Автор: Маликова Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БПОУ ВО "Вологодский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Технологическая карта урока по русскому языку с применением мнемотехнического приема "Рифмовки или общности ударений" в 3 классе"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента: Маликова Екатерина Евгеньевна
Дата: 10.05.2022
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Цель урока: научиться выделять в предложении определение.
Задачи урока:
Дидактические:
-способствовать формированию у учащихся умений определять грамматические признаки имен прилагательных, умений находить в тексте
определение.
Развивающие:
-развивать умение анализировать слова,
-развивать орфографические навыки,
-формировать грамотность речи.
Воспитательные:
-повышать познавательную активность, учебную мотивацию,
-способствовать развитию гармоничной личности
-воспитывать у учащихся уважения к своим одноклассникам.
Планируемые результаты:
Предметные:
-развивать умение определять грамматические признаки имен прилагательных
-формировать умение находить в тексте определения и правильно их выделять.
Метапредметные:
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении,
-анализировать предлагаемые задания,
-находить правильные пути решения.
Личностные:
-понимать образ хорошего ученика, как ученика ответственного, дисциплинированного, самостоятельного.
Дидактические средства и оборудование: учебник.
Ход урока
Этапы урока
Образоват
ельные
задачи
Методы
и
приемы
Дидактическ
ие средства
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
Формируемые
УУД
1.
Мотивацион
но-
организацион
ный момент
Мотивиров
ать
обучающи
хся
на
дальнейшу
ю
деятельнос
ть
Беседа
-Здравствуйте
ребята,
меня
зовут
Екатерина
Евгеньевна.
Сегодня
я
проведу
у
вас
урок
русского
языка.
Проверьте, чтобы у вас
было всё готово к уроку.
Приветствуют учителя.
Ф
Личностные УУД:
−
формирование
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
деятельности.
2.
Актуал
изация.
Целеполагани
е.
Актуализи
ровать
учебное
содержани
е,
достаточно
е
для
восприятия
нового.
Согласоват
ь
и
зафиксиро
вать тему,
цель
и
задачи
урока.
Беседа
Учебник
-Начнем урок с минутки
чистописания.
На
чистом
полу
мы
заметили
кошачьи
следы.
-Выделите орфограммы,
подчеркните
главные
члены предложения.
-Какая
орфограмма
встречается
в
слове
«кошачьи»?
-Верно, разделительный
мягкий знак.
-Когда
пишется
разделительный
мягкий
знак? Какое правило мы
знаем?
-Молодцы.
А
скажите
легче учить правила или
стихотворения?
-Разделительный мягкий
знак.
Ответы детей
-Стихотворения.
Ф
Познавательные
УУД:
−развиваем умения
извлекать
информацию
из
схем,
иллюстраций,
текстов.
Коммуникативные
УУД:
−строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными
задачами.
Регулятивные
УУД:
−прогнозировать
предстоящую
работу (составлять
-Почему
легче
учить
стихотворения?
-Верно, потому что там
есть рифма и ритм.
-А
как
вы
думаете,
можно
ли
правило
преобразовать
в
небольшое
стихотворение?
-Да,
можно.
И
этот
прием,
ребята,
будет
называться
методом
рифмовки или общности
ударений.
-Как
вы
думаете,
относится ли это прием к
мнемотехнике?
-Верно,
относится.
Прием
заключается
в
том,
что
мы
любое
правило
с
помощью
рифмы
и
ритма
превращаем
стихотворение.
-Некоторые правила нам
не
нужно
самим
придумывать, составлять
рифмы.
Есть
уже
готовые.
-Например,
правило
написания
разделительного мягкого
знака звучит так:
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
план).
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Мягкий
знак
стоит,
друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
-Легко ли выучить такое
правило?
-Давайте
хором
проговорим это правило.
-Итак,
после
каких
гласных букв пишется
разделительный
мягкий
знак?
Приведите
примеры слов.
-Как
называется
такой
прием?
-Верно,
рифмовки или
общности ударений.
-Обратимся
снова
к
предложению.
-С
помощью
стрелок
покажите
связь
имен
прилагательных
с
существительными.
-Каким
членом
предложения
является
имя прилагательное?
-Что нам нужно узнать?
-Где
мы
можем
это
узнать?
-Да.
Проговаривают
все
вместе
-Е, ё, и, ю, я.
Приводят примеры слов
-Прием
рифмовки
или
общности ударений.
-Не знаем.
-Каким
членом
предложения
является
имя прилагательное.
-В учебнике, правило.
-Откроем
учебник
на
стр.142.
-Как вы думаете, какая
будет тема урока?
-Определение.
3.
Откры
тие
новых
знаний
Познакоми
ть с новым
материало
м
Словесны
й
(беседа),
практичес
кий
(упражне
ние)
Учебник
-Откройте
правило
на
стр. 144
-Каким
членом
предложения
является
имя прилагательное?
-Как подчеркивается?
-Назовите
признаки
определения.
-Обратим внимание на
второе
предложение
в
правиле.
Найдите
определение,
докажите,
что это определение.
-Обратимся к упр. 522
-Запишите,
выделите
грамматические основы,
определения, подпишите
части речи. (1 человек у
доски)
-Выпишите
имена
прилагательные,
определите
грамматические
-Определением.
-Волнистой чертой.
-Является
именем
прилагательным,
обозначает
признак
предмета,
относится
к
имени
существительному
или
местоимению.
-С утренней. Отвечает на
вопрос
с
какой,
относится
к
существительному
«зарёй»,
обозначает
признак предмета.
Ф
Познавательные
УУД:
−
на
основе
анализа
объектов
делать выводы.
Коммуникативные
УУД:
− строить речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными
задачами.
признаки.
Какие
грамматические
признаки
у
имен
прилагательных
мы
можем выделить?
-Форму рода только в
каком
случае
можем
определить?
-Упр. 523 под буквой а
выполним устно.
-Прочитайте диалог.
-Посмотрите на задание
под буквой б. Что вы
видите?
-Найдите
в
тексте
предложения,
подходящие к схемам.
-Запишите
эти
предложения,
подчеркните
главные
члены
предложения
и
определение.
-Назовите
грамматические основы.
-Назовите
определения.
Докажите,
что
это
определения.
-Род, число, падеж
-В ед. числе.
Читают диалог
-Схемы предложений.
Ищут
в
тексте
предложения
Записывают
предложения, выделяют
грамматические основ и
определения
Называют
грамматические основы
и
определения,
доказывают
4.
Физкул
ьтминутка
-Прежде чем приступить
к
самостоятельной
работе,
следует
отдохнуть.
-Если
в
предложении
есть
определение,
то
встает первый вариант,
если нет определений, то
встает второй вариант.
Предложения:
Сегодня дует холодный
ветер.
Сегодня
почти
нет
облаков.
Сегодня теплая погода.
Сегодня будет дождь.
-Молодцы.
5.
Самост
оятельная
работа
Проверить
усвоение
знаний
Практиче
ский
метод,
беседа
Учебник
-Под буквой в делаем
самостоятельно.
-Но
перед
этим
обратимся
к
образованию
прилагательных на стр.
145 внизу.
-От какой части речи
образованы
прилагательные?
С
помощью
какой
морфемы?
Каким
способом?
-Откройте стр. 138 упр.
509.
-От какой части речи
еще
могут
образовываться
имена
прилагательные?
-Какой
вывод
можем
сделать?
-От
существительных,
при помощи суффиксов,
суффиксальный способ.
-От
других
прилагательных.
-Что
имена
прилагательные
могут
образовываться от имен
И
Регулятивные:
-
формирование
умения
осуществлять
личностную
и
познавательную
рефлексию;
-
формирование
умения оценивать
учебные
действия
в соответствии с
поставленными
задачами.
-Верно.
Выполняем
задание.
-Поменяйтесь тетрадями.
Проверьте задание.
-Есть замечания?
-Молодцы.
существительных
и
прилагательный
приставочно-
суффиксальным
способом.
Выполняют задание
Проверка в парах
Ответы детей
6.
Итог
урока.
Рефлексия
Выявить
уровень
осознания
содержани
я
пройденно
го
материала.
Словесны
й (беседа)
-Какой
еще
мнемотехнический
прием мы рассмотрели
на уроке?
-В чем суть приема? Что
помогает
быстро
запомнить?
-Какая была цель нашего
урока?
-Какие умения и навыки
нам
пригодились
на
уроке?
-Прием
рифмовки
или
общности ударений.
Ответы детей
-Узнать, каким членом
предложения
является
имя прилагательное.
Ответы детей
Ф
Коммуникативные
УУД:
−строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными
задачами.
7.
Домаш
нее задание
Упр. 526, стр. 146