ребенок воспринимает пьесу не просто , как музыкальное

произведение в целом, а анализирует с помощью педагога и выделяет для

себя ритм, высоту определенной ноты, как расположены ноты на нотном

стане- подряд, плавно или скачкообразно, а также темп.

Для того чтобы младшие школьники более точно анализировали качества

воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать

наблюдению. Как отмечает педагог-психолог Л.Ф. Обухова, «молодые и

неопытные учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает

ребенок при восприятии нового материала» Нужно учить ребенка

воспринимать, руководит его восприятием. Для этого у ребенка необходимо

создавать предварительное представление, предварительный образ для

того, чтобы ребенок смог увидеть или услышать то, что нужно. Примеры

просты- вести взор ребенка за собой указкой, или если это касается

восприятия музыкального произведения, пьесы- просто проиграть его по

нотам , а затем вместе прохлопать ритм этой мелодии.

При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста (а

это, как мы знаем, 10-11 лет) появляется синтезирующее восприятие,

которое позволяет ( с опорой на интеллект) устанавливать связи между

элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок

способен не только дать точное, целостное описание изображения, но и

дополнить его объяснением.

Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте

непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип

наглядности является одним из основных в возрасте 6-10 лет. В целом он

адекватен особенностям психического развития младших школьников,

мышление которых, особенно на первых этапах обучения, имеет

преимущественно наглядно- образный характер.

Однако парадокс заключается в том, что наглядность учебного материала

может не только помогать, но и препятствовать процессу усвоения знаний,

затруднять возможность выделения учебной задачи, овладения

мыслительными действиями.

Можно выделить по меньшей мере две функции наглядного материала в

учебном процессе:

1)

Обогащать впечатления учащихся, расширять их чувственный опыт,

делать более живым, конкретными и точными представления ребенка

о новом воспринимаемом материале (к примеру той же музыкальной

пьесы- это могут быть иллюстрации к пьесе или стихотворения,

незамысловатые слова детских песенок на музыку)

2)

Решать конкретную педагогическую задачу ( при обучении счету, или

изучении нот и их расположения на нотном стане)

Именно во втором случае существует вероятность того, что наглядный

материал не будет выступать для учащихся опорой, средством для

совершения необходимых умственных действий , а станет

восприниматься ими непосредственно как самостоятельный предмет

восприятия и умственной активности.

Таким образом, при использовании наглядного материала необходимо

соотносить его содержание и форму с конкретной педагогической

задачей. Например чтобы помочь ребенку воспринимать

длительности нот можно по началу использовать карточки с

картинками или воспринимать высоту ноты- задействовать для

наглядности карточки с ребусами с фрагментами нотного стана и

написанными на них определенными нотами)

Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения

знаний. Современный подход к процессу усвоения предполагает не

пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной

информации и жизненной реальности. Задача педагога состоит в том,

чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр

чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать

предметную и знаковую наглядность, умело поддерживать внимание,

учить выделять в процессе восприятия главное, основное,

существенное, активизировать собственные усилия ученика по

усвоению нового материала.

Восприятие должно обязательно перерастать в понимание

изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в

значительной мере обобщенного установления связей между

явлениями и процессами.

Учитывая познавательное значение ощущений, полезно строить

учебный процесс так, чтобы включать в деятельность учащихся

слуховые, двигательные, зрительные и другие ощущения. Это

улучшает запоминания и усвоения учебного материала.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники