Напоминание

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности.


Автор: Попазова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина
Населённый пункт: г. Моздок Республика Северная Осетия - Алания
Наименование материала: доклад
Тема: Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




«

Роль коммуникативной компетенции

для формирования личности младшего

школьника средствами урока и

внеурочной деятельности.

»

Автор:

Попазова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов

УМК «Школа России»

МБОУ СОШ № 2 имени А.С.Пушкина

г. Моздок РСО-Алания

2016 год

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности

младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс

эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно

много ума, чтобы пользоваться им".

Георг Гегель

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный

подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания

образования.

Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный

заказ современного российского образования.

Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе.

Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще

рассматривается как важнейшая задача системы образования. Решить эту задачу можно,

только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от

детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности,

ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия

круга

общения,

требующих

творческого

проявления

как

групповых,

так

и

индивидуальных коммуникативных навыков.

Компетенция

совокупная

характеристика

знаний,

умений

и

навыков,

формируемых

в

процессе

обучения, проявляемых

как

способность

и

готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при

решении различных поведенческих и действенно – практических задач.

Мною была выбрана следующая тема «Роль коммуникативной компетенции для

формирования

личности

младшего

школьника

средствами

урока

и

внеурочной

деятельности». Попытаюсь обосновать свой выбор.

Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение

которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет

и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего

существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и

потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной

деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

В литературе, в кино, в реальной жизни есть много примеров, когда люди, отличающиеся

высокими достижениями

в

изучении

явлений

материального

мира,

оказываются

беспомощными в области межличностных отношений.

Кроме того, учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства,

ощущения, что является препятствием для их развития. Мною было проведено

анкетирование учащихся 3 - 4 классов. Результаты показывают, что в области общения

многие школьники испытывают проблемы и страхи.

Коммуникативные умения

Сделать это мне …

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

42

22

Излагать

материал

последовательно

и

не

потерять нить рассуждений

43

21

Сделать сообщение на основе

опорного

конспекта

или

ключевых слов

27

37

Отвечать у доски

39

25

Не обращаться к учителю за

разъяснением и уточнением

31

33

При

ответе

смотреть

на

одноклассников,

а

не

на

учителя

35

29

Сообща работать в группе

40

24

Внимательно

слушать

длинное выступление, даже

если оно очень важное

36

28

Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто

знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной,

образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к

саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

А, проще говоря, словами рекламы: «Чтобы стать успешным, быть счастливым,

жить достойно – нужно говорить!»

А

ведь

младший

школьный

возраст

чрезвычайно

благоприятен

для

овладения

коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к

осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик

стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный

ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а

его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет

на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс

адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном

коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает

психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает

круг друзей, вызывает ощущение неприятности, а в дальнейшем может провоцировать

асоциальные формы поведения.

В

третьих,

коммуникативная

компетенция

может

рассматриваться

в

образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и

благополучия его будущей жизни.

Для развития данной компетенции необходимо:

-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных

возрастных этапах;

-применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;

-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии

и техники развития компетенции.

Остановлюсь на некоторых моментах.

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой

деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих

понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и

навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с

учётом адресата, стиля.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с

окружающими

людьми,

умение

работать

в

группе,

знакомство

с

различными

социальными ролями и многое другое.

Многие

авторы

считают

коммуникативную

компетентность

не

набором

коммуникативных умений и навыков, а целостной системой, совокупностью 4 –х групп

характеристик.

В структуре выделяются следующие компоненты – когнитивный, личностный,

эмоциональный и поведенческий.

Раскрою

смысл

каждого

компонента,

его

значение

в

коммуникативной

компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне

общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об

эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Каково значение этих знаний? Человек

обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что

происходит недостаточно осознанно. Ребёнок, и даже взрослый, не задумывается о самой

форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет

лучше понять особенности собственного общения, усовершенствовать его, разнообразить

коммуникативные возможности.

Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о

самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах,

проявляющихся в общении.

Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение,

которые

естественным

образом влияют

на

содержание,

процесс

и

сущность

коммуникации.

Застенчивость,

отчуждённость

и

эгоистичность,

заносчивость

и

тревожность, агрессивность и конфликтность негативным образом сказываются на

общении. Несомненно, коммуникативная компетентность младшего школьника должна

базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к

людям, справедливости, честности и эмоциональной стабильности. В младшем школьном

возрасте многие из них уже заложены, но изменения вполне возможны.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде

всего,

с

созданием

и

поддержанием

позитивного

эмоционального

контакта

с

собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния

партнёра, но и предвосхищать его. Это очень важно, ведь именно эмоциональный фон

создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного

или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента

в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.

Поведенческий

компонент

образуют

коммуникативные

умения,

способы

деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне

поведения

и

деятельности

все

проявления

коммуникативной

компетентности.

Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их

особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать

конкретной задачей развития или коррекции у ребёнка.

Указанные компоненты не являются частями целого, однако предполагают

взаимовлияние,

взаимопроникновение и

существование

каждой

в

остальных,

что

означает следующее:

- содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с

ними, проявляется в них;

- все компоненты ( направления ) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или

многим обозначенным направлениям.

Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется

сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции

огромны. Но я бы выделила главные для этого условия, так называемые три «У»:

1 У – компетентность учителя. Не секрет, что 60 – 70% учебного времени занимает речь

учителя. Это связано с объективными причинами. Но есть причины, связанные с

неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы,

способствующие развитию учащихся. Всё это убивает активность детей, приводит к

пассивной и незаинтересованной работе учащихся.

1 У – урок. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках

школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель,

который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся,

должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития

будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации используем

мы в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации.

Выделяются монологические и диалогические формы.

Монологические формы:

- рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью;

- делать сообщения;

- высказывать своё мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.

Диалогические формы:

- все формы учебного диалога ( беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в

группах);

- дискуссии, споры;

- ролевые и деловые игры ( роли говорящего и роли слушающего);

- учебные исследования и учебные проекты;

- выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.

3 У – учебник. Первые коммуникативные умения ( умение общаться, обосновывать свою

точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие – то доказательства и даже

возражать) мои первоклассники получают уже сейчас, работая по учебникам программы

«Гармония». С первых страниц учебника «Азбука» я стараюсь поставить своих ребят в

ситуации необходимости слышать и слушать. А третьеклассники пытаются принимать

собственные решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли,

помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.

Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо

продуманная система может дать положительные результаты.

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе

следующие умения:

- готовность учащихся участвовать в урочном общении;

- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;

-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение вести конструктивный диалог, дебаты;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Таким образом, если педагог, осознавая проблему, начинает сам, средствами своего

урока помогать учащимся преодолевать проблемы в общении, с течением времени у них

формируется так называемая мотивация компетенции, которая будет предшествовать

учебной компетенции, которая будет предшествовать учебной компетенции и учебным

достижениям школьников.

Однако,

я

убеждена,

что

формирования

базовых

компетенций

урочной

деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность

развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность

раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того,

внеурочная

деятельность

расширяет

рамки

школьной

программы,

формирует

любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для

всех учеников,

и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных

мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники.

Я считаю, что в каждой параллели необходимо проводить внеклассные мероприятия,

позволяющие развивать творческие способности учащихся. При подготовке этих

мероприятий я стараюсь использовать метод творческих проектов: В 1 -2 классах

составляю сама или привлекаю родителей, в 3 – 4 классах учащиеся учатся выполнять

самостоятельно, а я только направляю. Творческие группы формируются в зависимости от

вида деятельности: артистическая, танцевальная, вокальная, художники. Для учеников это

всегда

увлекательно

и

интересно.

Смысл

подобных

мероприятий,

повторяю,

в

привлечении всех учеников, в создаваемой ситуации успеха, в возможности реализоваться

каждому ученику. Кроме того, в процессе подготовки подобного мероприятия ученики

получают дополнительные знания по какому либо предмету, учатся вдумчивому чтению.

Например, к викторине по сказкам Андерсена мной ставится задача эрудитам прочитать

как можно больше сказок писателя, художникам – нарисовать иллюстрации по сказкам,

артистам – подготовить инсценировку отрывка из сказки. Подготовительный период

требует большой и кропотливой работы, но результат приносит большое удовольствие.

Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и

воспитывающими. Однако, на мой взгляд, подобные формы иногда более нацелены на

формирование коммуникативной и познавательной компетенции, чем традиционный

урок.

Кроме того, по моим наблюдениям, психо – эмоциональные особенности

современных

школьников

наиболее

успешно

реализуются

именно

в

подобных

внеурочных

мероприятиях.

Мир

вокруг современных детей

настолько подвижен,

мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим

барьером между учителем и учеником. Внеклассные мероприятия помогают успешно

решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой,

всесторонне развитой личности.

Формирование

познавательной

и

коммуникативной

компетенции

непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности

ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации

полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они

проявляются в какой – нибудь ситуации : не проявленная компетенция, остающаяся

потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой

возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации

– результативности.

Были выделены критерии результативности моей педагогической деятельности,

исходя из её задач:

1) Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

2) Сформированность

показателей

учебной

деятельности:

продуктивность,

компетентность, успешность;

3) Уровень коммуникативной компетенции школьников;

Изучение

сформированности

показателей

учебной

деятельности,

уровня

коммуникативной

компетенции

и

уровня

самореализации

в

учебной

деятельности проводилось на этапе обучения учащихся с 1 – 3 классы.

По первому критерию я анализировала уровень обученности за 2,5 года.

Уровень успеваемости стабильный и составляет 100 %.

Анализ результатов уровня качества знаний за этот период позволяет сделать

вывод, что с применением современных образовательных технологий качество

знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и

расширения познавательной и коммуникативной компетенции.

Динамика уровня обученности учащихся 3 «в» класса за 2 года

по русскому языку

2015– 16 уч. г.

( конец уч.года)

2016 – 2017 уч. г.

( I четверть)

Уровень успеваемости

учащихся

100 %

100 %

Уровень качества знаний

учащихся

68%

69 %

2015-2016

2016-2017

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

успеваемость

качество

Динамика уровня обученности учащихся 3 «в» класса за 2 года по литературному

чтению

2015– 16 уч. г.

( конец уч.года)

2016 – 2017 уч. г.

( I четверть)

Уровень успеваемости

учащихся

100 %

100 %

Уровень качества знаний

учащихся

90%

90%

2015-2016

2016-2017

0

20

40

60

80

100

успеваемость

качество

Динамика уровня обученности учащихся 3 «в» класса за 2 года по окружающему

миру.

2015 – 2016 уч. г.

(конец уч. года)

2016 – 2017 уч. г.

( I четверть)

Уровень успеваемости

учащихся

100 %

100 %

Уровень качества знаний

учащихся

70%

82%

2015-2016

2016-2017

0

20

40

60

80

100

успеваемость

качество

Хочется отметить высокие результаты по технике чтения, из 22-х учащихся 20 читают

выше нормы, 2 – норму.

В целях развития познавательного интереса и формирования мотивации учащиеся моего

класса принимают активное участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах,

конкурсах,

конференциях.

Международный

конкурс

по

языкознанию

«Русский

медвежонок» и др. мероприятия школьного и муниципального уровня).

Безусловно, говорить о сформированности коммуникативной компетенции у учащихся

ещё рано, но тем не менее сравнительный анализ полученных данных показали, что

происходят изменения в уровне коммуникативной компетенции учащихся.

Для изучения динамики коммуникативной компетенции было проведено 2 среза - 1

срез – в начале 1 – го года обучения, 2014 -2015 учебный год; 2 срез – в начале 3 – го года

обучения, 2016 - 2017 учебный год. Если до проведения занятий только 53 % учащихся

показали коммуникативную компетенцию, то в процессе обучения таких учащихся стало

79 %.

Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и

внеурочной

деятельности

даёт

возможность

сказать,

что

задачи

формирования

познавательной и коммуникативной компетенций учащихся мною решаются. Результаты

свидетельствуют

о

достаточной

эффективности

работы.

Учащиеся

показывают

стабильные знания, подтверждённые итоговыми контрольными работами. Мои ученики –

творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, учатся

отстаивать свою точку зрения. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь

по словам великого А. Энштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда

он забудет всё, чему его учили».

Список использованных источников:

1.

Кабдолова К. Л. //Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества

образования.// Открытая школа, 2004г.

2.

Гейхман Л. К. //Коммуникативная компетентность профессионала.//

Профессиональное образование, 2006г.

3.

Дереклеева Н. И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной

работе.//Москва, 2005г.

4.

Брушлинский А. В. // Психология мышления и проблемное обучение// Москва: Знание, 1983 г.

5.

Булгаков В. И. // Проблемное обучения – понятие и содержание // Воспитание школьников.1985 г.

№ 5.

6.

Виноградов М. Д., Первин И. Б.// Коллективная познавательная деятельность и воспитание

школьников .//Москва: Просвещение,1977г

7.

Гин А. А. // Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя// Москва: Вита – Пресс, 1999 г.

– 88 с.

8.

Ильницкая И. А. // Проблемные ситуации и пути их создания на уроке// Москва: Знание, 1985 г. –

80 с.

9.

Эльконин Д.Б. // Психология игры// Москва, 1979 г.



В раздел образования