Автор: Рыжов Владимир Александрович
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Красный Холм
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Тема: «Работа с начинающими в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Краснохолмская детская школа искусств»
Открытый урок
по классу гитары с учащимися 1 класса
Тема:
«
Работа с начинающими в классе гитары
»
Владимир Александрович Рыжов
преподаватель по классу гитары
муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования
«Краснохолмская детская школа искусств»
30 апреля 2022 года
г. Красный Холм
Преподаватель: Рыжов Владимир Александрович
Дата проведения: 30 апреля 2022 года
Место проведения: МБУ ДО ДШИ
Класс: 1 класс
Предмет: гитара
Тема урока: «Работа с начинающими в классе гитары»
Форма проведения: коллективная
Тип урока: комбинированный
Цель: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на
начальном этапе обучения.
Задачи:
Образовательные:
– Формирование правильного звукоизвлечения;
– Формирование правильной постановки рук;
– Освоение основных приемов игры на гитаре.
Развивающие:
– Развитие координации движений и игровых навыков;
– Развитие образного мышления;
– Развитие музыкального слуха, памяти, внимания.
Воспитывающие:
– Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений;
– Воспитание усидчивости, трудолюбия, собранности;
– Воспитание творческого сотрудничества ученика и преподавателя,
совместных навыков игры в ансамбле;
– Воспитание интереса к инструменту.
Методы обучения:
– методы формирования новых знаний и способов действий:
Объяснительно– иллюстративный и репродуктивный методы (задания №
1,3,4,5,6), проблемный и частично– поисковый (создание ситуации
2
затруднения, постановка проблемы и поиск путей ее решения: задания №
3,5);
– методы организации деятельности учащихся: метод, предполагающий
взаимные действия учителя и учащихся (дискуссия (беседа): задание №
1,3, 4,5,6), метод самостоятельной деятельности учащихся (выполнение
заданий, упражнений, сопровождающихся самопроверкой, задания №
1,2,3,4,5);
– методы контроля и самоконтроля: устный опрос (вопросы) (задания №
1,3,5,6)
–
методы
формирования
личностных
результатов:
внушение,
убеждение (задания № 2,3.4.5), рефлексивный метод (заключительная
часть).
Оборудование:
Гитара, пюпитр, подставка под ноги, стул, нотные
сборники.
План занятия:
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Вступительное слово педагога.
II. Основная часть.
1.Игра упражнений и гамм для разыгрывания исполнительского аппарата;
2. Игра дуэтом пьес: РНП «Птичка», «Во кузнице»;
3. Повторение и закрепление основных приемов извлечения звука (апояндо и
тирандо);
4. Закрепление правильной постановки правой и левой рук;
5. Работа над звуком и динамикой в пьесах;
6. Физкультминутка.
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
2.Рефлексия
(учащиеся
самостоятельно
оценивают
результаты
своей
деятельности, свои эмоции).
3
3.Выставление оценок по результатам работы.
4. Домашнее задание.
I. Организационный этап.
– Здравствуйте, Маша и Даша!
Сегодня мы будем заниматься на уроке вместе, играть дуэтом, закрепим
основные моменты работы на начальном этапе обучения и поработаем с
каждой из вас отдельно над изучаемыми пьесами.
II. Основная часть.
1. Игра упражнений и гамм для разыгрывания исполнительского
аппарата.
Начнем урок с разыгрывания на упражнениях и гамме До мажор.
Каким приемом мы играем гамму? (Ответ учащихся).
Правильно, приемом апояндо.
(Апояндо – приём игры на гитаре; щипок, после которого палец опирается о
соседнюю струну. Приёмом апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а
также кантилена, требующая особенно глубокого и полного звука).
2. Игра дуэтом пьес: РНП «Птичка» и «Во кузнице».
Ученицы исполняют дуэтом пьесы, а преподаватель им аккомпанирует.
– Играем вместе слитно, стараемся чтобы был хороший ансамбль.
– Хорошо, молодцы.
3. Повторение и закрепление основных приемов извлечения звука.
– Какие приемы игры на гитаре вы еще знаете? (Ответ учащихся).
– Конечно, это тирандо.
Тирандо – это приём игры на гитаре, способ звукоизвлечения, когда палец
после удара не опирается на следующую, а, чуть качнувшись по инерции
внутрь кисти, возвращается в исходное положение.
(При игре пальцами применяются 2 разновидности щипка: апояндо – с
опорой на соседнюю струну и тирандо – без опоры. Эти приёмы игры
позволяют добиваться разных оттенков звучания инструмента.)
4
–
Сыграем РНП «Во саду ли, в огороде» двойными нотами приемом
тирандо.
– Хорошо. Далее будем работать с Дашей над ее пьесами.
4. Закрепление правильной постановки правой и левой рук.
–
Перед исполнением пьес, уделим внимание правильной посадке и
постановке рук.
– Даша, следи, чтобы правая рука была круглой формы и действовало
правило «трех косточек» при сгибе фаланг пальцев. Для левой руки
действует такое же правило, но старайся прижимать струны подушечкой
пальца и не касаться грифа 1– 2 пальцами.
(Даша исполняет РНП «Как на матушке, на Неве– реке».)
5. Работа над звуком и динамикой в пьесах.
– Какие вы знаете динамические оттенки? (Ответ учащихся).
– Даша, исполняя «Танец» (аноним) и армянскую народную песню «Ночь»,
постарайся передать динамику. Необходимо также обратить внимание на
звук. Звук должен быть мягким и певучим. (Исполнение пьес).
6. Физкультминутка.
–
После тщательного выполнения всех заданий, необходимо немного
отдохнуть и переключить свое внимание на другой вид деятельности.
Проведем пальчиковую игру «В лесу». Будем показывать движения
пальчиками и кистями рук, следуя за текстом:
В лесу растут деревья, трава, пеньки, кусты;
Живут ежи и белки, на полянах растут цветы.
Птицы песенки поют, дятлы клювами стучат,
На природу в лес волшебный приглашают всех ребят.
– А теперь, я загадаю вам загадки:
1) Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент, и на сцене в лучшем
зале, и в походе на привале. (Гитара)
5
2) Звенит струна, поет она и песня всем ее слышна, шесть струн играют что
угодно, а инструмент тот вечно модный. Он никогда не будет старым, тот
инструмент зовем … (Гитарой!)
– Очень хорошо! Мы немного отдохнули, а теперь поработаем с Машей.
– Маша, повтори, пожалуйста, еще раз основные приемы звукоизвлечения на
гитаре. (Ответ).
– Какая из твоих пьес исполняется приемом тирандо?
– Да, это «Английский танец» (аноним). Исполни его.
Ученица исполняет «Английский танец» (аноним).
– При повторном исполнении обрати внимание на правильную посадку и
постановку рук.
– Хорошо. А теперь поработаем над «Пьесой» Г. Беренса. Ранее мы уже
повторили динамические оттенки и проговорили каким должен быть звук.
При исполнении постарайся все это показать.
– Молодец, у тебя почти все получилось. В дальнейшем старайся чуть ярче
передавать динамику.
III. Заключительная часть.
– Наш урок подошел к концу.
Давайте подведем итог тому, над чем мы сегодня работали.
(Ответы учащихся: повторили правило посадки и постановки рук, основные
приемы звукоизвлечения, закрепляли полученные навыки на своих пьесах.)
– Как вы оцениваете свою работу, свое настроение на уроке?
(Работали
активно,
увлеченно,
ощущался
творческий
подъем,
было
интересно!)
– Вы молодцы! У вас все получается! За урок ставлю вам пятерки.
Домашнее задание – продолжать работу над пьесами по тому же принципу,
что и на уроке, закреплять полученные навыки.
До новой встречи!
6
Список использованной литературы:
1. Хрестоматия гитариста 1 класс составитель В. Гуркин,
2. Е. Баев обработки русских народных песен для гитары.
7