Урок русского языка, 4 класс Образовательная система "Школа 2100"
Автор: Милосердова Виолетта Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ НОШ № 1 Населённый пункт: пгт Эльбан, Хабаровского края Наименование материала: конспект Тема: Урок русского языка, 4 класс Образовательная система "Школа 2100" Раздел: начальное образование
Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи.
Цель: ученик получит возможность научиться подбирать антонимы для точной
характеристики предметов при их сравнении.
УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
М
е
т
а
п
р
е
д
м
е
т
н
ы
е
:
Регулятивные УУД : самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
Коммуникативные УУД :
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку
зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя; самостоятельно предполагать какая информация
нужна для решения учебной задачи; делать выводы на основе умозаключений.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Технология
урока:
технология
разв.обучения, обучение
в
сотрудничестве
в
малых
группах.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: наглядный, практический, поисковый, демонстрационный, игровой.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал для учеников.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
- Очередной урок русского языка предлагаю начать с загадки.
Я часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мною нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- Какая часть речи могла так о себе заявить? Как догадались?
- Давайте вспомним, что уже знаем об имени прилагательном.
- Как вы думаете, есть ли у имен прилагательных еще какие-то тайны?
Сегодня мы попытаемся раскрыть очередную тайну имени прилагательного, но перед этим
откройте тетради, запишите число.
II. Открытие новых знаний.
1) Прочитайте предложение.
Веревка хороша длинная, а речь короткая.
- Что это за предложение? Как понимаете смысл?
- Спишите предложение, подчеркните изученные орфограммы.
(задание базового уровня: умение находить орфограммы в словах)
Проверка (светофоры)
- Назовите прилагательные в этом предложении.
- Как их можно назвать? Какие слова называются антонимами?
- Сформулируйте тему урока.
-Что должны узнать сегодня на уроке? Чему должны научиться?
?! Проблемный вопрос
- Прочитайте пары слов:
день – ночной добрый – зло худеть – толстяк
- Я утверждаю, что это антонимы. Кто со мной согласен? (светофоры) Кто не согласен?
Объясните.
- Полное ли определение антонимам вы дали? Что необходимо сделать?
- Так что же такое антонимы?
- Исправьте ошибки.
III. Применение полученных знаний.
1) работа в парах
Задание: вставьте подходящие имена прилагательные.
Например: Слон _____, а муравей ______.
Железо _____, а перо _______.
Уголь _______, а снег _______. и тд.
Проверка.
- С какой же целью мы использовали прилагательные-антонимы в этом задании?
Физминутка « Найди пару»
2) индивидуальная работа
- Мы определили, что прилагательные-антонимы используются при сравнении каких-либо
предметов. Но только ли для этого?
- Предлагаю вам выполнить очередное задание от имени прилагательного.
Задание: - базовый уровень: списать предложения, найти и подчеркнуть антонимы;
- повышенный уровень: прочитай текст, измени название текста на «Пасмурный
день» и запиши текст.
Базовый уровень
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля. Глупый только свистнет, а умный уж и
смыслит. На смелого собака лает, а трусливого рвет.
Повышенный уровень
Ясный день.
Весенний солнечный день. Лёгкие облака скользят по небу. Тёплый ветер чуть
колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут радостно: «Как
прекрасно!»
Проверка.
- Что еще можно рассказать о роли антонимов в речи?
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чему должны были научиться?
- Какие ключевые слова к уроку вы бы предложили?
- Что было трудным на уроке? Какие задания выполнять было интересно?
- Кто остался доволен своей работой? (светофоры)
V. Домашнее задание.
-
Дома
предлагаю
выполнить
упражнение
2
на
с.56
(базовый
уровень:
по
заданию
учебника; повышенный уровень: задание учебника, придумать и записать предложения с
прилагательными-антонимами из упражнения)
Литература.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Русский язык 4 класс, ч.2