Автор: Логинова Марина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Таштагольская школа- интернат № 19 психолого-педагогической поддержки"
Населённый пункт: город Таштагол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План-конспект урока чтения и развития речи в 1 классе. "Ознакомление с буквой Я"
Раздел: начальное образование
План-конспект урока чтения и развития речи в 1 классе
Учитель: Логинова Марина Ивановна
МКОУ «Таштагольская общеобразовательная
школа-интернат №19 психолого-педагогической
поддержки»
Тема: Ознакомление с буквой Я, ее написанием и двойной роли
Цель: ознакомление с буквой Я, двойной роли в начале слова и после
гласного.
Задачи:
– Познакомить с буквой Я, я.
– Развивать умение читать слова с буквой я в начале слова и после гласной в
конце.
– Формировать навыки сознательного, правильного чтения.
– Коррегировать фонематический слух, развивать устную речь.
– Корректировать внимание, память, зрительное восприятие.
Материал и оборудование: компьютер, презентация, касса букв, зеркала,
сигнальные карточки.
УМК: Аксенова А.К. Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. органтзаций,
реализующих адаптированные программы в 2-х частях. Часть 2-ая. М.:
Просвещение, 2017 г.
Этапы урока
Содержание урока и деятельность
учителя.
Деятельность
учащихся
1.Организационный
момент
Динь, динь, динь,
Звенит звонок.
Начинается урок.
Будем мы читать,
Дружно отвечать.
Думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
– Который по счёту начался урок?
Как он называется?
– Сегодня к нам в гости пришёл
маленький гномик.
– Вы знаете, кто такие гномы?
–
Живут
они
в
подземном
государстве,
ходят
по
узким
коридорам, фонариками освещая
Дети участвуют в
беседе
о
сказочных
человечках.
себе путь. Дружно борются со
страхом и помогают друг другу.
На уроке мы пообщаемся с гномом
и узнаем, как
его зовут. Он
поможет
нам
получить
новые
знания.
– Вы должны точно так же, как
гномы, помогать друг другу, быть
внимательными.
–
Давайте гному покажем, как мы
выполняем речевые упражнения.
– Посмотрите на картинку. Как
называется
первое
упражнение?
(«Качели».
Далее
учащиеся
выполняют
упражнения
«Маятник» и «Лошадки»)
–
А
сейчас
повторим
чистоговорку,
но
только
вполголоса,
чтобы
гнома
не
напугать.
(«Скачут,
скачут
две
лошадки…)
– Молодцы! Я думаю, что гном
остался доволен тем, как вы сейчас
работали. А вам понравилось?
Отвечают
на
вопросы,
выполняют
упражнения.
Читают хором.
2.Актуализация
знаний
– А теперь давайте расскажем и
покажем, в каких домиках живут
изученные
буквы.
(Учащиеся
размещают
буквы
по домикам,
выходя к доске).
– Назовите буквы, которые живут
в
синем
домике.
Почему
они
живут именно в синем?
– А какие живут в красном?
Почему
Рассказывают
и
расставляют
буквы
3.Постановка цели
уроков
– Ребята, гном для вас приготовил
картинки и хочет поиграть в игру.
Покажите гному, с какой буквы
начинается каждое слово?
(ЁЖ, ЕЛИ, ЮЛА, ЯГОДА)
– Кто догадался, какую букву мы
будем изучать?
Учащиеся
рассматривают
картинки,
показывают
буквы.
– Чем ещё мы будем заниматься на
уроке?
– Сначала давайте покажем гному,
как вы научились читать.
а) Чтение слогов с буквой ё
«цепочкой»
б) Чтение по учебникам
предложений про домашнюю
птицу, диких и домашних
животных
– Оцените своё чтение. Какие
замечания у вас будут к другим?
Чтение
«цепочкой»
по учебнику.
4.Рарота над темой
урока.
1. Беседа по картинке.
– Посмотрите ещё раз на картинку.
Что
изображено
на
ней?
Кто
догадался,
как
называется
эта
ягода? Где она растёт? Эта ягода
очень полезная. Гномы её очень
любят. В ней много витаминов.
2. Звуко-буквенный анализ.
– Проведём звуко- буквенный
анализ слова ягода.
– Сколько слогов в слове «ягода»?
1? 2? 3?
– Назовите первый слог. Что мы
слышим? (я). Как обозначим на
схеме?
–Какие звуки мы слышим во
втором слоге? Как обозначим на
схеме?
– Какие звуки мы слышим в
третьем слоге? Как обозначим на
схеме?
3. Работа с буквой и звуком.
– А теперь составим слово из букв.
Если в начале слова мы слышим Я,
то пишем и берём букву Я.
– Найдите в кассе букву Я и
перенесите её на правую сторону и
поставьте после буквы Ё.
4. Анализ буквы Я.
– На что похожа буква я? Зачем
Отвечают
на
вопросы.
Проводят звуко-
буквенный
анализ.
нам нужна большая буква Я.
Сравните большую и маленькую
буквы Я, я.
5. Физминутка
–Гномы не только трудятся, но и
умеют отдыхать. Лучший отдых –
физкультура. Давайте и мы
отдохнём.
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснёт
.
6. Первичное закрепление.
– Гном мне подсказывает слова. Я
их вам назову. Если в слове есть Я,
вы показываете букву Я.
Яма, парта, Рая, книга, ели,
яблоко, аист, яблоня, Ярик.
Выполняют
действия в
соответствии с
текстом.
Узнают букву в
слове
5. Закрепление
7. – А теперь догадайтесь, как
зовут нашего гнома: в его имени
первая буква Я, а последняя А?
– Самостоятельно составьте это
слово.
8. Чтение слов с доски.
– На доске слова. Давайте
покажем, как мы читаем.
Учащиеся читают фронтально,
объясняют значение слова.
Я-ша мо-я ко-пал
я-ма мо-ё са-жа-ли
Зо-я мо-и по-ли-ва-ли
Ра –я тво-я
я-го-да тво-ё
я-бло-ко тво-и
я-бло-ни
9. Работа с учебником.
Работают с
кассой букв
Читают слова
Читают по
1)– А теперь гном Яша хочет,
чтобы вы прочитали слова по
учебнику.
– Какая буква напечатана в
красном квадрате?
–Рассмотрите рисунки.
– С какой буквы начинаются
слова? Почему? (Произносим Я)
2) Чтение слов, выделенных
жирным шрифтом.
3) Чтение предложений.
– Что мы сейчас прочитали?
4) Работа с рисунком (Дети поют
в хоре)
Рассмотрите рисунок. Кто
изображён на рисунке?
– Что делают дети?
5) Чтение текста. (Стр. 53)
– Гном Яша хочет послушать, как
вы прочитаете этот текст.
– Что изображено на рисунках?
(Яхта, якорь)
6) Повторное чтение цепочкой.
– Что есть у дяди Васи?
– Что он выиграл?
– Зачем нужен якорь?
– Гном хочет уточнить, с какой
буквой вы познакомились?
– Какие задания вы выполняли?
– Кто хорошо запомнил букву Я?
учебнику
6.Итоги.
Рефлексия.
– Как вы думаете, гном доволен
вашей работой?
– Кто из вас считает, что он
работал не в полную силу?
Почему? Гном надеется, что вы
исправитесь и будете работать
хорошо.
- Как вы думаете, а кого гном
похвалит? Почему?
Оценивают свою
работу
сигнальной
карточкой