Напоминание

Тема: «Работа с начинающими в классе гитары»


Автор: Рыжов Владимир Александрович
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Красный Холм
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Тема: «Работа с начинающими в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

Открытый урок

по классу гитары с учащимися 1 класса

Тема:

«

Работа с начинающими в классе гитары

»

Владимир Александрович Рыжов

преподаватель по классу гитары

муниципального бюджетного

учреждения дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

30 апреля 2022 года

г. Красный Холм

Преподаватель: Рыжов Владимир Александрович

Дата проведения: 30 апреля 2022 года

Место проведения: МБУ ДО ДШИ

Класс: 1 класс

Предмет: гитара

Тема урока: «Работа с начинающими в классе гитары»

Форма проведения: коллективная

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на

начальном этапе обучения.

Задачи:

Образовательные:

– Формирование правильного звукоизвлечения;

– Формирование правильной постановки рук;

– Освоение основных приемов игры на гитаре.

Развивающие:

– Развитие координации движений и игровых навыков;

– Развитие образного мышления;

– Развитие музыкального слуха, памяти, внимания.

Воспитывающие:

– Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений;

– Воспитание усидчивости, трудолюбия, собранности;

– Воспитание творческого сотрудничества ученика и преподавателя,

совместных навыков игры в ансамбле;

– Воспитание интереса к инструменту.

Методы обучения:

– методы формирования новых знаний и способов действий:

Объяснительно– иллюстративный и репродуктивный методы (задания №

1,3,4,5,6), проблемный и частично– поисковый (создание ситуации

2

затруднения, постановка проблемы и поиск путей ее решения: задания №

3,5);

– методы организации деятельности учащихся: метод, предполагающий

взаимные действия учителя и учащихся (дискуссия (беседа): задание №

1,3, 4,5,6), метод самостоятельной деятельности учащихся (выполнение

заданий, упражнений, сопровождающихся самопроверкой, задания №

1,2,3,4,5);

– методы контроля и самоконтроля: устный опрос (вопросы) (задания №

1,3,5,6)

методы

формирования

личностных

результатов:

внушение,

убеждение (задания № 2,3.4.5), рефлексивный метод (заключительная

часть).

Оборудование:

Гитара, пюпитр, подставка под ноги, стул, нотные

сборники.

План занятия:

I. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Вступительное слово педагога.

II. Основная часть.

1.Игра упражнений и гамм для разыгрывания исполнительского аппарата;

2. Игра дуэтом пьес: РНП «Птичка», «Во кузнице»;

3. Повторение и закрепление основных приемов извлечения звука (апояндо и

тирандо);

4. Закрепление правильной постановки правой и левой рук;

5. Работа над звуком и динамикой в пьесах;

6. Физкультминутка.

III. Заключительная часть.

1.Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

2.Рефлексия

(учащиеся

самостоятельно

оценивают

результаты

своей

деятельности, свои эмоции).

3

3.Выставление оценок по результатам работы.

4. Домашнее задание.

I. Организационный этап.

– Здравствуйте, Маша и Даша!

Сегодня мы будем заниматься на уроке вместе, играть дуэтом, закрепим

основные моменты работы на начальном этапе обучения и поработаем с

каждой из вас отдельно над изучаемыми пьесами.

II. Основная часть.

1. Игра упражнений и гамм для разыгрывания исполнительского

аппарата.

Начнем урок с разыгрывания на упражнениях и гамме До мажор.

Каким приемом мы играем гамму? (Ответ учащихся).

Правильно, приемом апояндо.

(Апояндо – приём игры на гитаре; щипок, после которого палец опирается о

соседнюю струну. Приёмом апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а

также кантилена, требующая особенно глубокого и полного звука).

2. Игра дуэтом пьес: РНП «Птичка» и «Во кузнице».

Ученицы исполняют дуэтом пьесы, а преподаватель им аккомпанирует.

– Играем вместе слитно, стараемся чтобы был хороший ансамбль.

– Хорошо, молодцы.

3. Повторение и закрепление основных приемов извлечения звука.

– Какие приемы игры на гитаре вы еще знаете? (Ответ учащихся).

– Конечно, это тирандо.

Тирандо – это приём игры на гитаре, способ звукоизвлечения, когда палец

после удара не опирается на следующую, а, чуть качнувшись по инерции

внутрь кисти, возвращается в исходное положение.

(При игре пальцами применяются 2 разновидности щипка: апояндо – с

опорой на соседнюю струну и тирандо – без опоры. Эти приёмы игры

позволяют добиваться разных оттенков звучания инструмента.)

4

Сыграем РНП «Во саду ли, в огороде» двойными нотами приемом

тирандо.

– Хорошо. Далее будем работать с Дашей над ее пьесами.

4. Закрепление правильной постановки правой и левой рук.

Перед исполнением пьес, уделим внимание правильной посадке и

постановке рук.

– Даша, следи, чтобы правая рука была круглой формы и действовало

правило «трех косточек» при сгибе фаланг пальцев. Для левой руки

действует такое же правило, но старайся прижимать струны подушечкой

пальца и не касаться грифа 1– 2 пальцами.

(Даша исполняет РНП «Как на матушке, на Неве– реке».)

5. Работа над звуком и динамикой в пьесах.

– Какие вы знаете динамические оттенки? (Ответ учащихся).

– Даша, исполняя «Танец» (аноним) и армянскую народную песню «Ночь»,

постарайся передать динамику. Необходимо также обратить внимание на

звук. Звук должен быть мягким и певучим. (Исполнение пьес).

6. Физкультминутка.

После тщательного выполнения всех заданий, необходимо немного

отдохнуть и переключить свое внимание на другой вид деятельности.

Проведем пальчиковую игру «В лесу». Будем показывать движения

пальчиками и кистями рук, следуя за текстом:

В лесу растут деревья, трава, пеньки, кусты;

Живут ежи и белки, на полянах растут цветы.

Птицы песенки поют, дятлы клювами стучат,

На природу в лес волшебный приглашают всех ребят.

– А теперь, я загадаю вам загадки:

1) Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент, и на сцене в лучшем

зале, и в походе на привале. (Гитара)

5

2) Звенит струна, поет она и песня всем ее слышна, шесть струн играют что

угодно, а инструмент тот вечно модный. Он никогда не будет старым, тот

инструмент зовем … (Гитарой!)

– Очень хорошо! Мы немного отдохнули, а теперь поработаем с Машей.

– Маша, повтори, пожалуйста, еще раз основные приемы звукоизвлечения на

гитаре. (Ответ).

– Какая из твоих пьес исполняется приемом тирандо?

– Да, это «Английский танец» (аноним). Исполни его.

Ученица исполняет «Английский танец» (аноним).

– При повторном исполнении обрати внимание на правильную посадку и

постановку рук.

– Хорошо. А теперь поработаем над «Пьесой» Г. Беренса. Ранее мы уже

повторили динамические оттенки и проговорили каким должен быть звук.

При исполнении постарайся все это показать.

– Молодец, у тебя почти все получилось. В дальнейшем старайся чуть ярче

передавать динамику.

III. Заключительная часть.

– Наш урок подошел к концу.

Давайте подведем итог тому, над чем мы сегодня работали.

(Ответы учащихся: повторили правило посадки и постановки рук, основные

приемы звукоизвлечения, закрепляли полученные навыки на своих пьесах.)

– Как вы оцениваете свою работу, свое настроение на уроке?

(Работали

активно,

увлеченно,

ощущался

творческий

подъем,

было

интересно!)

– Вы молодцы! У вас все получается! За урок ставлю вам пятерки.

Домашнее задание – продолжать работу над пьесами по тому же принципу,

что и на уроке, закреплять полученные навыки.

До новой встречи!

6

Список использованной литературы:

1. Хрестоматия гитариста 1 класс составитель В. Гуркин,

2. Е. Баев обработки русских народных песен для гитары.

7



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники