Напоминание

"Анализ музыкальных произведений на уроках сольфеджио"


Автор: Трунина Наталья Ильинична
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ" №2
Населённый пункт: г.о.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Анализ музыкальных произведений на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Анализ музыкальных произведений на уроке сольфеджио.

Важным моментом на уроках сольфеджио является анализ номеров -

фрагментов музыкальных произведений, которые поют учащиеся на уроках. Задача

педагога не только научить петь, интонировать, но и грамотно рассказать об

исполняемом произведении. Для анализа взяты примеры из сборника Б. Калмыкова,

Г. Фрикина и Н. Котиковой (V-VII

кл.) Надеюсь, что предлагаемый материал

поможет преподавателям в этом виде работы.

Билет №1

№ 592

1. «Персидский хор» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (2 д.)

2. Тональность

Ми мажор, ключевые знаки: 4 диеза (фа, до соль ре#), есть

отклонение в параллельную тональность до # минор.

3. Размер -

простой 2/4

4. Мелодия

гибкая, вьющаяся, основана на восточной, персидской

песне.

Восходящая

малая

терция

в

1такте

придает

мелодии

чарующий,

убаюкивающий

характер.

В мелодии

встречаются хроматические

вспомогательные звуки си#, ля# (12,13 т.) В развитии мелодии есть

секвенция (в 9 такте), основанная на втором мотиве темы. Есть повторы,

первое и второе предложения повторяются.

5. Ритм

: Ритм этого произведения - пунктирный, это говорит о том, что мелодия

имеет сходство с жанром марша. Первоначально, когда Глинка услышал ее,

это был Персидский марш. Еще есть ритм - две 16 и 8, две 16 и четверть. Есть

восьмые паузы.

6. По форме

– это период, состоящий из 4 предложений. Каденция - полная

совершенная на Тонике.

Билет №2

№507

1. Мураделли «Гимн Международного союза студентов»

2. Тональность ми минор (фа #),есть отклонение в параллельную тональность

соль минор.(9 т.)

3. Размер сложный 4/4

4. Мелодия в первой части сдержанно - суровая, маршевая. Есть восходящие

выразительные интонации от первой ступени к третьей и к пятой - по

тоническому трезвучию (1т.) Есть повторы. Во второй части интонации

мажорные, яркие, призывные. Это достигается при помощи восходящего

движения по главным аккордам Т53(9т.), D7(11 т)

5. Ритм – маршевый, пунктирный ритм. Встречаются паузы.

6. Форма куплетная – запев и припев. (АВ). Каденция - полная совершенная на

Тонике.

Билет №3

№ 619

1. Романс А.Гурилева «Вьется ласточка сизокрылая»

2. Тональность ре минор, ключевые знаки: си Ь, есть отклонения в фа мажор, ля

минор

3. Размер простой 3/8.

4. Мелодия задушевная, напевная. Начинается из-за такта. Затактовое начало

присутствует в каждой фразе. Это связано с текстом стихотворения. Есть

поступенное движение и скачки на широкие интервалы. На октаву - 4т, на

сексту-10,24т. септиму-15 т. Есть вспомогательные хроматические звуки

(11т.) и альтерированные звуки (12,14т.)

5. Ритм. Встречатся пунктирный ритм. Две 16 в затакте. Восьмые паузы.

6. Каденция - полная совершенная на Тонике.

Билет №4

№504

1. Польская народная песня «Над осокой, над высокой»

2. Тональность: до минор гармонический, ключевые знаки: си, ми, ля Ь, есть

отклонения в миЬ мажор.

3. Размер простой - 3/4.

4. Мелодия грустная, задушевная. Есть движение мелодии по аккордам. (Т35 -

2,4т. -) Ум. вводный септаккорд- 4т. Малый вводный септаккорд- 4т.(10т.)

Т46 в миЬ мажоре (9т.)

5. Ритм. Встречатся пунктирный ритм, триоли. Паузы.

6. Форма куплетная. Две части. Запев и припев. Каденция - полная совершенная

на Тонике.

Билет №5

№ 344

1. В.Мураделли «Гимн Москве»

2. Тональность Си бемоль мажор: ключевые знаки (2 бемоля си,ми)

3. Размер простой 3/4

4. Мелодия величественная, торжественная. Начинается из-за такта. Есть

повторы. Встречается характерный для гимнов интервал чистая кварта (5, 12,

16 т.), квинта (6 т.), есть движение по аккордам: S

3/5

(3т.), Т

6

(5т.), Трезвучие

второй ступени (6т.)

5. Торжественность придает музыке ритм «Четверть с точкой и восьмая», а

также пунктирный ритм и целыедлительности в конце фраз. Фермата.

6. Форма куплетная без припева. Каденция полная совершенная.

Билет №6

№ 642

1. Франц Шуберт Песня «Куда» из цикла «Прекрасная мельничиха»

2.Тональность фа мажор ключевые знаки: си Ь, есть отклонения в соль минор

3. Размер простой 2/4.

4. Мелодия простая, легкая, песенная. Начинается из-за такта. Есть повторы.

Опевание Тоники. Встречатися движение мелодии по аккордам. (Т53-2,6т)

(Д35-3,7т.). (Т64- 2,3т)

5. Ритм. Применяется пунктирный ритм. Восьмая и две 16. Четыре 16. Паузы.

6. Форма. Простая двухчастная. (два периода) Каденция - полная совершенная

на Тонике.

Билет №7

№ 399

1. Норвежская народная песня «Сумерки»

2. Тональность МиЬ мажор ключевые знаки: си, ми, ля бемоли.

3. Размер сложный 6/8.

4. Мелодия неторопливая, лирическая. Начинается из-за такта. Напевность и

красоту придают мелодии восходящие интервалы. Например, большая секста

в 1 такте. А также Нисходящее движение мелодии по D

7

аккорду во 2 такте.

II7 - Cептаккорд второй ступени - (в 10 такте).

5. Ритм. Применяется пунктирный ритм. Восьмая и две 16. Четыре 16. Паузы.

6. Форма. Период неповторного строения. Каденция - полная совершенная на

Тонике.

Билет №8

№ 296

1. В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей земли»

2. Тональность фа мажор (1ч.), модуляция в ре минор (2ч.)

3. Размер простой 2/4

4. В первой части Мелодия бодрая, маршевая. Начинается с сильной доли, с

доминантовой V ступени. Бодрые, радостные интонации придают мелодии

Широкие интервалы секста (3т.14т.) и септима (9,нач.10т.) Движение мелодии

по Т64аккорду. (3,4т. и 14,15т.) А также движение по звукам Доминантового

септаккорда. (10, 20т.)

Есть хроматические вспомогателные звуки, алтерированные звуки.

5. Пунктирный ритм придает музыке черты марша.

6. Форма куплетная (запев и припев). Каденция полная совершенная.

Билет № 9

№ 295

1.Франц Шуберт, Песня «Липа» из цикла «Зимний путь».

2.Тональность Ре мажор ключевые знаки: фа#, до# - однотональный.

3.Размер простой 3/4.

4.Мелодия напевная, песенная. Начинается из-за такта. Есть повторы. В

мелодии встречаются в основном узкие интервалы – терции секунды. Самый

широкий интервал кварта в кульминации в 15 т. Встречается движение мелодии по

аккордам. (Т53-1,2т.) (Т64- 15т.)

5. Ритмические особенности – триоли, пунктирный ритм. Четверть с точкой и

восьмая. Восьмые паузы в конце каждого предложения.

6.Форма. Простая двухчастная. (два периода) Каденция - полная совершенная

на Тонике.

Билет № 10

№ 494

1. М.Красев «Летний вальс»

2. Тональность До мажор. Есть отклонение в Соль мажор (доминанта).

26-31 т.

3. Размер простой 3/8.

4. Мелодия легкая, танцевальная, в жанре вальса. Начинается из-за такта. Есть

повторы. В мелодии встречаются в основном узкие интервалы – терции

секунды, примы. Самый широкий интервал секста. Есть вспомогательный

хроматизм, (ре#) Встречается движение мелодии по аккордам. (D65- 21-23т.)

( II53-17-19 т.)

5. Ритмические особенности – залигованные длительности. Восьмые паузы в

конце каждого предложения.

6. Форма - куплетная. Запев и припев (с 17т.). Каденция - полная совершенная

на Тонике.

Билет № 11

№ 496

1.

А.Гречанинов «Мазурка»

2.

Тональность ля минор гармонический (соль#)

3.

Размер простой 3/4.

4.

Мелодия изящная, танцевальная. Начинается со скачка на малую сексту.

Начало первого и второго предложения одинаковые. Во второй части мелодия

развивается волнообразно, поступенно. Есть повторы. В 3 и 7 тактах мелодия

движется по доминантовому трезвучию.(ми-соль#-си)

5. Ритмические особенности – пунктирный ритм, акцент на вторую долю,

(характерный ритм мазурки), четверть с точкой и восьмая.

6.

Форма. Простая трехчастная форма. Из трех периодов. Каденция - полная

совершенная на Тонике.

Билет № 12

№ 32 (сб.Н. Котиковой V-VII кл.)

1. М.Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»

2. Тональность Ми мажор. Ключевые знаки: фа,до,соль,ре#. Есть отклонение в

фа# минор.

3. Размер сложный 4/4

4. Мелодия написана

в жанре колыбельной песни - спокойная, ласковая,

напевная. Начинается с поступенного хода вниз от 3 ступени. Есть широкие

скачки на большую и малую сексту, кварту, октаву. Встречается движение

мелодии по аккордам. (1т.-Т64) (3т.-Т53)

5. Ритмические особенности – четверть с точкой и восьмая.

6.Форма – Простая двухчастная репризная форма. Каденция - полная

совершенная на Тонике.

Билет № 13

№ 433

1.

Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Ночь перед Рождеством»

2.

Тональность МиЬ мажор - ключевые знаки: си, ми, ляЬ.

3.

Размер простой 2/4.

4.

Мелодия светлая, напевная, песенная. Развивается волнообразно, плавно. В

мелодии встречаются в основном узкие интервалы – примы, терции, секунды.

Самый широкий интервал - кварта.

5. Ритмические особенности – восьмая и две 16.

6.

Форма. Простая, двухчастная форма, (два периода). Периоды не классического

строения. Каденция - полная совершенная на Тонике.

Билет № 14

№ 517

1.

Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы «Золотой петушок»

2.

Тональность Ре мажор – гармонический, ключевые знаки: фа#, до#,

встречается сиЬ – это гармоническая шестая ступень.

3.

Размер простой - 3/4.

4.

Мелодия напевная, мелодичная, подвижная. Пониженная 6 ступень, а также

интервал уменьшенная кварта (фа#-сиЬ -3т.) придают мелодии восточный

колорит.

5. Ритмические особенности – Залигованные ноты в конце предложений, а также

четверть с точкой и восьмая придают мелодии особую красоту.

6.

Форма. Период из 16 тактов, классический, неповторного строения, состоит и

четырех

предложений.

Каденция

-

полная,

несовершенная.

Мелодия

заканчивается на третьей ступени.

Билет № 15

№ 385

1.

А.Варламов. Романс «Горные вершины», написан на стихи М.Лермонтова.

2.

Тональность Соль мажор. ключевой знак: (фа#), в середине мелодии

происходит отклонение в параллельный ми минор.

3.

Размер простой 2/4.

4.

Мелодия задушевная, мелодичная. Начинается с широкого интервала малой

септимы. Это связано с образом текста стихотворения. Композитор показывает

этим интервалом высоту и красоту вечавость гор. Есть повторы. (1т. и 5т.)

Встречаются скачки на кварту и квинту.(3,7т.)

5. Ритмические особенности – это пунктирный ритм. Восьмые и четвертные

паузы в конце фраз и предложений.

6.

Форма. Период из 16 тактов, классический, неповторного строения, состоит и

четырех предложений. Каденция - полная, совершенная. Мелодия заканчивается

на тонике.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники