Автор: Трунина Наталья Ильинична
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ" №2
Населённый пункт: г.о.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Анализ музыкальных произведений на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
Анализ музыкальных произведений на уроке сольфеджио.
Важным моментом на уроках сольфеджио является анализ номеров -
фрагментов музыкальных произведений, которые поют учащиеся на уроках. Задача
педагога не только научить петь, интонировать, но и грамотно рассказать об
исполняемом произведении. Для анализа взяты примеры из сборника Б. Калмыкова,
Г. Фрикина и Н. Котиковой (V-VII
кл.) Надеюсь, что предлагаемый материал
поможет преподавателям в этом виде работы.
Билет №1
№ 592
1. «Персидский хор» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (2 д.)
2. Тональность
Ми мажор, ключевые знаки: 4 диеза (фа, до соль ре#), есть
отклонение в параллельную тональность до # минор.
3. Размер -
простой 2/4
4. Мелодия
гибкая, вьющаяся, основана на восточной, персидской
песне.
Восходящая
малая
терция
в
1такте
придает
мелодии
чарующий,
убаюкивающий
характер.
В мелодии
встречаются хроматические
вспомогательные звуки си#, ля# (12,13 т.) В развитии мелодии есть
секвенция (в 9 такте), основанная на втором мотиве темы. Есть повторы,
первое и второе предложения повторяются.
5. Ритм
: Ритм этого произведения - пунктирный, это говорит о том, что мелодия
имеет сходство с жанром марша. Первоначально, когда Глинка услышал ее,
это был Персидский марш. Еще есть ритм - две 16 и 8, две 16 и четверть. Есть
восьмые паузы.
6. По форме
– это период, состоящий из 4 предложений. Каденция - полная
совершенная на Тонике.
Билет №2
№507
1. Мураделли «Гимн Международного союза студентов»
2. Тональность ми минор (фа #),есть отклонение в параллельную тональность
соль минор.(9 т.)
3. Размер сложный 4/4
4. Мелодия в первой части сдержанно - суровая, маршевая. Есть восходящие
выразительные интонации от первой ступени к третьей и к пятой - по
тоническому трезвучию (1т.) Есть повторы. Во второй части интонации
мажорные, яркие, призывные. Это достигается при помощи восходящего
движения по главным аккордам Т53(9т.), D7(11 т)
5. Ритм – маршевый, пунктирный ритм. Встречаются паузы.
6. Форма куплетная – запев и припев. (АВ). Каденция - полная совершенная на
Тонике.
Билет №3
№ 619
1. Романс А.Гурилева «Вьется ласточка сизокрылая»
2. Тональность ре минор, ключевые знаки: си Ь, есть отклонения в фа мажор, ля
минор
3. Размер простой 3/8.
4. Мелодия задушевная, напевная. Начинается из-за такта. Затактовое начало
присутствует в каждой фразе. Это связано с текстом стихотворения. Есть
поступенное движение и скачки на широкие интервалы. На октаву - 4т, на
сексту-10,24т. септиму-15 т. Есть вспомогательные хроматические звуки
(11т.) и альтерированные звуки (12,14т.)
5. Ритм. Встречатся пунктирный ритм. Две 16 в затакте. Восьмые паузы.
6. Каденция - полная совершенная на Тонике.
Билет №4
№504
1. Польская народная песня «Над осокой, над высокой»
2. Тональность: до минор гармонический, ключевые знаки: си, ми, ля Ь, есть
отклонения в миЬ мажор.
3. Размер простой - 3/4.
4. Мелодия грустная, задушевная. Есть движение мелодии по аккордам. (Т35 -
2,4т. -) Ум. вводный септаккорд- 4т. Малый вводный септаккорд- 4т.(10т.)
Т46 в миЬ мажоре (9т.)
5. Ритм. Встречатся пунктирный ритм, триоли. Паузы.
6. Форма куплетная. Две части. Запев и припев. Каденция - полная совершенная
на Тонике.
Билет №5
№ 344
1. В.Мураделли «Гимн Москве»
2. Тональность Си бемоль мажор: ключевые знаки (2 бемоля си,ми)
3. Размер простой 3/4
4. Мелодия величественная, торжественная. Начинается из-за такта. Есть
повторы. Встречается характерный для гимнов интервал чистая кварта (5, 12,
16 т.), квинта (6 т.), есть движение по аккордам: S
3/5
(3т.), Т
6
(5т.), Трезвучие
второй ступени (6т.)
5. Торжественность придает музыке ритм «Четверть с точкой и восьмая», а
также пунктирный ритм и целыедлительности в конце фраз. Фермата.
6. Форма куплетная без припева. Каденция полная совершенная.
Билет №6
№ 642
1. Франц Шуберт Песня «Куда» из цикла «Прекрасная мельничиха»
2.Тональность фа мажор ключевые знаки: си Ь, есть отклонения в соль минор
3. Размер простой 2/4.
4. Мелодия простая, легкая, песенная. Начинается из-за такта. Есть повторы.
Опевание Тоники. Встречатися движение мелодии по аккордам. (Т53-2,6т)
(Д35-3,7т.). (Т64- 2,3т)
5. Ритм. Применяется пунктирный ритм. Восьмая и две 16. Четыре 16. Паузы.
6. Форма. Простая двухчастная. (два периода) Каденция - полная совершенная
на Тонике.
Билет №7
№ 399
1. Норвежская народная песня «Сумерки»
2. Тональность МиЬ мажор ключевые знаки: си, ми, ля бемоли.
3. Размер сложный 6/8.
4. Мелодия неторопливая, лирическая. Начинается из-за такта. Напевность и
красоту придают мелодии восходящие интервалы. Например, большая секста
в 1 такте. А также Нисходящее движение мелодии по D
7
аккорду во 2 такте.
II7 - Cептаккорд второй ступени - (в 10 такте).
5. Ритм. Применяется пунктирный ритм. Восьмая и две 16. Четыре 16. Паузы.
6. Форма. Период неповторного строения. Каденция - полная совершенная на
Тонике.
Билет №8
№ 296
1. В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей земли»
2. Тональность фа мажор (1ч.), модуляция в ре минор (2ч.)
3. Размер простой 2/4
4. В первой части Мелодия бодрая, маршевая. Начинается с сильной доли, с
доминантовой V ступени. Бодрые, радостные интонации придают мелодии
Широкие интервалы секста (3т.14т.) и септима (9,нач.10т.) Движение мелодии
по Т64аккорду. (3,4т. и 14,15т.) А также движение по звукам Доминантового
септаккорда. (10, 20т.)
Есть хроматические вспомогателные звуки, алтерированные звуки.
5. Пунктирный ритм придает музыке черты марша.
6. Форма куплетная (запев и припев). Каденция полная совершенная.
Билет № 9
№ 295
1.Франц Шуберт, Песня «Липа» из цикла «Зимний путь».
2.Тональность Ре мажор ключевые знаки: фа#, до# - однотональный.
3.Размер простой 3/4.
4.Мелодия напевная, песенная. Начинается из-за такта. Есть повторы. В
мелодии встречаются в основном узкие интервалы – терции секунды. Самый
широкий интервал кварта в кульминации в 15 т. Встречается движение мелодии по
аккордам. (Т53-1,2т.) (Т64- 15т.)
5. Ритмические особенности – триоли, пунктирный ритм. Четверть с точкой и
восьмая. Восьмые паузы в конце каждого предложения.
6.Форма. Простая двухчастная. (два периода) Каденция - полная совершенная
на Тонике.
Билет № 10
№ 494
1. М.Красев «Летний вальс»
2. Тональность До мажор. Есть отклонение в Соль мажор (доминанта).
26-31 т.
3. Размер простой 3/8.
4. Мелодия легкая, танцевальная, в жанре вальса. Начинается из-за такта. Есть
повторы. В мелодии встречаются в основном узкие интервалы – терции
секунды, примы. Самый широкий интервал секста. Есть вспомогательный
хроматизм, (ре#) Встречается движение мелодии по аккордам. (D65- 21-23т.)
( II53-17-19 т.)
5. Ритмические особенности – залигованные длительности. Восьмые паузы в
конце каждого предложения.
6. Форма - куплетная. Запев и припев (с 17т.). Каденция - полная совершенная
на Тонике.
Билет № 11
№ 496
1.
А.Гречанинов «Мазурка»
2.
Тональность ля минор гармонический (соль#)
3.
Размер простой 3/4.
4.
Мелодия изящная, танцевальная. Начинается со скачка на малую сексту.
Начало первого и второго предложения одинаковые. Во второй части мелодия
развивается волнообразно, поступенно. Есть повторы. В 3 и 7 тактах мелодия
движется по доминантовому трезвучию.(ми-соль#-си)
5. Ритмические особенности – пунктирный ритм, акцент на вторую долю,
(характерный ритм мазурки), четверть с точкой и восьмая.
6.
Форма. Простая трехчастная форма. Из трех периодов. Каденция - полная
совершенная на Тонике.
Билет № 12
№ 32 (сб.Н. Котиковой V-VII кл.)
1. М.Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»
2. Тональность Ми мажор. Ключевые знаки: фа,до,соль,ре#. Есть отклонение в
фа# минор.
3. Размер сложный 4/4
4. Мелодия написана
в жанре колыбельной песни - спокойная, ласковая,
напевная. Начинается с поступенного хода вниз от 3 ступени. Есть широкие
скачки на большую и малую сексту, кварту, октаву. Встречается движение
мелодии по аккордам. (1т.-Т64) (3т.-Т53)
5. Ритмические особенности – четверть с точкой и восьмая.
6.Форма – Простая двухчастная репризная форма. Каденция - полная
совершенная на Тонике.
Билет № 13
№ 433
1.
Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Ночь перед Рождеством»
2.
Тональность МиЬ мажор - ключевые знаки: си, ми, ляЬ.
3.
Размер простой 2/4.
4.
Мелодия светлая, напевная, песенная. Развивается волнообразно, плавно. В
мелодии встречаются в основном узкие интервалы – примы, терции, секунды.
Самый широкий интервал - кварта.
5. Ритмические особенности – восьмая и две 16.
6.
Форма. Простая, двухчастная форма, (два периода). Периоды не классического
строения. Каденция - полная совершенная на Тонике.
Билет № 14
№ 517
1.
Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Золотой петушок»
2.
Тональность Ре мажор – гармонический, ключевые знаки: фа#, до#,
встречается сиЬ – это гармоническая шестая ступень.
3.
Размер простой - 3/4.
4.
Мелодия напевная, мелодичная, подвижная. Пониженная 6 ступень, а также
интервал уменьшенная кварта (фа#-сиЬ -3т.) придают мелодии восточный
колорит.
5. Ритмические особенности – Залигованные ноты в конце предложений, а также
четверть с точкой и восьмая придают мелодии особую красоту.
6.
Форма. Период из 16 тактов, классический, неповторного строения, состоит и
четырех
предложений.
Каденция
-
полная,
несовершенная.
Мелодия
заканчивается на третьей ступени.
Билет № 15
№ 385
1.
А.Варламов. Романс «Горные вершины», написан на стихи М.Лермонтова.
2.
Тональность Соль мажор. ключевой знак: (фа#), в середине мелодии
происходит отклонение в параллельный ми минор.
3.
Размер простой 2/4.
4.
Мелодия задушевная, мелодичная. Начинается с широкого интервала малой
септимы. Это связано с образом текста стихотворения. Композитор показывает
этим интервалом высоту и красоту вечавость гор. Есть повторы. (1т. и 5т.)
Встречаются скачки на кварту и квинту.(3,7т.)
5. Ритмические особенности – это пунктирный ритм. Восьмые и четвертные
паузы в конце фраз и предложений.
6.
Форма. Период из 16 тактов, классический, неповторного строения, состоит и
четырех предложений. Каденция - полная, совершенная. Мелодия заканчивается
на тонике.