Напоминание

Тема: Работа по раскрытию творческого потенциала воспитанников в процессе коллективной творческой деятельности


Автор: Григорьева Галина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Берег надежды"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: ПРОБЛЕМНЫЙ ПРОЕКТ 2020 – 2021 уч. года
Тема: Тема: Работа по раскрытию творческого потенциала воспитанников в процессе коллективной творческой деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Цент содействия семейного воспитания «Берег надежды»

ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРОБЛЕМНЫЙ ПРОЕКТ

2020 – 2021 уч. года

Тема:

Работа по раскрытию творческого потенциала воспитанников в

процессе коллективной творческой деятельности

Выполнила воспитатель:

Григорьева Галина Павловна

В исследовательской работе принимали участие дети группы № 1 в

количестве 8 воспитанников с задержкой психического развития в возрасте 8 –

12 лет.

Актуальность проблемы: Данная проблема является актуальной т.к. в

системе коррекционно – развивающего обучения мало изучено, практически

отсутствует

адаптированные

методики

коррекционно

развивающего

обучения.

Цель:

Выявить методики, способствующие раскрытию творческих

способностей воспитанников, вооружить их знаниями и навыками для

дальнейшей творческой работы в различных сферах

Задачи: 1.Анализ методической литературы, направленные на развитие

творческих способностей;

2.Диагностировать

уровень

творческого

потенциала

(стартовая,

итоговая);

3.Подобрать

эффективные

методы

упражнений,

способствующие

раскрытию творческого потенциала воспитанников в процессе коллективной

творческой деятельности;

4.Применение методов упражнения на воспитательских часах;

5.Анализ итоговой диагностики и выявление рекомендаций педагогам,

работающим по данной теме.

Гипотеза:

Если

в

курс

воспитательских

часов

будут

внедрены

упражнения

способствующие

раскрытию

творческого

потенциала

воспитанников

в

процессе

коллективной

творческой

деятельности,

то

произойдет рост творческих способностей воспитанников и вооружение их

знаниями и навыками для дальнейшей творческой работы в дальнейших

сферах.

Всю работу мы проводим в коллективной деятельности. Это помогает

детям сформировать такие качества личности, как общительность, терпение и

уважение друг к другу, умение уступать. Именно в процессе коллективной

деятельности у школьников формируются и коллективные связи и отношения.

В коллективе мы стараемся учить детей умению критиковать и

воспринимать критику, создавать атмосферу доверия и требовательности.

В отличие от массовой школы формирование коллектива у детей с

общими образовательными потребностями происходит более своеобразно.

Организации коллектива предшествовало изучение учащихся уровня их

развития, взаимоотношений между ними и положения каждого из них в

коллективе.

Для этого проводилось несколько видов – «Социометрия», «Кактус»,

«Сложи руки на груди и я скажу кто ты» и т.д. Тесты взяты из книги Рогова

«Настольная книга психолога». Это помогло выявить, какие отношения между

детьми в группе, положение каждого ребенка в коллективе.

Это было необходимо, чтобы выявить личностные качества каждого

ребенка, его отношение к другим. Все эти тесты значительно облегчили выбор

формы работы, помогли найти использование приемов для каждого ребенка.

Это помогает использовать индивидуальный дифференцированный подход к

каждому ребенку.

На первых порах работы старались воспитывать чувство ответственности

за порученное дело. Организовывали работу так, чтобы обеспечить детям

самостоятельность в выполнении поделок, обязательно учитывая при этом их

индивидуальные особенности.

Знание

особенностей

каждого

ученика

помогает

подобрать

меры

воспитательного

воздействия

по

отношению

к

самому,

казалось

бы,

безнадежному ученику. Надо, чтобы у ребенка появилась уверенность в своих

силах и тогда он начнет активно участвовать на занятиях. Постепенно

требования можно повысить, то есть применить другой подход.

Самым распространенным методом изучения учащихся является метод

педагогического наблюдения. Поэтому мы практикуем и общее наблюдение за

группой, и наблюдение за отдельными учениками, а также за различными

сторонами личности. Проводим много индивидуальных бесед. Результаты

изучения учащихся является метод педагогического наблюдения. Поэтому мы

практикуем и общее наблюдение за отдельными учениками, а также за

различными сторонами личности. Проводим много индивидуальных бесед.

Результаты изучения учащихся фиксируются в дневниках наблюдения, которые

заводятся на каждого ребенка при поступлении его в детский дом, отмечаем и

хорошее, и плохое – как дети реагируют на замечания, как ведут себя в группе

и т.д.

Постепенно мы повышаем требования к детям, опираясь на их

приобретенные знания, умения и навыки. Для тех детей, которые научились

шить – даем задания посложней. Или, сначала дети делали одну простую

операцию – постепенно делают несколько видов работы. Стараемся делать это

ненавязчиво и постепенно, чтобы дети не уставали и выполняли задания с

желанием.

С

помощью

дополнительных

занятий

возможно

и

корригировать

отклонения

в

эмоционально-волевой

сфере

у

детей

с

общими

образовательными потребностями. Некоторые дети бывают с неадекватным

поведением и по-разному реагируют на слова воспитателя. В разных видах

работы по-разному ведут себя. Стараемся сдерживать их эмоции и держать под

постоянным контролем их поведение.

Включение в активную жизнь занятий всех воспитанников с учетом их

интересов, психофизических и творческих возможностей является одним из

важнейших условий развития коллективной деятельности. Дети приучаются

быть организованными, вежливо обращаются друг к другу, уступать друг

другу. Развитие мелкой моторики рук в ходе кружковой работы помогает

овладению навыками самообслуживания, способствует развитию речи и

мышлению детей.

Расширяются возможности ребенка в формировании

пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами

предметов через непосредственные практические действия с ними.

Атмосфера, созданная в ходе занятий, благоприятствует раскрытию

творческого

потенциала

детей,

помогает

ему

избежать

возможного

общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество

ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на

творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

На

своих

занятиях

мы

занимаемся

аппликацией

наклеивание

вырезанных из цветной бумаги или тканей изображений на основу. Они тоже

создают благоприятные условия для детского творчества. Чтобы успешно

использовать

эти

условия,

необходимо

предоставить

подростку

самостоятельность при выполнении операций: либо изготовление отдельных

вырезаемых изображений, включая и создание предварительного рисунка, либо

их последующее размещение на листе. Все это зависит от того, как он владеет

техникой аппликаций.

Вначале дети трудно справлялись с такими заданиями – выбрать и

создать тему для аппликации. Но постепенно детям давали задания с

усложнением и они справлялись. Сначала им давали задания – выбрать сюжет.

Затем был выбор тканей, бумаги и бросового материала. Дети подбирали ткани

для задуманного сюжета и сами раскладывали их.

Старались

с

детьми

установить

эмоциональный

контакт,

создать

благоприятную ситуацию для поставленной задачи, сформулировать общую

задачу, эмоционально образно описать результат действия. Это нужно для того,

чтобы дети смогли рассказать о том, чтобы дети смогли рассказать о том, что

они сделали, какой получилась поделка, описать ее. Но иногда словесная

инструкция оказывалась недостаточной для установления устойчивого и

содержательного контакта. Основная задача: дети не только посредством слуха,

но и зрительно должны воспринимать действия воспитателя. Мы старались

сначала показать детям, какие действия они должны выполнить, рассказать и

показать способ выполнения. Наибольший эффект контакта, когда поделка

начинает приобретать какой-то знакомый образ. Здесь важно создать образ

будущего действия. Вместе с тем этот образ должен быть незавершенным, что

позволяет привлечь детей к действию для получения конечного результата.

Работа с бумагой, тканью заканчивается определенным результатом, но,

чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю,

терпение.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной

работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны

способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями

детей задания и поощрения взрослого, учитывая индивидуальные особенности

детей. Необходимо также добиваться, чтобы выполненные поделки имели

красивый, аккуратный вид, чтобы дети экономно расходовали материал.

Например, после работы с цветной бумагой остается много обрезков, которые

можно использовать для украшения других поделок. Можно их складывать в

специально предназначенные коробки ли конверты.

Сначала дети расходовали бумагу или ткань очень расточительно.

Вырезая по шаблону из целого куска бумаги или ткани, клали его на середину

листа. Оставалось много обрезков, из которых ничего нельзя сделать.

Постепенно приучали детей экономить материал. Дети старались раскладывать

шаблоны так, чтобы можно было вырезать несколько шаблонов. Следили за

тем, чтобы обрезки не выбрасывали, а использовали их еще для чего-нибудь.

Например, при шитье игрушек из ткани. Вырезали части игрушек из

ткани. Оставшимися обрезками набивали туловище игрушки. Это очень

помогало

детям.

Они

старались

быть

экономными,

бережливыми,

не

раскидывали обрезки, где попало. Некоторые дети даже следили друг за

другом, делали замечания, если кто-то выкинул обрезки. Мы следили за тем,

чтобы дети не грубили друг другу, уважали свой труд и труд других, общались

друг с другом спокойно, без злобы и раздражения, не обижали словами,

учились адекватно выражать свои чувства. Необходимо иметь большое

терпение и уважение друг к другу. Через свои поступки старались показать все

это детям.

В ходе воспитательских занятий раскрывается творческий потенциал

воспитанников. В процессе коллективной творческой деятельности у детей

произошли большие изменения. Повысился интерес к выполнению поделок,

рисунки стали более разнообразными и красочными. Движения стали более

точными, улучшилась координация движений и ориентировка в пространстве.

У

детей

стала

больше

развита

эмоциональность.

Повысился

уровень

придумывания оригинальных и необычных сюжетов, образы стали более

разнообразны.

Выводы

Исследование по раскрытию творческого потенциала воспитанников в

процессе коллективной творческой деятельности детского дома для детей с

ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочных занятий

показало, что грамотно организованная работа способствует:

- развитию познавательной сферы с задержкой психического развития,

совершенствованию их аналитико-синтетических способностей; формированию

положительной мотивации к творческой деятельности, развитию творческого

воображения;

- способствует реабилитационной работе с воспитанниками, имеющими

склонность к девиантному поведению, формированию личностных качеств,

усвоение норм этики и эстетики коррекции и развитию эмоционально-волевой

сферы;

- способствует совершенствованию адаптационных качеств у детей-

сирот, что в конечном счете, поможет интеграции воспитанников в общество.

Заключение

Необходимым условием развития творческого потенциала у детей с

задержкой психического развития является включение их в активные формы

деятельности

и,

прежде

всего,

предметно

творческой.

Творческая

деятельность может быть успешно использована в развитии творческого

потенциала у детей.

Взаимосвязь предметной деятельности с творчеством создает у детей

лично значимый для каждого воспитанника мотив деятельности, а это, в свою

очередь, обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается

более высокий, так как ребенок передает в своих работах выдуманные образы,

что способствует развитию творческого потенциала.

Для детей с задержкой психического развития характерно отставание в

развитии мелкой моторики рук, отмечается расстройство координации,

неловкость. А в ходе внеурочных занятий развитие мелкой моторики рук

помогает овладению навыками самообслуживания, способствует развитию речи

и

мышлению

детей.

Расширяются

возможности

в

формировании

пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами

предметов через непосредственные практические действия с ними.

Нужно научить выделять главное и стараться объяснить и показать, что

его увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень

пригодиться

заранее

развитая

способность

справляться

с

негативными

эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и

красивое в жизни.

И важно отмечать и говорить детям то, что они занимаются творчеством

ради других, а не ради собственных достижений. И при активной помощи

взрослых у детей раскроются уникальные способности, данные каждому

ребенку от рождения.

Рекомендации

Развитие творческого потенциала у детей подросткового возраста с

задержкой психического развития осуществляется в ходе дополнительных

занятий. Она способствует расширению кругозора, развивает личностные

качества детей. Поэтому такие занятия необходимо проводить во внеурочное

время.

Это способствует

более

успешному

и эффективному развитию

творческого потенциала.

Педагог должен создавать доброжелательную обстановку в детском

коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, формировать

интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших

знаний возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.

Правильно

организованное

психолого-педагогическое

воздействие

педагога в большинстве случаев предупреждает появление нежелательных

отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально

приемлемые отношения.

Литература:

Н.Ф.Добрынин, А.М.Бордиан, Н.В.Лаврова «Возрастная психология»,

изд-во «Просвещение», М 1965г.

А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская , «Ступеньки к творчеству», М.

«Педагогика»,1987г.

А.М.Матюшкин,

«Развитие творческой активности школьников»,М.

«Педагогика»,1991г.

В.М.Мачихина, под.ред.В.П.Проворотова. «Внеклассная воспитательная

работа во вспомогательной школе-интернате»,М. «Просвещение», 1978г.

Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская

«Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Изд.центр «Академия»,

2001г.

Б.П.Никитин. «Развивающие игры»,М. «Знание»1994г.

Т.И.Пороцкая.

«Работа

воспитателя

вспомогательной

школы»,

М.

«Просвещение»,1984г.

В.А.Заворотов «Кружок, где всем интересно», М., 1989г.

А.Ф. Воловик, В.А.Воловик «педагогика досуга», М.,1988г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

специальный коррекционный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, vii вида, №2

Воспитательский час

На дне морском

(коллективная творческая работа аппликация)

Подготовила и провела воспитатель 7 группы

Григорьева Г.П.

Кон

спект занятия "На дне морском"

Предварительная работа: познакомить детей с морскими обитателями

(внести плакаты, картинки рыб и водорослей). Внести плакат "Структура моря",

сделать с детьми "Морская пирамида" (зависимость живых объектов в водных

просторах друг от друга). Чтение детям рассказов из энциклопедии.

Ознакомление с произведениями художественно-познавательной литературы о

морских обитателях.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,

познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы,

художественное творчество, развитие мелкой моторики.

Задачи: расширять представления детей об обитателях морских глубин,

развивать мелкую моторику, учить правильной последовательной речи,

расширять словарный запас, развивать логическое мышление. Прививать

усидчивость, умение работать в коллективе.

Ход занятия.

Вхождение в тему. Начало путешествия.

Вос-ль: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее

увлекательное путешествие, причём не простое, а морское. Но есть одна

проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить?

(дети предлагают варианты)

У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься

на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их

произносим, сразу станем морскими жителями, кто кем захочет: рыбами,

животными и даже водорослями.

(Первый раз восп-ль произносит слова сам, затем дети вместе).

Наша группа изменилась,

В океан она превратилась,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

2.Рассказы детей о морских обитателях.

Восп-ль. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве.

Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь

узнаете?

(дети называют известных им обитателей морей, изображения которых

воспитатель предварительно развесил в игровой комнате. Дети берут картинки

своих обитателей моря и прячут их за спину перед рассказом)

Восп-ль. Вы просто молодцы! В море живёт множество обитателей,

которые совсем непохожи на тех, кто живёт на суше. А сейчас к нам заплыли

настоящие морские обитатели, они приготовили для вас загадки. Я предлагаю

всем занять места на песчаном дне (на ковре) и попытаться отгадать, кто к нам

заплыл.

Дети по очереди рассказывают о морском обитателе, зрители отгадывают

название, а воспитатель в конце показывает отгадку.

Рассказы детей.

1.Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба,

хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть

зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море

виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: "чудо-юдо".

Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывёт – вода бурлит.

Эта чудо-рыба-… (кит).

2. про эту рыбу К.Чуковский писал: "…- каракула, правым глазом

подмигнула». Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это

большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как

пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на

их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами,

поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны". (Акулы)

3. Морской конек- это зверь с лошадиной головой, похож на игрушку.

Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях

водорослей морских. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику –

веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей

малышей.

4.Морская звезда – любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая

кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу,

расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски звезды втягивают

или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на

кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с

присосками , они помогают звезде передвигаться.

5.Осьминог- это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть

мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с

присосками на нижней стороне. Они позволяют осьминогу хватать и очень

крепко держать все, за что он уцепится. В задней части осьминога находится

воронкообразная камера, в которую поступает вода. С помощью воды он

дышит, как рыбы, с помощью камеры он передвигается. Он выпускает оттуда

воду с такой силой, что его тело перемещается весьма стремительно. Когда

осьминог лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При

приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника

щупальцами. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость

фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога.

Осьминоги умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми,

коричневыми или серо-зеленым.

Восп-ль. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю

немного подвигаться.

Подвижная игра "Водяной".

Для игры нам надо выбрать "водолаза". Он спускается в море и ловит

обитателей, а вы морские жители, уворачиваетесь от водолаза и уплываете в

свои домики. Тот, кого водолаз успел поймать, сам становится водящим.

Восп-ль:

В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два, раз-

Покажи его сейчас! (дети изображают названную рыбу или животное)

Восп-ль:

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил. (дети разбегаются по своим "домикам", а

водолаз старается их поймать)

Игра проводится три раза.

Творческая работа

Восп-ль: Молодцы! С заданиями вы справились. А впереди у нас – новые

приключения. Наше путешествие продолжается. В нашем море живут самые

разные животные и рыбы. В нашем подводном царстве случилось настоящее

бедствие: большая волна набежала на берег и буквально смыла наших морских

друзей. Посмотрите, что осталось (обращает внимание детей на элементы

фигур). Давайте поможем нашим глубинным обитателям. Возьмите в руки

наши волшебные палочки и смело приступайте к делу!

Нарисуйте морских обитателей

(каждый ребенок рисует один или два вида)

Восп-ль. Вы у меня настоящие художники! Всех спасли. Ваши плавнички

и хвостики не устали? Тогда предлагаю немножко подвигаться.

Физминутка "Рыбка".

Рыбка рыбке говорила,

Плавничками шевелила:

"Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка".

Занятие в технике "оригами", аппликация.

Восп-ль. Что ж, мои рыбки! У меня для вас есть ещё одно задание.

Рассаживайтесь за столики и приготовьте свои рабочие места для занятий. Нам

потребуются: цветные квадраты, ножницы, цветные карандаши, клей.

Сегодня мы много узнали о морских жителях. А теперь давайте создадим

настоящее подводное царство. Вам предстоит проявить свою фантазию и из

бумаги создать рыбок "Коралловых" и водоросли..

Итог занятия.

После изготовления деталей рыбок их надо склеить между собой и

повесить на наши «Кораллы» - ветки, собрать всех рыбок. Фото изготовления

рыбок детьми я прилагаю.

Коллективная творческая работа «Подарок на Новый год»

Коллективная работа из пластилина «Остров диназавров»

Коллективная творческая работа из бросового материала «Солнечная

система»

Мягкая игрушка из лоскутков ткани «Зайка»



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники