Автор: Пылаева Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 538 имени С.В. Гришина
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности учеников начальных классов.
Раздел: начальное образование
Возрастные особенности учеников начальных классов
В начале обучения в школе ребёнок переживает кризис семи лет. У него
обостряется Я-чувство: «я взрослый», «я хочу». Прежние социальные
отношения в детском саду уже исчерпали себя, и дети стремятся поскорее
пойти в школу, чтобы обрести новый круг общения.
Родителям в этот период нужно разрешать ребёнку принимать посильные
самостоятельные решения. Например, выбирать одежду, в которой он пойдёт
в школу или составлять себе список дел на день. Это поможет
младшекласснику почувствовать себя уже не малышом, а полноправным
членом семьи, с мнением которого считаются.
У детей, поступающих в первый класс, ещё не до конца сформированы
некоторые психические функции. Частая особенность детей начальных
классов — фрагментарное восприятие или внимание. Из-за этого порой
возникают проблемы. Невнимательным детям с трудом даются
многочисленные школьные правила, а также письмо под диктовку.
При проблемах с восприятием детям сложно классифицировать и
обобщать информацию. У них «скачет» строчка при письме, им сложно
сориентироваться, сколько времени займёт то или иное задание, а
озаглавливание текста может привести их в ступор.
Это не значит, что так будет всегда — любую функцию можно развивать.
Кубик Рубика и простые упражнения помогут в развитии памяти и
мышления. Таблицы Шульте, в которых нужно глазами искать цифры или
буквы, помогут развивать внимание. А над восприятием можно поработать с
помощью книг: прочитать, обсудить, пересказать. Кстати, это помогает и в
развитии речи.
От того, в каком возрасте ребёнок пришёл в школу, зависит ведущий вид
деятельности. До 6,5 лет игра занимает больше места в мире ребёнка, чем
учёба. К 7,5 годам начинает преобладать учебная деятельность: возникает
стремление быть продуктивным и получать одобрение от взрослых.
Если в семь лет ребёнок всё ещё предпочитает учебникам игрушки, не
стоит давить на него. Реплики «быстро убирай игрушки и садись за уроки»
могут сломать учебную мотивацию. Лучше вместе создать с ребёнком
расписание, где будет выделено время на игру и на занятия.
К десяти годам у детей формируется критическое отношение к
происходящему. Они стараются чётко разграничить плохое и хорошее,
впервые протестуют против негатива и обмана. Это особенно заметно у
четвероклассников, которые стоят на пороге подросткового возраста и
болезненно переносят несправедливость.
Для поддержания контакта в этот период рекомендуется читать с
ребёнком книги или смотреть фильмы и обсуждать их. Кто главный герой,
что он сделал, почему он так поступил, какой у него был выбор, что он мог
сделать по-другому? Задача родителя — задавать правильные вопросы,
подталкивать ребёнка к рассуждениям.