Автор: Александрук Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 538 имени С.В. Гришина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Скоро в школу
Раздел: начальное образование
Скоро в школу!
Скоро первое сентября. Многие дети пойдут в 1 класс и перед
родителями вырастают множество вопросов.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,
что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед
поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста.
И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности
детей – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Что понимается под готовностью к школе? Готовность к школе – это,
прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть
определенным уровнем мыслительных операций, т.е. уметь принимать
адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь
планировать
свою
деятельность
и
осуществлять
самоконтроль,
контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения
поставленных задач.
Готовность
к
школе
подразделяется
на
физиологическую,
психологическую
и
познавательную.
Все
виды
готовности
должны
гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в
полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе,
общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок
должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его
здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и
понимать
важность
соблюдения
основных
гигиенических
норм:
правильная поза за столом, осанка и т.п. Кроме того, физиологическая
готовность
подразумевает
развитие
мелкой
моторики
(пальчиков),
координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно
держать ручку.
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя три
компонента:
интеллектуальная
готовность,
личностная
и
социальная
готовность, эмоционально-волевая готовность.
1. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а
при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из
проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет
взрослых;
-
толерантность;
это
означает,
что
ребенок
должен
адекватно
реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что
плохо;
-ребенок
должен
принимать
поставленную
педагогом
задачу,
внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он
должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если
таковые имеются.
2. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по
душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени
внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на
посторонние предметы и дела.
3. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
(речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти
в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он
должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Ведущая деятельность дошкольников – игра. В игровой деятельности и
надо готовить ребёнка к школе. Всем нам знакомая сюжетно-ролевая игра «В
школу» может многому научить и дошкольников, и детей, которые не
посещали детский сад.
Главное – с поступлением в школу изменится социальный статус
ребёнка. Он становится первоклассником. Об этом нужно знать родителям.
Новый распорядок дня, первый учитель, знакомство с одноклассниками - все
эти события вызовут у ребёнка массу новых эмоций и впечатлений. Для
того, чтобы первые дни, недели в школе прошли безболезненно, родителям
нужно знать следующие аспекты.
Каждый ребёнок — это индивидуальность. Зная особенности ребёнка,
нужно учитывать это при подготовке.
Так что же должен уметь первоклассник?
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они
работают,
домашний
адрес
и
телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых,
уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних,
деревья
от
кустарников,
фрукты
–
от
ягод
и
овощей;
• объяснить почему одних животных называют дикими, а других –
домашними, объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные
человеку.
• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-
клюв,
перья-шерсть,
лапы-крылья,
их
количество
и
т.д.)
• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи,
медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые
растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа
на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого,
жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и
подводным.
Но и это не главное.
Помимо этого, будущим школьникам лучше заранее привить такие навыки,
как: умение преодолевать трудности, доводить любое начатое дело до конца,
анализировать ту или иную ситуацию. Неплохой идеей станет чтение книг
вслух с последующим пересказом прочитанного. Попросите также выразить
ребенка свое мнение к героям рассказа. Таким образом вы будете
тренировать слуховую память своего чада, а также научите его связной речи
с добавлением новых слов. Чтобы выработать у ребенка усидчивость,
внимание, способность заниматься не всегда привлекательным занятием,
необходимо почти ежедневно лепить, играть, общаться и читать.
Создавайте добрый образ школы. Поменьше говорите ребенку о том, что в
школе за неумение что-либо делать над ним будут смеяться или его не
поймут. Наоборот, объясняйте, что скоро он станет на ступень ближе ко
взрослой жизни. Конечно, не забывайте о режиме дня. Правильное сочетание
занятий, отдыха и игр позволит избежать стрессовых ситуаций в процессе
адаптации к школьному процессу.
Также лучше записать за год до учебы ребенка на подготовительные курсы
при выбранной школе. Это позволит ребенку познакомиться заранее как с
учебным заведением, так и с преподавателем.
Уделяйте занятиям с ребенком минимум по полчаса в день. Составьте
расписание того, что за неделю вы примерно должны освоить. Например, в
понедельник уделите больше внимания чтению, чем урокам по математике; а
во вторник разучите стихотворение для тренировки памяти.
Чаще с ребенком разговаривайте о том, что происходит в мире. Почему
птицы улетают, зачем падает снег зимой, для чего необходимо время.
Разговор должен быть непринужденным. Спрашивайте мнение своего
ребенка на то или иное событие, таким образом вы разовьете логику у него и
склонность к анализу.
Если соблюдать эти несложные рекомендации, то, скорее всего, ваш ребенок
с радостью пойдет в первый класс. Однако помните: самое главное для
первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в
родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.