Напоминание

Скоро в школу


Автор: Александрук Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 538 имени С.В. Гришина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Скоро в школу
Раздел: начальное образование





Назад




Скоро в школу!

Скоро первое сентября. Многие дети пойдут в 1 класс и перед

родителями вырастают множество вопросов.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,

что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед

поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста.

И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности

детей – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Что понимается под готовностью к школе? Готовность к школе – это,

прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть

определенным уровнем мыслительных операций, т.е. уметь принимать

адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь

планировать

свою

деятельность

и

осуществлять

самоконтроль,

контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения

поставленных задач.

Готовность

к

школе

подразделяется

на

физиологическую,

психологическую

и

познавательную.

Все

виды

готовности

должны

гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в

полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе,

общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок

должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его

здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и

понимать

важность

соблюдения

основных

гигиенических

норм:

правильная поза за столом, осанка и т.п. Кроме того, физиологическая

готовность

подразумевает

развитие

мелкой

моторики

(пальчиков),

координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно

держать ручку.

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя три

компонента:

интеллектуальная

готовность,

личностная

и

социальная

готовность, эмоционально-волевая готовность.

1. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со

сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а

при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из

проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет

взрослых;

-

толерантность;

это

означает,

что

ребенок

должен

адекватно

реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что

плохо;

-ребенок

должен

принимать

поставленную

педагогом

задачу,

внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он

должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если

таковые имеются.

2. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по

душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени

внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на

посторонние предметы и дела.

3. Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний

(речь о них пойдет ниже);

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти

в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он

должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Ведущая деятельность дошкольников – игра. В игровой деятельности и

надо готовить ребёнка к школе. Всем нам знакомая сюжетно-ролевая игра «В

школу» может многому научить и дошкольников, и детей, которые не

посещали детский сад.

Главное – с поступлением в школу изменится социальный статус

ребёнка. Он становится первоклассником. Об этом нужно знать родителям.

Новый распорядок дня, первый учитель, знакомство с одноклассниками - все

эти события вызовут у ребёнка массу новых эмоций и впечатлений. Для

того, чтобы первые дни, недели в школе прошли безболезненно, родителям

нужно знать следующие аспекты.

Каждый ребёнок — это индивидуальность. Зная особенности ребёнка,

нужно учитывать это при подготовке.

Так что же должен уметь первоклассник?

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они

работают,

домашний

адрес

и

телефон;

• знать, в каком городе/стране он живет

• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых,

уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних,

деревья

от

кустарников,

фрукты

от

ягод

и

овощей;

• объяснить почему одних животных называют дикими, а других –

домашними, объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные

человеку.

• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-

клюв,

перья-шерсть,

лапы-крылья,

их

количество

и

т.д.)

• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи,

медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.

• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.

• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые

растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа

на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого,

жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.

• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.

• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и

подводным.

Но и это не главное.

Помимо этого, будущим школьникам лучше заранее привить такие навыки,

как: умение преодолевать трудности, доводить любое начатое дело до конца,

анализировать ту или иную ситуацию. Неплохой идеей станет чтение книг

вслух с последующим пересказом прочитанного. Попросите также выразить

ребенка свое мнение к героям рассказа. Таким образом вы будете

тренировать слуховую память своего чада, а также научите его связной речи

с добавлением новых слов. Чтобы выработать у ребенка усидчивость,

внимание, способность заниматься не всегда привлекательным занятием,

необходимо почти ежедневно лепить, играть, общаться и читать.

Создавайте добрый образ школы. Поменьше говорите ребенку о том, что в

школе за неумение что-либо делать над ним будут смеяться или его не

поймут. Наоборот, объясняйте, что скоро он станет на ступень ближе ко

взрослой жизни. Конечно, не забывайте о режиме дня. Правильное сочетание

занятий, отдыха и игр позволит избежать стрессовых ситуаций в процессе

адаптации к школьному процессу.

Также лучше записать за год до учебы ребенка на подготовительные курсы

при выбранной школе. Это позволит ребенку познакомиться заранее как с

учебным заведением, так и с преподавателем.

Уделяйте занятиям с ребенком минимум по полчаса в день. Составьте

расписание того, что за неделю вы примерно должны освоить. Например, в

понедельник уделите больше внимания чтению, чем урокам по математике; а

во вторник разучите стихотворение для тренировки памяти.

Чаще с ребенком разговаривайте о том, что происходит в мире. Почему

птицы улетают, зачем падает снег зимой, для чего необходимо время.

Разговор должен быть непринужденным. Спрашивайте мнение своего

ребенка на то или иное событие, таким образом вы разовьете логику у него и

склонность к анализу.

Если соблюдать эти несложные рекомендации, то, скорее всего, ваш ребенок

с радостью пойдет в первый класс. Однако помните: самое главное для

первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в

родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.



В раздел образования