Напоминание

«Структурированная «Папка флейтиста», как инструмент планирования занятий в современной образовательной среде»


Автор: Токарев Артем Сергеевич
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Структурированная «Папка флейтиста», как инструмент планирования занятий в современной образовательной среде»
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Детская школа искусств «Вдохновение»

____________________________________________________________

*

446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск ул. Миронова, д. 11-а,

(

/ факс 35-200; 35-202

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА-ПРЕЗЕНТАЦИИ

по специальности «Флейта»

Тема: «Структурированная «Папка флейтиста», как инструмент планирования

занятий в современной образовательной среде»

Токарев Артем Сергеевич

преподаватель первой категории

по классу духовых

инструментов

2022

Цель: продуктивное освоение учеником учебной программы.

Задачи: - систематизация учебного процесса в классе и дома;

- работа над синтезом творческой деятельности и деятельности

логического мышления каждого ученика.

Тема сообщения: «Структурированная папка флейтиста».

Ход презентации-урока:

В данной работе речь пойдет не только о Папке флейтиста, но так же о

дневнике учащегося и индивидуальном плане.

Весь нотный материал и наглядные пособия, за небольшим

исключением; построение урока и домашних занятий, разработано

ведущими музыкантами - педагогами СССР, России и зарубежья.

В данном сообщении хочу поделиться, как уже сложившиеся система

обучения на духовом инструменте находит воплощение в моём классе

непосредственно в нотной папке, дневнике и в индивидуальном плане.

Урок «Специальность» - содержит в себе основные этапы работы

учащегося и состоит из определенной системы действий. Отработав эту

систему на уроке, ученик сможет повторить и воспроизвести её в домашних

занятиях.

1) Длинные ноты (продолжительные звуки)

2) Гаммы

3) Упражнения

4) Этюды

5) Произведения

6) Ансамбли

Вот полный список того, что ждет ученика - духовика в музыкальной

школе и над чем будет проводиться работа в классе и дома.

Очень важно найти баланс в работе в классе и дома над этими

составляющими и чтобы ничего не оставалось без внимания.

Как я вижу этот баланс, например, в индивидуальных занятиях

1) Длинные ноты 10%

2) Гаммы 10%

3) Упражнения 10%

4) Этюды 10%

5) Ансамбли 10%

6) Произведения 50%

Может ли ученик относится к одному или нескольким пунктам

специальности не с должным вниманием или вообще забросить в своих

индивидуальных занятиях?

Естественно может.

Как поступить в данном случае педагогу?

Преподавателю поможет четко, ясно и кратко записанное домашнее

задание в дневнике. Полное, детальное отражение работы в его

индивидуальном плане. Ноты и наглядные пособия в папке с файлами. И,

что немаловажно, наличие непосредственно в классе педагогического

материала, наглядных пособий и использование средств мультимедиа на

уроке и дома.

Итак – папка флейтиста, дневник, индивидуальный план. Эти три

документа объединены в один педагогический инструмент, о котором

пойдет речь далее.

Важность работы с дневником:

Домашние задание должно быть записано кратко и по пунктам.

Первый пункт – играть каждый день (говорить и записывать в дневник это

необходимо всегда). Второй пункт – длинные ноты (аналогично с первым

пунктом). Третий – «К техническому зачету». То, что нужно к тех. зачету

выписывается в конце дневника: какие гаммы, какие этюды, вопросы по эл.

теории и термины.

Следующие пункты про произведения, ансамбли и упражнения.

Далее обязательные моменты связанные с постановкой корпуса, рук,

головы и т.д. плюс дыхание, постановка губ и положение инструмента.

В конце домашнего задания делаем пометки для себя – с чего начать

следующий урок, на чем сделать акцент.

Бонусом к домашнему заданию можно использовать – на уроке дать

свой смартфон ученику, чтобы он снял, как педагог играет определённое

сложное место или способы проработки сложного места. Важно в таких

видео, если и присутствует речь в конце или начале ролика, то только

тезисно и лаконично и еще желательно, чтобы видео не превышало

минуты. Отснятое видео отправляется в мессенджер родителям или самому

ученику.

Пример домашнего задания

1) Играть каждый день!

2) Длинные ноты – ровный звук, точная атака!

3) К тех. зачёту

4) Анданте – целиком наизусть, дыхание, где написано

5) Аллегро – ровные восьмые, шестнадцатые отдельно с проработкой

(см. видео), до черты наизусть.

6) Упр на верхний регистр 1-4

7) Ансамбли – по нотам без ошибок

8) Голову не наклонять, пальцы строго над клапанами.

Важный момент – когда записывается домашнее задание в конце урока,

ученик должен стоять рядом с педагогом, а педагог, записывая дз,

одновременно давать каждому пункту свой комментарий, даже к 1-3

пункту.

Индивидуальный план для педагога это не только учебный документ,

который он должен вести, это еще история развития, хронология и

планировщик задач плюс, в какой-то мере дневник самого ученика,

который он точно не сможет забыть дома или потерять.

Необходимо вносить в программу по полугодиям в левой части

индивидуального плана не только произведения, этюды, гаммы и ансамбли,

но и освоенные ноты, разделы из пособий с упражнениями, названия новых

отдельных больших упражнений. Одним словом все, что связанно с игрой

на инструменте.

Иногда индивидуальный план заменяет забытый дома дневник или

папку с нотами. Можно не рассчитывать на память ученика и за несколько

минут подготовить все произведения, ансамбли, этюды и упражнения к

уроку.

Но самое главное, как уже упоминалось выше, индивидуальный план -

это инструмент построения развития ученика, он должен быть всегда под

рукой (все индивидуальные планы у меня находятся на рабочем столе),

чтобы можно было в любой момент делать пометки на будущее по

репертуару.

«Структурированная папка флейтиста». Из чего состоит эта папка.

Естественно это произведения, этюды, упражнения, ансамбли. Но и не

менее важной составляющей являются наглядные пособия. Так же в папках

моих учеников иногда присутствуют прописи и чистые нотные листы.

По флейте нотный материал в основном беру из таких замечательных

пособий как:

1) Николай Иванович Платонов – Школа игры на флейте

2) Юрий Николаевич Должиков – Нотная папка флейтиста

3) Юрий Николаевич Должиков – Детский альбом

4) Юрий Николаевич Должиков - Пьесы русских композиторов

5) Юрий Николаевич Должиков - Хрестоматия для флейты 1990

6) Александр Васильевич Корнеев – Хрестоматия 1-3 классы

7) Владимир Николаевич Цыбин – Основы техники игры на флейте

8) Time Pieces for Flute

9) Юлия Гараникова и Кристина Панова – Хочу играть НА ФЛЕЙТЕ!

10) Этюды для флейты 1-5 класс, составитель Юрий Николаевич

Должиков

11) 100 этюдов для флейты

12) Giuseppe Gariboldi – Thirty Easy and Progressiv Studies for Flute

Блокфлейта:

1) Иван Фёдорович Пушечников – Школа игры на блокфлейте

2) Иван Фёдорович Пушечников – Музыкальная мозаика

3) Иван Фёдорович Пушечников – Азбука начинающего

блокфлейтиста

4) Симонова В. И. – Сборник пьес для блок флейты «Кроха»

5) Александр Кискачи – Школа для начинающих

6) Иван Фёдорович Оленчик – Хрестоматия для блокфлейты

7) В.И Фурманов – Репертуар блокфлейтиста

8) А. Покровский – Начальные уроки игры на блокфлейте

9) А. Покровский – В школе и дома

10)

И. В. Станкевич – Легкие этюды для блокфлейты с фортепиано

11)

Х. А. Юрисалу

12)

Том Хорн – 20 легких дуэтов для детей

Сборник «Сделай сложное простым» Егора Тюкина использую на

уроке для чтения нот с листа и для, как написано на самом учебнике,

«преодоления метроритмических трудностей, на первоначальном этапе

обучения»

Хочу заметить, что некоторые блокфлейтовые ансамбли подходят так

же и для флейты. Например, некоторые ансамбли из пособия «Начальные

уроки игры на блокфлейте» А. Покровского очень хорошо подходят для

ансамбля флейт. А некоторые ансамбли из «ХОЧУ ИГРАТЬ НА ФЛЕЙТЕ»

Ю. Гараниковой и К.Пановой так же прекрасно подходят для блокфлейты.

Да и вообще произведения, этюды и ансамбли для 1, 2 класса флейты и

блокфлейты очень схожи по уровню сложности и для флейты можно брать

произведения для блокфлейты и наоборот.

В век высоких технологий можно запросто найти в интернете

интересные наглядные пособия или же из найденных при помощи

элементарных редакторов сделать новое, или же создать новое.

Примеры некоторых наглядных пособий, которые я использую

1) Расположение нот первой и второй октавы

2) Длительности

3) Таблица аппликатуры поперечной флейты

4) Про штрихи

5) Нота с точкой

6) Динамические оттенки

А теперь перейдем непосредственно к тому, как выглядят папки

вживую. (презентация на видео)

Как вы могли заменить, на некоторых произведениях закреплены

листки, а на них выписаны способы проработки произведения это лишнее

напоминание, что обязательно нужно работать по частям и как это нужно

делать.

Таким образом, такая структурированная папка помогает в работе как

ученику, так и педагогу. Все в одном месте – произведения, ансамбли,

упражнения. Есть все ответы на вопросы (наглядные пособия и заметки на

нотах). При помощи дневника педагог выставляет приоритеты в работе, а

индивидуальный план – планировщик на будущее.

Четкая структура и система важны в каждом деле, так же как

дисциплина и преодоление трудностей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники